Главная / Начальные классы / Методическая разработка проекта на тему "Дымковская игрушка"

Методическая разработка проекта на тему "Дымковская игрушка"

Тема проекта : Дымковская игрушка

Класс: 2, школа I ступени

Состав участников: внутриклассный

Время работы над проектом: I четверть

Форма работы: занятия в творческой мастерской

Тип проекта : тврческий

Информационно – техническое обеспечение:

Лазерный диск, компьютер, проекционная система, DVD – проигрыватель, телевизор.

Дополнительно привлекаемые специалисты:

учитель ИЗО Драненко Е.А.

библиотекари:

Меркуш В.В. ( школьная библиотека),

Кондратьева Л.Г. ( центральная детская библиотека)

Родители учащихся класса:

Шнайдер Е.Н. ( педагог – скульптор школы искусств)

Шнайдер А.А.

Абросимова Н.А.

Шупрудько В.Н.

Естелина О. А

Введение

Почему выбран проект «Дымковская игрушка»

Идея проекта возникла благодаря стремлению реализовать приоритетную задачу духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Как учитель полностью разделяю положения «Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников».

Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа.

Задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта. Сотрудничество культуры, науки и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества. ⌠1⌡

Духовно – нравственное развитие начинается в семье. Школа должна создать «общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания». ⌠1⌡ Основным содержанием духовно – нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые, в том числе в культурном наследии и народном творчестве.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие. ⌠1⌡

Таким образом, было необходимо организовать такую деятельность детей и родителей, которая объединила интерес на создание продукта, представляющего художественную национальную ценность и, в то же время, была увлекательной и доступной. В качестве такого продукта выбрана игрушка, как воплощение русского народного художественного промысла. Его достойным представителем является дымковская глиняная игрушка. Её изготовление позволяет решить целый ряд задач нравственного воспитания. Уникальная вятская игрушка( её аналоги практически отсутствуют), яркая, разнообразная, жизнерадостная, безусловно, привлекательна для младших школьников. Её многовековая история и достойное представление в музеях страны позволяет надеяться на то, что данный народный промысел популярен, почитаем детьми и взрослыми. Учителю лишь необходимо обучить элементарной технике её изготовления. Однако первичная беседа с детьми и их родителями показала, что вятская игрушка незаслуженно забыта. Для подтверждения этого вывода учащимся было предложено провести соответственный опрос:




младшие

школьники

старшеклассники

взрослые

до 40 лет

более

40 лет


опрошено

16 чел.

18 чел

21 чел.

19 чел.

не стали отвечать


_______


6


_________


___________

не знают

12 чел.

5

11 чел.

9

неточные ответы

1 чел.

3

7 чел.

8 чел.



Вывод: вятская игрушка, самобытная и яркая страница народного творчества несправедливо забыта. В результате возникла необходимость найти такие формы работы, которые максимально способствовали бы творческой деятельности по достижению результата.

Педагогическая деятельность по созданию условий для её формирования требовала обновления, более инновационного характера: во – первых, должны быть определены формы работы, максимально обеспечивающие деятельность самих ребят, во – вторых, следует максимально включить родителей. Такие формы работы известны, но не стали постоянной педагогической практикой. Обновлению учебной деятельности способствовали проектный метод обучения, практико – ориентированный проект, апробированный на занятиях творческой мастерской для младших школьников, которая в системе работает в лицее имени В.Г. Сизова г. Мончегорска на протяжении четырёх лет.


1.Актуальность проекта

Проект «Дымковская игрушка» актуален, т.к.

- позволяет решать ключевые задачи нравственного воспитания и развития

- восполняет определённый дефицит духовно – нравственных ценностей и знаний культурного наследия


2. Цель обучения, воспитания и развития при работе над проектом:

- создать условия для активной и самостоятельной деятельности обучающихся и их родителей


Задачи:

воспитание интереса к народному творчеству, бережного отношения к традициям народа

способствовать:

- формированию навыков поисковой и исследовательской работы;

- формированию навыков коммуникативного взаимодействия;

- формированию умений представить результаты своей работы


2. Планирование и основное содержание проекта «Дымковская игрушка


I этап – организационно - мотивационный. Определение задач, планирование деятельности. Роль учителя – направляющая.


II этап – поисково- исследовательский. Учащиеся собирают информацию о дымковской игрушке, готовят представление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная.


III этап – практический. Роль учителя – обучающая.


IV этап – презентация проекта и его продукта. Роль учителя – сотрудничество.


Продукт проекта: выставка дымковских игрушек ко дню матери


2.1 Проблема проекта:

Несоответствие между исторической уникальностью и художественной ценностью дымковской игрушки как элемента народного промысла и её современного восприятия

Цель: изучить технологию изготовления дымковской игрушки, изготовить из глины барыню

Задачи (способы решения) проекта

осуществить поиск информации по обозначенной проблеме;

  • осуществить планирование проекта:

  • подготовить необходимый материал для изготовления игрушки

  • провести анализ полученных результатов;

  • выбрать форму отчета о проделанной работе;

  • развивать самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение.

2.2 Этапы работы над проектом

I этап – организационно- мотивационный.

Задачи, планирование, выявление впечатления о дымковской игрушке. Опрос взрослых, учащихся младших классов, старшеклассников - усиление мотивации. Подведение итогов ответом на вопрос: «Можно ли не знать, забыть дымковскую игрушку? Роль учителя направляющая.


II этап – поисково- исследовательский

Сбор информации о дымковской игрушке. Занятия в школьной и городской библиотеках. Развитие навыка работы с книгой, информационными источниками. Посещение школы искусств: занятие под руководством педагога скульптора Шнайдера Е.Н. (папы ученицы класса Шнайдер М.). Занятие учителя ИЗО лицея Драненко Е.А.

Подведение итогов работы на этапе «Что мы узнали о дымковской игрушке». Просмотр видеоролика «Дымковская игрушка», отснятого Шупрудько В.Н. (папой ученицы класса Шупрудько Т.) и отражающего работу групп с информационными источниками.

III этап- практический

Работа над изделием. Групповые занятия в классе с помощью консультантов. Выполнение эскиза « Дымковская игрушка» мастер – класс педагога Естелиной О.А. (мамы ученика класса Естелина К. )

Выполнение игрушки из глины: мастер класс педагога – скульптора школы искусств Шнайдера Е.Н., присутствуют родители. Занятие сопровождается исполнением народной песни, танца «Барыня» (под руководством мамы ученицы класса Абросимовой Н.А.

Роль учителя обучающая : правильное оформление полученной информации.

4. Презентация проекта и его продукта

Рефлексия учащихся у выставки работ.


5. Краткое содержание занятий

1 занятие

Проект начинается с мультимедийной презентации. Во время презентации учащиеся знакомятся с видом дымковской игрушки, демонстрируют уже имеющиеся знания по теме проекта.

Это мотивирует их на проведение исследований в проекте.


«знаю»

Хочу узнать

Название игрушки

Из какого материала её делают?

Почему для лепки используется глина?


Где родилась дымковская

игрушка?

Когда появилась игрушка?

Кто её делает?

Как её делают?

Как украшают?

Учащиеся добровольно делятся на 4 группы по 6 человек. Учитель рекомендует список литературы по теме.


2 занятие

Вопросы для групп:

О чём вы хотите рассказать в своём проекте? С чего начнём работу? К кому обратимся за помощью? Как продолжим работу? Какой материал понадобится? Какую игрушку выберем для лепки? Чем закончим проект?

Построение плана проведения микроисследований:

«История возникновения дымковской игрушки»

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Когда появилась игрушка?

Как возник этот вид промысла?

1.Кто делал игрушки?

2. Для кого их лепили?

«Как делают дымковскую игрушку?»

1.Как готовят глину для лепки?

2.Порядок лепки игрушки – дымковской барыни.

Как раскрасить игрушку?

1.Чем отличается от других игрушек?

2. Какие узоры используют?

3 занятие

Консультации для групп: ( у каждой группы свой консультант)

библиотекаря лицея Меркуш В.В. (учит находить нужную информацию в справочной литературе и электронной библиотеке Кирилла и Мефодия по теме исследования «История возникновения дымковской игрушки (занятие проводится в библиотеке лицея).

библиотекаря городской центральной детской библиотеки Кондратьевой Л.Г. по теме исследования «Как возник этот вид промысла?» (занятие в городской библиотеке)

учителя ИЗО Драненко Е.А. «Как раскрасить дымковскую игрушку?»

педагога – скульптора школы искусств Шнайдера Е.Н. (папы ученицы класса Шнайдер М.) по теме «Как делают дымковскую игрушку?»

( занятие проводится в школе искусств)

Ведётся видеосъёмка работы групп папой ученицы класса Шупрудько В.Н.

4 занятие

Обмен информацией. Просмотр видеоролика, отснятого папой ученицы класса Шупрудько В.Н. Группы готовят общее сообщение.

Учитель Турбылева Н.Ф. оказывает помощь в оформлении материала для устных выступлений. Мама ученицы класса Абросимовой Л. разучивает с учащимися танец

« Барыня». Подготовка глины для лепки барыни. (консультация мамы ученицы класса Шнайдер А.А.)

5 занятие

Под руководством мамы ученика класса Естелиной О.А.. учащиеся выполняют эскиз дымковской барыни.

6 занятие

Приглашены родители. Учащиеся представляют результаты микроисследований. Мастер – класс педагога – скульптора школы искусств Шнайдера Е.Н. по изготовлению из глины дымковской барыни. Занятие сопровождается исполнением народной песни ученицей класса Луценко Юн., танца «Барыня» (под руководством мамы ученицы класса Абросимовой Н.А.

Результат: глиняная игрушка- барыня

Процесс изготовления дымковской барыни из глины отражён в видеофильме, который имеется у каждого учащегося класса (продолжительность съёмки 40 мин)


7 занятие

Продолжение работы над изделием: обеливание и роспись игрушки (часть учащихся выполняет работу по украшению игрушки дома с родителями)

8 занятие

Презентация проекта. Обсуждение по проблеме «Как лучше рассказать о своей работе». Рефлексия : дымковская игрушка – это….


Общие выводы:

Данный проект позволил решать ключевые задачи нравственного воспитания и развития, восполнил определённый дефицит духовно – нравственных ценностей и знаний культурного наследия и положил начало совместной творческой работе детей и их родителей.

В результате системного привлечения родителей к разработке и осуществлению проектов у учащихся класса последовательно и терпеливо формируется стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию, раскрываются таланты и способности.

Работа продолжилась. Разработан, осуществлен и представлен на городском конкурсе « Созвездие. Талант» проект «Книга сказок нашего класса

Совместные проекты «Маленькая книжка о большой семье», «Герои рядом с нами», «Книга сказок нашего класса» создали условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома.

Создание общего школьно-семейного пространства духовно-нравственного воспитания способствовало тому, что школа стала для учащихся не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка.


Литература:

1.Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников. Москва, 2009

2. Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. «Детская литература, Москва, 1964 г.

3. Дайн Г.А. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся – М, : Просвещение , 1994 г. -288 с.

4. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах – М.: Просвещение, 1982 – 240 с.




Методическая разработка проекта на тему "Дымковская игрушка"
  • Начальные классы
Описание:

Проект «Дымковская игрушка» представляет собой практическую разработку восьми занятий творческой мастерской. Данные занятия направлены на реализацию приоритетной задачи духовно – нравственного воспитания и развития младших школьников.

                Методическое обеспечение занятий позволяет решать задачи обучения, формирования конкретных навыков и умений, расширять кругозор учащихся, а также создаёт условия для понимания историко – культурной ценности народного промысла.

                Проект включает раскрытие актуальности данного вида педагогической  деятельности; этапы и краткое содержание проектной технологии, позволяющей организовать совместную творческую работу детей и их родителей по изготовлению дымковской игрушки

Автор Турбылева Нина Фёдоровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 843
Номер материала 42492
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓