Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка по русскому языку. "Морфемика"

Методическая разработка по русскому языку. "Морфемика"

Повторно-обобщающий урок по разделу « Морфемика » Учитель МОУ СОШ 58 Тараева ...
ЦЕЛИ УРОКА Обучающие: Закрепление теоретических понятий; Закрепление практиче...
1.Написание слова по морфемам. 2.Замена одного звука на другой в рамках одной...
п о м о р ф е м н о е ч е р е д о в а н и е к о р е н ь с у ф ф и к с г н е ...
На какие 2 группы делятся морфемы? Чем отличаются словообразовательные морфем...
На сверкающих кустах- Снежные халаты. Скрипнут лыжи на бегу В белом Снегоград...
Результат выполнения задания Однокоренные слова Снегам Снежные Снеговикам Зас...
«третий лишний» Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор. К...
Снег сказал:”Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отражен...
вывод Главное в корне не созвучие и схожесть в написании и произношении. Одно...
Роль и значение приставок и суффиксов От данных слов образуйте слова со значе...
Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка- старушка Из окна глядит. Внукам- ш...
ВЫВОД ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ; СУФФИКСЫ МОГУТ ...
Домашнее задание Сделайте словесную зарисовку о зиме(письменно) или Напишите ...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Повторно-обобщающий урок по разделу « Морфемика » Учитель МОУ СОШ 58 Тараева М.А
Описание слайда:

Повторно-обобщающий урок по разделу « Морфемика » Учитель МОУ СОШ 58 Тараева М.А.

№ слайда 2 ЦЕЛИ УРОКА Обучающие: Закрепление теоретических понятий; Закрепление практически
Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА Обучающие: Закрепление теоретических понятий; Закрепление практических навыков морфемного анализа; Совершенствование орфографических навыков; Систематизация изученного материала. Развивающие: Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать; Обогащение словарного запаса; Овладение средствами речевой выразительности. Воспитывающие: Воспитание активности, наблюдательности, тактичности, самостоятельности, взаимопомощи.

№ слайда 3 1.Написание слова по морфемам. 2.Замена одного звука на другой в рамках одной мо
Описание слайда:

1.Написание слова по морфемам. 2.Замена одного звука на другой в рамках одной морфемы. 3.Общая часть родственных слов, содержащая их основное значение. 4.Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова. 5.Все однокоренные слова составляют словообразовательное …? 6.Наименьшая значимая часть слова. 7.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. 8.Изменяемая часть слова, служащая для образования форм слова. 9.Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 10.Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

№ слайда 4 п о м о р ф е м н о е ч е р е д о в а н и е к о р е н ь с у ф ф и к с г н е з д
Описание слайда:

п о м о р ф е м н о е ч е р е д о в а н и е к о р е н ь с у ф ф и к с г н е з д о м о р ф е м а п р и с т а в к а о к о н ч а н и е о с н о в а

№ слайда 5 На какие 2 группы делятся морфемы? Чем отличаются словообразовательные морфемы о
Описание слайда:

На какие 2 группы делятся морфемы? Чем отличаются словообразовательные морфемы от формообразующих? Чем отличаются однокоренные слова и формы слова?

№ слайда 6 На сверкающих кустах- Снежные халаты. Скрипнут лыжи на бегу В белом Снегограде,
Описание слайда:

На сверкающих кустах- Снежные халаты. Скрипнут лыжи на бегу В белом Снегограде, Впишут синюю строку В снежные тетради. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный… Чем не сказка белый свет? Снежный-снежный-снежный! Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. А в завьюженных лесах- Снежные палаты. Снежная сказка. 1.Выпишите из стихотворения в 2 колонки Однокоренные слова; Формы слова. 2.Добавьте каждую колонку своими примерами. 3.Объясните правописание корней и окончаний.

№ слайда 7 Результат выполнения задания Однокоренные слова Снегам Снежные Снеговикам Заснеж
Описание слайда:

Результат выполнения задания Однокоренные слова Снегам Снежные Снеговикам Заснеженной Снежки Снегурки Снегограде Формы слова Снегам, снег, снега Снежные, снежном, снежный

№ слайда 8 «третий лишний» Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор. Как
Описание слайда:

«третий лишний» Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор. Как называются такие корни? Дорога, дорогая, дорожный, подорожник Медь, медяк, медный, медовый Водитель, водичка, водяной, подводный Печник, печальный, опечалился Смешной, смешить, смешать

№ слайда 9 Снег сказал:”Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных
Описание слайда:

Снег сказал:”Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей.” Каламбур-шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих ,но разных по значению слов; игра слов. Найдите слова, которые позволяют стихотворению «играть».Подберите к каждому такому слову однокоренные слова.

№ слайда 10 вывод Главное в корне не созвучие и схожесть в написании и произношении. Однокор
Описание слайда:

вывод Главное в корне не созвучие и схожесть в написании и произношении. Однокоренные слова должны иметь общее значение. Следует различать омонимичные корни. Это важно для правописания. Использование омоформ и слов с омонимичными корнями- один из приемов художественной литературы.

№ слайда 11 Роль и значение приставок и суффиксов От данных слов образуйте слова со значение
Описание слайда:

Роль и значение приставок и суффиксов От данных слов образуйте слова со значением лица: Читать Библиотека Перевод Юмор Дуэль Сравните две группы слов. Что вы можете сказать о значении суффикса? Переводчик Извозчик Перебежчик Телефончик Диванчик Барабанчик От данных слов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением: Бежать Лететь Скакать Выделите орфограммы в суффиксах и приставках. Запомните написание этих морфем.

№ слайда 12 Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка- старушка Из окна глядит. Внукам- шалу
Описание слайда:

Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка- старушка Из окна глядит. Внукам- шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег… Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом… В снежном доме будет Резвая игра… Пальчики застудят,- По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна- Ан уж снег растаял, На дворе весна! А. Блок. Ветхая избушка. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова их роль в стихотворении? Найдите группы однокоренных слов. Какие картины они помогают создать? Выполните морфемный разбор выделенных слов.

№ слайда 13 ВЫВОД ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ; СУФФИКСЫ МОГУТ НОС
Описание слайда:

ВЫВОД ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ; СУФФИКСЫ МОГУТ НОСИТЬ ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР,ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАТЬ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ,ПРИЗНАКУ,КАЧЕСТВУ; НА УРОВНЕ МОРФЕМИКИ НАБЛЮДАЮТСЯ ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОСТИ, ОМОНИМИИ, СИНОНИМИИ, АНТОНИМИИ.

№ слайда 14 Домашнее задание Сделайте словесную зарисовку о зиме(письменно) или Напишите неб
Описание слайда:

Домашнее задание Сделайте словесную зарисовку о зиме(письменно) или Напишите небольшую «зимнюю» сказку. В своей работе используйте однокоренные слова, слова с оценочными суффиксами.

Методическая разработка по русскому языку. "Морфемика"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная презентация представляет собой методическую разработку повторно-обобщающего урока по теме "Морфемика" в 5 классе. Ориентирована на изучение русского языка по программе В.В.Бабайцевой, однако может быть использована и в рамках изучения по другим УМК.

На уроке закрепляются теоретические понятия, практические навыки морфемного анализа,проводится работа по совершенствованию орфографических навыков, изученный материал обобщается и систематизируется.

Для повторения терминологии учащимся предлагается разгадать кроссворд.

На примере каламбуров учащиеся знакомятся с особенностями употребления омоформ и омографов.

 

 

 

Автор Тараева Мария Александровна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 445
Номер материала 12767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓