Методическая разработка урока русского языка по теме
«Учимся писать письма».
4 класс
Учитель
начальных классов МКОУ СОШ № 4 – Паномаренко С.В.
Тип урока: практический
урок формирования навыков.
Цели:
·
познакомить учащихся со
значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и
востребованность обществом;
·
показать, что письмо
является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические
особенности;
·
научить детей писать
письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;
·
научить оформлять
(заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления;
·
совершенствовать навыки
орфографической зоркости;
·
способствовать
формированию навыков изложения информации в письменном виде;
·
воспитывать
доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование и реквизит:
- компьютерный проектор;
- почтовый ящик, конверты, марки;
- карточки «Проверь себя»;
- таблица «Схема текста письма».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Создание положительного настроя.
II. Актуализация знаний.
Начнем наш урок
с загадок:
а/ Кто в семь часов
уж начал дело,
И в десять сумка
похудела,
А к 12 часам
Все разнес по
адресам? (Почтальон)
б/ Синий домик у
ворот.
Там дверца узкая
под крышей –
Не для белки, не
для мыши,
Не для вешнего
жильца,
Говорливого
скворца.
Говорят, что в
эту дверь
По утрам влетают
вести,
Полчаса проводят
вместе.
Вести долго не
гостят –
Во все стороны
летят! (Почтовый ящик)
в/ Семя плоско, поле
гладко,
Кто умеет, тот и
сеет,
Семя не всходит,
а плоды приносит. (Письмо)
г) Заклеили клеем
прочно
И ко мне прислали
срочно.
Я его не пожалею:
Получу и в миг
расклею. (Конверт)
- Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
III. Открытие новых знаний.
а/ Из
истории письма
Ученик 1: Когда-то люди писали на глиняных и деревянных
дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. А вот в Австралии в давние
времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра.
Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В
Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у
предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли
донести до своих адресатов все, что желали сообщить им «отправители».
Учитель: Вот что произошло с героями Р.Киплинга в одной из его сказок «Как было
написано первое письмо».
Ученик 2: В каменном веке жил первобытный человек. Звали его
Тешумай. Ни писать, ни читать он не умел. Была у него маленькая дочь Таффи. И
вот однажды отправились они к реке, чтобы набить к обеду карпов. И только они
взялись за охоту, копье сломалось. Идти за запасным копьем, которое находилось
дома, было далеко. Он стал чинить сломанное копье, а Таффи думала о том, как
было бы хорошо, если бы она умела писать. Она бы написала записку домой, чтоб
прислали другое копье. В это время по берегу реки проходил незнакомец. Он не
понимал ничего, что говорила ему девочка. Таффи нарисовала на бересте то, что
случилось с ними, а также дорогу к ее дому, чтобы незнакомец не заблудился;
маму, чтобы незнакомец знал, кому отдать письмо. Но мама Таффи, получив
послание, испугалась, подумав, что мужа и дочь взяли в плен. Когда незнакомец
привел племя к реке, все увидели что Тешумай и Таффи живы и невредимы.
Учитель: Почему мама Таффи не поняла послание дочери?
Вывод: Очень трудно прочитать письмо, если отправитель придавал письменным
знакам одно значение, а читавший – другое. Ничего хорошего не получалось.
Учитель: От рисуночного письма до письма иероглифами – большой путь.
- Что значит иероглиф? (Предположения
детей)
Учитель: Иероглиф – письменный знак, условное изображение или
рисунок, выражающий целое понятие.
Ученик 3: Иероглифы – это рисунки. Они обозначали то, что мы
сейчас называем слогами, словами. Иногда иероглифы могли обозначать и сочетание
слов. Но такое письмо в повседневной жизни не очень удобно: и грамоте нелегко
было учиться, и рисунки на все слова придумать трудно. Тогда и появились буквы.
Их первыми придумали и ввели в употребление финикийцы. А в 9 – 8 веках до нашей
эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения
гласных букв. Так возник настоящий алфавит. Многие народы заимствовали свою
письменность у финикийцев через греков. Во второй половине 10 века двое ученых
Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь.
Этим письмом писали так, как пишем мы теперь.
Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма, а знаете ли вы, что такое письмо?
(Ответы детей)
Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте
обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения
чего-нибудь кому-нибудь.
IV. Особенности текста письма. Структура письма.
- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения
связаны по смыслу, есть законченная мысль.)
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало
(зачин), основную часть и концовку.
Учащиеся рассматривают таблицу, читают текст письма.
Схема текста письма
|
Письмо
|
I.
Обращение.
Начальная фраза о состоянии переписки.
II. Основное содержание письма, сообщение о
новостях.
III. Вопросы к адресату (родителям).
Благодарность.
Просьбы.
Приветы.
Прощание.
Подпись.
Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом
верхнем углу).
|
Дорогие мама и
папа!
Получила ваше
письмо.
Опишу вам, как идёт жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей…
Живём мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали
гости – белорусские школьники…
Как вы живёте? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?
Спасибо за то, что вы положили мне тёплые вещи.
Я прошу вас писать мне почаще.
Передавайте большой привет Марии Петровне и Тане.
До свидания.
Любящая вас Катя.
3 июня 2007 года. Анапа.
|
- Докажите, что письмо – это текст. (В нём говорится о
жизни Кати в спортивном лагере. В нём все предложения связаны между собой по
смыслу и грамматически).
- Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало,
основная часть, концовка).
- Что включает в себя начало? (Обращение... Предложение, в
котором говорится о состоянии переписки…)
- О чём говорится в основной части письма? (В основной
части письма Катя пишет о себе, о своей жизни в спортлагере. Это то, что
интересует её родителей).
- Как завершается письмо? Да, концовка содержит много
элементов: вопросы к родителям, благодарность, просьбу писать письма, приветы,
подпись и дату. Конечно, не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот
вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах
подобного рода. При этом нередко письмо начинается с благодарности и с вопросов
к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе.
V. Работа по редактированию письма.
- Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную
часть, концовку.
Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы
купили с мамой три золотые рыбки. В воскресенье ездили в лес за грибами. Я
нашла три подберёзовика и пятнадцать груздей.
До свидания.
Лена.
- Письмо Лены начинается с обращения к бабушке. Какое
обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!.. Здравствуй,
дорогая бабуля!»).
- Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесёт
бабушке радость.
- О чём можно было бы ещё написать в начале письма? (О
состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала…» Или: «Мы получили твое
письмо…»)
- Как подтверждает Лена свою мысль «Мы живём хорошо»? (Лена
пишет о хороших событиях в её жизни).
- Какие части включает концовка письма? (Прощание и
подпись).
- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою
любовь или доброе отношение к бабушке? (Конечно, можно. Не просто «До
свидания», а «До свидания, моя дорогая бабуля», «Целую и обнимаю тебя», «Твоя
внучка Лена, которая тебя очень любит» и т.д.)
- Отредактируйте текст письма.
- Прочитайте, какое письмо получилось.
- Какое письмо вам больше нравится? Почему? (Оно
более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости.)
VI. Давайте коротко сформулируем правила
написания письма:
·
Во-первых, письмо всегда
предполагает того, кому оно адресовано;
·
Во-вторых, необходимым
условием для такого вида общения между людьми является искренность и
непринужденность;
·
В третьих, для письма
характерны устоявшиеся этикетные нормы приветствия и прощания.
Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только
правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до
адресата.
- Кого мы называем адресатом? («Адресат» - тот, кому
адресовано письмо).
VII. Оформление конверта.
Учитель. В рассказе А. П. Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в
ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем
адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?
Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя,
нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес. (Дети рассматривают
образец заполнения и подписывают конверты.)
Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
(С. Маршак)
Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их
сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно
доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики.
Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в
левом нижнем углу конверта. В индексе - шесть цифр. Первые три цифры обозначают
область, город. Три другие - почтовое отделение. Например: 357937. 357 –Ставропольский
край, 937 - номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.
Правила написания адреса
1. Писать правильно, разборчиво, грамотно,
аккуратно.
2. Названия стран, городов, поселков,
деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия,
имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном
падеже.
3. Внизу, в левой части конверта пишется
цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоявший из шести цифр
(образец написания дан на обратной стороне конверта).
4. Располагаются части адреса в строго
установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской
местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта,
района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя.
Например: слайд 7
357937 ул. Степная д.25
п. Верхнестепной
Степновский район
Ставропольский край
Шубину Ивану Петровичу.
Письма - это маленькие путешественники. Из города в город
они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как
и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый,
кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были
придуманы в Англии около ста пятидесяти лет тому назад.
VII. Закрепление изученного.
Предлагаю вам написать письмо. Письмо другу, бабушке, семье
и т.д.
Затем разборчиво, грамотно и аккуратно по всем почтовым
правилам оформите конверт.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в
прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания
мы находим у А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Сейчас телефон,
телефакс, Интернет вытеснили письма, деловые и личные. Но не следует забывать
об этом древнем способе общения людей.
- Какие правила составления писем вы узнали на уроке?
Работа по карточкам «Проверь себя»:
1. Для письма
используй ... лист бумаги.
2. Письмо - это
текст. Назови его части: ... .
3. Отвечать на
письмо нужно ....
4. Письмо
складывается текстом ....
5. Адрес нужно
писать ....
6. Не забывай
указать на конверте ....
Слова для справок: «чистый», «обращение», «сообщение», «прощание»,
«подпись», «как можно быстрее», «внутрь», «разборчиво», «индекс».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.