Главная / Начальные классы / Методическая разработка по русскому языку на тему "Учимся писать письма" (4 класс)

Методическая разработка по русскому языку на тему "Учимся писать письма" (4 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме

«Учимся писать письма».

4 класс


Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4 – Паномаренко С.В.



Тип урока: практический урок формирования навыков.


Цели:

  • познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и востребованность обществом;

  • показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;

  • научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;

  • научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления;

  • совершенствовать навыки орфографической зоркости;

  • способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.


Оборудование и реквизит:

- компьютерный проектор;

- почтовый ящик, конверты, марки;

- карточки «Проверь себя»;

- таблица «Схема текста письма».



















Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Создание положительного настроя.


II. Актуализация знаний.

Начнем наш урок с загадок:


а/ Кто в семь часов уж начал дело,

И в десять сумка похудела,

А к 12 часам

Все разнес по адресам? (Почтальон)

hello_html_15228adb.jpg


б/ Синий домик у ворот.

Там дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

Говорят, что в эту дверь

По утрам влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят! (Почтовый ящик)

hello_html_m3605608c.png

в/ Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот и сеет,

Семя не всходит, а плоды приносит. (Письмо)

hello_html_m35884e3e.jpg


г) Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и в миг расклею. (Конверт)


hello_html_74de22eb.jpg



- Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?


III. Открытие новых знаний.


а/ Из истории письма

Ученик 1: Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им «отправители».



Учитель: Вот что произошло с героями Р.Киплинга в одной из его сказок «Как было написано первое письмо».


Ученик 2: В каменном веке жил первобытный человек. Звали его Тешумай. Ни писать, ни читать он не умел. Была у него маленькая дочь Таффи. И вот однажды отправились они к реке, чтобы набить к обеду карпов. И только они взялись за охоту, копье сломалось. Идти за запасным копьем, которое находилось дома, было далеко. Он стал чинить сломанное копье, а Таффи думала о том, как было бы хорошо, если бы она умела писать. Она бы написала записку домой, чтоб прислали другое копье. В это время по берегу реки проходил незнакомец. Он не понимал ничего, что говорила ему девочка. Таффи нарисовала на бересте то, что случилось с ними, а также дорогу к ее дому, чтобы незнакомец не заблудился; маму, чтобы незнакомец знал, кому отдать письмо. Но мама Таффи, получив послание, испугалась, подумав, что мужа и дочь взяли в плен. Когда незнакомец привел племя к реке, все увидели что Тешумай и Таффи живы и невредимы.


Учитель: Почему мама Таффи не поняла послание дочери?


Вывод: Очень трудно прочитать письмо, если отправитель придавал письменным знакам одно значение, а читавший – другое. Ничего хорошего не получалось.


Учитель: От рисуночного письма до письма иероглифами – большой путь.


- Что значит иероглиф? (Предположения детей)


Учитель: Иероглиф – письменный знак, условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие.

hello_html_2cb406d.jpg hello_html_793073d.jpg





Ученик 3: Иероглифы – это рисунки. Они обозначали то, что мы сейчас называем слогами, словами. Иногда иероглифы могли обозначать и сочетание слов. Но такое письмо в повседневной жизни не очень удобно: и грамоте нелегко было учиться, и рисунки на все слова придумать трудно. Тогда и появились буквы. Их первыми придумали и ввели в употребление финикийцы. А в 9 – 8 веках до нашей эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения гласных букв. Так возник настоящий алфавит. Многие народы заимствовали свою письменность у финикийцев через греков. Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как пишем мы теперь.


Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей)

Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.


IV. Особенности текста письма. Структура письма.

- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.


Учащиеся рассматривают таблицу, читают текст письма.


Схема текста письма

Письмо

I. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

II. Основное содержание письма, сообщение о новостях.





III. Вопросы к адресату (родителям).


Благодарность.


Просьбы.

Приветы.


Прощание.

Подпись.

Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

Дорогие мама и папа!

Получила ваше письмо.


Опишу вам, как идёт жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей… Живём мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – белорусские школьники…

Как вы живёте? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Спасибо за то, что вы положили мне тёплые вещи.

Я прошу вас писать мне почаще.

Передавайте большой привет Марии Петровне и Тане.

До свидания.

Любящая вас Катя.

3 июня 2007 года. Анапа.



- Докажите, что письмо – это текст. (В нём говорится о жизни Кати в спортивном лагере. В нём все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически).


- Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало, основная часть, концовка).


- Что включает в себя начало? (Обращение... Предложение, в котором говорится о состоянии переписки…)


- О чём говорится в основной части письма? (В основной части письма Катя пишет о себе, о своей жизни в спортлагере. Это то, что интересует её родителей).


- Как завершается письмо? Да, концовка содержит много элементов: вопросы к родителям, благодарность, просьбу писать письма, приветы, подпись и дату. Конечно, не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. При этом нередко письмо начинается с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе.


V. Работа по редактированию письма.

- Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки. В воскресенье ездили в лес за грибами. Я нашла три подберёзовика и пятнадцать груздей.

До свидания.

Лена.

- Письмо Лены начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!.. Здравствуй, дорогая бабуля!»).

- Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесёт бабушке радость.

- О чём можно было бы ещё написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала…» Или: «Мы получили твое письмо…»)

- Как подтверждает Лена свою мысль «Мы живём хорошо»? (Лена пишет о хороших событиях в её жизни).

- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись).

- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь или доброе отношение к бабушке? (Конечно, можно. Не просто «До свидания», а «До свидания, моя дорогая бабуля», «Целую и обнимаю тебя», «Твоя внучка Лена, которая тебя очень любит» и т.д.)

- Отредактируйте текст письма.

- Прочитайте, какое письмо получилось.

- Какое письмо вам больше нравится? Почему? (Оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости.)


VI. Давайте коротко сформулируем правила написания письма:

  • Во-первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;

  • Во-вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность;

  • В третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные нормы приветствия и прощания.

Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.

- Кого мы называем адресатом? («Адресат» - тот, кому адресовано письмо).


VII. Оформление конверта.

Учитель. В рассказе А. П. Чехова «Ванька» девятилет­ний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получа­теля, нужно на конверте четко и разборчиво написать ад­рес. (Дети рассматривают образец заполнения и подписы­вают конверты.)

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С. Маршак)

Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное ме­сто страны. Ускорить эту работу помогают машины-сор­тировщики. Они считывают не весь адрес, а только по­чтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе - шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отде­ление. Например: 357937. 357 –Ставропольский край, 937 - номер нашего почтового отделения. Ука­жите индекс на конверте.


Правила написания адреса

1. Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.

2. Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном падеже.

3. Внизу, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоявший из шести цифр (образец написания дан на обратной стороне конверта).

4. Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта, района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя.

Например: слайд 7

357937 ул. Степная д.25

п. Верхнестепной

Степновский район

Ставропольский край

Шубину Ивану Петровичу.

Письма - это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешествен­нику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каж­дый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были придуманы в Англии около ста пятидесяти лет тому назад.


VII. Закрепление изученного.

Предлагаю вам написать письмо. Письмо другу, бабушке, семье и т.д.

Затем разборчиво, грамотно и аккуратно по всем почтовым правилам оформите конверт.


VIII. Подведение итогов урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвы­чайно популярен. Романы в стихах, стихотворные посла­ния мы находим у А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Сейчас телефон, телефакс, Интернет вытес­нили письма, деловые и личные. Но не следует забывать об этом древнем способе общения людей.

- Какие правила составления писем вы узнали на уроке?


Работа по карточкам «Проверь себя»:

1. Для письма используй ... лист бумаги.

2. Письмо - это текст. Назови его части: ... .

3. Отвечать на письмо нужно ....

4. Письмо складывается текстом ....

5. Адрес нужно писать ....

6. Не забывай указать на конверте ....


Слова для справок: «чистый», «обращение», «сообще­ние», «прощание», «подпись», «как можно быстрее», «внутрь», «разборчиво», «индекс».



Методическая разработка по русскому языку на тему "Учимся писать письма" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Представляю методическую разработку по русскому языку "Учимся писать письма" для учащихся 4 класса. На уроке ребята знакомятся со значением переписки в жизни человека, ее важностью, необходимостью и востребованностью обществом. Узнают немного из истории письма. Учатся писать письма в сооответствии с правилами, нормами, требованиями к их написанию; учатся оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления. Урок способствует развитию навыков орфографической зоркости, воспитанию доброжелательного отношения к окружающим.

Автор Паномаренко Светлана Владимировна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1267
Номер материала 5361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓