Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка по русскому языку на тему: "Причастный оборот"

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Причастный оборот"


Тема урока: Причастный оборот.

Тип урока: урок изучения нового материала 
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки 
Технология: элементы игровой технологии 
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который» 
Знать: опознавательные признаки причастного оборота 
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом 
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные 
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации 
Ход урока 
1. Вступительное слово учителя 
Цель: объяснить учащимся цель урока 
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение] некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов. 
2. Актуализация 
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом 
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки с картинками и подписями к ним: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который думает, Который читает, Который танцует). 
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушел, Который замолчал, Который устал. 
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения кото- рый, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... 
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. 
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: 
— Я король, который любит. 
— Любящий, — поправляла она. 
— Я тот, который восхищается вами. 
— Восхищающийся, — вторила она. 
— Годы, которые мне остались... 
— Оставшиеся... 
— Я хочу посвятить вам. 
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий... 
Представьте, как обрадовались подданные короля! 
3. Работа по образованию причастий 
Цель: показать на примерах процесс образования причастий 
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие. 
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —рассказывающий, который смеется — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —ускакавший, который убежал —убежавший, который ушел — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал —уставший) 
4. Выполним упражнение 
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами 
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикар-наса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение. 
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту) 
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами 
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен. 
1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до S нашей эры. 
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Ар-темисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола. 
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте. 
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра. 
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой. 
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. 
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м_взолея. 
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_ взолеями. 
* Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур. 
5. Выполнение разноуровневых заданий 
Цепь: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении 
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности. 
Уровень 1 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах 

Уровень 2 
Закончите таблицу, используя слова из упражнения 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
КЛЮЧ 
Французское «труд, достойный масте¬ра» шедевр 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» камера 
Путинское «деньги, пособие, срок вы¬дачи пособия» эра 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» мрамор 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» прах 
Соединительными линиями покажите соответствия 
Французское «помещение со сводообразным потолком» шедевр 
Старославянское «труд, достойный масте¬ра» эра 
Греческое «деньги, пособие, срок выдачи пособия» прах 
Греческое его происхождение связано со словом «порох» камера 
Латинское «глыба, блестящий камень» мрамор 

6. Работа по развитию речи 
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов 
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты всвоей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки. 
Исправьте грамматические ошибки 
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову) 
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих в котором победили Пифей и Сатир. 
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су-ществительным) 
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот) 
7. Подведение итогов урока 
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. 
Что узнали на уроке? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкции. ) 
В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова). 
8. Домашнее задание 
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу. 
Шарик, который летит, — летящий. 
Снежок, который хрустит, — хрустящий. 
Ручей, который журчит, — 
Речь, которая звучит, — 

- Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение. 
Итак, урок окончен.

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Причастный оборот"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тема урока: Причастный оборот.

 

Тип урока: урок изучения нового материала 
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки 
Технология: элементы игровой технологии 
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который» 
Знать: опознавательные признаки причастного оборота 
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом 
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные 
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации 
Ход урока 
1. Вступительное слово учителя 
Цель: объяснить учащимся цель урока 
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение] некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов. 
2. Актуализация 
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом 
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки с картинками и подписями к ним: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который думает, Который читает, Который танцует). 
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушел, Который замолчал, Который устал. 
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения кото- рый, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... 
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. 
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: 
— Я король, который любит. 
— Любящий, — поправляла она. 
— Я тот, который восхищается вами. 
— Восхищающийся, — вторила она. 
— Годы, которые мне остались... 
— Оставшиеся... 
— Я хочу посвятить вам. 
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий... 
Представьте, как обрадовались подданные короля! 
3. Работа по образованию причастий 
Цель: показать на примерах процесс образования причастий 
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие. 
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —рассказывающий, который смеется — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —ускакавший, который убежал —убежавший, который ушел — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал —уставший) 
4. Выполним упражнение 
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами 
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикар-наса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение. 
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту) 
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами 
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен. 
1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до S нашей эры. 
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Ар-темисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола. 
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте. 
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра. 
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой. 
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. 
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м_взолея. 
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_ взолеями. 
* Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур. 
5. Выполнение разноуровневых заданий 
Цепь: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении 
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности. 
Уровень 1 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах 

Уровень 2 
Закончите таблицу, используя слова из упражнения 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
КЛЮЧ 
Французское «труд, достойный масте¬ра» шедевр 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» камера 
Путинское «деньги, пособие, срок вы¬дачи пособия» эра 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» мрамор 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» прах 
Соединительными линиями покажите соответствия 
Французское «помещение со сводообразным потолком» шедевр 
Старославянское «труд, достойный масте¬ра» эра 
Греческое «деньги, пособие, срок выдачи пособия» прах 
Греческое его происхождение связано со словом «порох» камера 
Латинское «глыба, блестящий камень» мрамор 

6. Работа по развитию речи 
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов 
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты всвоей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки. 
Исправьте грамматические ошибки 
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову) 
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих в котором победили Пифей и Сатир. 
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су-ществительным) 
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот) 
7. Подведение итогов урока 
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. 
Что узнали на уроке? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкции. ) 
В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова). 
8. Домашнее задание 
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу. 
Шарик, который летит, — летящий. 
Снежок, который хрустит, — хрустящий. 
Ручей, который журчит, — 
Речь, которая звучит, — 

- Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение. 
Итак, урок окончен.

Автор Салхаева Шынар Уйсимбаевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 667
Номер материала 3196
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓