Главная / Начальные классы / Методическая разработка по русскому языку на тему

Методическая разработка по русскому языку на тему















БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫЙ УДАРЕНИЕМ

2 класс, система «Школа России»

ЗВЕЗДЕТСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»,

первая квалификационная категория

























2014г.




АННОТАЦИЯ


Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Этот урок составлен с учетом ФГОС и построен на основах деятельностного метода обучения.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы урока обусловлена необходимостью решения, проблемы правописания букв безударных гласных звуков в корне слова. Эта тема является одной из самых острых в орфографии. Ребенку важно не только знать правило по этой теме, важнее грамотно использовать знания при письме. Необходимо у ученика развивать навык написания таких слов. На протяжении всей жизни человек сталкивается с написанием слов по данной теме. Содержание данной темы направлено на формирование навыка правописания слов с безударными гласными.

Для решения этой проблемы учителем словесником используются различные средства формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.






















Система: Школа России

Учебник: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе.

Форма урока: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Цель урока для учителя: создать условия для успешного выведения правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

  • Формировать положительную мотивацию обучения.

Цель урока для обучающихся: выведение правила проверки безударной гласной в корне слова и создания алгоритма проверки.


Предметные умения:

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

расширить словарный запас учащихся


Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.



Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

I. . Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Проверим готовность к уроку

Ум да разум надоумят сразу.(Слайд 1)

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Приветствуют учителя. Организуют свое учебное место.

Личностные- проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. Следуют режиму организации и учебной и внеучебной деятельности.

Коммуникативные умения- формулируют понятное для одноклассников высказывание и обосновывают своё мнение.


  1. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Письмо

- Спишите пословицу соблюдая каллиграфические правила.

Выполняют письмо по образцу.

вырабатывают каллиграфический почерк

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений


Фронтальная,

Беседа


 Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Создает проблемную ситуацию.

Наш урок хочу продолжить с рассказа. (Слайд 2)

 Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Почему так получилось?

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

III. Постановка учебной задачи



Анализирует знания учащихся.

 – Назовите слово, в написании которого у Пети возникло затруднение.

- Поставьте ударение, «опасные места» обозначьте точкой.

- Сравните написание и произношение в слове мячом.

- Почему возникло затруднение ( в первом слоге безударная гласная) 
– В какой части слова находится этот безударный гласный? 
(В корне слова) 

- Что такое корень?(

Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова) (Слайд 3)

 -Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова.

- Оцените свои знания по этой теме. (шкала)

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.


IV.Построение проекта выхода из затруднения

Фронтальная

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Какую цель ставим? (Слайд 4)

(Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее?

(1. Составить алгоритм проверки данной орфограммы. 2. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике. 3. Упражняться в написании таких слов).


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


V. Составление модели правила проверки безударных гласных в корне слова.

Работа в парах

- Опираясь на тему нашего урока, разбейте слова на две группы. (Приложение 1)

- Какие группы у вас получились?

- Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без ударения? (а,о.е.и,я) (Слайд 5)

- В каком случае они не вызывают сомнения? Что вы можете сказать об этих словах? ( они родственные)

- В какой части слова находятся гласные требующие проверки?

- Попробуйте вывести правило.

Работают в соответствии с составленным планом

Познавательные: моделируют

Извлекают необходимую информацию. Воспроизводят устно теоретическую информацию

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Знакомство с правилом

Работа с учебником

Фронтальная, индивидуальная


- Прочитайте правило.

Читают, запоминают правило

Познавательные- извлекут необходимую информацию из текста, воспроизводят устно теоретическую информацию

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

-Мудрая сова предлагает нам немного отдохнуть.

Совушка-сова, большая голова,

(повороты головы влево-вправо)

На суку сидит, головой вертит,

(повороты туловища влево-вправо)

Во все стороны глядит,

Да вдруг- как полетит!

(махи руками- крыльями)


Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Личностные- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

2.Создание последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки)

Групповая работа

- Сейчас работа в группах.

- Составьте алгоритм для проверки безударной гласной в корне слова. (Приложение 2)

- А теперь группы представляют

получившиеся алгоритмы, прикрепляя их на доску

Посмотрите на алгоритм. (Слайд 7)

Подумайте: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»? (Слайд 8)

  • Я правильно поставил ударение.

  • Я правильно выделил корень.

  • Я правильно подобрал проверочное слово.

  • Я правильно записал данное слово.

  • Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.

Используя схемы помощники, составляют алгоритм.

Защищают проект,

Разрабатывают критерии




Зачитывают на слайде критерии




Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

Формулирование собственного мнения и позиции;

Договариваться и приходить к общему мнению

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

VII.Первичное закрепление.

  1. Работа по учебнику

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа.

Комментированное письмо.

Устанавливает осознанность ситуации

Прочитать слова и применяя алгоритм выполнить предложенное задание.


Читают предложенные слова, отвечают на вопросы. Используя алгоритм проверяют безударную гласную. Комментируя записывают в тетрадь.

Коммуникативные- аргументируют ответ.используют словарный запас для решения познавательной задачи.

Регулятивные- принимают учебную задачу, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас я предлагаю вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники (Приложение3).  Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.

- Проверим и оценим работу по критериям (самопроверка)


Выбирают вариант работы. Самостоятельно работают. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Оценивают свою работу

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальный.

Словесный.

Беседа


Организует рефлексию

- Закончите предложения. (Слайд 9)

- Сегодня я узнал… (О безударной гласной в корне слова).

-Я понял, что … (Проверочное слово для орфограмм корня- это такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным).

- На уроке я научился… (Подбирать проверочное однокоренное слово, чтобы безударная гласная оказалась под ударением).

- Оцените свою работу на уроке. Перед вами лежат смайлики. Вы их сейчас раскрасите: (Слайд 10)

  • зелёным – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.

  • жёлтым  – если необходимо ещё поработать над данной темой.

  • красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

(Приложение 4)

Молодцы! Все вы были зоркие. Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глаза. Есть такая сказка «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Мне нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» Я желаю вам, чтобы зорким было ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные» места не только на уроке, но и в жизни!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Личностные -формирование адекватной рефлексивной самооценки

Регулятивные- открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

X. Домашнее задание

рабочая тетрадь


Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя

Регулятивные- принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития



















Литература:

  1. О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В.  Кочергина. Учим русский с увлечением.  1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2010 г.

  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.

  3. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  4. Граник Г. Г., Бондаренко С.М. , Концевая Л. А. «Секреты орфографии». – М.: Просвещение. 2006

  5. Тихомирова Л.Ф. « Логика детей 7-10 лет» Ярославль : Академия развития, 2002.













































Заключение



Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования. 
Реализация деятельстного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме. 
В дальнейшем я введу в практику своей работы деятельностный метод обучения, что поможет сделать уроки более эффективными. 










































Приложение1


Слова: мячом, гора, горный, мяч, блины, блинчик, леса, лес, сады, сад

Приложение 2

http://festival.1september.ru/articles/629674/img1.gif


Приложение 3

1 уровень (жёлтая карточка)

Вставь пропущенные буквы,  подбери проверочные слова, выдели орфограммы (проверка хором).

В…да – … ,   м…ря – …,   л…сок – …,  гл..за – … .

2 уровень (голубая карточка)

Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:

Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна - 
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова - 
Проверить надо все слова! 

3 уровень (розовая карточка)Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными  «О» и «А» в корне, подбери проверочные  слова.







Методическая разработка по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Этот урок  составлен с учетом ФГОС и построен на основах деятельностного метода обучения.

 Деятельностная цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. 

Актуальность выбранной темы урока обусловлена необходимостью решения,  проблемы правописания букв безударных гласных звуков в корне слова. Эта тема является одной из самых острых в орфографии. Ребенку важно не только знать правило по этой теме, важнее грамотно использовать знания при письме. Необходимо у ученика развивать навык написания таких слов. На протяжении всей жизни человек сталкивается с написанием слов по данной теме. Содержание данной темы направлено на формирование навыка правописания слов с безударными гласными.

 

Для решения этой проблемы учителем словесником используются различные средства формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

Автор Звездетская Светлана Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 464
Номер материала 51176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓