Главная / Другое / Методическая разработка по предмету "Экономический анализ предприятия" в форме деловой игры

Методическая разработка по предмету "Экономический анализ предприятия" в форме деловой игры


Қазахстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Қостанай облысы әқімдігінің білім басқармасы

Управление образования акимата Костанайской области

Қостанай құрылыс колледжі

Костанайский строительный колледж










АШЫҚ САБАҚТЫҢ ӘДІСТЕМЕЛІГІ

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФОРМУЛА УСПЕХА»



Пән:

Предмет: «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ предприятия»


Дайындаған оқытушы:

Разработала преподаватель: Терновая О.В.














Костанай қаласы

г.Костанай

2011 г.



Деловая игра

«Формула успеха»

По предметам: «Бухгалтерский учёт на предприятии», «Экономический анализ предприятия».

Цели:

  • обучающая - обобщение и систематизация экономических понятий, терминов, определений; закрепление теоретических знаний уча­щихся по дисциплинам «Бухгалтерский учёт на предприятии» и «Экономический анализ предприятия»; выявление уровня их подготовленности и оценка знаний по темам «Анализ финан­сового состояния предприятия», «Учет готовой продукции, товаров и расходов, связанных с их реализацией», «Учет до­ходов и расходов от основной и от неосновной деятельности».

  • развивающая - развитие логического мышления и творческой активности

учащихся.

  • воспитательная - формирование познавательной потребности, воспита­ние у учащихся требовательности к себе, четкости выполне­ние заданий, собранности, организованности и внимания.

Тип урока: закрепление знаний, умений навыков.

Место проведения: учебная аудитория.

Время проведения: 1 час 30 минут.

Обеспечение урока: магнитофон, бухгалтерский баланс, вопросы и задания на корточках, плакаты, генеральный план счетов.


Литература:

  1. В. К. Радостовец «Бухгалтерский учет на предприятии».

  2. Г. В. Савицкая «АХД предприятия».

  3. В. П. Грошев «Занимательная экономика».

  4. В. В. Ковалёв «Финансовый анализ».

  5. В. М. Власова «Основы предпринимательской деятельности».

  6. В. Абчук «Задачник по экономике».













Структура урока:



  1. Организационный момент

  2. Вводная часть

  3. Деловая игра:

  1. тур - «Приветствие»

  2. тур - «Экономическая викторина»

  3. тур - «Практика на деле»

  1. часть - «Составление баланса»

  2. часть - «Оценка финансового состояния предприятия»

  1. тур - «Ты мне, я тебе»

  2. тур - «Конкурс капитанов»

  3. тур - «Подумай, ответь, обоснуй»

  4. тур - «Мини-сказка»

  5. тур - «Конкурс газет»

  1. Заключительный этап


































Вводная часть

Условия игры: В игре принимают участие 2 команды. За каждое правиль­но выполненное задание командам присуждается по 5 баллов



Деловая игра

I тур - «Приветствие»

Каждая группа представляет:

  • название команды

  • девиз

  • песню или стихотворение с использованием экономической тер­минологии

II тур - «Экономическая викторина»


Вопросы:

  1. В чем заключается связь анализа с бухгалтерским учетом?

  2. Основные источники информации для анализа финансового состояния предприятия?

  3. В чем заключаются задачи анализа финансового состояния предпри­ятия?

  4. Что такое баланс, чем он важен для предпринимателя?

  5. В чем состоит различие между активами и пассивами фирмы?

  6. Как группируются средства предпринимателя в активе баланса и ис­точники средств, которые отражаются в пассиве баланса?

  7. По каким элементам классифицируются производственные затраты со­гласно СБУ №7 «Учет ТМЗ»?

  8. Назовите методы учёта затрат и калькулирования фактической себе­стоимости продукции?

  9. Какие бухгалтерские счета предназначены для учета затрат на произ­водство?

  10. Дайте определение понятию «Готовая продукция»?

  1. По каким документам учитывается оприходование готовой продукции?

  2. Как формируется фактическая себестоимость готовой продукции?

  3. На каких счетах бухгалтерского учёта учитываются товары?

14.Что включает предприятие в продажную (розничную) цену товара?

  1. Из каких доходов складывается совокупный доход предприятия?

  2. На каком счете учитывается доход от основной деятельности предпри­ятия?

  3. Какие бухгалтерские счета предназначены для учета доходов от неос­новной деятельности предприятия?

  4. На каком бухгалтерском счете определяется в конце года финансовый результат деятельности предприятия?

19.Что характеризует показатель рентабельности?

20. В какие группы можно объединить показатели рентабельности?

21. Перечислите основные резервы увеличения суммы прибыли?

22. Этапы анализа платежеспособности предприятия?

  1. Назовите типы финансовой устойчивости?

  2. Каким путём можно восстановить устойчивость финансового состоя­ния предприятия?

III тур- «Практика на деле»

Команды составляют бухгалтерский баланс, рассчитывают показатели пла­тежеспособности, финансовой устойчивости и формулируют вывод.

IY тур - «Ты мне, я тебе»

Команды составляют корреспонденцию счетов по хозяйственным операци­ям, предложенную соперниками.

Y тур - «Конкурс капитанов»

Не используя синонимы и антонимы дать определение понятиям: прибыль, себестоимость

YI тур - «Подумай, ответь, обоснуй»

Ситуация 1. Винни-Пух и Пятачок собрались на день рождения к ослику Иа-Иа. Как обычно поступают в такой ситуации? Правильно, идут в магазин с тугим или не очень кошельком и покупают колокольчик, баночку марино­ванного овса или в крайнем случае запасной хвост. Одним словом - подарок. Но не так поступают наши герои. Винни вспоминает, что дома у него как раз имеется нетронутый горшочек с медом (опустим для простоты примера, что с этим медом случилось в дальнейшем), а Пятачок - о большом воздушном шарике. И вопросы с подарками решены.

Вопрос: Правильно ли, что Винни-Пух и Пятачок сэкономили на подарке и он обошелся им бесплатно?

Ситуация 2. Винни-Пух и Пятачок организовали строительную фирму и вдвоем тянут весь воз: заключают договоры с заказчиками, поставщиками материалов, принимают материалы, сдают готовую продукцию и т.д. Им по­стоянно надо быть или на стройке, потому что они сами месят раствор, воз­водят стены, оклеивают их обоями, или в конторе - отвечать на телефонные звонки, или в банке - разбираться с платежами, или в налоговой инспекции и т.д. Наконец, они решили принять на работу 10 рабочих. При этом сущест­венно возросли расходы на заработную плату.

Вопрос: Приведет ли факт приема на работу 10 рабочих к росту их издер­жек и соответственно к уменьшению прибыли?

Ситуация 3. Кролик арендует у Совы дупло для хранения в нем меда на случай прихода Винни-Пуха и Пятачка подкрепиться. За данную операцию Кролик ежемесячно отчисляет Сове арендную плату.

Вопрос: Возрастут ли издержки Кролика за счет аренды дупла, учитывая, что Кролик может "потерять" весь свой мед, если будет хранить его в собст­венном доме, с приходом Винни-Пуха в гости в очередной раз?

Ситуация 4. Сова предлагает Кролику выкупить у нее дупло. Кролик реша­ется на этот шаг, и дупло переходит к нему в собственность.

Вопрос: Уменьшатся ли издержки Кролика, ведь в этом случае ему уже не надо будет ежемесячно вносить арендную плату?

Ответы:

В ситуации 1 ясно, что и Винни-Пух, и Пятачок несут явные издержки (просто заплатили они за подарок не в день, когда родился Иа-Иа, а несколь­ко раньше - когда все покупали). Вместе с тем они несут и неявные издерж­ки, передавая подарки Иа-Иа, по словам Совы, "безвозмездно", т.е. даром. А могли бы эти подарки и продать на рынке по цене, большей цены закупки.

В ситуации 2 явные издержки возросли на сумму заработной платы и раз­личных на нее начислений. Однако неявные издержки существенно сократи­лись:

будучи собственниками строительной фирмы, они сами себе заработную плату не выплачивали, однако оплата их труда должна входить в структуру издержек в неявной форме; освободившись от части производственных функций, передав их рабочим, Винни-Пух и Пятачок тем самым сократили неявные издержки;

сконцентрировавшись на вопросах организации производства, Винни-Пух и Пятачок смогли вовремя завершить все строительные контракты (не стали жертвами долгостроя, а следовательно, вовремя получили прибыль). В то же время, не наняв своевременно рабочих, Винни-Пух и Пятачок вообще не смогли бы вовремя выполнить заказ и стали бы нести "издержки упущенных возможностей" (не полученная вовремя прибыль не может использоваться на расширение производства и на получение еще большей прибыли; к этому на­до добавить штрафы и неустойку за задержку строительства).

Итак, в ситуации 2 бухгалтерские издержки (явные) возросли, но в то же время общие экономические издержки (явные + неявные) существенно упа­ли.

В ситуации 3, если Кролик будет хранить мед дома, то будет нести неявные издержки в виде возможной потери меда вследствие "нечаянного" визита Винни-Пуха. Поэтому аренда дупла - это и рост явных издержек (необходи­мо вносить арендную плату Сове), и сокращение неявных (страхование риска потери меда). В общем, несмотря на рост явных издержек, экономические издержки Кролика падают. Однако, выкупив в собственность у Совы дупло, Кролик уже не будет нести явных издержек (не надо платить арендную пла­ту). В то же время он станет нести неявные издержки: сдав в аренду выкуп­ленное дупло по цене, возмещающей выкуп и дающей определенный про­цент, Кролик мог бы получить прибыль, которую он не получит, так как хра­нит в дупле мед. За счет этой недополученной прибыли неявные, а вместе с тем и все экономические издержки Кролика возрастают.

YII тур - «Мини-сказка»

Команды представляют мини-сказку. В жеребьевке предлагаются экономи­ческие термины:



  • прибыль

    кредит

    банкротство

    рентабельность
  • трудовые ресурсы

  • акционерное общество



YIII тур - «Конкурс газет»

Силами учащихся подготовлены газеты «Как интересен и занимателен мир бухгалтерского учета и экономического анализа»

Заключительный этап

Подведение итогов, комментарии, оценки.




Методическая разработка по предмету "Экономический анализ предприятия" в форме деловой игры
  • Другое
Описание:

Целями  данного урока является:

-  обучающая - обобщение и систематизация экономических понятий, терминов, определений; закрепление теоретических знаний уча­щихся по дисциплинам «Бухгалтерский учёт на предприятии» и «Экономический анализ предприятия»; выявление уровня их подготовленности и оценка знаний по темам «Анализ финан­сового состояния предприятия», «Учет готовой продукции, товаров и расходов, связанных с их реализацией», «Учет до­ходов и расходов от основной и от неосновной деятельности».

-   развивающая - развитие логического мышления и творческой активности

учащихся.

воспитательная - формирование познавательной потребности, воспита­ние у учащихся требовательности к себе, четкости выполне­ние заданий, собранности, организованности и внимания

Автор Инертбаева Гульнара Сериковна
Дата добавления 21.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 733
Номер материала 54579
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓