Главная / Обществознание / Методическая разработка по познанию мира "Солнце источник света"

Методическая разработка по познанию мира "Солнце источник света"

Познание мира.

Петрякова С.П., учитель начальных классов СШ №16

Тема школы:

«Освоение и использование деятельностного и компетентностного подходов в условиях перехода к новой модели образования»

Тема методического объединения учителей начальных классов:

«Создание творческой среды для внедрения деятельностного и компетентностного подхода в обучении»

Методическая тема учителя:

« Повышение мотивации учащихся посредством внедрения в учебный процесс деятельностного подхода «


Тема урока : Солнце - источник света и тепла.

Цель: создать условия для формирования представления о солнце и его значении для всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца.

Развивающие:

  • развивать рационально логическое и наглядно-образное мышление, умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;

  • развивать умение высказывать предположения и аргументировать их

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах, в группах, умение слушать друг друга

  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.

Формы работы: фронтальная беседа, обсуждение проблемных вопросов в группах.

Оборудование: флипчарт , видеофильмы о Солнце, научные энциклопедии «Юный техник», «Древо познания», «Всё обо всём», карточки с заданиями, музыкальное сопровождение.

Виды УУД:

Личностные

положительное отношение к процессу учения,  готовность оценивать свой труд

Регулятивные

принимать учебную задачу, ставить познавательную задачу

Познавательные (общеучебные)- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, действие постановки и решения проблемы, (логические)–устанавливать причинно-следственные связи, формулирование проблемы, понимать информацию представленную в схематической и модельной форме, анализировать с целью выделения признаков, перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные

-аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, постановка вопросов


Используемые технологии:

Развитие критического мышления через чтение и письмо, проектная , технология проблемного обучения.

Ход урока.


Орг. момент.

Актуализация знаний.

Поиск ответов



Ассоциации.



Целевая установка



Подготовка к восприятию.

















Знаю…




Хочу узнать.

Поиск ответов.

































































































































































































































































































Рефлексия.

Афиширование результатов работы.


Слово учителя.


























































Синквейн.

Афиширование.

Поиск ответов.






Рефлексия.
























Подведение итога


Д\з.



«Мозговая атака»

Ребус

Сол + н +ц+е= СОЛНЦЕ

«Ассоциации» к слову СОЛНЦЕ

(звезда, светило, центр, тепло, жизнь, Солнечная система, свет…)

- Как вы думаете, что нам нужно знать и уметь на уроке?

«Солнце – самое великое, что могут видеть глаза человека» Роберт Давыдов.

Появляется ученица в костюме «Солнышка».

Я пускаю теплый лучик
К вам в оконное стекло,
Выплываю из-за тучек –
И становится светло!
Я ведь Солнышко, я грею
Птичек, дерево, ручей...
И нисколько не жалею
Золотых своих лучей!

- Вы узнали меня? Я – Солнце! А на что я похоже?

(отвечают дети)

Солнце- монетка, - скупой проворчал.

НЕт, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай! – хлебопёк произнёс.

Компас, - сказал убеждённо матрос.

Солнце – звезда, - астроном объявил.

Доброе сердце , - мечтатель решил.

- Кто из Вас знает, что же я на самом деле?

Вам кажется, что Солнце – маленький кусочек, потому что я нахожусь от Земли на очень большом расстоянии. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому мои солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают Вашу планету.

- Что бы вы хотели обо мне узнать?

Видеоролик (Детям о Солнце)

- Сегодня мы попробуем узнать о Солнце намного больше, чем знали раньше. А помогут нам в этом группы: Биологов, Математиков, Литераторов, Учёных, Изобретателей.

- Каждая группа попробует исследовать Солнце со своей точки зрения.


Литераторы.

- Рассмотреть, каким представляли Солнце древние люди, представители разных народов.

(Мифы и легенды о Солнце)

МИФЫ О СОЛНЦЕ.

1. Африканские племена бушменов-сан сложили такой миф о солнце. Жил некогда на свете великан. Стоило ему поднять руку, как из под мышки появлялось солнце, и земля озарялась светом. Когда он ложился спать, то опускал руку – и солнце скрывалось под мышкой, и наступала тьма.


    1. Другие африканские племена, наблюдая восход солнца, придумали такую легенду: жил на свете человек-огонь со светящейся головой. Во время охоты племя выставило его вперёд, чтобы он освещал путь и отпугивал зверей. Но за это после удачной охоты он забирал себе лучшие куски. Тогда люди убили его, отрезали голову и забросили её на небо. Эта голова и стала солнцем. Каждый день она проплывает по небу, потому что ищет на земле своё тело.


    1. О восходе солнца корейцы сложили такую легенду: некогда жили на свете три сестры: Хэсун, Тальсун и Пельсун. Однажды за ними погнался тигр, и они, спасаясь от преследования, взобрались по верёвке на небо. Хэсун стала солнцем, Тальсун – луной, а Пельсун – звёздами.


    1. Солнце, по представлениям древних жителей Австралии, появилось так: жила на свете девочка. Однажды она по дереву поднялась на небо и стала солнцем. Звёзды тоже сначала были девочками. За то, что они не слушались старших, их превратили в камни и бросили на небо, где они стали звёздами


    1. Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце — ,это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку — становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать — наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная — это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый — Луной, а голос — громом.


    1. Древние австралийцы полагали, что Солнце — это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло. Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы.


    1. Однажды, сидя на берегу моря юноша мечтал о счастье. Вдруг в бесконечной глади моря он увидел отражение девушки, совсем не похожей на всех других. Она пленила юношу своей красотой. Он оглянулся и ни кого не увидел. Тогда он обратился к отражению: “Кто ты ?”.
      Отражение молча выплыло из воды, взяв юношу за руку, взвилось к небу. Чем выше они летели - тем больше разгоралась любовь юноши. Наконец, эта любовь охватила юношу необъятным пламенем. Таким, что тепло его стало доставать далеко - далеко к земле. А девушка? Она превратилась в один из многочисленных лучей юноши и стала как раз тем лучом, что дает земле жизнь. Имя этого юноши - солнце.


Математики.

Рассчитать, сколько времени нужно, чтобы дойти до Солнца пешком, со скоростью 5 км/ч?

Доехать на автомобиле до Солнца, если скорость автомобиля 75 км/ч?

Долететь на самолёте, со скоростью 907 км/ч.


Справка: 1 год = 365 дн.

1 сут = 24 ч.


Учёные:

- Из чего состоит Солнце?

- Какова температура на поверхности Солнца?

- Что такое солнечное затмение?

- От чего на Солнце пятна?

- Что входит в Солнечную систему?

СОЛНЦЕ - центральное тело Солнечной системы, ближайшая к земле звезда. Солнце представляет собой огромный раскаленный шар, состоящий в основном из двух газов - водорода и гелия. На небе Солнце кажется маленьким ослепительно ярким кружком лишь потому, что нас от Солнца отделяют 150 млн.км. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 1/3 мин.

Температура Солнечной поверхности 6000 градусов.

Солнце – обыкновенная звезда. Температура на её поверхности – от 6 до 15 млн. градусов. При такой высокой температуре в солнечном веществе происходят изменения, при которых солнечное вещество превращается в свет и тепло, благодаря которым на Земле существует жизнь.

. Огромным пылающим шаром она кажется только потому, что находится к нашей планете в миллионы раз ближе, чем любая другая звезда. Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров.

Солнце – источник жизни всего на Земле. Ядерные реакции, непрерывно происходящие в его недрах, вырабатывают огромное количество света и тепла, которые потоком устремляется к Земле. Наша планета получает всего-навсего одну двухмиллиардную долю всего солнечного излучения. Однако, этого вполне достаточно, чтобы обогреть её и снабдить необходимой энергией весь растительный и животный мир.

  • Что знаете о темных пятнах на Солнце?

Здесь солнечные газы на несколько сотен градусов холоднее, чем окружающая их солнечная поверхность – поэтому пятна кажутся тёмными).

  • Что происходит во время Солнечного затмения?


Биологии

- Какое значение имеет Солнце в жизни растений, животных, человека?

В природе все начинается с Солнышка. которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, все былинки, все кустики и деревца. Под этими ласковым теплом и светом на чистом воздухе они взросли и дали пищу всем растительноядным животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются крупные по размерам хищные звери и птиц.

Солнце - источник тепла и света, без которого было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.

Солнце — могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Холодная или теплая погода, снег или оттепель, засуха или дождь — все это вызывается увеличением летом или уменьшением зимой солнечного тепла.
Ученые подсчитали, что Земля получает одну двухмиллиардную часть тепла, испускаемого Солнцем. Часть этого тепла отражается ото льда обратно в космос. Вы, вероятно, знаете, что большие массы льда находятся на севере и на юге нашей планеты: в Арктике и Антарктиде.
Солнечное тепло идет на нагревание земной поверхности. Без этого наша планета замерзла бы, на ней установился бы холод. Нагреваясь, земная поверхность отдает часть тепла окружающему ее воздушному океану — атмосфере. В нижней части атмосферы дуют ветры.
А представьте себе, что какая-то могучая сила сковала воздух, сделала его неспособным двигаться. На всей Земле не стало бы ветра, ни бешеных порывов урагана, ни даже легкого дыхания воздуха. Что же тогда получилось бы? Прекратился бы великий круговорот воды в природе, иссякли реки и ручьи, засохли травы на лугах, хлеба в полях, пожелтели бы и высохли леса. Вся суша превратилась бы в великую пустыню.
Ты обедаешь: ешь щи с капустой, на второе — жареный картофель и на сладкое — ломоть арбуза. Это солнечные лучи помогли растению создать питательные вещества. Без растений на Земле не было бы ни животных, ни людей. Растения — это дрова, торф, каменный уголь.
Если бы внезапно угасло Солнце, люди смогли бы просуществовать несколько десятилетий за счет солнечного тепла, накопленного растениями. Потом жизнь прекратилась бы. Но Солнце существует давно и будет существовать еще миллиарды лет. Солнце — самая мощная и долговечная машина, которая посылает тепло, необходимое для жизни на Земле


Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле, а у древних римлян был бог Солнца - Аполлон. Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца.


Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли этой энергии. Но именно благодаря ей на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь. Однако есть и минусы в этом, казалось бы, позитивном, явлении. Дыры в озоновом слое атмосферы, излучение, лишенное хотя бы минимальной защиты, все это вызывает определенные неудобства и серьезные проблемы, не позволяющие полностью наслаждаться теми благами и той пользой, которую может дать Солнце. Преждевременное старение кожи, покраснение, ожоги кожи и сетчатки глаз, неэстетичные пятна, потеря сознания во время так называемого "солнечного удара" и даже увеличение риска заболеть раковыми заболеваниями - все это может быть вызвано слишком долгим нахождением под Солнцем.

И все-таки солнышко нам нужно чтобы, лежа на пляже, получить от солнечных ванн максимальный антистрессовый эффект, а под действием ультрафиолета наша кожа вырабатывает витамин D, который препятствует вымыванию кальция из костей и зубов, защищает сердце и сосуды и предотвращает появление некоторых раковых заболеваний. Благодаря витамину D в коже происходит равномерное распределение меланина, и она получает ровный оттенок загара.

Американские ученые выяснили, что солнечный свет может помочь при лечении кожных заболеваний путем активизации иммунной системы в поверхностных слоях кожи. Согласно новому исследованию, под действием солнечного света определенные клетки кожи переводят витамин D3 в активную форму. Это вызывает миграцию Т-клеток иммунной системы, которые разрушают инфицированные клетки и регулируют другие иммунные процессы.

Солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, "гормонов удовольствия", поэтому считается, что солнечный свет - лучший природный антидепрессант. Его позитивное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: в то время как холод побуждает нас "закрыться", солнце, напротив, "раскрывает" нас по отношению к внешнему миру, к окружающим. Именно по этой причине летом нам легче вступать в новые контакты, заводить новых друзей.

Одним словом (или не одним), во всем нужно знать меру, и тогда Солнце, такое необходимое нам в любое время суток и года, будет ласковым и надежным другом, даря нам жизнь и наслаждение его солнечными лучами.



Изобретатели

- Как можно использовать энергию Солнца?


Люди издавна ощущали могущество Солнца, чувствуя зависимость от него всей своей жизни. Отсюда непрерывное стремление взять от него возможно больше. Сначала это проявлялось в желании использовать солнечное излучение с узко утилитарной целью - получить дополнительную теплоту (нагрев воды, отопление помещений, опреснение морской воды и т. п.). Предлагаемые для этого различные схемы имели одну отличительную особенность - в них отсутствовала концентрация потока солнечной энергии. Воспринимаемый различными устройствами поток солнечных лучей имел ту же плотность, что и поток, падающий на Землю. Со временем эти схемы совершенствовались, и в настоящее время они успешно используются для различных хозяйственных целей (солнечные электростанции).Вторым направлением утилизации солнечной энергии является использование схем, в которых предусматриваются специальные концентраторы солнечной энергии. В таких установках приемник энергии во много раз меньше поверхности, собирающей Достигается, это,как известно, с помощью зеркал и линз.

Энергия солнца на земле

Трудно сказать, когда началась история гелиоустановок с оптической системой. Возможно, начало ее наиболее ярко проявилось в подвиге Архимеда, сжегшего с помощью солнечного луча, сконцентрированного множеством маленьких зеркал, деревянные корабли римлян, спасая свой город Сиракузы. То, что в этом нет ничего неправдоподобного, с успехом доказал француз Бюффон, повторив в XVIII в. легендарный опыт Архимеда, воспламенив с помощью 128 зеркал на расстоянии 50 м просмоленную еловую дощечку. В конце 70-х годов прошлого столетия русский астроном В. К. Церасский создал в фокальной зоне рефлекторной печи температуру 3500 С, а на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. демонстрировался первый солнечный котел. Современные высокотемпературные солнечные печи широко используются в ряде стран для получения чистых жаропрочных металлов. Во Франции, например, неподалеку от Одейо с 1968 г. работает печь мощностью 1000 кВт при температуре 3500 °С. Имеются подобные печи в Японии, США и других странах.

Постепенно появился интерес к преобразованию солнечной энергии в электрическую. В последние 10-15 лет этот интерес значительно повысился, чему наиболее сильно способствовали поиски путей смягчения напряженности мирового топливно-энер-гетического баланса и необходимость удовлетворения потребностей космической техники. Интерес к солнечной энергии особенно резко начал проявляться с 1973 г., т. е., с момента начала энергетического кризиса в капиталистических странах. Немаловажным обстоятельством является также стремление снизить губительное влияние на биосферу тепловой энергетики. Вот уже более 10 лет вопрос о технической возможности и экономической целесообразности сооружения солнечных электростанций (СЭС) стала в ряде развитых стран в ранг важнейших научно-технических исследований, проводимых в рамках национальных программ и финансируемых из средств государственного бюджета.

Учащиеся работают в группах с источниками информации. Затем афишируют результаты своей работы. По ходу выступлений задают вопросы своим одноклассникам.

Литераторы.

- Какие мифы о сотворении Солнца существовали в древности?

(учащиеся предоставляют продукт своей деятельности – рисунки с изображением представлений людей о Солнце)

Во все времена люди обращали внимание на дарящее свет и тепло небесное тело. Древние народы считали Солнце божеством, таким же всесильным, как божества грозы или огня.

Во многих древних государствах солнечные боги не сразу стали главными. Сначала они были на вторых ролях, подчиняясь богам более грозных земных стихий. С пониманием значения Солнца в жизни человека изменялось и его место среди других богов.

Но Солнце- изгнанник – это всё-таки редкость. У большинства народов мира солнечные божества – самые могущественные и самые справедливые. Недаром цари инков и фараонов Египта считали, что ведут свой род от Солнца, называя себя его детьми.

У древних славян бог, связанный с Солнцем, звался Даждь богом. Он был сыном бога огня.

В фольклоре Солнце предстаёт живым существом_ быком , петухом или человеком. Солнце обожествляли, приписывали ему человеческие черты. Оно , как человек, радуется и сердится, смеётся и печалится, болеет и плачет. Звёзды – его сёстры. А месяц брат или сестра. Солнце похищает девушку и берёт её в жёны. Живёт оно на краю света. В полдень и перед заходом отдыхает, замедляя свой бег. На ночь уходит под землю и освещает загробный мир, или опускается в море.

На Пасху солнце танцует и играет, переливаясь всеми цветами радуги. А на Купалу купается в воде.

Считалось, что когда человек рождается, от солнца отрывается кусочек и превращается в звезду, а когда умирает, его звезда гаснет и падает.

По поверьям южных славян, когда-то было несколько солнц, но их проглотила змея. Уцелело лишь одно- его спрятала под крыло ласточка.

У Солнца было два глаза, но однажды, когда оно спустилось к реке напиться, змея укусила его в глаз . С тех пор Солнце одноглазое, а иначе бы оно спалило всю землю.


Учёные.

Что, на самом деле, представляет собой Солнце?

(демонстрация проекта учащимися)

Математики

(Учащиеся демонстрируют свои расчеты…)

Пешком дойти 2000 лет = 7300000 дней

На автомобиле добраться – 200 лет

На самолёте – 20 лет

Биологи.

- Так какое значение имеет Солнце в нашей жизни?

Значение Солнца

Для растений

Для животных

Как источник тепла



Как источник света



(Защита проекта «Значение Солнца в нашей жизни»)

Изобретатели.

_ Как можно использовать солнечную энергию?

  • Как люди используют энергию Солнца?

Солнечную энергию можно использовать для отопления домов.

Солнечная печь может разогреться до температуры 3000 градусов.

Создание автомобилей, работающих на энергии Солнца.

Создание солнечных модулей

( С помощью схем и рисунков учащиеся рассказывают о том , как используют и как будут использовать энергию Солнца люди).

Составление «синквейна» о Солнце.

(Чтение учащимися продукта, полученного в результате работы)

Просмотр видеофильма

- Посмотрите, как много мы сегодня узнали о нашем светиле – Солнце. Доказали, что оно действительно является источником света и тепла, и даже предположили , как можно использовать солнечную энергию.

И как писал М. Пришвин «Всё прекрасное на Земле от Солнца».

А теперь небольшой блиц-опрос.

- Кто входит сквозь окно, не разбивая его? (солнце)

- Как называется движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (солнечный зайчик)

- Какое металл средневековые алхимики обозначали символом Солнца? (золото)

- На каком небесном светиле, согласно поговорке «тоже бывают пятна»?

- Какой месяц года получил своё название от имени италийского бога Солнца? (Январь, от Янус)

- Жители какого государства называют свою родину «Страной восходящего Солнца» (Япония)

- Нашу Солнце по величине , это (карлик)

- Какой цветок, как подсолнух. Всегда поворачивается к Солнцу? (лотос)

- Что произойдёт с картофелем, когда он долго лежит на солнце? (он зеленеет)

- Планета, которая ближе всех расположена к Солнцу? (Меркурий)

- Что представляет из себя Солнце ? (раскалённый шар)

- Какова температура на поверхности Солнца? (6000 градусов)


- Как называется часть атмосферы Солнца, видимая во время полных затмений? (корона)

- Как долго идёт свет от Солнца до Земли? (8 минут)


-Какие интересные открытия сделали для себя на сегодняшнем уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке?


Дома вы поработаете наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером .

Стр. 108-109, пересказ, сообщения.















Методическая разработка по познанию мира "Солнце источник света"
  • Обществознание
Описание:

Цель: создать условия для формирования представления о солнце и его значении для всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

·         формировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца.

Развивающие:

·         развивать рационально логическое и наглядно-образное мышление, умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;

·         развивать умение высказывать предположения и аргументировать их

Воспитательные:

·         воспитывать умение работать в парах, в группах, умение слушать друг друга

·         воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

 

Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.

Автор Инертбаева Гульнара Сериковна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 788
Номер материала 56127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓