Главная / История / Методическая разработка по интеллектуальной игре

Методическая разработка по интеллектуальной игре




ФГОУ СПО “Самарский техникум

промышленных технологий»


hello_html_m62449552.gif

Номинация: «Интеллектуальная игра»


«С мыслью о россии!»


методическая разработка

внеклассного мероприятия


hello_html_44a1cfc9.gif

Самара, 2014


Автор: Андреев Михаил Константинович

Место работы: ФГОУ СПО «Самарский техникум промышленных технологий»

Должность : преподаватель обществознания







«Одобрена» «Согласовано»

Председатель ПЦК зам. директора по УМР

________ _______

____ _________2014




Разработал: преподаватель ГОУ СПО «СТПТ» М.К.Андреев


Рецензент: зам. директора по учебно-методической работе

И.А.Кондрашина






Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей, социальных педагогов в помощь при подготовке внеклассного мероприятия с использованием активных методик. Материал разработки способствует решению одной из самых насущных проблем современного российского общества - развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирования активной гражданской позиции, уважение к истории, культуре россиян.

Методическая разработка содержит подробный сценарий классного часа в форме игры.














Введение


В настоящее время в социальном пространстве России все чаще появляются призывы к возрождению патриотизма, преданности Родине. В стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя данное направление деятельности никогда не уходило из системы образования, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством. С принятием правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Все эти факторы определили тему нашего внеклассного мероприятия: «Гордись, мой друг, что ты есть сын России!». Ведь воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины, своего края, района, города, села. Молодежь должна изучать прошлое Родины ради своего будущего. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших «чувствование» Отечества, еще Ломоносов называл «нищими». Необходимо учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она «твоя Родина». В воспитании у молодого поколения любви к Родине большую роль играет краеведение. Поэтому в мероприятие были включены элементы краеведения.

Данное мероприятие направлено на воспитание патриотизма, активной гражданской позиции студента, на развитие умений представлять себя и свою точку зрения, на осмысление проблем, которые существует в нашем обществе. Внеклассное мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры. Игровая ситуация является наиболее естественным способом жизнедеятельности подростка, это мощный стимул в воспитании. Игра позволяет моделировать сложнейшие социальные процессы, создавать положительный эмоциональный настрой группы и поддерживать его на протяжении всего классного часа. Данная форма внеклассного мероприятия способствует формированию активной гражданской позиции, духовно-нравственных качеств, познавательной деятельности, осознания своих ценностных ориентаций, стремления к самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений, что обеспечивает ценностно-смысловую компетентность и личное самосовершенствование. В процессе игры идет формирование мировоззренческой позиции каждого обучающегося.

Данное мероприятие предполагает использование комбинации имитационных и эвристических методов, позволяющих решить поставленные задачи наиболее оптимальным образом. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности студентов, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а также психологическую атмосферу всего мероприятия в целом.






ТЕМА «С мыслью о россии!»


Цель внеаудиторного мероприятия:

  • формирование гражданско-патриотического сознания учащихся.


Задачи мероприятия:


воспитательные:

  • привитие чувства патриотизма к родному краю, городу, стране;

  • формирование нравственного отношения к историческому прошлому России;

  • формирование культуры общения, речи;

  • формирование активной гражданской позиции;

  • стремление к самосовершенствованию.


развивающие:

  • раскрытие творческих способностей студентов;

  • развитие умения искать информацию;

  • развитие критического мышления;

  • активизация познавательного интереса;

  • повышение эффективности взаимодействия при работе в группе.


Планируемые результаты:

  • формирование ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • формирование осознания необходимости защиты Родины;

  • формирование социально-психологических, волевых качеств гражданина Российской Федерации;

  • формирование умения презентовать себя и свою команду;

  • формирование умения творчески подходить к предложенным заданиям.


Форма организации мероприятия: интеллектуальная игра.


Оборудование: ноутбук и проектор, экран, диски с музыкальными записями, презентация игры, оценочный лист для жюри (см. приложение № 1).












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Основная нагрузка ложится на подготовку к мероприятию. За несколько недель до проведения внеклассного мероприятия классному руководителю следует познакомиться с его содержанием и проду­мать вопрос о том, как эта игра может быть лучше организована именно в вашей группе. Эта игра требует основательной подготовки, как педагога, так и студентов.

На подготовительном этапе педагог распределяет ребят на творческие группы. Организация мероприятия основана на работе в «малых группах», что объясняется психологическими особенностями протекания мыслительной деятельности человека, на которую сильное влияние оказывает процесс «коллективного творчества». Работа в группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему, вырабатывает пути ее решения. В результате обсуждения проблемы у группы появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения. Члены созданных микрогрупп в данной игре выступают как фактор мотивации взаимной интеллектуальной активности, обеспечивающей значительное повышение эффективности познавательной деятельности каждого игрока, что создает благоприятные условия для формирования проблемного мышления обучающихся, дает простор для творческого самовыражения и самореализации.

Оптимальное количество созданных групп три или четыре. (Количество групп и участников мероприятия может варьироваться в зависимости от числа студентов в учебной группе). Одним из возможных вариантов проведения мероприятия может стать совместная игра между группами данного учебного заведения. Основное условие здесь - все группы должны быть одного возрастного уровня, и вовлечение каждого студента в активную работу на подготовительном этапе обязательно.

Вопрос об объединении тоже достаточно сложный. При объединении участников в группы, самый опти­мальный вариант - принцип добровольности – «кто с кем хочет». Объединение по принципу доброволь­ности сразу позволяет группе найти общий язык, сни­мает у участников различные опасения, так как в такой группе ребенок чувствует себя, как правило, достаточ­но комфортно. Группы, объединившиеся на доброволь­ной основе, практически сразу готовы воспринимать содержание игры и включаться в ее подготовительную стадию. Если кто-то остается без партнеров, вам следует помочь подростку с определением места в группе.

Большим недостатком добровольного объединения групп является то, что часто находятся ребята, с которыми никто не хочет совместно работать. Эти «отверженные» чувствуют сильное эмоциональное на­пряжение, и, конечно, у них нет никакого желания включаться в игру, а тем более активно в ней участво­вать. Если педагог хорошо знает или предполагает, что в классе есть несколько таких «отверженных», то добровольное объединение допускать не следует.

Другим вариантом объединения студентов в микрогруппы может быть использование принципа случайности. Вы заранее готовите маленькие кар­точки, на которых написаны номера групп. Эти карто­чки перемешиваются и кладутся столбиком на стол преподавателя. Затем все по очереди подходят, берут кар­точку, которая лежит сверху, и называют номер группы. Ребята, получившие одинаковые номера, объединяются в одну группу. Как правило, обид при таком распределе­нии не возникает. У всех способов объединения ребят есть один суще­ственный недостаток - в такой микрогруппе могут оказаться очень слабые и пассивные студенты, или, наоборот только одни сильные и активные. В этом случае сразу создается ситуация неравных сил и возможностей. Но если это произошло, педагогу следует учесть состав групп и при возможности провести корректировку.


Опережающее домашнее задание


Участникам мероприятия выдаются творческие задания для подготовки к игре.

1.задание.

Подготовить презентацию команды. Участникам игры выдаётся план в соответствии, с которым они должны были готовить свое выступление.


План работы команды:

  1. Выбрать название команды. Название команды должно отражать гражданскую позицию участников.

  2. Сформулировать девиз.

  3. Разработать эмблему команды. (Здесь необходимо продумать цветовую гамму, изображение определенных деталей, выражающих ваше отношение к тем или иным явлениям).

  4. Разработать основные положения деятельности команды.

Команда готовит устный доклад и создает компьютерную презентацию.


Устный доклад раскрывает следующие вопросы:

  1. Название команды. Здесь приводится четкая аргументация, объясняющая, почему выбрано именно такое название.

  2. Девиз должен отражать идейную позицию команды.

  3. Необходимо объяснить предложенный символ (эмблему).

  4. Пояснить разработанные положения.

  5. Представить участников команды (интересы, жизненные убеждения).


Компьютерная презентация выступает одним из средств наглядности для устного доклада-презентации. Поэтому здесь целесообразнее разместить не текстовую, а наглядную информацию – фотографии, рисунки, схемы.


2. задание.

Подготовить театрализованную постановку значимого события в истории России и сформулировать вопрос для соперников, о каком событии идет речь.

Данный конкурс требует особой подготовки и помощи ребятам. Такой помощью может быть проведение генеральной репетиции организатором, желательно в том месте, где будет проходить конкурс. Здесь важно не переусердствовать в помощи, чтобы студенты проявили свои способности к творчеству, достаточно вносить ясность, порядок в подготовку выступления.

3.задание.

Участники микрогрупп готовят музыкальный номер, в котором должны быть отражены героические страницы нашего прошлого, и формулируют вопрос для соперников, о каком событии идет речь. Это может быть песня собственного сочинения или фонограмма музыкальной композиции. Если у учащихся возникают затруднения с подготовкой композиции целесообразно направить их в музыкальный отдел центральной библиотеки, где специалист поможет им с выбором фонограммы.

Ребятам были даны критерии оценки конкурсов: актуальность, оригинальность, артистичность выступления, умение заинтересовать материалом, историчность. Таким образом, выигрыш команды в большой степени зави­сит от домашней подготовки.

На подготовительном этапе классному руководителю следует контролиро­вать ситуацию в рабочих группах, проверять степень их под­готовленности, давать необходимые разъяснения и консуль­тации, корректировать выполнение заданий. Важно, чтобы на этом этапе студентам была предоставлена максимальная свобода творчества, чтобы подготовка не сводилась к просто­му формализму.

При выборе заданий, мы учитывали возрастные особенности студентов, а именно высокий уровень обобщения и абстрагирования, увеличива­ющийся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать, обоснованные выводы, связывать изученные явления и факты в систему. В этом возрасте приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть готовым к самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. Сочетание разнообразных средств и методов, соединение когнитивного, эмоционального опыта с практическим позволяет реализовать поставленные цели и задачи, и сформировать у учащихся необходимые устойчивые гражданские качества.

В качестве компьютерного оформления была разработана презентация игры, где содержатся правила игры и задания всех раундов.








План внеклассного мероприятия:


  1. Вступительное слово ведущего.

  2. Презентация команд «Мы граждане страны Россия».

  3. Интеллектуальный конкурс «Великие люди великой страны».

  4. Творческий конкурс «Страницы прошлого».

  5. Музыкальный конкурс «Любимой Родине я песню посвящаю».

  6. Краеведческий конкурс «Застывшая музыка времен».

  7. Рефлексия (анкетирование).

  8. Подведение итогов и награждение победителей.


























Ход внеклассного мероприятия

«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека

и могущественную опору для борьбы

с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

К. Д. Ушинский


Вступительное слово ведущего.

Классный час начинается со вступительного слова классного руководителя, в котором содержится постановка проблемы, отражена актуальность темы, поставлены цели и задачи. Также ведущий кратко излагает правила и объясняет систему начисления баллов, представляет жюри.


Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на интеллектуальной игре «С мыслью о России!» Для торжественного исполнения гимна Российской Федерации прошу всех встать (звучит гимн Российской Федерации, после окончания звучания гимна ведущий продолжает вступительную речь).

Интеллектуальная игра включает в себя вопросы по социально- гуманитарным дисциплинам, таким как история, философия, социология, обществознание, культурологи. Тема нашей игры выбрана не случайно. Начавшийся процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует от нас обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства ее культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека. А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества.

Наша игра посвящена Российской цивилизации, ее истории, наиболее выдающимся деятелям, повлиявшим на развитие страны.

(демонстрируется презентация «Образы России»)

В презентации «Образы России», представлены выдающиеся государственные и общественные деятели, великие полководцы и духовные наставники, гениальные представители науки и искусства. Все они - «живое лицо истории». Ведь тридцать три поколения создавало отечественную историю, если за точку отсчета взять 862 год - год образования Русского государства. И невозможно представить, становление и расцвет Древнерусского государства без деяний князей Владимира Святого – крестителя Руси, Ярослава Мудрого активно способствующего распространению образования; Куликовскую битву - без подвига Дмитрия Донского; образование Российского государства - без «государя всея Руси» князя Ивана III, прозванного «Великим»; преодоление «Смутного времени» начала ХVII века - без Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, реформы XVIII века - без Петра I и Екатерины II; отмену крепостного права - без «царя-освободителя» Александра II; русскую классическую литературу – без Лермонтова, Пушкина, Толстого, нашу новейшую историю - без В.И. Ленина, И.В. Жукова, И.В. Курчатова, С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Наша страна всегда обладала огромной, колоссальной исторической культурой; наша история богата примерами великих деяний.

Вы можете видеть архитектурные памятники прошлого – застывшую музыку времен, облеченную в дерево и камень историю. Они являются подлинной энциклопедией для русского человека, который вправе гордиться тем, что он является гражданином великой державы.


Цель нашей игры: осмысление проблем духовной жизни России, формирование патриотического сознания, понимание современного мира как элемента в системе отношений прошлого, настоящего и будущего. Мы надеемся, так же что наша игра будет способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, желанию внести свой вклад в сохранение культурного наследия России.

Задачи команд: проявить творческий уровень мышления, активную гражданскую позицию, эрудицию, умение презентовать себя и свою команду.


Правила игры

1. Игра состоит из пяти конкурсов.

  1. «Мы граждане России».

  2. «Великие люди великой страны».

  3. «Страницы прошлого».

  4. «Любимой Родине я песню посвящаю».

  5. Краеведческий конкурс «Застывшая музыка времен».

2. В начале каждого конкурса проводится жеребьевка, которая определяет право очередности выступления.

3. Участники команд демонстрируют выполнение своих творческих заданий и отвечают на поставленные вопросы.

4. Если команда не может ответить, то право ответа пре­доставляется их соперникам, которые тем самым зара­батывают дополнительные баллы.


Конкурс 1 «Мы граждане России»


Ведущий: Первый конкурс начинается с представления команд.

  • Каждая команда должна представить себя жюри, и остальным участникам игры.

  • Команда демонстрирует свою презентацию, обязательно поясняя, почему выбрано такое название и эмблема.

  • выступление с докладом-презентацией должно длиться не более 4-5 минут.



Для выступления поочередно приглашаются команды.


В качестве образца приводится выступление одной из команд.

«Наша команда называется «Союз прогресса».

hello_html_m21d96313.gifМы считаем, что путь человека к полноценной, осмысленной жизни лежит через полное слияние со своим народом, с его интересами. Для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества, слить свои устремления с его стремлениями, для этого нужна любовь к Родине, не отделять свои убеждения от дела. Ведь за каждым большим, значительным историческим событием в жизни страны, за малым, незаметным эпизодом, происшедшем в небольшом городе, поселке, деревушке, стоят конкретные живые люди. И какой будет судьба России, зависит от нас, от молодого поколения.

Поэтому мы выступаем под девизом: Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.

В качестве эмблемы мы выбрали символику российского флага и форму круга символа вечности, т. к Россия - нерушимое государство, сильное своими традициями. А русский характер, самосознание и самопожертвование, доблесть и героизм много раз восхищали и поражали мир.

Наши надежды на улучшение человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем положениям:

  • Уничтожение неравенства между нациями.

  • Прогресс равенства между различными классами народа.

  • Совершенствование человека.

История доказала, что только уважение друг друга, соблюдение прав, свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпеливы, толерантны друг к другу.


Состав команды:

1) Иванов Андрей. Коренной волжанин. Самый яркий участник нашей команды, помимо этого он прекрасно знает историю, а так же является мастером спорта. Имеет большое количество наград. В 17 лет объездил всю Россию в поиске достойных соперников.

2) Сулкин Дмитрий. Самый творческий участник команды. Очень разносторонний человек. Он умеет найти подход к любому человеку, и после общения с ним каждый может сказать: «Что все еще не так уж плохо».

3) Григорьев Игорь. Самый патриотичный участник нашей команды. Имеющий философский подход к вещам. Любитель всего отечественного: музыки и продукции.

4) Горявин Василий. Самый интеллектуальный участник нашей команды. Доверенное лицо всей нашей группы. Он очень рассудителен в своих словах. Умеет разрешить любой конфликт мирным путем.

5) Тишин Алексей – капитан команды. Умен, талантлив, скромен в меру, и патриот своей Родины».


Конкурс 2 «Великие люди великой страны»


Ведущий: Интеллектуальный конкурс «Великие люди великой страны».

  • Зачитывается краткая характеристика известной личности. Отвечая на поставленный вопрос, задача команд не только определить о ком идет речь, но и продемонстрировать правильный ответ, выбрав его из представленных на экране портретов.

  • За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. Если же ответ правильный, но неточно указан портрет, команда получает 0,5 баллов.

  • Если команда неправильно отвечает, то право ответа пре­доставляется их соперникам, которые тем самым зара­батывают дополнительные баллы.

  • Правильность ответов определяет жюри.


Вопросы первого этапа.

1. Первый российский ученый - естествоиспытатель мирового значения, поэт, ставший основоположником современного русского языка, художник, историк, поборник развития отечественной науки и культуры, который до 9 лет был практически неграмотным. Вы без труда назо­вете его. (№1. Михаил Васильевич Ломоносов.)

2. Российский император, которого называли освобо­дителем. Именно при его правлении наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России: объявлена амнистия декабристам и петрашевцам, приостановлены рекрутские наборы, отменено крепостное право. К территории Российской империи присоединился, наконец, весь Кавказ, Казахстан, большая часть Туркменистана. Но после Польского восстания он перешел к репрессиям против революционеров. Поэтому на его жизнь покушались довольно часто. Пятая попытка достигла цели: император был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге от взрыва бомбы, брошенной народовольцем Гриневицким. Назовите этого государя. (№ 8. Александр II Освободитель.)

3. Именем основоположника комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др., названы его теории, послужившие основой для становления современной научной картины мира, например, учение о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу, учение о взаимоотноше­нии природы и общества, повлиявшее на становление со­временного экологического сознания. В его честь назван также институт геохимии и аналитической химии Россий­ской академии наук. Кто этот великий ученый России? (№4. Владимир Иванович Вернадский.)

4. Известнейший русский хирург XIX века, участник Севастопольской обороны, основоположник военно-полевой хирургии, впервые внедрил в практику неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций. А еще он занимался педагогической и общественной деятельностью, вел борьбу с сословными предрассудками, выступал за всеобщее начальное образование. Кто этот ве­ликий русский медик? (№ 7. Николай Иванович Пирогов.)

5. Российский полководец XVIII века, генералиссимус. Один из самых знаменитых военачальников России. Возглавлял многие военные кампании, которые вело государство в Европе, знаменитый переход русской армии через Альпы при выходе из окружения. А еще он автор военно-теоретических работ, создатель оригинальной системы взглядов на способы ведения войны, воспитания и обучения войск. Его стратегия носила наступательный характер. Он не проиграл ни одного боя! Кто же этот славный пол­ководец? (№5. Александр Васильевич Суворов.)

6. Российский киноактер и режиссер, народный артист СССР, которому свойственны тонкий психологизм и мяг­кая артистическая манера. Но особенно известен он как мастер эпического кино и батальных сцен. Поставленные им фильмы «Судьба человека», «Война и мир», «Они сра­жались за Родину», «Степь», эпопея «Тихий Дон» поисти­не являются классикой мирового кинематографа. Кто этот великий соотечественник? (№ 6. Сергей Федорович Бондарчук.)

7. Он с детства слагал стихи и уже в первых сборниках выступил как тонкий лирик, мастер глубокого психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Он ощущал себя певцом «золотой бревенчатой избы», чья поэзия «здесь больше не нужна». В последние годы жизни эмоциональной доминантой лирики поэта стали осенние пейзажи, подведение итогов, прощания. Кто этот великий лирик? (№9. Сергей Александрович Есенин.)

8. Он - русский поэт, актер, композитор и исполнитель песен. Живший в послевоенное время, он создавал в сво­их песнях бунтарские образы героя-одиночки, сознающего свою обреченность, но не допускающего мысли о капитуляции. Его творчеству присущ мощный «лавинный» темперамент в сочетании традиций с русским классическим романсом. Актер театра на Таганке, он снимался также в кино. Самые известные фильмы с его участием: «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и другие. Государственной премии он был удостоен посмертно, ибо, как и герои его песен, всегда ходил «без страховки по ка­нату». (№ 3. Владимир Семенович Высоцкий.)

9. В творчестве этого писателя, продолжающего тра­диции русской классики XIX века, постоянно встает тема сохранения человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему, осмысления трагических судеб героев и страны в свете нравственного идеала. Он прошел и Великую Отечественную, и арест, и лагеря, и изгнание за свои произведения и критику тоталитарно­го строя в СССР. Сейчас он ведет активную общественную и литературную деятельность, продолжая призывать к лич­ной и общественной ответственности за жизнь великой России. Кто же этот писатель? (№ 2. Александр Исаевич Солженицын.)


hello_html_m64262880.jpg

1

hello_html_m563bfd03.jpg

2

hello_html_m3b0a543f.jpg

3

hello_html_m32d4445f.jpg

4

hello_html_m4759ec49.jpg

5

hello_html_414b4a00.jpg

6

hello_html_m6023dc54.jpg

7

hello_html_67f0de4e.jpg

8

hello_html_6a365b8.jpg

9


Конкурс 3 «Страницы прошлого»


Ведущий: Мы подошли к одному из самых интересных, творческих конкурсов «Страницы прошлого». Команда представляет театрализованную постановку значимого события в истории России.

  • Соперники должны ответить, о каком событии идёт речь.

  • Жюри оценивает артистичность и оригинальность выступления.

Для выступления поочередно приглашаются команды.

В качестве образца приводится выступление одной из команд.

hello_html_1a7696c2.png

Сценка отмена крепостного права.

Ведущий: Перекрестившись, священник начал читать.

Священник: Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. Ведущий: Как только он прочел слова манифеста, народ зашумел. Исправник обратился к народу и тихо, протяжно произнес.

Исправник: Тсс

Ведущий: Все разом умолкли. Священник читал дальше.

Священник: Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами.

Ведущий: Крестьяне зашумели опять. Один из стоявших в впереди крестьян сказал вслух.

Крестьяне: Да какая же это воля!

Ведущий: Исправник дернул его за рукав и тот замолчал. Священник прочел дальше.

Священник: На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.

Ведущий: Народ зашумел опять. А этот же крестьянин стоявший впереди сказал.

Крестьяне: Господа, в два года все животы наши вымотаете.

Ведущий: Но порядок был опять восстановлен.

Священник: По истечении сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещиков, беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Ведущий: Крестьяне зашумели не на шутку. Поднялся ропот. Крик. Священник вынужден был остановить чтение.

Исправник: Не смейте прерывать царского слова. То, что говорит батюшка, говорит вам государь император. Если государь говорит вам не волю, а каторгу, вы и тогда должны повиноваться. Государь вам дарует милость, дает волю, а вы осмеливаетесь кричать. Молчите, ни слова более.

Исправник: Крестьяне мгновенно утихли. До конца чтения манифеста стояли, как будто бы не было ни души в церкви. После чтения манифеста был отслужен благодарственный молебен государю императору.

Звучит гимн «Боже царя храни».

Вопрос. О каком событии идет речь в данной инсценировке (отмена крепостного права).


Конкурс 4 «Любимой Родине я песню посвящаю»


Вhello_html_m8cba40f.jpgедущий: В данном конкурсе задача игроков прослушать фрагмент из музыкальной композиции, в котором должны быть отражены героические страницы нашего прошлого и ответить на поставленный вопрос.

  • Жюри оценивает качество исполнения, творческий подход к выполнению задания.

Команды поочередно исполняют музыкальные композиции, и после выступления задают вопросы соперникам.

  1. музыкальная композиция «Мамины глаза» (авторская песня).

Вопрос. О каком событии идет речь в данной музыкальной композиции. (Афганская война)

  1. музыкальная композиция «Песня про Щорса».

Вопрос. Для молодежи малоизвестным фактом является то, что в Самаре есть парк имени Щорса. Где располагается парк названный в честь прославленного командира красной армии (в районе железнодорожного вокзала, улица Спортивная).

  1. музыкальная композиция: Российский герб (авторская песня).

Вопрос. Опишите современный герб Российской Федерации. У кого будет более точное описание тот, и заработает наибольшее количество баллов. (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четы­рехугольный, с закругленными нижними углами, заост­ренный в оконечности красный геральдический щит с зо­лотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий сереб­ряным копьем черного, опрокинутого навзничь и по­пранного конем дракона).

Конкурс 5 «Застывшая музыка времен»


Ведущий: Мы живем с вами в городе, который богат историческими и культурными памятниками. Порой, проходя мимо, мы не обращаем на них внимания, а если и замечаем, то не знаем, в связи с каким событием связан этот памятник, кто является его автором. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете достопримечательности своего города.

  • Игроки по собственному желанию выбирают архитектурный памятник из представленных на экране, называя номер изображения.

  • В соответствии с выбранным изображением получают вопрос.

  • За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. Если команда неправильно отвечает, то право ответа пре­доставляется их соперникам, которые тем самым зара­батывают дополнительные баллы.

  • Жюри оценивает правильность ответа.


hello_html_m5e942598.jpg

1

hello_html_m5c016508.jpg2

hello_html_190e144d.jpg

3

hello_html_1e3c2df0.jpg

4

hello_html_2cc1c59.jpg

5

hello_html_m46139b7e.jpg

6


1. Всем жителям города Самары известен этот красивейший архитектурный памятник, но мало кто знает архитектора этого здания.

Вопрос: По проекту, какого архитектора построено здание Самарского академического театра драмы имени М.Горького? (Здание Самарского городского театра было построено по проекту московского архитектора Михаила Николаевича Чичагова).

2. Перед драматическим театром располагается скульптурная композиция, умело олицетворяющая героическую эпоху гражданской войны.

Вопрос: Какому прославленному командиру гражданской воны посвящена скульптурная композиция? (Памятник Чапаеву).

3. Жители Самары называют здание железнодорожного вокзала восьмым чудом света. За годы своего существования Самарский железнодорожный вокзал стал настоящим символом города.

Вопрос: В каком году открыта основная часть вокзала станции Самара? (24 декабря 2001 года открыта основная часть вокзала станции Самара – высотная башня, достигающая 74,47 метра).

4. Вы можете видеть фрагмент архитектурного памятника построенного в XX веке. Если вы внимательны и наблюдательны, то без труда назовете его. (Самарский академический театр оперы и балета).

На экране появляется изображение театра.

5. Одно из самых таинственных и окутанных легендами мест в Самаре - это дача со слонами.

В народе это здание так и называют: «дом со слонами».

Вопрос: Какой известный общественный деятель Самары построил это необычайно красивое здание? (Построена дача была 1908-09гг. самарским купцом, художником, меценатом Константином Павловичем Головкиным).

6. 25 января 2008 года в Самаре открылся первый в российской провинции памятник Владимиру Высоцкому. Памятник установлен рядом со зданием самарского Дворца Спорта.

Вопрос: Почему в Самаре был установлен памятник великому русскому соотечественнику? (Осенью 1967 г. Высоцкий впервые выступил перед большой аудиторией. Было это в Самаре, 29 ноября, когда он дал два концерта во Дворце спорта. Поэтому Самару Высоцкий называл городом, в котором прошло его первое «боевое крещение» многотысячной аудиторией. Высоцкий в это время был практически запрещенным поэтом, певцом, но руководство Самары на свой страх и риск разрешило проводить концерт).


Рефлексия

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем рефлексию (анкетирование). Целью анкетирования является выяснение вашего мнение о подобной форме работы, в которой вы принимали участие, и исследование проблемы патри­отизма. Вам необходимо заполнить анкету. Участники игры заполняют анкету (см. приложение № 1).




Заключительное слово


После заполнения анкет преподаватель говорит заключительное слово.

Ведущий: Возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма возможно лишь при условии формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Мне хотелось бы поблагодарить всех участников нашей игры за проделанную работу. Я уверена, что ваша подготовка к игре, и ее проведение не пройдут бесследно, и вы будете продолжать работу по формированию и реализации активной гражданской позиции. И мне хочется закончить наше внеклассное мероприятие следующим вопросом: а что, лично ты можешь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе и реализации себя как гражданина?

Ведущий предоставляет слово жюри для оглашения результатов игры. Жюри кратко подводит итоги, характеризуя команды с точки зрения правильности всех ответов, активности, творчества и артистизма. Затем объявляются баллы и команда, набравшая наибольшее количество баллов, ста­новится победительницей. Жюри вручает команде приз.

Заключением игры стала песня «Изгиб гитары желтой», которую исполняли все участники внеклассного мероприятия.











Список литературы


  1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2.

  2. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004.

  3. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2000.

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005.

  5. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2001.

  6. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»// Патриот Отечества. – 2006. – № 4.

  7. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М.: Светотон, 2004.

  8. Молодежь и общество. – 2006. – № 1. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.

  9. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006.

Приложение №1

Оценочный лист для жюри


Лист судейства


Название команды

критерии оценки конкурса

от 3 до 7 баллов

критерии оценки конкурса

от 0,5 до 1 баллов

критерии оценки конкурса

от 3 до7 баллов

критерии оценки конкурса

от 1 до 5 баллов

критерий оценки конкурса

1 балл

Итого баллов

«Мы граждане России»


«Великие люди великой страны»

«Страницы прошлого»

«Любимой Родине я песню посвящаю»

«Застывшая музыка времен»





Команда 1







Команда 2







Команда 3














Приложение №2

Анкета


Уважаемый участник игры!

Мы приглашаем Вас, принять участие в исследовании проблемы патри­отизма. Ваши суждения и оценки очень важны для выполнения задач, свя­занных с ее изучением и решением. Так же нам интересно ваше мнение о подобной форме работы, в которой вы принимали участие. Отвечая на вопросы анкеты, нужно внимательно прочитать их, написать свой ответ, а если указан ответ выбрать из имеющихся вариантов тот, который соответствует Вашему мнению. Заполнять анкету, просим, самостоятельно, не обращаясь ни к кому за помощью или советом, так как нас интересует Ваше личное мнение. Ре­зультаты данного анкетирования в целом будут использованы в научно-практических целях и в обобщенном виде, поэтому свою фамилию указы­вать необязательно.

Заранее благодарим Вас за помощь в работе, в нашем общем деле.


  1. Сколько Вам лет?

  2. Вам понравилась игра? Если да, то чем?

  3. Что бы Вам хотелось изменить или добавить?

  4. Какой момент игры был для Вас наиболее убедительным, интересным?

  5. Довольны ли Вы собственным «Я» в процессе игры?

  6. Довольны ли Вы работой своей группы?

  7. Нужно ли проводить подобного рода игры.

  8. Какие качества личности воспитывают подобные мероприятия?

  9. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?

    1. в успешной учебе в школе, другом учебном заведении.

    2. в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д.

    3. в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил.

    4. в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, про­водимых в школе и вне ее.

    5. в воспевании красоты и могущества Родины средствами литера­туры, искусства и др.

      1. Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма?

  1. знания, полученные от учителей.

  2. сведения, полученные от родителей и близких.

  3. сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслу­живших в армии.

  4. сведения, полученные по средствам массовой информации (ра­дио, телевидение, периодическая печать и т. д.).

  5. чтение художественной и др. литературы, мемуаров.

  6. личное участие в деятельности, направленной на укрепление ос­нов нашего общества.

  1. Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях?

  2. высокий.

  3. не очень высокий.

  4. низкий.

  5. очень низкий.

    1. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет?

      1. безусловно, существует.

      2. думаю, что существует.

      3. в этом нет особой необходимости.

      4. такой необходимости нет.

      5. затрудняюсь ответить.

    1. Испытываете ли Вы любовь к Родине?

    2. Ваше мнение об игре.



Содержание



Введение 3

Тема « С мыслью о России!» 5

Методические указания 7

Опережающее домашнее задание 9


План внеклассного мероприятия 12

Ход внеклассного мероприятия 13

Заключительное слово 27

Список литературы 28

Приложения 29




















hello_html_m487ff378.gif










hello_html_77dc7ef7.gif




















Андреев Михаил Константинович



«гордись, мой друг,


Что ты есть сын россии!»


методическая разработка

внеклассного мероприятия





hello_html_1da64e47.gif






























hello_html_m381f35de.gif

hello_html_m381f35de.gifhello_html_m3815e207.gif


hello_html_247c1bf4.gif

21


Методическая разработка по интеллектуальной игре
  • История
Описание:

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей, социальных педагогов в помощь при подготовке внеклассного мероприятия с использованием активных методик. Материал разработки  способствует  решению одной из самых насущных проблем современного российского общества - развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирования активной гражданской позиции, уважение к истории, культуре россиян.

Методическая разработка содержит   подробный сценарий классного часа в форме игры.

Автор Андреев Михаил Константинович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1070
Номер материала 43293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓