Главная / Начальные классы / Методическая разработка по дефектологии по лексической теме "Транспорт"

Методическая разработка по дефектологии по лексической теме "Транспорт"

Тема «Транспорт»

Цели:

Обучающая:

Развивающая: Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.

Воспитывающая: Воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование: Презентация, карточки,

Карточки с изображением транспорта: воздушный, наземный, водный; специальный транспорт.

Зрительный ряд: Фотографии, иллюстрации, картинки, рисунки различных видов транспорта; фотографии и иллюстрации: Норильска, аэропорта “Алыкель”, Москва.

Для учащихся: Фишки различных цветов, альбомы, цветные карандаши.

План занятия:

  1. Организация начала занятия.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Усвоение нового материала.

  6. Закрепление знаний.

  7. Практическая работа.

  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

Приветствие. Проверка наличия детей по журналу и готовность их к занятию.

2. Проверка домашнего задания.

Педагог: О чем мы с вами говорили на прошлом занятии? Чем занимались?(ответы детей).

Кто нас хочет познакомить с рассказом о том, кем он хочет стать в будущем по профессии?

3.Коррекция высших психических процессов

Выполнение упражнения на развитие мелкой моторики

-выполнение упражнения на развитие внимания (ключворд)

-на развитие внимания (презентация)

-на развитие памяти

http://ped-kopilka.ru/images/9-9.jpg

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синейкраской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками икоричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

-Упражнение на развитие мышления

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

 

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 


4. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

А теперь отгадайте следующие загадки:

Вопросы учащимся:

Загадки:

Что это за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином? 
(Автобус).

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. 
(Самолет)

Под водой железный кит –
Днем и ночью он не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. 
(Подводная лодка)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест? 
(Трактор)

Как вы думаете какую тему мы будем сегодня изучать? Как эти слова-отгадки можно назвать одним словом? Верно, сегодня мы будем говорить о транспорте.

4. Объяснение нового материала.

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель – водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины и т.д.).

Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский – перевозит людей: назовите пассажирский транспорт автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д.(СЛАЙД 1-3)

Давайте поговорим о правилах поведения в общественном транспорте

Как садиться в автобус и как нужно вести себя в общественном транспорте – в автобусе? (Купить билет за проезд, пройти и сесть на свободное место).

Нужно ли уступать место в автобусе старшим?

Кто водит автобус? (Водитель).

Можно ли громко разговаривать в общественном транспорте? (Нет,Почсему?некультурно, это мешает пассажирам, ведь некоторые едут на работу, а кто-то возвращается с работы домой).

Обращали ли внимание, как ведут себя люди во время поездки? Все ли ведут себя правильно? (могут толкаться, кричать ,не уступать место старшим людям)

Следующий вид транспорта- Грузовой – перевозит груз: назовите грузовой транспорт: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(СЛАЙД 4-6) (объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?(СЛАЙД 7-10)

0-1 Пожарная команда.

0-2 Милиция.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина (слайд)– красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи (слайд)– белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; милицейская машина (слайд)тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт?

Еще на какие виды можно разделить транспорт? Транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный.

Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.(СЛАЙД)

Воздушный транспорт: самолет, вертолет.(СЛАЙД)

Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д.(СЛАЙД)

Есть и подземный транспорт: метро, подводный транспорт - подводная лодка.(СЛАЙД)

Можно условно обозначить виды транспорта: водный - волнистая линия, воздушный - облако, наземный - прямая линия (педагог рисует на доске условные обозначения).

Давайте поиграем, выполним графический диктант: Я вам зачитываю вид транспорта, а вы его условно изображаете через запятую. А затем проверим, насколько вы правильно справились с данным заданием.

Автобус, теплоход, пожарная машина, вертолет, яхта, самолет, поезд, корабль, дельтаплан, лодка.

 Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

 5. Усвоение нового материала.

  • Упражнение: найди лишнее слово:
    автобус, грузовой автомобиль, яхта, трактор

  • автобус, автомобиль, поезд и катер. Среди них картинка с катером лишняя, потому что катер передвигается по воде, а все остальное по земле.

  • лодкой, катером, пароходом и вертолетом. Мы считаем, лишний среди них вертолет, потому что он летает по воздуху, а все остальное плавает по воде.

  • самолет, вертолет, дельтаплан и автомобиль. Автомобиль здесь лишний, т.к. он ездит по земле, а самолет, вертолет и дельтаплан летают по воздуху.

  • Игра с мячом "Один-много". Дети становятся в круг.

Логопед:

- Я кидаю вам мяч и говорю один автобус, вы кидаете мне обратно и говорите много автобусов. (машина, грузовик, трамвай, троллейбус, паровоз, поезд, самолет, вертолет, корабль, лодка, катер).

- Итак, каждая команда, должна разгадать  кроссворд и определить ключевое слово кроссворда.

1.А  в  т  о  б  у  с

        2.Т  р  а  м  в  а  й

             3.К  о  л  е  с  о

                  4.К  а  т  е  р

                     Т  р  о  л  л  е  й  б  у  с

                           6.ф  а  р  а

                   Д  о  р  о  г  а

                     8.П  а  р  о  х  о  д

1. Дом по улице идет

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

 

2. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

 

3. Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются.

 

4. На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.

 

5. По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может

 6. Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой

Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?

На машине их две пары…

Догадались? Это ....


  7. Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведет.

 8. Паровоз без колес!
 Вот так чудо-паровоз!
 Не с ума ли он сошел
 Не с ума ли он сошел

6. Закрепление знаний.

О чем мы сегодня говорили? (О транспорте).

Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. (Водный, воздушный, наземный).

Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (Вызвать пожарную команду, позвонить 0-1).

Когда и по какому случаю вызывают милицию? (Если на улице дерутся, если грабят и т.д.).

Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? (Когда заболел человек, высокая температура, при аварии, переломы и т.д.)

Какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель, кондуктор и т.д.).

Стихотворение

Умные машины продают билеты,
Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают,
Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу,
Быстрые машины перевозят грузы.

7. Практическая работа

Мы столько говорили о транспорте и, наверняка, каждый из вас любит рисовать. Задание: нарисуйте свой любимый вид траспорта

8. Подведение итогов занятия

Сегодня все замечательно поработали, Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено. Большое спасибо!

Методическая разработка по дефектологии по лексической теме "Транспорт"
  • Начальные классы
Описание:

Тема «Транспорт»

Цели:

Обучающая:

Развивающая: Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.

Воспитывающая: Воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование: Презентация, карточки,

Карточки с изображением транспорта: воздушный, наземный, водный; специальный транспорт.

Зрительный ряд: Фотографии, иллюстрации, картинки, рисунки различных видов транспорта; фотографии и иллюстрации: Норильска, аэропорта “Алыкель”, Москва.

Для учащихся: Фишки различных цветов, альбомы, цветные карандаши.

План занятия:

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Усвоение нового материала.
  6. Закрепление знаний.
  7. Практическая работа.
  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

Приветствие. Проверка наличия детей по журналу и готовность их к занятию.

2. Проверка домашнего задания.

Педагог: О чем мы с вами говорили на прошлом занятии? Чем занимались?(ответы детей).

Кто  нас хочет познакомить с рассказом о том, кем он хочет стать в будущем по профессии?

3.Коррекция высших психических процессов

Выполнение упражнения на развитие мелкой моторики

-выполнение упражнения на развитие внимания (ключворд)

-на развитие внимания (презентация)

-на развитие памяти

 

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синейкраской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками икоричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

-Упражнение на развитие мышления

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

 

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 

 

4. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

А теперь отгадайте следующие загадки:

Вопросы учащимся:

Загадки:

Что это за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином? (Автобус).

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)

Под водой железный кит –
Днем и ночью он не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)

Как вы думаете какую  тему мы будем сегодня изучать? Как эти слова-отгадки можно назвать одним словом? Верно, сегодня мы будем говорить о транспорте.

4. Объяснение нового материала.

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель – водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины и т.д.).

Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский – перевозит людей: назовите пассажирский транспорт автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д.(СЛАЙД 1-3)

Давайте поговорим о правилах поведения в общественном транспорте

Как садиться в автобус и как нужно вести себя в общественном транспорте – в автобусе? (Купить билет за проезд, пройти и сесть на свободное место).

Нужно ли уступать место в автобусе старшим?

Кто водит автобус? (Водитель).

Можно ли громко разговаривать в общественном транспорте? (Нет,Почсему?некультурно, это мешает пассажирам, ведь некоторые едут на работу, а кто-то возвращается с работы домой).

Обращали ли внимание, как ведут себя люди во время поездки? Все ли ведут себя правильно? (могут толкаться, кричать ,не уступать место старшим людям)

Следующий вид транспорта- Грузовой – перевозит груз: назовите грузовой транспорт: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(СЛАЙД 4-6) (объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?(СЛАЙД 7-10)

0-1 Пожарная команда.

0-2 Милиция.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина (слайд)– красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи (слайд)– белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; милицейская машина (слайд)тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт?

Еще на какие виды можно разделить транспорт? Транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный.

Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.(СЛАЙД)

Воздушный транспорт: самолет, вертолет.(СЛАЙД)

Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д.(СЛАЙД)

Есть и подземный транспорт: метро, подводный транспорт - подводная лодка.(СЛАЙД)

Можно условно обозначить виды транспорта: водный - волнистая линия, воздушный - облако, наземный - прямая линия (педагог рисует на доске условные обозначения).

Давайте поиграем, выполним графический диктант: Я вам зачитываю вид транспорта, а вы его условно изображаете через запятую. А затем проверим, насколько вы правильно справились с данным заданием.

Автобус, теплоход, пожарная машина, вертолет, яхта, самолет, поезд, корабль, дельтаплан, лодка.

 Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

 5. Усвоение нового материала.

·         Упражнение: найди лишнее слово:
автобус, грузовой автомобиль, яхта, трактор

·         автобус, автомобиль, поезд и катер. Среди них картинка с катером лишняя, потому что катер передвигается по воде, а все остальное по земле.

·         лодкой, катером, пароходом и вертолетом. Мы считаем, лишний среди них вертолет, потому что он летает по воздуху, а все остальное плавает по воде.

·         самолет, вертолет, дельтаплан и автомобиль. Автомобиль здесь лишний, т.к. он ездит по земле, а самолет, вертолет и дельтаплан летают по воздуху.

·         Игра с мячом "Один-много". Дети становятся в круг.

Логопед:

- Я кидаю вам мяч и говорю один автобус, вы кидаете мне обратно и говорите много автобусов. (машина, грузовик, трамвай, троллейбус, паровоз, поезд, самолет, вертолет, корабль, лодка, катер).

- Итак, каждая команда, должна разгадать  кроссворд и определить ключевое слово кроссворда.

1.А  в  т  о  б  у  с

        2.Т  р  а  м  в  а  й

             3.К  о  л  е  с  о

                  4.К  а  т  е  р

                     Т  р  о  л  л  е  й  б  у  с

                           6.ф  а  р  а

                   Д  о  р  о  г  а

                     8.П  а  р  о  х  о  д

1. Дом по улице идет

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

 

2. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

 

3. Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются.

 

4. На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.

 

5. По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может

 6. Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой

Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?

На машине их две пары…

Догадались? Это ....


  7. Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведет.

 8. Паровоз без колес!
 Вот так чудо-паровоз!
 Не с ума ли он сошел
 Не с ума ли он сошел

6. Закрепление знаний.

О чем мы сегодня говорили? (О транспорте).

Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. (Водный, воздушный, наземный).

Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (Вызвать пожарную команду, позвонить 0-1).

Когда и по какому случаю вызывают милицию? (Если на улице дерутся, если грабят и т.д.).

Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? (Когда заболел человек, высокая температура, при аварии, переломы и т.д.)

Какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель, кондуктор и т.д.).

Стихотворение

Умные машины продают билеты,
Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают,
Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу,
Быстрые машины перевозят грузы.

7. Практическая работа

Мы столько говорили о транспорте и, наверняка, каждый из вас любит рисовать. Задание: нарисуйте свой любимый вид траспорта

 8. Подведение итогов занятия

 

Сегодня все замечательно поработали, Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено. Большое спасибо!

Автор Манеева Н.С.
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 517
Номер материала 55937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓