Главная / Начальные классы / Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме: "Работа над социальной адаптацией учащихся 1 класса с применением здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС"

Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме: "Работа над социальной адаптацией учащихся 1 класса с применением здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС"



Работа над социальной адаптацией учащихся 1 класса с применением
здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС.

Выполнила: учитель начальных классов Васина Татьяна Константиновна

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Но здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышение эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Мы должны определиться, что мы понимаем под понятием здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? Мы попытались ответить на эти вопросы. Был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, а также проведено анкетирование родителей этих учащихся по проблемам состояния здоровья их детей.

В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но вместе с тем у них разные задачи и средства. Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальней.

шая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача - создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины - воздействовать на причины болезни, то задача педагогики - воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин. Причины здоровья - это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Возникает вопрос, какие же факторы влияют на причины здоровья ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:

1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

4. Уровень психологической помощи учащимся.

5. Состояние микроклимата в школе и дома

В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями собственном здоровье. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы.

Особенно остро вопросы сохранения и укрепления здоровья ставятся в самом начале обучения – в 1 классе.

Период перехода ребенка из дошкольного учреждения, либо после домашнего воспитания в 1 класс принято называть переходным. Этот период сложен прежде всего тем, что у первоклассника появляется абсолютно новая функция - «ученик», требующая не только участия его в учебной деятельности, но и определенной ответственности за результат обучения, большей, нежели в дошкольном учреждении.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая гармоничному развитию и становлению личности младшего школьника и обеспечивающая максимальное раскрытие его индивидуальных способностей.

В связи с этим, на первый план выдвигается понятие «адаптация ребенка к школе». Что же следует включить в понятие «адаптация»? Психологи разделяют его на две группы – «физиологическая» и «психологическая» адаптация.

- Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация. Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие.
Что же делать? Между тем достаточно ежедневно выполнять ряд подвижных физ. Минуток, увеличить время двигательных упражнений на уроке, строить работу на уроке с учетом максимального количества движений – и откроется путь к выздоровлению, как физическому, так и психическому. Ещё одной сложной проблемой является резко возрастающая нагрузка на зрение, которая приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю работе над формированием правильной осанки, сохранением зрения учеников. Реализуется эта работа с помощью особой системы физкультминуток, игры «вагончики», в которой дети регулярно «переезжают» на другой ряд или другую парту. Также особое внимание уделяется правильному подбору мебели и освещению в классе.

Психологическая адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. И для того, чтобы приспособиться к ним без стрессовой ситуации, нужны силы, время и, конечно, соответствующие возможности организма.

А что делать, если возможности организма ограничены родовой травмой, тяжелой беременностью, проблемными родами, травмами в раннем возрасте, да ещё если наркоз во время операции добавил проблем с координациями, речью. Это ещё не повод отдавать ребёнка во вспомогательную школу, так как интеллект сохранен и часто на достаточно высоком уровне. Но первоклашка не слышит, хотя вроде бы внимательно слушает, не видит, хотя вроде бы внимательно смотрит, в самое неподходящее время «отключается», глядя в сторону или наоборот, «активизируется», начиная петь, стучать, гудеть и.т.д. И сидеть на уроке - великая проблема. Про такого скажут «неусидчивый». Но учиться такому ребенку придется в большом классе, на общих условиях. Для индивидуального обучения нет показаний, вот и сидит такой ребенок на уроке – а сам не на уроке, а наедине со своими мыслями, что писать, знает не всегда, ответить может невпопад. Хорошо, если родители дома наверстать пропущенное смогут, а если не всегда получится? Досидит до 2 класса – а там уже звучит – «педагогическая запущенность». И превращается такой весьма способный ученик со временем в «тихого троечника», и с каждым годом теряет свой потенциал.

Немаловажным для социальной адаптации является создание условий для реализации творческого и умственного потенциала ученика.

Таким образом, в первом классе, говоря об адаптации учащихся, в первую очередь мы имеем в виду

  • сохранение и укрепление здоровья

  • развитие внимания и саморегуляции

  • создание условий для реализации творческого и умственного потенциала ученика.

Почему здоровье? Об этом подробно изложено выше.

Исходя из вышесказанного, главной целью своей работы в период обучения грамоте, считаю социальную адаптацию учащихся и создание условий для установления гармонической связи между обучением и здоровьем. Для достижения цели ставлю следующие задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья

  • развитие внимания и саморегуляции

  • создание условий для реализации творческого и умственного потенциала ученика.

Примерные мероприятия для укрепления психического здоровья в урочной деятельности:

  • Упражнения для развития произвольного внимания, саморегуляции, на формирование социальной уверенности (пример: игра «замри-отомри», звуковые игры с хлопками, мячом, речевые упражнения.

  • Физкультминутки с психотренингами, пальчиковые упражнения с координационными задачами

  • Письмо карандашом в 1-2 четверти, с постепенным индивидуальным переходом к письму ручкой.

  • Письмо в тетрадях в крупную клетку на уроках математики (1-2 четверть)

  • Упражнения на развитие памяти, внимания

  • Спокойная цветовая гамма в кабинете и форме учащихся.

  • Работа над личностным ростом учащихся, формированием адекватной самооценки, создание условий для максимальной реализации способностей учащихся (ведение «Дневника Достижений» каждого ученика, метод поощрения, взаимопроверки, система дежурства с проведением физкультминуток учащимися, а не учителем)

  • Игры на формирование коммуникативных умений, моделирование ситуаций «успешности», «положительных эмоций», тренинги. Смехотерапия – моделирование смешных ситуаций на уроках, шуточные веселые моменты, создаваемые учителем.

  • «Умные пальчики» для оценивания ответа товарища

  • Развитие творческого воображения (моделирование букв своим телом, создание из букв веселых образов, составление по опорным словам фантастических историй)



Примерные мероприятия для укрепления физического и соматического здоровья в урочной деятельности:

  • Соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения

  • Ежегодный мониторинг здоровья учащихся

  • Проведение уроков в 1 классе с использованием приемов и методов здоровьесберегающих технологий (пример: расположение дидактических материалов по периметру кабинета, «стоячие парты», мешочки на макушке для выработки прямой осанки при письме, систематическая смена парт и рядов учащимися - «вагончики поезда»)

  • Использование методики Зайцева на уроках обучения грамоте. Работа с дыханием во время попевок.

  • Минутки практической гигиены на уроках окружающего мира.

  • Целевые физкультминутки для глаз, формирования правильной осанки, равновесия.

  • Использование необходимой цветовой гаммы кабинета, оборудование кабинета техническими средствами ( кварцевая лампа, ионизатор Чижевского), «Волшебные мешочки» для профилактики сколиоза, чеснок и лук во время акции «Крошка чесночок» и «Лук от 7 недуг»

Примерные мероприятия для укрепления нравственного здоровья в урочной и внеурочной деятельности:

  • Знакомство с положительными и отрицательными чертами характера героев художественных произведений, чувствами, эмоциями на уроках литературного чтения (используются элементы психогимнастики).

  • Проведение занятий внеклассного чтения по материалам сказок (используются элементы сказкотерапии )

  • На уроках литературного чтения анализируем поведение героев – с обязательной проекцией основной мысли произведений на собственный жизненный опыт учащихся

  • Экологические минутки на уроке с использованием личной фонотеки звуков природы, демонстрационных материалов учителя

  • Система дежурства, ответственных за «Птичью гостиную» ( акция «Кормушка» в зимнее время).

  • Работа в парах постоянного и сменного состава

  • Система работы «помощников» на уроках русского языка, технологии, изобразительного искусства

Почему основой успешной адаптации по-моему является достаточный уровень концентрации внимания, саморегуляция, самоконтроль?

Потому что именно наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.

Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека. Интересную концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин в 1958 году. Он говорил о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов.

Он говорил, что все виды умственной познавательной деятельности можно разделить на две группы. Первая - процессы образования образов, фантазии, направленности логического мышления, и вторая - процессы контроля, за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили слишком далеко от действительности. Отсюда понятно, что контроль - это отдельное психическое действие. Благодаря ему происходит совершенствование всякой деятельности.

Таким образом, никакую деятельность нельзя считать продуктивной при отсутствии внимания и самоконтроля (саморегуляции).

Приемы и упражнения для формирования регулятивных УУД:

    • Система работы «помощников», контролеров – проверяющих товарища

    • Игры «Искорка»,»Запретное движение», «Запретное слово», «Замри – отомри», «День-ночь»

    • Взаимопроверка и самопроверка учащихся. Работа в парах

    • Упражнения «Найди ошибку Незнайки»

    • Сопоставление букв. узоры, орнаменты, продолжение ряда .

    • Ведение тренировочных тетрадей по письму с «чудо-дорожками»

    • Минутки равновесия с хоровым счетом. Упражнение «Домик»

    • Письмо с «чудо – мешочками»

    • Ритмичное письмо под счет. Слежение по строке «умным» пальчиком при чтении, проверке письма

    • Соревнование по рядам, игра «не подведи свой ряд»

  • Попевки по таблицам Зайцева

  • Упражнение «Восстановим буквы»

  • «Угадайка» на ладошке

  • Соревнование «скороговорщиков»

  • «Перекрестная» ходьба с речевками

  • Минутки чистописания

  • Речевые минутки «Цепочка слов»

  • Развивающие игры с кубиками

  • «Угадайка» со звуками природы, указкой «лазер».

  • Звуковые игры «Составь слово», «Перевертыши». «Буква потерялась»



Приемы и упражнения для формирования коммуникативных УУД:

  • Самопроверка,

  • взаимопроверка

  • Система работы «помощников – контролеров»

  • Работа в парах, группах

  • Рубрика «Мудрость недели» с русскими пословицами.

  • Упражнения для развития речи, коллективные обсуждения

  • Система дополнительных вопросов, составленных детьми.

Приемы и упражнения для формирования личностных УУД:

  • Задания для развития внимания, памяти

  • Ведение «Дневника Достижений»

  • Дифференцированные задания для «Умников и умниц»

  • Письмо карандашом в прописи, дифференцированный переход к письму ручкой

  • Работа с дополнительной литературой читающих детей

  • Развитие творческого воображения.

  • Индивидуальный учет знаний, бонусы

  • Награждение в конце года по номинациям.




В статье учитель делится практическим опытом в решении вопросов здоровьесбережения во время социальной адаптации учащихся 1 классов в период обучения грамоте и создания условий для установления гармонической связи между обучением и здоровьем. Для достижения цели ставятся следующие задачи:



сохранение и укрепление здоровья

развитие внимания и саморегуляции

создание условий для реализации творческого и умственного потенциала ученика.























Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме: "Работа над социальной адаптацией учащихся 1 класса с применением здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС"
  • Начальные классы
Описание:

В статье "Работа над социальной адаптацией учащихся 1 класса с применением здоровьесберегающих технологий в условиях внедрения ФГОС".  учитель делится практическим опытом в решении вопросов  здоровьесбережения во время  социальной адаптации учащихся 1 классов в период обучения грамоте и создания условий для установления гармонической связи  между обучением и здоровьем. Для достижения цели  ставятся следующие задачи:

•  сохранение и укрепление здоровья

•  развитие внимания и саморегуляции

•  создание условий для реализации творческого и умственного потенциала ученика.  

Автор Васина Татьяна Константиновна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 351
Номер материала 59073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓