Главная / Биология / Методическая разработка по биологии на тему "Гаметогенез"

Методическая разработка по биологии на тему "Гаметогенез"

Данная методическая разработка создана с целью обеспечения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Биология», по теме «Гаметогенез» С помощью неё Вы сможете повторить материал школьного курса общей биологии и приобрести новые знания по теме гаметогенез, образование половых клеток и двойное оплодотворение цветковых растений.

На данном занятии Вы будете формировать следующие общие компетенции:

  1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.

  2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  3. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с преподавателем, сокурсниками.

  4. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.


Задачи занятия:

  1. Образовательные.

  • Сформировать у студентов систему основных понятий об этапах образования половых клеток у животных и человека.

  • Организовать работу в парах с целью теоретического исследования нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад.

  • Убедить учащихся в том, что процессы гаметогенеза играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.


  1. Развивающие.

  • Продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

  • Развивать умение работать со схемами гаметогенеза, рисунками и текстом учебника.

  • Умение сравнивать (на примере сравнения процессов сперматогенеза и овогенеза, митоза и мейоза.

  • Умение обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза.

  • Умение анализировать (умение выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера).


  1. Воспитательные.

  • Развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность.

  • Развивать коммуникативные способности студентов на занятии при работе в парах, самоконтроле.

  • Воспитывать культуру умственного труда.

  • Патриотическое воспитание на примере достижений русских учёных-биологов Б.Л. Астаурова и С.Г. Навашина.


Интегрирующая цель занятия: получить чёткое представление о гаметогенезе.


Оснащение.

  1. Компьютерная презентация «Гаметогенез».

  2. Тестовые задания входного и выходного контроля, ключ ответов, терминологический диктант.

  3. Дидактический материал с руководством по усвоению материала.





учебного элемента



Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

1.

Интегрирующая цель: опираясь на знания, полученные в 9 классе, проработать схему «Гаметогенез», пользуясь материалом учебника (§ 23). Получите чёткое представление:

а) о стадиях гаметогенеза;

б) о процессах, происходящих на каждой стадии;

в) научитесь объяснять, почему половые клетки имеют гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом;

г) об образовании половых клеток у цветковых растений.

Внимательно прочитайте общую цель занятия.

2.

Проведите вводный контроль знаний с целью определить исходный уровень знаний по темам: «Митоз», «Мейоз», «Способы размножения организмов».



Укажите правильные варианты ответов.

Тест 1. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для мхов, папоротников:

  1. Бинарное деление

  2. Фрагментация

  3. Почкование

  4. Клонирование

  5. Спорообразование

  6. Вегетативное размножение

Тест 2. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей?

  1. Бинарное деление

  2. Фрагментация

  3. Почкование

  4. Клонирование

  5. Спорообразование

  6. Вегетативное размножение

Тест 3. Какая форма бесполого размножения используется для размножения плодово-ягодных культур:

  1. Бинарное деление

  2. Фрагментация

  3. Почкование

  4. Клонирование

  5. Спорообразование

  6. Вегетативное размножение

Тест 4. Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей:

  1. Бинарное деление

  2. Фрагментация

  3. Почкование

  4. Клонирование

  5. Спорообразование

  6. Вегетативное размножение

Тест 5*. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды:

  1. Бесполое размножение

  2. Половое размножение

  3. И бесполое и половое размножение в равной степени

  4. Форма размножения не имеет никакого значения

Выберите несколько верных ответов.

Тест 6*. Что характерно для бесполого размножения:

  1. Потомство имеет гены только одного, материнского организма.

  2. Потомство генетически отличается от родительских организмов.

  3. В образовании потомства участвует одна особь

  4. В образовании потомства обычно участвуют две особи.

Тест 7*. Укажите верные суждения:

  1. Партеногенез – особая форма бесполого размножения.

  2. Партеногенез – особая форма полового размножения.

  3. Партеногенетическое развитие известно у тлей, пчёл, дафний.

  4. Партеногенетическое развитие известно у человека.

Тест 8*. Укажите верные суждения:

  1. Гермафродиты – организмы, у которых могут образовываться и мужские и женские гаметы.

  2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, зигота – диплоидный.

  3. Бактерии делятся путём мейоза.

  4. Споры имеют диплоидный набор хромосом.



Терминологический диктант.

  1. Процесс непрямого деления клетки - …

  2. Процесс деления созревающих половых клеток, при котором уменьшается число хромосом в два раза - ….

  3. Процесс прямого деления ядра клетки - ….

  4. Обмен участками гомологичных хромосом в профазе первого мейоза - ….

  5. Период подготовки клетки к делению - ….

  6. Сближение гомологичных хромосом - ….

  7. Двойной набор хромосом - …..

  8. Одинарный набор хромосом - ….

  9. Самостоятельная ядерная структура, состоящая из центромеры и плечей - ….

Работайте самостоятельно в тетради.





За каждый правильный ответ – 1 балл.

























































Тестовые задания отмеченные «*» являются повышенной трудности. Данные задания оцениваются в 2 балла.





































Осуществите взаимопроверку по ключу, взяв его у преподавателя.



В тетради поставьте сумму полученных баллов.

















Запишите определения в тетрадь, вставьте пропущенное слово (определение). Проверьте по ключу ответы (возьмите у преподавателя). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.



Запишите сумму полученных баллов.

Максимальное количество баллов за входной контроль – 21 балл. Если Вы набрали мало баллов, постарайтесь работать в дальнейшем активнее.

3.

Цель: Изучить стадии гаметогенеза и процессы, происходящие в каждой из них.

Прослушайте лекционное сообщение преподавателя. Сделайте записи в тетрадь.





Ответьте на вопросы, пользуясь учебником и записями в тетради:

  • Как называется процесс развития мужских половых клеток?

  • Как называется процесс развития женских половых клеток?

  • Как называются первичные половые клетки при сперматогенезе?

  • Как называются первичные половые клетки при овогенезе?

  • Какой набор хромосом они имеют, каким путём делятся?

  • Когда активно начинают делиться сперматогонии и овогонии?

  • Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной половой клетки, когда она находится в половой железе, в зоне роста?

Прослушав лекцию преподавателя, внимательно прочитайте свои записи в тетради. Зарисуйте схему гаметогенеза в альбом.



Ответьте устно на вопросы, используя § 23 учебника.

Работайте парами, помогайте друг другу.

4.

Цель: закрепить и скорректировать знания о гаметогенезе.

По одному человеку от пары отвечаем на поставленные выше вопросы.

Выберите, кто из вашей пары будет отвечать на один из вышеперечисленных вопросов.

Внимательно слушайте ответы других пар студентов. Если они неправильные и неполные, то исправьте их. За успешный ответ вы набираете 1 балл.

5.

Цель: изучить процессы оплодотворения у животных и двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

Прослушайте сообщение преподавателя. Сделайте записи в тетрадь.



Ответьте на вопросы, пользуясь учебником и записями в тетради:

  • Как половые клетки находят друг друга?

  • Какие этапы в процессе оплодотворения выделяют?

  • Что происходит после проникновения сперматозоида в яйцеклетку?

  • Зачем необходимо огромное количество сперматозоидов?

  • В чём заключается эксперимент Б.Л. Астаурова?

  • Почему С.Г. Навашин назвал процесс оплодотворения покрытосеменных растений двойным?

  • Из чего образуется эндосперм, семенная кожура, семя, околоплодник?

  • В чём биологическая сущность оплодотворения?

Прослушав лекцию преподавателя, внимательно прочитайте свои записи.



Зарисуйте схему двойного оплодотворения покрытосеменных растений в альбом. Ответьте устно на вопросы. Работайте парами, помогайте друг другу найти ответ на вопросы.

6.

Цель: закрепить и скорректировать полученные знания о процессах оплодотворения у животных и растений.

Выберите, кто из вашей пары будет отвечать на один из вышеперечисленных вопросов.

Активно участвуйте в обсуждении.

За успешный ответ Вы получите 1 балл.

7.

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на занятии.



Уровень 1.

Тест 1. Набор хромосом гаметогоний в зоне размножения:

  1. Диплоидный

  2. Гаплоидный

  3. Сперматогонии – диплоидный, овогонии – гаплоидный

  4. Сперматогонии – гаплоидный, овогонии – диплоидный.

Тест 2. Набор хромосом гаметоцитов 2-го порядка после первого деления мейоза:

  1. 2 n 4 c

  2. 2 n 2 c

  3. 1 n 2 c

  4. 1 n 1 c

Тест 3. Набор хромосом гамет:

  1. 2 n 4 c

  2. 2 n 2 c

  3. 1 n 2 c

  4. 1 n 1 c

Тест 4. Из одного овоцита после двух делений мейоза образуется нормальных яйцеклеток:

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

Тест 5. Из одного сперматоцита после двух делений мейоза образуется нормальных сперматозоидов:

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

Тест 6. Акросома с комплексом Гольджи в сперматозоиде расположена:

  1. В головке

  2. В шейке

  3. В промежуточном отделе

  4. В хвостике

Тест 7. Митохондрии в сперматозоиде расположены:

  1. В голове

  2. В шейке

  3. В промежуточном отделе

  4. В хвостике

Тест 8. Центриоли в сперматозоиде расположены:

  1. В головке

  2. В шейке

  3. В промежуточном мозге

  4. В хвостике



Уровень 2.

  1. Выберите верные суждения:

1. В зоне роста хромосомный набор 2n.

2. В зоне созревания происходит два деления мейоза – редукционное и эквационное.

3. При овогенезе из одного овоцита образуется 4 нормальные яйцеклетки.

4. При овогенезе из одного овоцита образуется одна нормальная яйцеклетка и 3 направительных (полярных) тельца.

II. Соотнесите особенности сперматогенеза и овогенеза, поставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности процессов Процесс

  1. Протекает в семенниках А) сперматогенез

  2. Протекает в яичниках Б) овогенез

  3. Начинается у эмбриона

  4. В результате образуется

4 гаметы

  1. Начинается в подростковом

возрасте

  1. Завершается образованием

одной клетки


Ответьте на вопросы тестовых заданий (1 и 2 уровень). За каждый правильный ответ 1 балл.





































































































За правильный ответ 2 балла.














































8.

Цель: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.

  1. Подсчитайте общие баллы, полученные за все занятия:

- если вы набрали 41 – 45 баллов – ваша оценка «5»;

- если вы набрали 36 – 40 баллов – ваша оценка «4»;

- если вы набрали 31 – 35 баллов – ваша оценка «3»;

- если вы набрали 30 и менее баллов – ваша оценка «2».

II. Подведение итогов – рефлексия.

  1. Прочитайте комплексную цель.

  2. Достигли ли вы цели занятия?

  3. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на занятии:

  • Проработаю материал ещё раз по учебнику;

  • Произведу графически схему гаметогенеза и дам краткую характеристику.

  • Если получили оценку «5» можете выбрать творческое задание – подготовить информационную справку о клонировании как одном из способов размножения.

Возьмите ключ ответов у преподавателя.





Ответьте на вопросы.





Выберите домашнее задание.






Ключ ответов


Входной контроль: тестовые задания.

Номер вопроса

Вариант ответа

Количество баллов за правильный ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


5

3

5

2

2

1, 3

2, 3

1, 2

1

1

1

1

2 (если выбран 1 прав. ответ – 1 балл)

2 (если выбран 1 прав. ответ – 1 балл)

2 (если выбран 1 прав. ответ – 1 балл)

2 (если выбран 1 прав. ответ – 1 балл)




Ответы к терминологическому диктанту.

(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

1 – митоз

2 – мейоз

3 – амитоз

4 – кроссинговер

5 – интерфаза

6 – конъюгация

7 – диплоидный

8 – гаплоидный

9 – хромосома


Выходной контроль.

Уровень 1 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).



вопроса

Вариант ответа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1

2

4

1

4

1

3

2


Уровень 2.

вопроса

Вариант ответа

Количество баллов

1

2

1, 2, 4



А – 1, 4, 5

Б – 2, 3, 6

2 балла (за два правильных ответа – 1 балл;

если дан 1 правильный ответ – 0 баллов)

2 балла (если один ошибочный ответ – 1 балл, если 2 и более – 0 баллов)




Методическая разработка по биологии на тему "Гаметогенез"
  • Биология
Описание:

Данная методическая разработка создана с целью обеспечения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Биология», по теме «Гаметогенез» С помощью неё Вы сможете повторить материал школьного курса общей биологии и приобрести новые знания по теме гаметогенез, образование половых клеток и двойное оплодотворение цветковых растений.

На данном занятии Вы будете формировать следующие общие компетенции:

1.      Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.

2.      Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3.      Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с преподавателем, сокурсниками.

4.      Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Автор Тягунова Евгения Борисовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 606
Номер материала 9916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓