Инфоурок Биология КонспектыМетодическая разработка по биологии на тему «Биологические и социальные факторы антропогенеза. Внешние признаки рас и основные области их распространения».

Методическая разработка по биологии на тему «Биологические и социальные факторы антропогенеза. Внешние признаки рас и основные области их распространения».

Скачать материал

Методическая разработка

по биологии на тему

«Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Внешние признаки рас и основные области их распространения».

 

Каёхтина Г.А.-преподаватель естественных дисциплин

 

Эпиграф: Главным предметом изучения человечества является человек.                     Гёте

Цель:

1. Дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о биологических и социальных факторах антропогенеза, о расах человека и основных областях их распространения; определение терминов раса, расогенез, расизм; морфологические признаки представителей больших рас.

2.Формировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма; доказывать несостоятельность расизма; объяснять связь образования рас с миграцией населения; обосновывать свою точку зрения.

3.Формировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе     научных фактов.Должны воспитывать: чувство толерантности и навыки коммуникативного общения в поликультурном обществе.

Задачи:

·    разъяснить связь образования рас с миграцией населения;

·    доказать, что все расы по своим умственным и социальным

     возможностям находятся на одном уровне;

·    раскрыть биологическую и социальную составляющую людей,

    принадлежащих к разным расам.

Тип урока: практическая работа

Вид урока: урок актуализации, систематизации знаний, закрепления изученного материала.

Метод обучения:проблемный.

Методы ведения: словесный, наглядный, проблемный

Проблема: сущность расовых противоречий.

Межпредметная связь: история, география, герменевтика, литература.

Наглядные пособия: учебники биологии, презентация.

Раздаточный материал: интертексты, индивидуальные листы заданий.

ТСО: преподавательский подиум

Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,и миниатюрная желтокожая вьетнамка относятся к одному виду –Homosapiens?

Раздаточный материал: индивидуальный лист обучающегося, схема антропогенеза,интертексты.

ТСО: интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1.      Актуализация знаний, умений и навыков.

Сегодня мы рассматриваем проблему: сущность расовых противоречий. 

До начала рассмотрения проблемы давайте вспомним материал предыдущей практической работы  и ответим на основные вопросы и решим задачи.

1.      Назовите первый закон Г. Менделя.

2.      Что называется доминированием.

3.      Какие признаки называются рецессивными?

4.      Назовите второй закон Г. Менделя.

5.      Что такое неполное доминирование?

6.      Какие гены называются аллельными?

7.      В чём сущность генетики пола человека?

8.      Перечислите генетические заболевания, сцепленные с полом.

9.      Решение задач по рядам.     1 ряд

Задача 1.(устно) У человека некоторые формы близорукости доми­нируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым:

а) кареглазый близорукий мужчина, мать которого была го­лубоглазая с нормальным зрением, женился на голубоглазой с нормальным зрением женщине. Какова вероятность рождения ре­бенка с признаками матери?

б) дигетерозиготный кареглазый близорукий мужчина же­нился на голубоглазой гетерозиготной близорукой женщине. Како­ва вероятность рождения голубоглазого ребенка с нормальным зрением?

Задача 2. (письменно)У человека за цвет кожи отвечает две пары неаллельных генов. Каковы вероятности рождения детей с различным цветом кожи от браков средних мулатов. (Решение задачи у доски, используя решётку Пенетта)

Р: А1а1А2а2                х              А1а1А2а2

                    мулатка                                                                                   мулат

G:

F1:

 В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1:4:6:4: 1, т.е.

черные – 1/16

темные – 4/16

смуглые – 6/16

светлые – 4/16      белые – 1/16

                                      2ряд

Определите тип взаимодействия генов.

10.  У человека карий цвет глаз доминирует над голу­бым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различ­ных парах хромосом. Какими будут дети, если их родители каре­глазые правши, гетерозиготные по обоим признакам?

11.  Задача 3. (письменно)Родители имеют I и II группы крови, а их сын – I группу. Определите генотипы крови родителей и ребенка. Возможны ли переливания крови родителей их ребенку. 

 

Р: ♀ АО       х        ♂ВО

 

G:                               

F1:     АВ  АО  ВО  ОО

У данной семейной пары возможны все сочетания групп крови у детей Переливание крови родителей ребенку с первой группой крови невозможно ввиду тканевой несовместимости.

2.Актуализация, систематизации знаний, закрепления изученного материала.

Выполнение практической работы №10.

Напоминаю цель нашего урока и проблему, которую мы рассматриваем на сегодняшнем уроке-сущность расовых противоречий, биологические и социальные факторы антропогенеза.

Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,и миниатюрная желтокожая вьетнамка относятся к одному виду –Homosapiens?

1.Тестирование на опережение учебного материала

  1. Выбери правильный ответ (отметь правильный ответ карандашом, за каждый правильный ответ – 1 балл, выполненное задание – 5 баллов)

А. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1- прагипопитеки 2- дриопитеки 3- парапитеки

Б. К каким людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека:

1- древнейшим 2- древним 3- современным

В. Какой вид людей стал использовать огонь:

1- синантроп 2- кроманьонец 3- питекантроп

Г. Какие из людей стали изготавливать орудия труда:

1- древнейшие 2- древние 3- современные

Д. Какой человек стал именоваться Человеком разумным:

1- питекантроп 2- синантроп 3- кроманьонец 4- неандерталец

2.  Дайте определение понятия ВИД(1балл)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Впишите, социальные факторы антропогенеза(4балла)

-_____________________________________________________

-_____________________________________________________

-_____________________________________________________

-_____________________________________________________

 

4. Вставьте пропущенное слово (1 балл)

Прародиной человека современного физического типа является ______________.

 

Количество правильных ответов из 11 возможных________  

 

10 -11 баллов – оценка 5

7 - 9 баллов -  оценка 4

5 – 6 баллов -  оценка 3  

оценка за задание______________

 

2.Для установления биологических и социальных факторов антропогенеза выполним задание с выбором одного правильного ответа. Оцените себя.


 

Часть А  (с выбором одного правильного ответа)

Выберите 1 верный ответ.

 

1. Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:

а) ароморфоза;

 б) рудимента;

в) атавизма;

г) идиоадаптации;

 

2. У человека в связи с прямохождением

а) когти превратились в ногти;

б) сформировался свод стопы;

в) срослись фаланги пальцев;

г) большой палец противопоставляется всем остальным;

3. В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор;

б) появилась рассудочная    деятельность;

 в) имеется четырёхкамерное сердце

г) развито абстрактное мышление;

 

4. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

 а) возникших мутациях;

б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме;

г) происхождении человека от животных;

 

5.  О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:

а) развитое мышление у млекопитающих;

б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

в) питание растительной и животной пищей;

г) общественный образ жизни млекопитающих

Часть В (на установление последовательности событий).

Установите правильную последовательность стадий антропогенеза, согласно которой появлялись современные люди на Земле.

а) неандерталец

б) питекантроп
в) австралопитек   
г) кроманьонец

д) дриопитек

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Оценка: _______________.

 

3.Для ответа на следующие вопросы можете воспользоваться своимитетрадями  илекционным материалом

А. Что называется антропогенезом?

Б. Какие факторы называются биологическими?

В. Какие факторы называются социальными?

Г. Сделайте соответствующие выводы по факторам антропогенеза и запишите их в тетрадь.

4. Составление кластера «Движущие факторы антропогенеза»


пролоппп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:     Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живёт в обществе.Человек – биосоциальное существо.

5.Внешние признаки рас и основные области их распространения.

Расаэто исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи. Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас.  Большие расы: 1) экваториальная (австрало-негроидная), 2) европеоидная (евразийская), 3) монголоидная (азиатско-американская)

Выполнение задания – Заполнение таблицы.

Используя материал учебника и знания, полученные при изучении данной темы , заполни пропуски:

 

 

признаки

расы

экваториальная

европеоидная

монголоидная

цвет кожи

 

 

 

волосы

 

 

 

лицо

 

 

 

губы

 

 

 

нос

 

 

 

усы, борода

 

 

 

Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.

 

http://festival.1september.ru/articles/532771/img1.gif

Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.Существуют 2 основные гипотезы, объясняющие происхождение рас:

·         полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;

·         моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;

6. Заполни схему:

http://festival.1september.ru/articles/532771/img2.gif

 

Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):

·         различия во второстепенных признаках;

·         генетическая изоляция отсутствует;

·         биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.

 7. Работа по учебнику.  Причины расогенеза.

В учебнике выберите основные факторы расогенеза и попробуйте их прокомментировать

·         естественный отбор

·         мутации

·         изоляция

·         смешение популяций

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: (Запись в тетрадь с пояснением)

·         характером окружающей среды,

·         климата,

·         пищевых ресурсов,

·         количеством солнечного света.

8. Работа с интертекстами.

№1 А. Швейцер врач и миссионер, долго живший в Африке заметил, что венозная кровь представителей экваториальной расы по цвету почти не отличается от артериальной. Он решил, что это признак представителей этой расы. Но когда он через 1,5 года заболел и сделал себе такой анализ, то заметил, что и его кровь приобрела ярко – красный цвет (содержание кислорода выше, т.к. растения выделяют кислород постоянно).

№2. Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими, выделяли «высшие» и «низшие» расы. Причем, «высшими» расами пытались представить, как европеоидную расу, так и экваториальную. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства. Но, тем не менее, человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом».

Вывод: Для людей всех рас характерны видовые признаки:

·         сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

·         физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);

·         возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;

·         все едины по происхождению.

 №3. Так и по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 1/5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.

В настоящее время выделяют 4 расу людей, которую называют самириты.

(Выполнение задания «Закрепление нового материала»).

Закрепление материала:

1. Вставь пропущенные слова:

·         В настоящее время выделяют…. (три) …большие расы.

·         Современное человечество представлено…… (одним)… видом.

·         Процесс возникновения и становления рас называют…. (одним) эволюционным процессом.

·         Существуют 2 гипотезы расогенеза: и … (моноцентрическая и полицентрическая)

2. Дайте определениеРасизм – (реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам).

(Проставь свой вариант от окна – 1, 2, 3) ________ вариант.

3. Ответь на проблемный вопрос (устно).

в чём заключается биологическое значение:

•Обильного роста бороды и усов у европеоидов.

•Узких глаз у монголоидов.

•Курчавых волос у негроидов.

Ответ на проблемный вопрос урока. Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,и миниатюрная желтокожая вьетнамка относятся к одному виду –Homosapiens?

Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского:

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,

Разницы в цвете кожи – нет
в людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

Инструктаж домашнего задания к следующему уроку:ответить на проблемный вопрос: Почему на планете Земля меняется газовый состав атмосферы?

Итоги урока: оценивание по индивидуальным листам опроса, индивидуальное оценивание за устные ответы.

Рефлексия: мини-сочинение на тему «Я и люди вокруг меня». (на индивидуальном листе)


 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по биологии на тему «Биологические и социальные факторы антропогенеза. Внешние признаки рас и основные области их распространения»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В разработке рассмотрены биологические и социальные факторы антропогенеза, морфологические признаки представителей больших рас, сущность расизма.

Цель:

1. Дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о биологических и социальных факторах антропогенеза, о расах человека и основных областях их распространения; определение терминов раса, расогенез, расизм; морфологические признаки представителей больших рас.

2.Формировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма; доказывать несостоятельность расизма; объяснять связь образования рас с миграцией населения; обосновывать свою точку зрения.

 

3.Формировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе     научных фактов.Должны воспитывать: чувство толерантности и навыки коммуникативного общения в поликультурном обществе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2015 525
    • DOCX 62.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терновая Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терновая Ольга Валерьевна
    Терновая Ольга Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 26248
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 142 человека

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек