Главная / Биология / Методическая разработка по биологии по теме: «Деление клетки. Митоз » С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Методическая разработка по биологии по теме: «Деление клетки. Митоз » С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

hello_html_m2a7690f7.gifДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

города Москвы

Колледж автоматизации и информационных технологий № 20


105037, Москва, 1-ая Парковая, д.12;

Тел.: (499) 163-40-83, Факс: (499) 367-17-09. E-mail: 20@prof.educom.ru







Методическая разработка по биологии

по теме: «Деление клетки. Митоз »


С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ










Бадалова Эврика Кадыровна







Москва, 2014




В последнее время отмечается неуклонный рост детей с различными отклонениями в развитии.

Государство и общество ставит важную задачу - воспитать грамотного  человека, способного  самостоятельно добывать и применять знания, обладающего рядом компетенций (УУД),  позволяющих реализовать себя как личность.

Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.

В законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].

В образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья не действуют традиционные способы. Одним из учебных заведений г.Москвы, реализующих дистанционное обучение является ГБПОУ Колледж автоматизации и информационных технологий № 20, где получают специальное профессиональное образование студенты с тяжелыми нарушениями опорно - двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Неотъемлемой частью всей коррекционно - развивающей работы на занятиях биологии является использование  ИКТ.

В силу различных нарушений (заболевания опорно-двигательного аппарата, расстройства социально-коммуникативной сферы и др.), студенты имеют рекомендации к дистанционному обучению. Образовательный процесс этих ребят организован в отдельных малочисленных группах и реализуется посредством сети интернет и электронных образовательных ресурсов. Учебный процесс основан на интеграции очного обучения и занятий, которые проходят с применением дистанционных технологий через Skype

Дистанционное обучение позволяет составить для обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.

Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, студенту важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Обучающиеся с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на занятиях биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах занятия. Для проверки знаний студентов по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры.

Данное занятие по общей биологии «Деление клетки .Митоз» предназначено для студентов 1 курса с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий. Отбор содержания учебного материала производился с учетом особенностей заболевания обучающихся, их психического развития по принципу от простого к сложному, от общего к частному.

Занятие предполагает

межпредметные связи с цитологией, химией, медициной.

Занятие позволяет:

1) понять значение деления клетки для размножения, роста и развития организма,

2) углубить и расширить знания учащихся о непрямом делении клетки – митозе,

3) раскрыть сущность подготовки клетки к делению и сущность самого митоза как универсального способа деления, сохраняющего постоянство хромосом в клетке.

Занятие формирует умение самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно приобретать знания, выделять основное, главное, использовать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, анализировать и делать выводы.

Методы и формы обучения:

словесный – беседа,

практический – лабораторная работа, презентация

Презентация позволяет удобно подавать материал, делает студента активным участником учебного процесса. Данная презентация представляет учебный материал в виде системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией . При этом задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. У студентов развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной и наглядной подачи материала. Применение презентации «Деление клетки. Митоз» повышает качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером, улучшается качество знаний учащихся и усиливается их учебная мотивация. Презентация дает возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретной группы, темы, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.



Тема урока: «ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ»

Студентам высылается презентация .


Цель : изучить митотический цикл и митоз, как один из видов деления клетки.

Задачи : Раскрыть основное биологическое значение размножения клеток, как поддержание постоянства клеточного состава организма;

познакомить учеников с понятием «митоз»

Познакомить с особенностями митоза и его биологической ролью в природе.

Раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.

Проанализировать особенности клеточного деления прокариот и эукариот;

показать роль митоза в процессах физиологической регенерации.

Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток.

Ход занятия:



  • Мотивационный этап

Организационный момент


Проверка знаний о способах размножения организмов, о свойствах полового и бесполого размножения, об их значении в процессе эволюции живой природы

В ходе беседы делается вывод о том, что удвоение молекулы ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клеток лежит в основе размножения организмов, т.е. эти процессы взаимосвязаны. Подведение к цели урока через следующие вопросы: Какие клетки организма способны делиться? Как осуществляется деление простейших организмов? Как происходит деление растительных клеток?



  • Операционный этап

Формирование учебных действий. Характер учебного взаимодействия учителя и учеников.

Постановка проблемы: Почему все соматические клетки организма имеют одинаковый набор хромосом? Перед учащимися ставится ряд вопросов, которые указывают на недостаточность имеющихся знаний для решения проблемы? Из чего состоит жизненный цикл клетки? Какова сущность подготовительного периода в жизни клетки? Чем отличается деление прокариотической клетки от эукариотической? В чем заключается биологическое значение митоза

Слайд 1,2- познакомить студентов с понятием «митоз» 9.bmp скрин1.bmp



Слайд 3,4 – клеточный цикл, по схеме учащиеся делают вывод о важности подготовительного периода в жизни клетки – интерфазы.

скрин9.bmpскрин10.bmp





Слайд 5 – знакомятся с этапами интерфазы, делают вывод о значимости интерфазы – происходит самоудвоение молекулы ДНК (первый шаг к решению поставленной проблемы).

скрин2.bmp

Слайд 6 - Стадии жизненного цикла клетки

скрин3.bmp



Слайды 7,8 ,9,10 – фазы митоза

скрин4.bmpскрин5.bmp

скрин6.bmpскрин7.bmp







Слайд 11 -выводы

скрин8.bmp

Отвечают на вопросы.

Формулируют общие выводы, высказывают свои предложения, дополняют друг друга.



  • Аналитический этап


Формирование умений оценки и самоконтроля учащихся.

Выполнение цели и задач урока

(рефлексия)

Достигнута ли цель? Что удалось на занятии и не удалось? Возрос ли интерес к изучению процессов, происходящих в клетке? Какие видите преимущества ИКТ технологий? Способствуют ли новые технологии росту личностной значимости или нет? Спрашиваю учащихся, выясняю, с какими трудностями столкнулись при изучении темы, как можно преодолеть эти трудности.

Учащиеся высказывают свое мнение, свои предложения.

Актуализация закрепляемого опыта:


Актуализация знаний учащихся о строении, значении ядра в жизнедеятельности клетки

Систематизация полученной информации, выделение главного. Постановка вопросов перед учащимися: Назовите периоды интерфазы. Какой период, на ваш взгляд, является главным, почему? Что происходит с хромосомами в каждую фазу митоза? Каково содержание генетического материала?

Ставлю вопрос: Всегда ли митоз протекает так, как мы изучили? Могут ли быть нарушения митоза?

В качестве закрепления полученных знаний о делении эукариотической клетки учащимся предлагается выполнение лабораторной работы по рассмотрению митоза в клетках корешка лука



Лабораторная работа «Деление клетки. Митоз »



Учащиеся знакомятся с инструкцией по выполнению и оформлению лабораторно-практических работ и заданием лабораторной работы, которое высылается на почту или прикрепляется в скайпе.



Инструкция по выполнению и оформление лабораторно-практических работ

Целью лабораторных работ является научить студентов излагать свои мысли на бумаге, научить их следовать определенному ходу работы.

Лабораторные работы выполняются на занятиях в тетрадях для лабораторных и контрольных работ (тетрадь в клеточку в 18-24 листа) или в электронном виде (тогда они высылаются по мере выполнения). Работы в электронном виде хранятся по адресу X:\ДИСТАНТ\работы студентов\биология.

Приступая к выполнению лабораторной работы, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению конкретной работы. В ней содержится необходимый минимум теоретического материала. Также в ней указаны все необходимые для выполнения работы пункты, а именно:

Номер и название.

Цель работы.

Оборудование. К оборудованию относятся приборы и устройства, с помощью которых вы выполняете лабораторную работу. Например, микроскоп, карандаш, предметные стекла, чашка Петри.

В связи с тем, что в домашних условиях у студентов отсутствуют приборы и устройства, с помощью которых они выполняют лабораторную работу (например, микроскоп, предметные стекла, чашка Петри.) и возможность увидеть микропрепараты под микроскопом, студентам высылаются готовые рисунки (Рис. 1 – Рис. 3ж).

Объекты. К объектам относятся живые объекты и микропрепараты, которые вы изучаете в процессе выполнения лабораторной работы.

Ход работы. В инструкции в ходе работы подробно указаны шаги выполнения лабораторной работы. В тетрадку вы записываете от первого лица те шаги, которые сделали самостоятельно. Например, в инструкции указано «Рассмотрите», вы пишите «Я рассмотрел».

Ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть развернутым и состоять из полных предложений, недопустимо использовать фразы и неполные предложения, например «по строению и форме». Вопросы не бывают простыми, для того чтобы найти ответы на них, используйте теоретический материал, указанный в инструкции, учебники и энциклопедии.

Вывод. Он тоже должен быть развернутым и состоять из полных предложений. Вывод отражает цели работы, например «Я изучила и поняла…», «Я изучила и не поняла…», «Мне понравилось….», «Хотелось бы..»



Критерии оценки

  • оценка 5 «отлично» выставляется, если студент правильно и аккуратно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), ответ на вопрос и вывод носят аналитический характер, применяет профессиональную терминологию

  • оценка 4 «хорошо» выставляется, если студент правильно и аккуратно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), осмысленно ответил на вопрос и сделал логичный вывод, применяет профессиональную терминологию

  • оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если студент правильно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), ответ на вопрос и вывод носят обобщенный характер, студент слабо владеет профессиональной терминологией



Цель: рассмотреть стадии интерфазы и митоза на микропрепарате.

Оборудование: компьютер, карандаш.

Митоз – непрямое деление клетки, основной способ деления эукариотных клеток. При митозе происходит строго одинаковое распределение редуплицированных хромосом между делящимися клетками, что обеспечивает образование дочерних клеток генетически равноценных исходной материнской и сохраняет преемственность в поколениях.



Ход работы:

  1. Рассмотрите на рисунках 1 и 2 различные стадии деления клетки.

  2. Рассмотрите рисунки 3. Найдите неделящиеся клетки, находящиеся в стадии интерфазы. Для интерфазы характерно хорошо заметное ядро, иногда ядрышко. Хроматин равномерно распределен в кариоплазме ядра клетки.

  3. Используя рис. 1, найдите на рисунках 3 делящиеся клетки на различных стадиях митоза. В профазе ядро клетки заметно увеличено (оболочка ядра может отсутствовать), в кариоплазме заметны тонкие нити хромосом. В метафазе хромосомы имеется веретено деления. В анафазе сестринские хромосомы (хроматиды) смещены к полюсам клетки в виде шпилек. В клетки заметны фигуры, напоминающие две звезды. В телофазе у двух полюсов клетки хорошо видны два оформившихся ядра. В центре клетки образуется поперечная перегородка: идет цитокинез – деление цитоплазмы с органоидами.

  4. Отметьте правильную последовательность рисунков.



Ответьте на вопросы:

  1. Какие процессы предшествуют делению клетки?

  2. Каково биологическое значение митоза?



Выводы:…………………………………..




mitoz

Рис. 1. Митоз



1 – интерфаза

2,3 – профаза

4 – метафаза

5 – анафаза

6 – телофаза

а – ядро

б. – хромосомы

в. – клеточный центр

г – ядрышко



DeMitosis

Рис. 2. Митоз. Флуоресцентное окрашивание. Огненный цвет – микротрубочки веретена деления, холодный (голубоватый) – хромосомы.

Сверху слева – метафаза, метафаза, анафаза, анафаза, телофаза, телофаза.



hello_html_27ab2f5.png



Рис. 3а. Стадии жизненного цикла клетки

hello_html_17bdf78c.png

Рис. 3б. Стадии жизненного цикла клетки

hello_html_m16dd7679.png

Рис. 3в. Стадии жизненного цикла клетки

hello_html_902e8bd.png

Рис. 3г. Стадии жизненного цикла клетки



hello_html_m6585857a.png



Рис. 3д. Стадии жизненного цикла клетки

hello_html_m57dfe93b.png



Рис. 3е. Стадии жизненного цикла клетки



hello_html_4ec16f66.png

Рис. 3ё. Стадии жизненного цикла клетки

hello_html_186f2503.png

Рис. 3ж. Стадии жизненного цикла клетки



4. Предлагаю учащимся посмотреть фильм «Митоз»

5. Закрепление знаний.



Подведение итогов. Слушаю выводы учащихся о значении митоза, дополняю, комментирую, акцентирую внимание на главном – точном воспроизводстве генетического материала у дочерних клеток.

Предлагаю сравнить сделанные учащимися выводы с выводами на слайде 11



Домашнее задание. Постановка проблемы на следующий урок: отражается ли отличие в наборе хромосом у половых клеток в способе деления, результатом которого являются половые клетки?

Предлагаю подготовить творческие работы: презентации по способам размножения организмов, сообщения по амитозу, нарушениям мейоза.

 Литература:

1.     Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/edu

2.     Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития/  Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова; под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб: НОУ « Институт специальной педагогики и психологии», 2012. Используемый УМК:

При обучении биологии я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Общая биология», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.



Источники информации:

/ru/bio.htm

www.examen-media.ru

www.metodiki.ru

www.uroki.ru



 





Методическая разработка по биологии по теме: «Деление клетки. Митоз » С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
  • Биология
Описание:

В последнее время отмечается неуклонный рост детей с различными отклонениями в развитии.

Государство и общество ставит важную задачу - воспитать грамотного  человека, способного  самостоятельно добывать и применять знания, обладающего рядом компетенций (УУД),  позволяющих реализовать себя как личность.

Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.

В законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].

В образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья не действуют традиционные способы. Одним из учебных заведений г.Москвы, реализующих дистанционное обучение является ГБПОУ Колледж автоматизации и информационных технологий № 20, где получают специальное профессиональное  образование студенты   с тяжелыми нарушениями опорно - двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Неотъемлемой частью всей коррекционно - развивающей работы на занятиях биологии является использование  ИКТ.

В силу различных нарушений (заболевания опорно-двигательного аппарата, расстройства социально-коммуникативной сферы и др.), студенты имеют рекомендации к дистанционному обучению. Образовательный процесс этих ребят организован в отдельных малочисленных группах и реализуется посредством сети интернет и электронных образовательных ресурсов. Учебный процесс основан на интеграции очного обучения и занятий, которые проходят с применением дистанционных технологий через Skype

Дистанционное обучение позволяет составить для обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.

Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, студенту важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Обучающиеся с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на занятиях биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах занятия. Для проверки знаний студентов по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры.

Данное занятие по общей биологии «Деление клетки .Митоз» предназначено  для студентов 1 курса с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся  с использованием дистанционных образовательных технологий. Отбор содержания учебного материала производился с учетом особенностей заболевания обучающихся, их психического развития по принципу от простого к сложному, от общего к частному.

Занятие предполагает

межпредметные связи с цитологией, химией, медициной.

Занятие позволяет:

1) понять значение деления клетки для размножения, роста и развития организма,

 2) углубить и расширить знания учащихся о непрямом делении клетки – митозе,

 3) раскрыть сущность подготовки клетки к делению и сущность самого митоза как универсального способа деления, сохраняющего постоянство хромосом в клетке.

Занятие формирует умение самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно приобретать знания, выделять основное, главное, использовать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, анализировать и делать выводы.

Методы и формы обучения:

словесный – беседа,

практический – лабораторная работа, презентация

Презентация позволяет удобно подавать материал, делает студента активным участником учебного процесса. Данная презентация представляет учебный материал в виде системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией . При этом задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. У студентов развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной и наглядной подачи материала. Применение презентации «Деление клетки. Митоз» повышает качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером, улучшается качество знаний учащихся и усиливается их учебная мотивация. Презентация дает возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретной группы, темы, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

 

Тема урока: «ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ»

 Студентам высылается презентация .

 

Цель : изучить митотический цикл и митоз, как один из видов деления клетки.

Задачи : Раскрыть основное биологическое значение размножения клеток, как поддержание постоянства клеточного состава организма;

познакомить учеников с понятием «митоз»

Познакомить  с особенностями митоза и его биологической ролью в природе.

Раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.

Проанализировать особенности клеточного деления прокариот и эукариот;

показать роль митоза в процессах физиологической регенерации.

Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток.

Ход занятия:

 

vМотивационный этап

Организационный момент

 

Проверка знаний о способах размножения организмов, о свойствах полового и бесполого размножения, об их значении в процессе эволюции живой природы

    В ходе беседы делается вывод о том, что удвоение молекулы ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клеток лежит в основе размножения организмов, т.е. эти процессы взаимосвязаны. Подведение к цели урока через следующие вопросы: Какие клетки организма способны делиться? Как осуществляется деление простейших организмов? Как происходит деление растительных клеток?

 

vОперационный этап

Формирование учебных действий. Характер учебного взаимодействия учителя и учеников.

Постановка проблемы: Почему все соматические клетки организма имеют одинаковый набор хромосом? Перед учащимися ставится ряд вопросов, которые указывают на недостаточность имеющихся знаний для решения проблемы? Из чего состоит жизненный цикл клетки? Какова сущность подготовительного периода в жизни клетки? Чем отличается деление прокариотической клетки от эукариотической? В  чем заключается биологическое значение митоза

Слайд 1,2- познакомить студентов с понятием «митоз»                         

 

Слайд 3,4 – клеточный цикл, по схеме учащиеся делают вывод о важности подготовительного периода в жизни клетки – интерфазы.

 

 

Слайд 5 – знакомятся с этапами интерфазы, делают вывод о значимости интерфазы – происходит самоудвоение молекулы ДНК (первый шаг к решению поставленной проблемы).

Слайд 6 -Стадии жизненного цикла клетки

 

Слайды 7,8 ,9,10 – фазы  митоза

 

 

 

Слайд 11  -выводы

Отвечают на вопросы.

Формулируют общие выводы, высказывают свои предложения, дополняют друг друга.

 

vАналитический этап

 

Формирование умений оценки и самоконтроля учащихся.

Выполнение цели и задач урока

(рефлексия)

 Достигнута ли цель? Что удалось на занятии и не удалось? Возрос ли интерес к изучению процессов, происходящих в клетке? Какие видите преимущества ИКТ технологий? Способствуют ли новые технологии росту личностной значимости или нет? Спрашиваю учащихся, выясняю, с какими трудностями столкнулись при изучении темы, как можно преодолеть эти трудности.

Учащиеся высказывают свое мнение, свои предложения.

Актуализация закрепляемого опыта:

 

Актуализация знаний учащихся о строении, значении ядра в жизнедеятельности клетки

Систематизация полученной информации, выделение главного. Постановка вопросов перед учащимися: Назовите периоды интерфазы. Какой период, на ваш взгляд, является главным, почему? Что происходит с хромосомами в каждую фазу митоза? Каково содержание генетического материала?

Ставлю  вопрос: Всегда ли митоз протекает так, как мы изучили? Могут ли быть нарушения митоза?

В качестве закрепления полученных знаний о делении эукариотической клетки учащимся предлагается выполнение лабораторной работы по рассмотрению митоза в клетках корешка лука

 

Лабораторная работа  «Деление клетки. Митоз »

 

Учащиеся знакомятся с  инструкцией по выполнению и оформлению лабораторно-практических работ и заданием лабораторной работы, которое  высылается  на почту или прикрепляется в скайпе.

 

Инструкция по выполнению и оформление лабораторно-практических работ

Целью лабораторных работ является научить студентов излагать свои мысли на бумаге, научить их следовать определенному ходу работы.

Лабораторные работы выполняются на занятиях в тетрадях для лабораторных и контрольных работ (тетрадь в клеточку в 18-24 листа) или в электронном виде (тогда они высылаются по мере выполнения). Работы в электронном виде хранятся по адресу X:\ДИСТАНТ\работы студентов\биология.

Приступая к выполнению лабораторной работы, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению конкретной работы. В ней содержится необходимый минимум теоретического материала. Также в ней указаны все необходимые для выполнения работы пункты, а именно:

Номер и название.

Цель работы.

Оборудование. К оборудованию относятся приборы и устройства, с помощью которых вы выполняете лабораторную работу. Например, микроскоп, карандаш, предметные стекла, чашка Петри.

 В связи с тем, что в домашних условиях у студентов отсутствуют приборы и устройства, с помощью которых они  выполняют  лабораторную работу (например, микроскоп, предметные стекла, чашка Петри.) и  возможность увидеть микропрепараты под микроскопом, студентам высылаются готовые рисунки (Рис. 1 – Рис. 3ж).

Объекты. К объектам относятся живые объекты и микропрепараты, которые вы изучаете в процессе выполнения лабораторной работы.

Ход работы. В инструкции в ходе работы подробно указаны шаги выполнения лабораторной работы. В тетрадку вы записываете от первого лица те шаги, которые сделали самостоятельно. Например, в инструкции указано «Рассмотрите», вы пишите «Я рассмотрел».

Ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть развернутым и состоять из полных предложений, недопустимо использовать фразы и неполные предложения, например «по строению и форме». Вопросы не бывают простыми, для того чтобы найти ответы на них, используйте теоретический материал, указанный в инструкции, учебники и энциклопедии.

Вывод. Он тоже должен быть развернутым и состоять из полных предложений. Вывод отражает цели работы, например «Я изучила и поняла…», «Я изучила и не поняла…», «Мне понравилось….», «Хотелось бы..»


 

Критерии оценки

·        оценка 5 «отлично» выставляется, если студент правильно и аккуратно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), ответ на вопрос и вывод носят аналитический характер, применяет профессиональную терминологию

·        оценка 4 «хорошо» выставляется, если студент правильно и аккуратно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все  пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), осмысленно ответил на вопрос и сделал логичный вывод, применяет профессиональную терминологию

·        оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если студент правильно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), ответ на вопрос и вывод носят обобщенный характер, студент слабо владеет профессиональной терминологией

 

Цель:  рассмотреть стадии интерфазы и митоза на микропрепарате.

Оборудование: компьютер, карандаш.

Митоз – непрямое деление клетки, основной способ деления эукариотных клеток. При митозе происходит строго одинаковое распределение редуплицированных хромосом между делящимися клетками, что обеспечивает образование дочерних клеток генетически равноценных исходной материнской и сохраняет преемственность в поколениях.

 

Ход работы:

1.     Рассмотрите на рисунках 1 и 2 различные стадии деления клетки.

2.     Рассмотрите рисунки 3. Найдите неделящиеся клетки, находящиеся в стадии интерфазы. Для интерфазы характерно хорошо заметное ядро, иногда ядрышко. Хроматин равномерно распределен в кариоплазме ядра клетки.

3.     Используя рис. 1, найдите на рисунках 3 делящиеся клетки на различных стадиях митоза. В профазе ядро клетки заметно увеличено (оболочка ядра может отсутствовать), в кариоплазме заметны тонкие нити хромосом. В метафазе хромосомы имеется веретено деления. В анафазе сестринские хромосомы (хроматиды) смещены к полюсам клетки в виде шпилек. В клетки заметны фигуры, напоминающие две звезды. В телофазе у двух полюсов клетки хорошо видны два оформившихся ядра. В центре клетки образуется поперечная перегородка: идет цитокинез – деление цитоплазмы с органоидами.

4.     Отметьте правильную последовательность рисунков.

 

Ответьте на вопросы:

1.     Какие процессы предшествуют делению клетки?

2.     Каково биологическое значение митоза?

 

Выводы:…………………………………..

 

 

Рис. 1. Митоз


1 – интерфаза

2,3 – профаза

4 – метафаза

5 – анафаза

6 – телофаза

а – ядро

б. – хромосомы

в. – клеточный центр

г – ядрышко


Рис. 2. Митоз. Флуоресцентное окрашивание. Огненный цвет – микротрубочки веретена деления, холодный (голубоватый) – хромосомы.

Сверху слева – метафаза, метафаза, анафаза, анафаза, телофаза, телофаза.


 

Рис. 3а. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3б. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3в. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3г. Стадии жизненного цикла клетки

 

 

Рис. 3д. Стадии жизненного цикла клетки

 

Рис. 3е. Стадии жизненного цикла клетки

 

 

Рис. 3ё. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3ж. Стадии жизненного цикла клетки

 

4. Предлагаю  учащимся посмотреть фильм «Митоз»

5. Закрепление знаний.

 

Подведение итогов. Слушаю  выводы учащихся о значении митоза, дополняю, комментирую, акцентирую  внимание на главном – точном воспроизводстве генетического материала у дочерних клеток.

Предлагаю сравнить сделанные учащимися выводы с выводами на слайде 11

 

Домашнее задание. Постановка проблемы на следующий урок: отражается ли отличие в наборе хромосом у половых клеток в способе деления, результатом которого являются половые клетки?

Предлагаю подготовить творческие работы: презентации по способам размножения организмов, сообщения по амитозу, нарушениям мейоза.

 Литература:

1.     Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/edu

           2.     Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями    развития/  Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова; под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб: НОУ « Институт специальной педагогики и психологии», 2012. Используемый УМК:

При обучении биологии я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Общая биология», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.

 

  Источники информации:

В последнее время отмечается неуклонный рост детей с различными отклонениями в развитии.

Государство и общество ставит важную задачу - воспитать грамотного  человека, способного  самостоятельно добывать и применять знания, обладающего рядом компетенций (УУД),  позволяющих реализовать себя как личность.

Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.

В законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].

В образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья не действуют традиционные способы. Одним из учебных заведений г.Москвы, реализующих дистанционное обучение является ГБПОУ Колледж автоматизации и информационных технологий № 20, где получают специальное профессиональное  образование студенты   с тяжелыми нарушениями опорно - двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Неотъемлемой частью всей коррекционно - развивающей работы на занятиях биологии является использование  ИКТ.

В силу различных нарушений (заболевания опорно-двигательного аппарата, расстройства социально-коммуникативной сферы и др.), студенты имеют рекомендации к дистанционному обучению. Образовательный процесс этих ребят организован в отдельных малочисленных группах и реализуется посредством сети интернет и электронных образовательных ресурсов. Учебный процесс основан на интеграции очного обучения и занятий, которые проходят с применением дистанционных технологий через Skype

Дистанционное обучение позволяет составить для обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.

Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, студенту важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Обучающиеся с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на занятиях биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint. Презентации можно эффективно использовать на различных этапах занятия. Для проверки знаний студентов по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры.

Данное занятие по общей биологии «Деление клетки .Митоз» предназначено  для студентов 1 курса с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся  с использованием дистанционных образовательных технологий. Отбор содержания учебного материала производился с учетом особенностей заболевания обучающихся, их психического развития по принципу от простого к сложному, от общего к частному.

Занятие предполагает

межпредметные связи с цитологией, химией, медициной.

Занятие позволяет:

1) понять значение деления клетки для размножения, роста и развития организма,

 2) углубить и расширить знания учащихся о непрямом делении клетки – митозе,

 3) раскрыть сущность подготовки клетки к делению и сущность самого митоза как универсального способа деления, сохраняющего постоянство хромосом в клетке.

Занятие формирует умение самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно приобретать знания, выделять основное, главное, использовать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, анализировать и делать выводы.

Методы и формы обучения:

словесный – беседа,

практический – лабораторная работа, презентация

Презентация позволяет удобно подавать материал, делает студента активным участником учебного процесса. Данная презентация представляет учебный материал в виде системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией . При этом задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. У студентов развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной и наглядной подачи материала. Применение презентации «Деление клетки. Митоз» повышает качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером, улучшается качество знаний учащихся и усиливается их учебная мотивация. Презентация дает возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретной группы, темы, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

 

Тема урока: «ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ»

 Студентам высылается презентация .

 

Цель : изучить митотический цикл и митоз, как один из видов деления клетки.

Задачи : Раскрыть основное биологическое значение размножения клеток, как поддержание постоянства клеточного состава организма;

познакомить учеников с понятием «митоз»

Познакомить  с особенностями митоза и его биологической ролью в природе.

Раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.

Проанализировать особенности клеточного деления прокариот и эукариот;

показать роль митоза в процессах физиологической регенерации.

Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток.

Ход занятия:

 

vМотивационный этап

Организационный момент

 

Проверка знаний о способах размножения организмов, о свойствах полового и бесполого размножения, об их значении в процессе эволюции живой природы

    В ходе беседы делается вывод о том, что удвоение молекулы ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клеток лежит в основе размножения организмов, т.е. эти процессы взаимосвязаны. Подведение к цели урока через следующие вопросы: Какие клетки организма способны делиться? Как осуществляется деление простейших организмов? Как происходит деление растительных клеток?

 

vОперационный этап

Формирование учебных действий. Характер учебного взаимодействия учителя и учеников.

Постановка проблемы: Почему все соматические клетки организма имеют одинаковый набор хромосом? Перед учащимися ставится ряд вопросов, которые указывают на недостаточность имеющихся знаний для решения проблемы? Из чего состоит жизненный цикл клетки? Какова сущность подготовительного периода в жизни клетки? Чем отличается деление прокариотической клетки от эукариотической? В  чем заключается биологическое значение митоза

Слайд 1,2- познакомить студентов с понятием «митоз»                         

 

Слайд 3,4 – клеточный цикл, по схеме учащиеся делают вывод о важности подготовительного периода в жизни клетки – интерфазы.

 

 

Слайд 5 – знакомятся с этапами интерфазы, делают вывод о значимости интерфазы – происходит самоудвоение молекулы ДНК (первый шаг к решению поставленной проблемы).

Слайд 6 -Стадии жизненного цикла клетки

 

Слайды 7,8 ,9,10 – фазы  митоза

 

 

 

Слайд 11  -выводы

Отвечают на вопросы.

Формулируют общие выводы, высказывают свои предложения, дополняют друг друга.

 

vАналитический этап

 

Формирование умений оценки и самоконтроля учащихся.

Выполнение цели и задач урока

(рефлексия)

 Достигнута ли цель? Что удалось на занятии и не удалось? Возрос ли интерес к изучению процессов, происходящих в клетке? Какие видите преимущества ИКТ технологий? Способствуют ли новые технологии росту личностной значимости или нет? Спрашиваю учащихся, выясняю, с какими трудностями столкнулись при изучении темы, как можно преодолеть эти трудности.

Учащиеся высказывают свое мнение, свои предложения.

Актуализация закрепляемого опыта:

 

Актуализация знаний учащихся о строении, значении ядра в жизнедеятельности клетки

Систематизация полученной информации, выделение главного. Постановка вопросов перед учащимися: Назовите периоды интерфазы. Какой период, на ваш взгляд, является главным, почему? Что происходит с хромосомами в каждую фазу митоза? Каково содержание генетического материала?

Ставлю  вопрос: Всегда ли митоз протекает так, как мы изучили? Могут ли быть нарушения митоза?

В качестве закрепления полученных знаний о делении эукариотической клетки учащимся предлагается выполнение лабораторной работы по рассмотрению митоза в клетках корешка лука

 

Лабораторная работа  «Деление клетки. Митоз »

 

Учащиеся знакомятся с  инструкцией по выполнению и оформлению лабораторно-практических работ и заданием лабораторной работы, которое  высылается  на почту или прикрепляется в скайпе.

 

Инструкция по выполнению и оформление лабораторно-практических работ

Целью лабораторных работ является научить студентов излагать свои мысли на бумаге, научить их следовать определенному ходу работы.

Лабораторные работы выполняются на занятиях в тетрадях для лабораторных и контрольных работ (тетрадь в клеточку в 18-24 листа) или в электронном виде (тогда они высылаются по мере выполнения). Работы в электронном виде хранятся по адресу X:\ДИСТАНТ\работы студентов\биология.

Приступая к выполнению лабораторной работы, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению конкретной работы. В ней содержится необходимый минимум теоретического материала. Также в ней указаны все необходимые для выполнения работы пункты, а именно:

Номер и название.

Цель работы.

Оборудование. К оборудованию относятся приборы и устройства, с помощью которых вы выполняете лабораторную работу. Например, микроскоп, карандаш, предметные стекла, чашка Петри.

 В связи с тем, что в домашних условиях у студентов отсутствуют приборы и устройства, с помощью которых они  выполняют  лабораторную работу (например, микроскоп, предметные стекла, чашка Петри.) и  возможность увидеть микропрепараты под микроскопом, студентам высылаются готовые рисунки (Рис. 1 – Рис. 3ж).

Объекты. К объектам относятся живые объекты и микропрепараты, которые вы изучаете в процессе выполнения лабораторной работы.

Ход работы. В инструкции в ходе работы подробно указаны шаги выполнения лабораторной работы. В тетрадку вы записываете от первого лица те шаги, которые сделали самостоятельно. Например, в инструкции указано «Рассмотрите», вы пишите «Я рассмотрел».

Ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть развернутым и состоять из полных предложений, недопустимо использовать фразы и неполные предложения, например «по строению и форме». Вопросы не бывают простыми, для того чтобы найти ответы на них, используйте теоретический материал, указанный в инструкции, учебники и энциклопедии.

Вывод. Он тоже должен быть развернутым и состоять из полных предложений. Вывод отражает цели работы, например «Я изучила и поняла…», «Я изучила и не поняла…», «Мне понравилось….», «Хотелось бы..»


 

Критерии оценки

·        оценка 5 «отлично» выставляется, если студент правильно и аккуратно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), ответ на вопрос и вывод носят аналитический характер, применяет профессиональную терминологию

·        оценка 4 «хорошо» выставляется, если студент правильно и аккуратно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все  пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), осмысленно ответил на вопрос и сделал логичный вывод, применяет профессиональную терминологию

·        оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если студент правильно оформил работу (то есть лабораторная работа содержит все пункты, графики, таблицы и рисунки подписаны и читаются без основного текста), ответ на вопрос и вывод носят обобщенный характер, студент слабо владеет профессиональной терминологией

 

Цель:  рассмотреть стадии интерфазы и митоза на микропрепарате.

Оборудование: компьютер, карандаш.

Митоз – непрямое деление клетки, основной способ деления эукариотных клеток. При митозе происходит строго одинаковое распределение редуплицированных хромосом между делящимися клетками, что обеспечивает образование дочерних клеток генетически равноценных исходной материнской и сохраняет преемственность в поколениях.

 

Ход работы:

1.     Рассмотрите на рисунках 1 и 2 различные стадии деления клетки.

2.     Рассмотрите рисунки 3. Найдите неделящиеся клетки, находящиеся в стадии интерфазы. Для интерфазы характерно хорошо заметное ядро, иногда ядрышко. Хроматин равномерно распределен в кариоплазме ядра клетки.

3.     Используя рис. 1, найдите на рисунках 3 делящиеся клетки на различных стадиях митоза. В профазе ядро клетки заметно увеличено (оболочка ядра может отсутствовать), в кариоплазме заметны тонкие нити хромосом. В метафазе хромосомы имеется веретено деления. В анафазе сестринские хромосомы (хроматиды) смещены к полюсам клетки в виде шпилек. В клетки заметны фигуры, напоминающие две звезды. В телофазе у двух полюсов клетки хорошо видны два оформившихся ядра. В центре клетки образуется поперечная перегородка: идет цитокинез – деление цитоплазмы с органоидами.

4.     Отметьте правильную последовательность рисунков.

 

Ответьте на вопросы:

1.     Какие процессы предшествуют делению клетки?

2.     Каково биологическое значение митоза?

 

Выводы:…………………………………..

 

 

Рис. 1. Митоз


1 – интерфаза

2,3 – профаза

4 – метафаза

5 – анафаза

6 – телофаза

а – ядро

б. – хромосомы

в. – клеточный центр

г – ядрышко


Рис. 2. Митоз. Флуоресцентное окрашивание. Огненный цвет – микротрубочки веретена деления, холодный (голубоватый) – хромосомы.

Сверху слева – метафаза, метафаза, анафаза, анафаза, телофаза, телофаза.


 

Рис. 3а. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3б. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3в. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3г. Стадии жизненного цикла клетки

 

 

Рис. 3д. Стадии жизненного цикла клетки

 

Рис. 3е. Стадии жизненного цикла клетки

 

 

Рис. 3ё. Стадии жизненного цикла клетки

Рис. 3ж. Стадии жизненного цикла клетки

 

4. Предлагаю  учащимся посмотреть фильм «Митоз»

5. Закрепление знаний.

 

Подведение итогов. Слушаю  выводы учащихся о значении митоза, дополняю, комментирую, акцентирую  внимание на главном – точном воспроизводстве генетического материала у дочерних клеток.

Предлагаю сравнить сделанные учащимися выводы с выводами на слайде 11

 

Домашнее задание. Постановка проблемы на следующий урок: отражается ли отличие в наборе хромосом у половых клеток в способе деления, результатом которого являются половые клетки?

Предлагаю подготовить творческие работы: презентации по способам размножения организмов, сообщения по амитозу, нарушениям мейоза.

 Литература:

1.     Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/edu

           2.     Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями    развития/  Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова; под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб: НОУ « Институт специальной педагогики и психологии», 2012. Используемый УМК:

При обучении биологии я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Общая биология», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.

 

  Источники информации:

/ru/bio.htm

www.examen-media.ru

www.metodiki.ru

www.uroki.ru/ru/bio.htm

www.examen-media.ru

www.metodiki.ru

 

www.uroki.ru

Автор Бадалова Эрика Кадыровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1024
Номер материала 42411
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓