Главная / Классному руководителю / методическая разработка плана- конспекта родительского собрания на тему

методическая разработка плана- конспекта родительского собрания на тему








Методическая разработка плана-конспекта

родительского собрания в начальной школе

«Как вести себя с агрессивным ребенком.

Причины детской агрессивности »









Выполнила: Паршукова Наталья Александровна

социальный педагог

МБОУ Верхнедонской гимназии



















Ст. Казанская 2014 г.



"Каждый может разозлиться - это легко.

Но разозлиться настолько, насколько нужно

и по той причине, по которой нужно,

- это дано не каждому".

Аристотель

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка.

Вопросы для обсуждения:

1.Вступительное слово классного руководителя.

2. Причины детской агрессивности.

Роль семьи в проявлении детской агрессивности, пути преодоления агрессивности ребенка.

3. Родительский практикум.

4. Дискуссия родителей на тему собрания.

3. Правила поведения с агрессивным ребёнком.

4. Рекомендации родителям учащихся.


Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Приглашаю вас к разговору на тему проявления детьми жестокости и агрессивности. Тема эта серьёзна и трудна и, поверьте, она не случайна. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

ухудшением социальных условий жизни детей;

кризисом семейного воспитания;

недостаточным вниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

II. Выступление социального педагога. Полезная информация.

Агрессивность- это устойчивая характеристика человека, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное эмоциональное состояние (гнев, злость).

Истинная агрессивность как прямое стремление причинить окружающим боль и вред – самый редкий вариант развития ребёнка младшего школьного возраста. Чаще речь идёт о так называемой защитной агрессии, которая возникает как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей ребёнка. Таким способом ребёнок сигнализирует о внутреннем неблагополучии, о потребности в помощи и внимании взрослых.

Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее.

Взрослые реагируют по разному на агрессивное поведение своего ребёнка Они либо усиливают строгость в отношениях с ребёнком, либо обрушивают на ребёнка лавину любви и ласки. С агрессивностью бороться бесполезно, но надо понять её причины, чтобы направить эмоции ребёнка в нужное русло.

Агрессия может проявляться физически в виде драки, причинения вреда предметам ( поломка ) и вербально в виде нарушения прав человека посредством оскорбления, унижения и т. п.

Однако, уважаемые родители, не надо путать агрессию с настойчивостью.

Настойчивость не допускает оскорблений, издевательства и т.д. уровень агрессивности детей в зависимости от ситуации часто меняется, но иногда принимает устойчивые формы. Причин для этого очень много : положение в коллективе, отношение к ребёнку сверстников, взаимоотношение с учителем, воспитателем и т.д.

Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врождённым качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще - отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.

Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса и возложила на них ответственность за качество воспитания и образования.

Встречаясь с вами довольно часто, я заметила , что многие из вас осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей ваших детей.

Давайте задумаемся над тем, как наши дети относятся к своим родителям? В народе не даром говорят, что человека нужно оценивать по его отношению к матери.

Предлагаю вам дома провести эксперимент: куда сядет ваш ребёнок. Поставьте четыре стула в ряд. С одного края сядет мама, с другого папа. Предложите ребёнку сесть на один из свободных стульев. Если ваш ребёнок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своём отношении с ребёнком и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребёнок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, -радуйтесь, он относится к вам практически одинаково .

Но если ребёнок садиться отдельно куда-то в угол, вашему ребёнку в семье тоскливо и одиноко. Уделите ему значительно больше внимания и любви.

Недостаток любви и внимания со стороны взрослых рождает у ребёнка агрессивность.

Как же выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и в поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а оказать посильную помощь ребёнку.


Психологами разработаны критерии определения агрессивности:


1. ребёнок часто теряет контроль над собой.

2. ребёнок часто спорит, ругается с взрослыми.

3. ребёнок часто отказывается выполнять правила.

4. ребёнок часто специально раздражает людей.

5. ребёнок часто винит других в своих ошибках.

6. ребёнок часто сердится и отказывается сделать что- либо.

7. ребёнок часто завистлив, мстителен.

8. ребёнок очень чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно только в том случае, если в течение полугода у ребёнка проявились не менее четырёх признаков, перечисленных выше.

Уважаемые родители, как вы думаете, почему дети дерутся, толкаются, кусаются, на доброжелательное обращение взрываются и бушуют? Причин может быть много. Но часто дети поступают так потому, что не знают , как поступить иначе.

Работа с такими детьми должна вестись по трём направлениям:

  1. Работа с гневом.

  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

  3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Негативное настроение должно иметь выход. Но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым указав ему путь поиска самовыражения.

Уважаемые родители, если вы оказались в таком положении и видите, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помогите ему выразить свои чувства, постепенно навязав ему правила игры. Пусть он сначала просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук, способны снимать даже очень сильный стресс. Если ребёнку хочется что-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки.

Или предложите поиграть в обзывалки. Единственное условие - слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты – мухомор!», « А ты – бабочка!».

В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и всё вообще заканчивается смехом. В конце игры скажите друг - другу что-нибудь приятное. Такая игра полезна не только для агрессивных , но и для не в меру обидчивых детей.

Ещё один способ побороть агрессию - с помощью бумаги.

Заведите листок «гнева». Это обычный лист бумаги, на котором нарисовано какое-то чудовище. Хозяин рисунка может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его.


Выделяют множество факторов, влияющих на проявление агрессивности:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

д) социально-культурный статус семьи и т.д.

Причины агрессивного поведения следующие:

1. Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

организаторские способности;

широта кругозора;

позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка “плохой, драчун, грубиян” и т.д. со стороны взрослого.

2. Ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

3. Способ привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

4. Форма протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.


III. Родительский практикум.

Предлагаю вам проверить себя, что вы знаете об агрессии. Ответьте на несколько вопросов.

1. В каком из возрастных периодов у детей бурно проявляется агрессия?

а) В возрасте 2 года;

б) в возрасте 6-7 лет;

в) в возрасте 18 лет.

2. Кто в большей степени склонен к агрессии?

а) Девочки;

б) девочки и мальчики в равной степени;

в) мальчики.

3. Как следует вести себя взрослым при проявлении детской и подростковой агрессии?

а) Не обращать на агрессивное поведение ребёнка;

б) срочно вмешаться;

в) сказать, что с него берут пример и другие дети.

4. Какие факторы в большей степени влияют на формирование детской агрессии?

а) Плохое настроение учителя;

б) телевидение, Интернет, семейное воспитание;

в) плохое настроение ребёнка.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – б, 4 – б.

Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Поставьте перед собой вопрос: “Все ли в порядке с моим ребенком?”, и выполните простой тест. Отвечайте: “никогда или редко”, “иногда”, “часто” или “очень часто”.

Мой ребенок

1. Выходит из себя

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

2. Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

7. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

Если вы ответили “часто” или “очень часто” как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

VI. Дискуссия родителей по теме собрания.

Надо ли учить детей давать сдачи...

Перед самыми каникулами в школьном коридоре я услышала разговор двух мам. Они обсуждали, как поступать ребенку, если его обзывают или задирают. “Пусть дает сдачи. Раз ударит – больше не полезут. Вспомни, мы все дрались в детстве”, – говорила одна, а вторая не соглашалась: “Нельзя на кулак отвечать кулаком”.

Так, ни о чем не договорившись, они и разошлись.

Каково же детям? Как они должны поступать? Ведь и взрослые в конфликтных ситуациях не всегда демонстрируют позитивные примеры поведения.

Зачастую дети обзываются и задираются, чтобы увидеть реакцию другого. Или они хотят пригласить к игре, но не знают как. И чем ярче ребенок реагирует на выходки в его адрес, тем больше к нему лезут: интересно же! Человек злится, не умеет справиться с гневом – на нем и срываются, хотя вроде драться никто и не планировал.

Тогда, может быть, эффективен другой вариант – уход? Тот, который предлагала вторая мама? Уйти в ответ на обзывание, просто “не обращать внимания на обидчиков”, не подкреплять их реакции? Или, как теперь часто советуют, свести все к шутке, отговориться/договориться и даже… (высший пилотаж!) рассказать о своих чувствах и попросить в другой раз так не делать?

Высказывания родителей.

V.Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.

Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь

Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще – отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события. Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолеванию агрессивности. Исследования показали что, родители подавляющие эмоциональные выбросы у своих детей, вопреки ожиданиям не устраняют, а напротив, развивают чрезмерную агрессивность, которая в зрелые годы становиться частью характера. Ребёнок, вынужденный постоянно подавлять свой гнев, более подвержен риски психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции ребёнка, то очень скоро он начнёт считать, что такое поведение вполне дозволено. Тогда поначалу редкие и одиночные вспышки гнева постепенно и незаметно перерастут в постоянную и стойкую привычку подавлять окружающих. Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения. Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры.

VI.Вывод. Дело не в самих действиях, а в том, что за ними стоит: чувства, надежды, установки. Если мы говорим и даже делаем все, как нас учат, а чувствуем неуверенность в себе, то все наши попытки будут неуклюжи, и желание противника продолжать “доводить” только усилится. Но если человек действует так, будто поступки другого его не задели, если он уверен в себе, может безобидно пошутить или использовать детскую отговорку, то в следующий раз сцена вряд ли повторится.

Теперь нетрудно догадаться, что делать, если ребенка задирают или обзывают в школе, на улице. Надо помогать ему укреплять веру в себя, поддерживать его достоинство и самоуважение. Труд повседневный, кропотливый, но более эффективный, чем простые советы: бей или отойди в сторону.

Уважаемые родители. Позвольте мне предложить вам ряд рекомендаций по вопросам воспитания, связанным с темой нашего собрания:

1.Не надо сразу ругать и наказывать ребёнка за агрессивные поступки, обзывать его плохим ребёнком, тираном и т.п. Надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что вы не ожидали от него такого поведения.

2.Ребёнок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы всё равно хорошо к нему относитесь и хотите вместе с ним решить эту проблему.

3.С целью профилактики агрессивного можно использовать прочтение специальных сказочных историй, в которых демонстрируются альтернативные агрессии формы поведения, с их последующим обсуждением.

4.Агрессивность как форма эмоциональных нарушений в большинстве случаев является признаками семейного неблагополучия, искажённого родительского отношения к ребёнку. Необходима специальная просветительная работа с родителями, к осуществлению которой рекомендуется привлекать школьного психолога и социального педагога.

5.Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.

6.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

7.Научитесь любить своего ребёнка таким, каков он есть.

8.Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.

Я надеюсь, что тема нашего родительского собрания затронула каждого из вас и вызвала желание проанализировать, и попытаться по-новому построить взаимоотношения в семье.















































методическая разработка плана- конспекта родительского собрания на тему
  • Классному руководителю
Описание:

Тема  родительского  собрания : « Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности».

        Целью  родительского  собрания  было  исследование  причины  агрессивности  детей;   помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления   агрессивного  поведения  ребёнка;   мотивировать  у  родителей  желание  по-новому  строить  взаимоотношения  в  своих  семьях.

                  Родители  с  пониманием  отнеслись  к  затронутой  теме.  Многих  родителей  заинтересовала  предложенная  тема.  Было  задано  много  вопросов  по  поводу  агрессивного  поведения  детей.  Была  проведена  мини-дискуссия  на  тему  «Причины  агрессивности  детей  в  современном  обществе».    

         Большинство  родителей  согласились,  что  очень  многое  в  воспитании  зависит  от  теплой,  дружеской  обстановки  которая  царит  у  них  в  семье.  

 

Автор Паршукова Наталья Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 619
Номер материала 38036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓