ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНО-ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тутолмин А.В.
Обращение к
фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы
человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях
воспитания школьников.
Использование
на занятиях фольклора значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые
пути организации самих уроков, способствует установлению хороших
взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств
народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная
одухотворенность и др.
Музыкальное
занятие, построенное на принципах фольклорного творчества — синкретичности и
импровизационности, — наиболее эффективно развивает художественно-образное,
ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию
интонационно выразительного пения и пластики движений. Знакомство с народной
песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом
языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей,
воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности,
значительно обогащается общекультурный кругозор.
Уроки
фольклора — это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в игре.
Детские песенки, будь то колыбельные "Лю-ли, лю-ли, лю-леньки",
"Уж ты, Котенька-коток" или потешки-дразнилки
"Андрей-воробей", "Барашеньки", шуточные "Черный
баран", "Сидит Дрема", "На горе мак" или лирические
хороводные "Во поле березонька стояла", "Кумушки-кумы" и
т.д., мы играем. Дети с удовольствием участвуют в разыгрывании песен.
Солидное
место в уроке фольклора занимает работа над выразительностью речи. Речью мы
рисуем, раскрашиваем "образные картинки" детских стишков, прибауток,
потешек, дразнилок, скороговорок, песенок. Дети с удовольствием рисуют словом,
раскрашивая стишки: "Чешу, чешу волосыньки", "Ходит зайка по
саду", считалки: "Заяц белый, куда бегал?", "Инцы-брынцы,
балалайка", играя диалоги: "Где же ты был, черный баран?",
Зайчонок и еж". Выразительность, ясность речи мы совершенствуем у детей
певческими упражнениями, которые исполняем с различной эмоциональной
интонацией: то словно сердимся и, строго грозя соседу по парте, поем на слог
лё"; то удивляемся, пожимая плечиками и разводя руки в стороны, то же
самое упражнение исполняя на слог "ли"; то весело, задорно, словно
шаля, — на слог "ля".
Педагогической
находкой для эффективной работы считаю составление совместно с
родителями и оформление каждым ребенком "альбома-шкатулки", где от
урока к уроку появляются в специальных разделах новые тексты колыбельных,
скороговорок, прибауток, пословиц, детских стихов, детской фантазии.
Основной
материал в работе над развитием художественно-образного воображения — музыкальный
фольклор. Так, игровые песни "Кумушки-кумы", "Заведем
кружок" позволяют создать творческие поисковые ситуации, где необходимо
видоизменять, варьировать, а иногда и импровизировать текстовые и интонационные
"концовки". Эти песни мы часто исполняем, когда надо познакомиться,
подружиться с гостями, приглашая их в хоровод:
Разметаем лужок.
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Заведем кружок,
Кружок девичий,
Про трех молодцев (девушек).
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Заведем кружок.
Про трех молодцев.
Первый молодец —
Брат ... (подставляем имя гостя).
Свет (отчество)
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Брат (имя гостя)
Свет....
Брат ... .
Часто играем
в музыкально-шумовые импровизации с использованием детских шумовых
инструментов: "Гроза", "Шум прибоя", "Отзовись, коня
зовут" и др. Или обращаемся к играм "Поиграем-помечтаем",
наблюдая в окно облака на небе и фантазируя свою сказку; "На что
похоже?" то или иное звучание народных инструментов; "Добро и
зло" в музыкальной изобразительной палитре выразительности; "Самый
невероятный ответ" на простые жизненные вопросы.
Чтобы дети не
теряли внимание на уроке, проводим игры-хороводы: "Ня горе мак",
"Сидит Дрема", "Каравай, а также устраиваем веселые минуткии
"Шумелку", "Как живешь?", "Эхо" и т.д. Устраиваем
конкурсы скороговорочников или голосистых, которые очень нравятся детям, так
как дают редкую возможность проявиться, самовыразиться.
Но самым
любимым занятием для детей на уроке устно-песенного фольклора стало отгадывание
загадок. Мы стремимся загадывать загадки на темы: "Человек",
"Крестьянское хозяйство", "Домашняя утварь и посуда",
"Времяисчисление" и т.д.
Чтобы дети
знали, что такое хорошо и что такое плохо, учим пословицы и слушаем
поучительные, музыкально оформленные сказки. Дети хорошо усваивают основное
назначение сказок: "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам —
урок". Перед прослушиванием новой сказки мне всякий раз хочется поиграть с
детьми в музыкальную угадайку:
— Ребята, из
какой сказки эти строки:
"За морем дела нехудо,
В мире ж вот какое чудо..."?
—
"Сказка о царе Салтане"! — кричат наперебой радостные дети, называя
автора сказки.
— А какую
народную мелодию использовал композитор (показываю: портрет Римского-Корсакова)
в музыке к этой сказке? Что она изображает?
При
прослушивании тишина удивительная, слушающая, слышащая. В моменты фанфарных
эпизодов я выразительно читаю:
"...Под ёлкою высокой.
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупки собирает
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе..."
Выдерживаю паузу,
акцентируя внимание детей на звучании основной музыкальной темы, прислушиваясь.
— Во саду ли,
в огороде! — с радостью восклицают дети.
Для
облегчения образного восприятия и музыкально-эстетических представлений часто
использую красочную наглядность. Но готовлю ее сам на ленточных листах, чтобы
перед занятием их можно было свернуть в рулон и закрепить в верхней части доски
на прищепки, а в нужный момент, сняв прищепки, раскатить иллюстрацию к той или
иной песне, обряду, музыке для слушания. Иллюстрации готовлю несложные, но
обязательно яркие, красочные. Дети с удовольствием "оживляют"
картинки выразительным исполнением, проявляя при этом свою актерскую фантазию и
изобретательность.
Сценической
подготовке с детьми мы уделяем особое значение. Малыши вначале очень
стесняются, замыкаются в себе при выступлении на сцене. Чаще всего это
проявляется в стереотипе стоять "руки по швам", "в одну
шеренгу" и в невыразительности "застывшей" мимики. Причины
"зажатости", к сожалению, создаем мы сами (учителя и родители),
требуя от детей дисциплины на занятиях и даже при чтении стихов для пришедшего
в гости с подарками под Новый год Деда Мороза и т.д.
Мы с детьми
учимся сценической выразительности, играя в "Кольцо", 'Золотые
ворота", "Сидит Дрема", "Каравай"; водя орнаментальные
("Плетень", "Змейка"), драматические ("Со вьюном я
хожу", "Во саду ли, в огороде", "Во поле березонька
стояла"), магические ("Мак маковистый", "Уж я сеяла, сеяла
ленок") хороводы; обыгрывая плясовые песни ("А я по лугу",
"Ах вы сени", "Ялыке", "Люмы тодьы"), школьные
частушки "Ток-ток, молоток", "Ой-ля, ой-ля-ля!"; разыгрывая
сценарии "Зимних праздников", "Проводов Масленицы",
"Весенних обрядов".
Доброй
традицией у нас с детьми стали "Посиделки с родителями", Бабушкины
посиделки", встречи с ребятами 5-го класса (также занимающихся по
программе устно-песенного фольклора). Такие "Посиделки" для детей
1-го класса стали школой сценической, певческо-речевой выразительности. Мои
любимые первоклашки к концу года имеют в своем багаже солидный опыт народной мудрости,
приобретают черты узнаваемой индивидуальности, чуткости и доброты.
Духовный
потенциал личности определяется не только степенью его приобщённости к мировой
культуре, но и к национально-культурным традициям. Ныне, когда вступают в
диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их
взаимодействие и взаимообогащение, возникают благоприятные возможности
воспитания на мудрых заповедях народной педагогики — фольклоре.
Программа по
музыке для общеобразовательных школ с углубленным изучением устно-песенного
фольклора России и Удмуртии
Музыкально-педагогическая
концепция, лежащая в основе данной программы, направлена на развитие
творческого потенциала, душевности личности как ученика, так и учителя, а также
расширение сферы воздействия устно-песенного фольклора на родителей учащихся.
Профессиональный подход к фольклорным занятиям значительно обогащает урок
музыки, позволяет найти новые пути самого урока, отношений между учениками и
учителем, способствует возрождению и развитию народного творчества.
Овладение
фольклором в системе организованного педагогического образования начальной
школы требует решения следующих задач:
1. Воздействия на младших школьников комплексом фольклорных
средств.
2. Используя опыт других методик по изучению эстетических дисциплин, добиваться
более полного усвоения учениками высокохудожественного фольклорного материала.
3. Насыщая детей народной мудростью, выработать у них нравственно-эстетические
представления и прекрасно-добрые идеалы о национальном культурном наследии.
Освоение
устно-песенного фольклора детьми в школе будет происходить по специально
разработанной системе, в которой учитываются возрастные психологические
особенности учащихся.
Включение
детей в творческий процесс на уроках предполагается проводить постепенно. Этому
способствует внимание учителя к каждому школьнику, поддержание в классе
творческого настроя, игра.
Знакомство с
народной песней расширяет представление школьника о народном
музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в
выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических
текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение,
позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную
народную характерность музыкально-поэтических образов.
Коллективная
импровизация в распевании песен предполагает определенные количественные нормы
участников творческого процесса — не более 15-16 человек. Нарушение сложившихся
традиционных норм существенно повлияет на качество обучения: оно будет
хаотичным либо выльется в механическое заучивание упрощенных вариантов
нескольких народных песен.
Приобщение
детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному впитыванию
художественно ценных образов всевозможных песенно-игровых жанров. Происходит
постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала,
характерного для данной местности. При этом усваиваются традиционные приемы
исполнения, диалект. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые,
повторяя в игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир
собственных увлечений и интересов.
Накопление и
усвоение фольклорного материала идет по нескольким направлениям:
1. Постижение красоты и богатства родного языка через слушание,
выучивание и исполнение текстов колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок,
скороговорок, пословиц.
2. Ознакомление с образцами народной мелодики на примере напевов колыбельных,
прибауток, загадок, музыкальных партий сказочных персонажей, игровых припевов.
3. Усвоение национально-ритмических формул поэтических текстов и напевов.
4. Приобретение навыков игры на национальных шумовых инструментах — ложках,
трещотках, бубне, рубеле, чипчиргане, крезе, кугиклах.
Вышеназванные
направления начального этапа освоения фольклора позволяют уже в первом классе
успешно решать педагогические задачи воспитания в коллективе (исполнение в
ансамбле, принятие коллективного решения) и развития личности каждого ребенка
(исполнение соло, импровизация, самостоятельное выполнение творческих заданий).
Основным
принципом построения программы фольклорных занятий в 1-м классе является
обогащение впечатлений при разнообразии и педагогически целесообразной
сменяемости видов фольклорной деятельности на уроке. Ученики разучивают и
исполняют колыбельные песни, отгадывают загадки и сочиняют их сами, стараются
понять смысл мудрых пословиц, упражняются в скороговорках, слушают и
разыгрывают по ролям сказки.
Один вид
деятельности на уроке помогает решить несколько поставленных задач
образовательного (упражнения в чистоте интонирования, усвоение основных
ритмических формул и овладение навыками игры на национальных шумовых инструментах),
воспитательного (постижение красочности русской и удмуртской речи),
развивающего (приобретение творческих способностей и познавательной активности)
свойства.
Во втором
классе ставится цель приобретения школьниками навыков исполнения народной национальной
песни. Для успешного усвоения всего богатства народной песенности России и
Удмуртии программой предусматривается последовательное изучение жанра народной
былины, исторических, хороводных, плясовых, лирических песен, русских и
удмуртских народных инструментов, обрядов и народных праздников, народного
творчества Удмуртии, знакомство с известными народными певцами и исполнителями.
При этом дети развиваются духовно, воспитывается их эстетическое отношение к
окружающей действительности, художественный вкус, общекультурный кругозор.
В третьем
классе, наряду с использованием прежних форм работы на уроке, используются
новые — разыгрывание обрядовых сцен. Дети, участвуя в театрализации старинных
народных обрядов и праздников, начинают осознавать закономерности человеческой
жизнедеятельности. Тем самым решается актуальнейшая проблема преемственности в
передаче наследия национального культурного богатства от поколения к поколению.
Ведь в народном творчестве живое предание старины соединяется с интонациями и
ритмами современной жизни.
При изучении
устно-песенного фольклора используются фонограммы народной музыки, репродукции,
диапозитивы, альбомы, кинопрограммы, организуются встречи с исполнителями
народных обрядов и участниками праздников, фольклорные экспедиции.
Содержание занятий
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Цель обучения: подготовка
к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора.
I четверть.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Цели:
·
свободное и ритмичное произнесение имен каждым учеником и всей
группой;
·
работа над выразительностью речи — декламация ритмотекстов
песенок;
·
пение на удобной высоте;
·
отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять,
ходить, слушать, видеть и т.д.) в процессе дидактических игр на основе
предлагаемого репертуара.
Репертуар для исполнения:
·
Колыбельные: "Люли, люли,
люленьки...", "Баю, бай...", "Уж ты,
Котенька-коток...", "Пошел котик во лесок...", "Баю-баю,
баиньки". , Прибаутки: "Барашеньки", "Андрей-воробей",
"Трах, трах, тарарах", Водичка", "Чешу, чешу
волосыньки".
·
Скороговорки: "Проворонила ворона
вороненка", "Архип осип, Осип охрип", "В Луку Клим луком
кинул", "От топота копыт пыль по полю летит", "Течет Речка,
печет печка", "Чешуя у щуки, щетина у чушки", "Сыворотка
из-под простокваши".
·
Загадки: темы ''Звери",
"Крестьянское хозяйство", "Домашняя утварь и посуда'',
"Человек", "Одежда и украшения", "Изба и внутреннее
убранство".
·
Пословицы: "Любовь к родной
земле". "Ум и ученье".
·
Игры: "Петух",
"Кисонька", "Жмурки", "Здравствуй, дедушка!".
·
Сказки: "Теремок".
"Гуси-лебеди", "Курочка-Ряба", "Репка".
·
Считалки: "Заяц белый, куда
бегал...", "Ходит свинка по бору...", "Катилось
яблочко", "Инцы-брынцы, балалайка!", "Тара-бара...",
"Кады-бады...".
II четверть.
РИТМИЧНОСТЬ
Цель: развитие
декламационно-ритмических навыков с помощью дидактических игр-песенок и
воспроизведения простейших ритмических рисунков хлопками в ладоши, ложками,
трещотками.
Репертуар для исполнения:
·
Колыбельные: "Ходит сон по лавочке...",
"Ай люди, да ай люли...", "У кота-воркота колыбелька
золота...", "Спи-тко, милое дитя...", "Уж ты,
Котя-коток...".
·
Загадки: тема "Домашние
животные и птицы", "Звери", "Пища и питье",
"Зима".
·
Пословицы: тема "Труд",
"Лень", "Хлеб".
·
Скороговорки: "У ужа — ужата, у ежа —
ежата", "Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел",
"Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала", "Ехал
Грека через реку...", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Ткет
ткач ткани на платки Тане".
·
Прибаутки: "Ходит зайка по
саду...", "Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду...", "Уж как шла лиса по
тропке...".
·
Игры: "У дедушки Трифона",
"Коршун и наседка", "Кольцо", "Захарка".
·
Сказки: "Лиса и тетерев",
"Заюшкина избушка", "Кошкин дом".
III четверть.
МУЗЫКА РЕЧИ
Цель: декламация
и пение на удобной высоте, декламация ритмотекстов, освоение элементов
музыкальной грамоты (высота звуков, длительность).
Репертуар для исполнения:
·
Колыбельные: "Поет, поет
соловушка...", "Ой, качи, качи, качи, качи...",
"Баю-баюшки, баю...", "Баю, баю, баиньки...".
·
Прибаутки: "Тень-тень,
потетень...", "Солнышко, солнышко... ", "Скок,
поскок...", "Петушок".
·
Пословицы: "Мать и дети",
"Дружба и любовь".
·
Скороговорки: "Широка река...",
"Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках", "Как на горке на
горе...", "Про покупки, про покупки..."
·
Игры: "У медведя на бору",
"Пятнашки", "Колдуны", "Золотые ворота",
"Сидит Дрема".
·
Сказки: "О молодильных яблоках и
живой воде", "Иван-Царевич и Серый волк",
"Царевна-лягушка", "По щучьему веленью", "Поди туда —
не знаю куда".
·
Загадки: "Явления природы",
"Времяисчисление", "В лесу и в поле", "В
огороде".
IV четверть.
УЧИМСЯ ПЕТЬ
Цели:
·
пение на трех звуках ("три ступеньки в музыке");
·
использование дидактических игр на комбинирование звуков;
·
пение текстов потешек, прибауток, колыбельных, закличек на
пройденных ступенях.
Репертуар для исполнения:
·
Колыбельные: "Баю-баю,
забываю...", "Ай, баю, бай...", "Как в высоком
терему".
·
Крылатые выражения: "Аршин
проглотить", "Баклуши бить", "Баню задать",
"Белены объелся", "Бирюком жить или смотреть", "Блоху
подковать", "В бирюльки играть", "В долгий ящик
отложить", "Во главу угла", "Волынку тянуть", "В
три погибели согнуть".
·
Небылицы: "По поднебесью-то,
братцы, медведь летит...", "На дубу свинья гнездо свила...",
"Ехал деревня мимо мужика...", "Из-за тучи, из-за гор...".
·
Скороговорки: "Сшит колпак не
по-колпаковски...", "Всех скороговорок...", "Косарь
Касьян...", "Во дворе вела вода...".
·
Игры: "Мак", "Бобер и
охотник", "Крута гора", "Каравай", "Цепи",
"Третий лишний".
·
Затейливые загадки: "Чего
нет быстрее?", "Где свету конец?", "Много ли нас?",
"Что на свете всего мягче?".
·
Докучные сказки: "Жил-был царь, у
царя был двор...", "Жили-были два братца, кулик да журавль...",
"Летел гусь, сел на дорогу...".
ВТОРОЙ КЛАСС
I четверть.
РУССКАЯ И УДМУРТСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Фольклор как система коллективного художественного творчества.
Пение, декламация, движение при исполнении песни — главные формы практического
освоения фольклора.
Цели:
·
постепенное освоение певческих навыков: чистое интонирование,
мягкая атака звука;
·
знакомство с понятием кантилены и практическое освоение ее в
пении;
·
соединение пения с движением и декламацией;
·
вариативный метод разучивания попевок и песен.
Репертуар для исполнения:
·
Заклички. колядки, игры: ''Осень",
"Курочки и петушки", "Летал, летал воробей", "Катай,
каравай", "Авсень", "Теремок" и др.
Репертуар для слушания:
·
Былины: "Добрыня и Змей",
"Садко", "Алеша Попович и Тугоркан", "Илья Муромец и
Соловей-разбойник".
II четверть.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Исторические песни — история, рассказанная самим народом. Слово
как главный носитель содержания исторической песни. Песни о татаро-монгольском
нашествии, о войне 1812 года, о гражданской войне, о Великой Отечественной
войне.
Цели:
·
развитие навыков выразительного исполнения песенного фольклора
через ощущение ритмического пульсирования в песне, декламацию исторических
песен;
·
выработка цепного дыхания в пении;
·
работа над дикцией, артикуляцией.
Репертуар для исполнения: "Ты
взойди-ка, взойди, красно солнышко...", "Пислэг но пислэг" (удм.
Рекрутская), "Мар каром но мои...", "Уйвае но мои бызи..."
Репертуар для слушания: "За
рекою, за великою...", "На заре то было, братцы, на зорюшке...",
"Над Москвою заря занималася...", "Песня разинцев",
Рекомендуемая литература:
1. Старинные исторические песни. — М.: Дет.лит., 1971.
2. Россия в песне. — М.: Искусство, 1992.
3. На поле Куликовом / Сост. Тихомиров. — М.: Малыш, 1986.
4. Лозанова А. Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. — М.,
1935.
5. Исторические песни ХШ-ХVI веков / Сост. Б. Н.Путилов. — М.,
1960.
Иллюстрированный материал:
1. Герасимов С.В. "М. И. Кутузов на
Бородинском поле".
2. Верещагин В.В. "Наполеон на Бородинских высотах".
3. Верещагин В.В. "На большой дороге", "Отступление",
"Бегство".
4. Кившенко А.Д. "Военный совет в Филях в 1812
году".
III четверть.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Богатство и выразительность народной лирической песни.
Выразительная речевая интонация как основа русского и удмуртского народного
пения. Отражение в пении эмоциональных оттенков, настроений, передающих
отношение исполнителей к содержанию песни.
Цель: развитие
у детей выразительного интонирования.
Репертуар для исполнения:
·
Лирические песни о родном доме: "Вниз
по матушке, по Волге.,.", "Ах ты, степь, широкая...",
"Белая береза...". ''Чагыр, чагыр, дыдыке...", "Степь да
степь широкая...". "Степь да степь кругом...".
Репертуар для слушания: "Родимая
сторонушка"', "Отставала лебедушка...", "Как летела
пава..."
·
Лирические песни о любви: "Как на
улице гагара да кулик", "Пойду выйду за ворота...".
"Сохнет, вянет во полюшке травушка...", "То не ветер ветку
клонит...".
IV четверть.
ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Хороводы — песни, при исполнении сопровождающиеся самыми
разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами.
Цели:
·
развитие образного, ассоциативного мышления у детей;
·
продолжение работы по формированию навыков выразительного
интонирования в сочетании с декламацией и движениями.
Репертуар для исполнения:
·
Орнаментальные хороводы: "Плетень",
"Змейка", "Косичка", "Корзинка",
"Капустка".
·
Драматические хороводы: "Как
по реченьке плыла лодочка...", "По-за городу гуляет...",
"Во саду ли в огороде", "Со вьюном хожу... "
·
Магические хороводы: "Мак-маковистый",
"Горох", "Уж, я сеяла, сеяла ленок...".
ТРЕТИЙ КЛАСС
I четверть.
ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
Частушка — любимая песня-частоговорка, веселая и задорная плясовая
песня. Особенности плясовых песен — веселость, ритмичность и вместе с теш
плавность мелодии, исполняющейся под аккомпанемент гармони и шумовых народных
инструментов.
Цели:
·
восстановление у детей творческо-исполнительных навыков;
·
продолжение работы по формированию навыков выразительного
интонирования в сочетании с активной декламацией и движениями.
Репертуар для исполнения.
·
Частушки: "Самарка",
"Елочки-метелочки", "Подружка моя", "Барыня"
"Подгорная", "Ой-ля, ой-ля-ля", "Ток-ток,
молоток...".
·
Плясовые песни: "По улице
мостовой...", "А я по лугу...", "Ах, вы сени, мои
сени..", "Ялыке", "Гслубь сизый", "Молодая,
молода...", "Матаня".
Репертуар для слушания: вологодские
частушки, касимовские частушки, волжские припевки, "Матаня",
пензенские припевки.
II четверть.
ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ
Цели:
·
формирование у детей навыков разыгрывания простейших композиций из
народных песен, небольших обрядовых сценок (святки, "овсень",
гадания, подблюдные песни, посиделки и др.);
·
на основе развития певческих, двигательных, игровых,
импровизационных навыков исполнение небольших сценических композиций из
разучиваемых ранее песен.
Репертуар для исполнения: "Пришла
коляда...", "Авсень, авсень!", "Коляда-маляда...",
"Ой, коляда, коляда...", "Ай спасибо хозяюшке...",
"Снежок сеем, посеваем...", "Выль нуны веттан гур...",
"Кечпие...".
III четверть.
ПРОВОДЫ МА СЛЕНИЦЫ
Цели:
·
использование песен с одновременной игрой на народных
инструментах;
·
обучение школьников доступным приемам народного исполнительства.
Репертуар для исполнения: "Как
у наших у ворот...", "В темном лесе...",
"Камаринская", "Едет масленица...", "Ой
досточка!". Удмуртские календарные песни.
IV четверть.
ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ
Заклички. Весняки. Семицкие песни и обряды.
Цели:
·
закрепление навыков кантиленного пения и цепного дыхания;
·
работа над расширением диапазона и подвижностью голосов учащихся.
Репертуар для исполнения: "Весна-красна!",
"Березонька", "Не радуйтесь дубы", "На горе-то
калина", "А я по лугу...", "Пойду ль я, выйду ль
я...", "Зеленейся, зеленейся...", "У ворот, ворот,
ворот...", "Уж как по мосту, мосточку...".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.