Главная / Русский язык и литература / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

г. Вольска Саратовской области»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА



ТЕМА «Употребление деепричастий,

или удивительное рядом











Учителя русского языка и литературы

Жаковщиковой Юлии Павловны








г. Вольск





Пояснительная записка


Методическая разработка по теме «Деепричастие» предназначается ученикам 7 класса, изучающим русский язык по учебно-методическому комплексу, разработанному Ладыженской Т.А. Данный учебно-методический комплекс разрешен Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, эта разработка может быть использована и учащимися 6 класса, изучающими русский язык по УМК Бабайцевой В.В. и М.М.Разумовской

На изучение деепричастий в 7 классе отводится 10 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные правила: правописание НЕ с деепричастиями, выделение запятыми деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, во время изучения этой темы работа по развитию речи учащихся направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами. В ходе изучения деепричастий учащиеся должны «узнавать» эту часть речи «в лицо», употреблять их в речи, выполнить ряд творческих заданий.

Методическая разработка может быть использована учителями русского языка, имеющими соответствующее техническое обеспечение (компьютер, оснащенный операционной системой Microsoft Windows 98 и выше и веб-браузером (Internet Explorer, Opera, Chrome и т.п.).

Методическая разработка создана в программе Microsoft Office Publisher. Разработанный урок можно использовать на персональном компьютере, так же демонстрировать с помощью проектора.


Разработка урока


  1. Тема урока: «Удивительное рядом, или употребление деепричастий»

  2. Класс: 7

3. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

4. Вид урока: игра - путешествие

5. Цель методическая:

Знать: правило постановки знаков препинания при деепричастиях;

о выразительных особенностях деепричастий.

Уметь: Находить деепричастия, умело использовать деепричастия в речи, правильно выделять знаки препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

6. Цели.

Образовательные:

  1. Активизировать знания по теме “Деепричастие”;

  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

  3. Отработать практическое умение образовывать деепричастия ;

  4. Формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера),

  2. Воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  1. Работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;

  2. Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

Повторение: НЕ с различными частями речи, орфограммы в корне

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, изображения рыб, вырезанные из плотной бумаги, иллюстрации, жетоны, магнитофон с аудиозаписями

7. Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература, отработка синтаксических и пунктуационных навыков, все уроки темы.


Ход урока

I. Организационный момент

1.Создание настроя на работу (аудиозапись)

2. Учитель: - Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие по необычному маршруту, чтобы посмотреть на удивительный мир и полюбоваться красотами русского языка. Мы поплывём на теплоходе. Наш путь будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы должны преодолеть.

II. Повторение изученного материала

- Но сначала чтобы попасть на теплоход необходимо выполнить задания и получить жетон.

Учащиеся получают карточки, на которых написана какая- либо буква

З

ЖЖЖ

Д

Г

В

Б

А



Учитель: - Из полученных букв вы должны образовать 5-6 деепричастий.

( Учитель приводит пример)

А - ахая, агитируя, адресовав, активизируя, анатомируя.


Для справки:

Б- бормоча, бедствуя, болея, бросив, беседуя.

В- вредничая, ворча, выходя, взвесив, выхватив.

Г- гадая, гремя, грохнувшись, гася, грызя.

Д- держа, думая, дробя, дрожа, держав.

Ж- журча, жужжа, жаря, желая, жалея.

З- зимуя, заснув, забежав, заскучав, засмотревшись.


- Я вас поздравляю, вы все попали на теплоход, но вы не пассажиры, а члены команды. Лучше и быстрее всех, ответив - капитан, затем - рулевой, кок, матросы.

- Ребята, но чтобы узнать название нашего маршрута вам необходимо разгадать ключевое слово в кроссворде. Для этого задания мне нужны капитан, кок, рулевой.

Задание 1: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов. в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов. в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов. в.)

4. Купить (деепричастие сов. в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов. в.)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)

- А в это время вся команда должна навести порядок на палубе перед отплытием. На столах лежат карточки с заданиями.

Задание 2 (Карточка 1)

Задание: запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите суффиксы

Вариант 1

Оглядываться (несов. в.) Распечатать (сов. в.)

Сверкать(несов. в.) Оторваться (сов. в.)

Спешить(несов. в.)

Вариант 2

Остановить (сов. в.)

Купить (сов. в.) Стучать (несов. в.)

Прыгать (несов. в.) Играть (несов. в.)


- Вся команда справилась с заданиями, мы начинаем путешествие по маршруту Деепричастие.

Слово учителя

- Ребята, а для чего нужны деепричастия?

(ответы учеников)

Вывод: Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.

Задание 3 (Карточка 2)

Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания

Вариант 1

И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

Вариант 2

Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый,
Затих, прохладою дыша.

Вариант 3

Опять привольные поля,
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя,
Плывут, скрываясь за полями.

Вариант 4

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.

IV. Один из учеников работает у доски (задание 4). Класс - на местах.

Задание 4

Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия

И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.


Учитель: Стихийное бедствие! Град! Огромные градины повредили судно. Надо срочно заделывать пробоины.


На доске записаны словосочетания с пропущенными буквами, члены команды по очереди подходят к доске и вставляют буквы. Рулевой исправляет ошибки; его работу проверяет капитан.


Путеше…твуя по морю, расст…лив карту, экзам…нуя экипаж, к...мандуя кораблём, проб…раясь между рифами, следуя избра…ым курсом, пр…став к берегу, вз…бравшись на мачту, увид…в землю.


Учитель: Проверяем задание.


Путешествуя по морю, расстелив карту, экзаменуя экипаж, командуя кораблём, пробираясь между рифами, следуя избранным курсом, пристав к берегу, взобравшись на мачту, увидев землю.


Учитель: Молодцы! Судно спасено! А сейчас всей команде необходимо отдохнуть и мы поиграем.


Игра « Распознай свою пару»

Игровое действие - поиски своей пары. На табличке записаны глаголы. Нужно найти деепричастие, которое от него образовано в соответствии с видом глагола. Каждый ученик подходит к столу, берёт табличку с глаголом или деепричастием, держит её впереди себя и начинает поиск своей пары. Табличку он может получить из рук учителя.


ПРИГЛАСИВ

ПРИГЛАШАТЬ



ПРИГЛАШАЯ

ПРИГЛАСИТЬ


БРОСАЯ

БРОСИВ

БРОСАТЬ

БРОСИТЬ




УКРАШАЯ

УКРАШАТЬ

УКРАСИТЬ

УКРАСИВ



ПОЛУЧАЯ

ПОЛУЧАТЬ

ПОЛУЧИВ

ПОЛУЧИТЬ




НАПРАВЛЯЯ

НАПРАВИВ

НАПРАВЛЯТЬ

НАПРАВИТЬ




Учащиеся становятся в пары. Те, кто не справился с заданием или совершил ошибку, прибегают к помощи других учеников или учителя, объясняющих, по какому признаку нужно было найти свою пару.


Физминутка

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

Учитель: Итак, мы плывём дальше, двигаясь навстречу яркому солнцу, и на пути снова задание.

Задание “ Узнай устойчивые выражения»

Учитель показывает табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях, поэтому не обособляется. Семиклассники называют вторую часть устойчивого оборота.


Сломя…

Таблички

…хлебавши


Спустя…





Сложа..



Засучив…

Скрепя…





Не помня…

Не покладая…

Не смыкая…









Учащиеся договаривают: голову, рукава, глаз, руки, сердце, рукава, себя, не солоно, рук.


Учитель: Работа выполнена успешно. Молодцы! Но вся команда проголодалась. Кок сварит уху, когда команда наловит рыбы. Но рыба считается пойманной только в том случае, если будет выполнено задание (оно написано на обороте изображения рыбы, вырезанного из плотной бумаги, к ней прикреплена большая скрепка. Быстро ловится удочкой с магнитом).


Задания для команды

Назовите части речи: Рулевой, не отрывая рук от штурвала, всматривался в туман.




Подберите антонимы к деепричастиям:

Плача -…. Белея-….

Выливая -… Унося -…

Выигрывая- ...





Расставьте и объясните знаки препинания: То разрастаясь то слабея гром за усадьбой грохотал.







Произведите морфологический разбор деепричастия: Плыви, челнок, борясь с волнами.

4.






Продиктуйте классу словосочетания и объясните, как в них пишется не: ( не) спеши с отплытием, в (не) большой каюте, (не) замеченная мель, (не) думая об опасности, ( не) взирая на (не) погоду.







Придумайте предложение с деепричастием

играя.






Исправьте ошибку и назовите пропущенные знаки препинания: Я взяв рюкзак и надел кеды.






От данных глаголов образуйте причастия и деепричастия:

Услышать-… Растаять-…








Учитель: Те, кто ответил не верно, рыба утащит в воду. Спасайте утопающих. Кто бросит спасательные круги?

(Спасательные круги из бумаги, на них написано: «Держитесь!» На обороте задания)


Задания для утопающих:

  1. Продолжите пушкинские строки или сочините собственное продолжение: Под голубыми небесами…

  2. Превратите причастный оборот в деепричастный: Матросы, стремившиеся выполнить задание в срок, работали без устали.

  3. Замените, где возможно, глаголы деепричастиями: Корабль шёл, не торопился, не терял берега из виду.


Учитель: Ребята, мы с вами проделали очень долгий и сложный путь. Все спасены, путешествие подходит к концу, вся команда в сборе. Пора нам причаливать. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы, достойно преодолели все трудности.


Учитель подводит итог урока. Оценки. Награждение.


Домашнее задание: Дома вам будет необходимо выполнить задание по карточкам, пользуясь темой «Деепричастие», расставляя знаки препинания.

( Задания распечатаны для каждого ученика)


1 вариант

  1. Иду к дому не торопясь.

  2. Подумав я решил остаться у брата.

  3. В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошла Лиза и Марфуша. ( А. Толстой)

  4. Хорь присел на скамью и преспокойно полгаживая свою курчавую бороду вступил ср мной в разговор ( И. Тургенев)

  5. Мальчик слушал затаив дыхание.


2 вариант

  1. Молча мы собираем разбросанные игрушки.

  2. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. ( М. Лермонтов)

  3. Каштанка вскочив присела на все четыре лапы и притягивая к коту морду залилась громким лаем. ( А. Чехов)

  4. Лошадь круто остановилась у самого костра, и уцепившись за гриву проворно спрыгнул с ней Павлуша. ( И. Тургенев)

  5. Дети разговаривали стоя.


С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Оцените его.


Литература:

  1. Ахременкова Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык 7 класс: пособие для учащихся- 2-е изд.-М. Просвещение, 2003.- 224с.

  2. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-353с.- (серия «Школа радости»).

  3. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2001.- 224с.


Заключение


Данная методическая разработка, является заключительным в системе уроков по теме «Деепричастие», помогает выявить уровень знаний учащихся, создать условия для формирования адекватной самооценки учащихся. Учитель использует современные информационно-коммуникативные технологии, ведь необходимо преподавать русский язык на новом методическом и техническом уровне. При необходимости можно привлекать также и материал любого учебника, допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка по теме «Деепричастие»  предназначается ученикам 7 класса, изучающим русский язык по учебно-методическому комплексу, разработанному Ладыженской Т.А.  Данный учебно-методический комплекс разрешен Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, эта разработка может быть использована и учащимися 6 класса, изучающими русский язык по УМК Бабайцевой В.В. и М.М.Разумовской

На изучение деепричастий в 7 классе отводится 10 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные правила: правописание НЕ с деепричастиями, выделение запятыми деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, во время изучения этой темы работа по развитию речи учащихся направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами. В ходе изучения деепричастий учащиеся должны «узнавать» эту часть речи «в лицо», употреблять их в речи, выполнить ряд творческих заданий.

         Методическая разработка может быть использована учителями русского языка, имеющими соответствующее техническое обеспечение (компьютер, оснащенный операционной системой MicrosoftWindows 98 и выше и веб-браузером (InternetExplorer, Opera, Chrome и т.п.).

 

Методическая разработка создана в программе MicrosoftOfficePublisher. Разработанный урок можно использовать на персональном компьютере, так же демонстрировать  с помощью проектора. 

Автор Жаковщикова Юлия Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 26596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓