Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
г. Вольска Саратовской области»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА «Употребление деепричастий,
или удивительное рядом
Учителя русского языка и
литературы
Жаковщиковой Юлии Павловны
г. Вольск
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме «Деепричастие» предназначается
ученикам 7 класса, изучающим русский язык по учебно-методическому комплексу,
разработанному Ладыженской Т.А. Данный учебно-методический комплекс разрешен
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, эта
разработка может быть использована и учащимися 6 класса, изучающими русский
язык по УМК Бабайцевой В.В. и М.М.Разумовской
На изучение деепричастий в 7 классе отводится 10
часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные
орфографические и пунктуационные правила: правописание НЕ с деепричастиями,
выделение запятыми деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, во время
изучения этой темы работа по развитию речи учащихся направлена на обогащение
языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами. В ходе изучения
деепричастий учащиеся должны «узнавать» эту часть речи «в лицо», употреблять их
в речи, выполнить ряд творческих заданий.
Методическая разработка может быть использована учителями
русского языка, имеющими соответствующее техническое обеспечение (компьютер,
оснащенный операционной системой Microsoft Windows 98 и выше и веб-браузером (Internet Explorer,
Opera, Chrome и т.п.).
Методическая разработка создана в программе Microsoft Office Publisher.
Разработанный урок можно использовать на персональном компьютере, так же
демонстрировать с помощью проектора.
Разработка урока
1.
Тема урока: «Удивительное
рядом, или употребление деепричастий»
2.
Класс: 7
3. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
4. Вид урока: игра - путешествие
5. Цель методическая:
Знать: правило постановки знаков препинания при
деепричастиях;
о выразительных особенностях деепричастий.
Уметь: Находить деепричастия, умело использовать
деепричастия в речи, правильно выделять знаки препинания одиночные деепричастия
и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
6. Цели.
Образовательные:
1.
Активизировать знания по
теме “Деепричастие”;
2.
Обобщить и
систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
3.
Отработать практическое
умение образовывать деепричастия ;
4.
Формировать умение
нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ
с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия,
уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и
деепричастном обороте.
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь и
уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока,
задания занимательного характера),
2.
Воспитывать чувство такта,
умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
1.
Работа по развитию речи:
формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий,
конструирование предложений;
2.
Работа по развитию
личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти,
воображения.
Повторение: НЕ с различными частями речи, орфограммы в корне
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, изображения
рыб, вырезанные из плотной бумаги, иллюстрации, жетоны, магнитофон с
аудиозаписями
7. Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература, отработка синтаксических и пунктуационных
навыков, все уроки темы.
Ход урока
I. Организационный момент
1.Создание настроя на
работу (аудиозапись)
2. Учитель: - Сегодня
у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие
по необычному маршруту, чтобы посмотреть на удивительный мир и полюбоваться
красотами русского языка. Мы поплывём на теплоходе. Наш путь будет нелёгкий, и
на пути встретятся различные преграды, которые мы должны преодолеть.
II. Повторение изученного материала
- Но сначала чтобы попасть на теплоход необходимо выполнить задания и
получить жетон.
Учащиеся получают карточки, на которых написана какая- либо буква
Учитель: - Из полученных букв вы должны образовать 5-6
деепричастий.
( Учитель приводит
пример)
А - ахая, агитируя, адресовав, активизируя,
анатомируя.
Для справки:
Б- бормоча, бедствуя, болея, бросив, беседуя.
В- вредничая, ворча, выходя, взвесив,
выхватив.
Г- гадая, гремя, грохнувшись, гася, грызя.
Д- держа, думая, дробя, дрожа, держав.
Ж- журча, жужжа, жаря, желая, жалея.
З- зимуя, заснув, забежав, заскучав,
засмотревшись.
- Я вас поздравляю,
вы все попали на теплоход, но вы не пассажиры, а члены команды. Лучше и
быстрее всех, ответив - капитан, затем - рулевой, кок, матросы.
- Ребята, но чтобы
узнать название нашего маршрута вам необходимо разгадать ключевое слово в
кроссворде. Для этого задания мне нужны капитан, кок, рулевой.
Задание 1: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)
|
7. Распечатать (деепричастие сов. в.)
|
2. Сверкать (деепричастие несов. в.)
|
8. Оторваться (деепричастие сов. в.)
|
3. Спешить (деепричастие несов. в.)
|
9. Остановить (деепричастие сов. в.)
|
4. Купить (деепричастие сов. в.)
|
10. Стучать (деепричастие несов. в.)
|
5. Прыгать (деепричастие несов. в.)
|
11. Играть (деепричастие несов. в.)
|
6. Увидеть (деепричастие сов. в.)
|
12. Шествовать (деепричастие несов. в.)
|
- А в это время вся команда должна навести порядок на
палубе перед отплытием. На столах лежат карточки с заданиями.
Задание 2 (Карточка 1)
Задание: запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите
суффиксы
Вариант 1
Оглядываться (несов. в.) Распечатать (сов. в.)
Сверкать(несов. в.) Оторваться (сов. в.)
Спешить(несов. в.)
|
Вариант 2
Остановить (сов. в.)
Купить (сов. в.) Стучать (несов. в.)
Прыгать (несов. в.) Играть (несов. в.)
|
- Вся команда
справилась с заданиями, мы начинаем путешествие по маршруту Деепричастие.
Слово учителя
- Ребята, а для чего нужны деепричастия?
(ответы учеников)
Вывод: Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить
свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая
за тем, как умело используют деепричастия поэты.
Задание 3 (Карточка 2)
Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания
Вариант 1
И ночь тянулась без
конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Вариант 2
Стеклянный, редкий и
ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый,
Затих, прохладою дыша.
Вариант 3
Опять привольные поля,
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя,
Плывут, скрываясь за полями.
Вариант 4
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
IV. Один из учеников работает у доски (задание 4). Класс - на местах.
Задание 4
Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор
деепричастия
И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
Учитель: Стихийное бедствие! Град! Огромные градины
повредили судно. Надо срочно заделывать пробоины.
На доске записаны
словосочетания с пропущенными буквами, члены команды по очереди подходят к
доске и вставляют буквы. Рулевой исправляет ошибки; его работу проверяет
капитан.
Путеше…твуя по
морю, расст…лив карту, экзам…нуя экипаж, к...мандуя кораблём, проб…раясь между
рифами, следуя избра…ым курсом, пр…став к берегу, вз…бравшись на мачту, увид…в
землю.
Учитель: Проверяем задание.
Путешествуя по
морю, расстелив карту, экзаменуя экипаж, командуя кораблём, пробираясь между
рифами, следуя избранным курсом, пристав к берегу, взобравшись на мачту,
увидев землю.
Учитель: Молодцы! Судно спасено! А сейчас всей
команде необходимо отдохнуть и мы поиграем.
Игра « Распознай
свою пару»
Игровое действие -
поиски своей пары. На табличке записаны глаголы. Нужно найти деепричастие,
которое от него образовано в соответствии с видом глагола. Каждый ученик
подходит к столу, берёт табличку с глаголом или деепричастием, держит её
впереди себя и начинает поиск своей пары. Табличку он может получить из рук
учителя.
Учащиеся становятся в
пары. Те, кто не справился с заданием или совершил ошибку, прибегают к помощи
других учеников или учителя, объясняющих, по какому признаку нужно было найти
свою пару.
Физминутка
Все
дышите! Не дышите!
Всё
в порядке. Отдохните!
Вместе
руки поднимите!
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь!
Разогнитесь!
Встаньте
прямо! Улыбнитесь!
Да,
осмотром я доволен –
Из
ребят никто не болен,
Каждый
весел и здоров
И
к заданиям готов!
Учитель: Итак, мы плывём дальше, двигаясь навстречу
яркому солнцу, и на пути снова задание.
Задание “ Узнай
устойчивые выражения»
Учитель показывает
табличку с деепричастием, которое употребляется в устойчивых выражениях,
поэтому не обособляется. Семиклассники называют вторую часть устойчивого
оборота.
Таблички
Учащиеся договаривают:
голову, рукава, глаз, руки, сердце, рукава, себя, не солоно, рук.
Учитель: Работа выполнена успешно. Молодцы! Но вся
команда проголодалась. Кок сварит уху, когда команда наловит рыбы. Но рыба
считается пойманной только в том случае, если будет выполнено задание
(оно написано на обороте изображения рыбы, вырезанного из плотной бумаги, к
ней прикреплена большая скрепка. Быстро ловится удочкой с магнитом).
Задания для
команды
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Учитель: Те, кто ответил не верно, рыба утащит в воду.
Спасайте утопающих. Кто бросит спасательные круги?
(Спасательные круги
из бумаги, на них написано: «Держитесь!» На обороте задания)
Задания для
утопающих:
1.
Продолжите пушкинские
строки или сочините собственное продолжение: Под голубыми небесами…
2.
Превратите причастный
оборот в деепричастный: Матросы, стремившиеся выполнить задание в срок, работали
без устали.
3.
Замените, где
возможно, глаголы деепричастиями: Корабль шёл, не торопился, не терял берега
из виду.
Учитель: Ребята, мы с вами проделали очень долгий и
сложный путь. Все спасены, путешествие подходит к концу, вся команда в
сборе. Пора нам причаливать. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы,
достойно преодолели все трудности.
Учитель подводит
итог урока. Оценки. Награждение.
Домашнее задание:
Дома вам будет необходимо
выполнить задание по карточкам, пользуясь темой «Деепричастие», расставляя
знаки препинания.
( Задания
распечатаны для каждого ученика)
1 вариант
1.
Иду к дому не торопясь.
2.
Подумав я решил остаться
у брата.
3.
В полночь хлопнула
кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошла Лиза и Марфуша. (
А. Толстой)
4.
Хорь присел на скамью и
преспокойно полгаживая свою курчавую бороду вступил ср мной в разговор ( И.
Тургенев)
5.
Мальчик слушал затаив
дыхание.
|
2 вариант
1.
Молча мы собираем разбросанные
игрушки.
2.
Смеясь он дерзко
презирал земли чужой язык и нравы. ( М. Лермонтов)
3.
Каштанка вскочив присела
на все четыре лапы и притягивая к коту морду залилась громким лаем. ( А.
Чехов)
4.
Лошадь круто
остановилась у самого костра, и уцепившись за гриву проворно спрыгнул с ней
Павлуша. ( И. Тургенев)
5.
Дети разговаривали стоя.
|
– С каким настроением
вы уходите сегодня с урока? Оцените его.
Литература:
1.
Ахременкова Л. А. К
пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык 7 класс:
пособие для учащихся- 2-е изд.-М. Просвещение, 2003.- 224с.
2.
Полежаева Е.А. Современные
открытые уроки русского языка. 7 класс.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-353с.-
(серия «Школа радости»).
3.
Федорова М.В. Уроки
русского языка в 7 классе: кн. для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-
224с.
Заключение
Данная методическая разработка, является
заключительным в системе уроков по теме «Деепричастие», помогает выявить
уровень знаний учащихся, создать условия для формирования адекватной самооценки
учащихся. Учитель использует современные информационно-коммуникативные
технологии, ведь необходимо преподавать русский язык на новом методическом и
техническом уровне. При необходимости можно привлекать также и материал любого
учебника, допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.