Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка открытого урока по теме «Рабочее время. Время отдыха. Основная и дополнительная оплата труда»

Методическая разработка открытого урока по теме «Рабочее время. Время отдыха. Основная и дополнительная оплата труда»

Скачать материал

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 

 

 

 

План открытого урока

5

Технологическая карта урока

6

Ход урока

7

Перечень слайд-схем

8

Организационный момент. Целеполагание

9

Изложение нового материала

11

Закрепление материала

26

Подведение итогов

28

 

29

Приложение 1

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН  ОТКРЫТОГО  УРОКА

 

 

Дисциплины:  Правовое обеспечение профессиональной деятельности и

                           бухгалтерский учет.

 

Группа:  БК – 05 – 1, 3 курс, спец.080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

                (по отраслям)

 

Тема урока:  Рабочее время. Время отдыха. Основная и

                        дополнительная оплата труда.

 

Тип урока:  бинарный урок с применением информационных технологий.

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний

 

Цели урока:

1.        Дидактические:

а)  обеспечить усвоение новых понятий: рабочее время, режим рабочего

     времени, время отдыха, основная и дополнительная оплата труда;

б)  формировать знания о видах рабочего времени, об оплате  рабочего

      времени и времени отдыха;

в)  формировать умение заполнять первичные бухгалтерские  документы

     и  навыки работы с нормативными документами.

2.        Развивающие:

а)  развивать познавательный интерес к профессии;

б)  развивать аналитическое мышление;

в)  развивать умение делать выводы и обобщения на основе анализа

     нормативных документов.

3.        Воспитательные:

а)  воспитывать профессиональные качества личности: аккуратность,

     наблюдательность, дисциплинированность, самоконтроль;

б)  воспитывать чувство ответственности за свою работу и работу

      коллектива.

4.   Методическая  - презентация методики проведения бинарного занятия

      с использованием информационных технологий.

 

Межпредметные связи:  экономика организации, бухгалтерский учет, правовое обеспечение профессиональной деятельности, аудит, АФХД, менеджмент, литература.                                  

 

Материально-методическое обеспечение урока:  меловая наглядность, опорные слайд-схемы, экран, проектор, ноутбук, дидактический материал, нормативные документы, конспект лекций.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

п/п

 

Этапы урока

Средства наглядности и ТСО

Деятельность преподавателей

Деятельность студентов

Время, мин.

I

Организационный момент.

Целеполагание.

Слайд-схема

Приветствуют.

Дают целевую установку. Знакомят с требованиями ГОС СПО.

Внимательно слушают.

5

II

Изложение нового материала по теме: Рабочее время. Время отдыха. Основная и дополнительная оплата труда.

1.      Рабочее время.

1.1.Понятие рабочего

      времени.

1.2.Виды рабочего времени

1.3.Табель учета  рабочего

      времени.

1.4.Работа в ночное время. 

1.5.Сверхурочная   работа.

2.   Режим рабочего

      времени.

3.   Время отдыха.

3.1.Понятие времени

      отдыха.

3.2.Виды времени  отдыха.

3.3.Работа в выходные и

      праздничные дни.

3.4.Виды отпусков.

3.5.Методика расчета

      отпускных.

 

 

 

 

 

 

Опорные

слайд - схемы.

Дидактический материал.

Проектор, экран,

ноутбук.

Конспект лекции.

Табель учета рабочего времени.

Нормативные документы.

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют новый материал.

Организуют обратную связь.

 

 

 

 

 

 

Осмысляют и запоминают

новый материал.

Вступают в дискуссию.

Заполняют табель учета рабочего времени.

Работают с  конспектом.

Анализируют и систематизируют нормативные документы.

 

 

 

50

III

Закрепление материала

Слайд – схемы.

Дидактический материал.

Нормативные документы.

Наблюдают. Координируют деятельность студентов.

 

Решают ситуационные задачи. Работают с нормативными документами.

Формулируют выводы.

20

IV

Подведение итогов

 

Анализируют деятельность студентов.

Объявляют оценки.

Слушают.

Рефлексируют.

3

V

Домашнее задание

Экран,

проектор,

дидактический материал.

Комментируют задание.

Слушают.

2

 

ХОД  УРОКА

 

I.  Организационный момент. Целеполагание.

 

II. Изложение нового материала по теме: «Рабочее время. Время отдыха.

     Основная и дополнительная оплата труда».

    1. Рабочее время.

        1.1. Понятие рабочего времени.

        1.2. Виды рабочего времени.

        1.3. Табель учета рабочего времени.

        1.4. Работа в ночное время.

        1.5. Сверхурочная работа.

   2.   Режим рабочего времени.

   3.   Время отдыха.

        3.1. Понятие времени отдыха.

        3.2. Виды времени отдыха.

        3.3. Работа в выходные и праздничные дни.

        3.4. Виды отпусков.

        3.5. Методика расчета отпускных.

 

III. Закрепление материала.

 

IV. Подведение итогов.

 

V.  Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Преподаватели:                                       Заиченко Ю.Н.

                                                                  Колесникова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ СЛАЙД-СХЕМ.

 

Номер слайда

Содержание слайда

Слайд № 1

Стихотворение

Слайд № 2

Тема урока

Слайд № 3

Понятие рабочего времени

Слайд № 4

Виды рабочего времени

Слайд № 5

Сокращенное рабочее время

Слайд № 6

Способы установления неполного рабочего времени

Слайд № 7

Табель учета рабочего времени

Слайд № 8

Домашнее задание

Слайд № 9

Ночное время

Слайд № 10

Ночное время

Слайд № 11

Ст.154 Оплата труда в ночное время

Слайд № 12

Сверхурочная работа

Слайд № 13

Сверхурочная работа

Слайд № 14

Ст. 152 Оплата труда за сверхурочную работу

Слайд № 15

Режим рабочего времени

Слайд № 16

Время отдыха

Слайд № 17

Виды времени отдыха

Слайд № 18

Ст. 153 Оплата труда в выходные и праздничные дни

Слайд № 19

Виды отпусков

Слайд № 20

Методика расчета отпускных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап Организационный момент. Целеполагание

Преподаватель ПОПД:

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!

Наш урок сегодня не простой – бинарный, объединивший в себе две дисциплины – это ПОПД - правовое обеспечение профессиональной деятельности (общепрофессиональную дисциплину) и Вашу спец. дисциплину – бухгалтерский учет. И проведем, соответственно мы его вместе с  преподавателем бухгалтерского учета. Что же касается актуальности проведения такого урока, то она обусловлена необходимостью отразить тесную связь этих двух дисциплин, т.е. показать насколько важно в Вашей профессиональной деятельности следовать  действующему законодательству  и всегда уметь отстоять свою точку зрения, основанную на законе. Также в ходе урока мы проследим связь с такими дисциплинами, как аудит, менеджмент, экономика организации.

Преподаватель бухгалтерского учета:

В соответствии с государственным стандартом выпускник по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» должен знать законодательство РФ, уметь использовать нормативно-правовую информацию в своей профессиональной деятельности, а также владеть навыками работы на компьютере со справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант бухгалтер», «Главбух». На практике работа бухгалтера полностью основывается на законодательных и нормативных документах различных министерств и ведомств. Во многом компетентность специалиста зависит от его умения оперативно и грамотно найти достоверную информацию, а достоверность могут гарантировать только нормативные документы. По этому поводу мы с  преподавателем правового обеспечения профессиональной деятельности придумали стихотворение.

Преподаватель ПОПД:

Желаешь бухгалтером грамотным стать?

Нормативную базу нужно знать.

За труд честно оплату считай

И Трудовой кодекс почитай.

Зная режимы рабочего времени,

Грамотно выполнишь все начисления.

Уважать нужно цифры и числа

А иначе, - в работе нет смысла.

Работу строй на законах ты строго

Уверенной в жизни будет дорога!

Преподаватель бухгалтерского учета:

Не случайно выбрана тема нашего урока «Рабочее время. Время отдыха. Основная и дополнительная оплата труда». Заработная плата – это не просто вознаграждение наемному работнику за отработанное время или объем выполненных работ. По мнению известной, выпускницы нашего колледжа - руководителя ИФНС Ленинского района Накаряковой Галины Ивановны - бухгалтер, экономист должен слышать «язык цифр», должен понимать, что за сухими цифрами стоят реальные  живые люди со своими чувствами, желаниями и проблемами. По мнению Галины, Ивановны, бухгалтер должен видеть проблему со всех сторон  в комплексе, понимать свою роль в общем деле, бухгалтеру должна быть свойственна высокая степень ответственности за результаты своего труда, знание новых информационных технологий в сфере бухгалтерского и налогового учета, умение находить общий язык с коллегами.

Учет рабочего времени и оплаты труда является одним из важнейших участков работы бухгалтерии. Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ) на всех предприятиях выделен в отдельную структурную единицу (показать на организационных  структурах).

К сожалению, в последнее время все чаще и чаще нарушаются трудовые права граждан и трудовое законодательство. В журнале «Хозяйство и право» были опубликованы типичные нарушения законодательства о труде, выявленные работниками государственной инспекции труда в 2006 году в организациях разных форм собственности. В ходе проверок было  выявлено 232 тысячи нарушений трудового законодательства. Среди них: нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на зарплату, злоупотребления, совершаемые руководителями организаций, выявлены задолженности по зарплате, нарушения сроков выдачи заработной платы, отпускных, пособий по увольнению, отсутствие расчетных листков («табулек»).  Выявлено свыше 92 тысяч нарушений, связанных с вопросами рабочего времени: необоснованное привлечение работников к сверхурочным работам и работам в выходные и праздничные дни, ненадлежащая оплата за эти работы (в одинарном размере), неустановление режима рабочего времени и времени отдыха, отсутствие графиков сменности, графиков отпусков и т.д.

Есть хороший бухгалтерский анекдот по этому поводу:

Работник приходит в бухгалтерию и высказывает молодому бухгалтеру:

-   Вы вчера выдали мне зарплату и недодали 200 рублей!

-          Все правильно, потому что в прошлый раз вам дали на 200 рублей больше! Что же вы тогда молчали?

-          Потому что, если вы ошиблись один раз – на это можно закрыть глаза,

     но два раза – это уже слишком!

Преподаватель ПОПД:

Итак, тема нашего урока: «Рабочее время. Время отдыха. Основная и дополнительная оплата труда».

И в ходе урока мы должны будем усвоить новые понятия: рабочее время, режимы рабочего времени, время отдыха, сформировать представление о видах рабочего времени,  об оплате рабочего времени и времени отдыха, а также поработать с нормативными документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап Изложение нового материала

Преподаватель бухгалтерского учета:

1 Понятие основной и дополнительной заработной платы.

Для того чтобы правильно начислить заработную плату, необходимо правильно учитывать рабочее время и время отдыха. В соответствии с этим заработная плата делится на основную и дополнительную. Основная заработная плата начисляется  за фактически отработанное время, а дополнительная – за неотработанное время. Но для начала давайте, определим понятия рабочего времени и времени отдыха.

Преподаватель ПОПД:

Прежде чем начать разбираться  в понятиях, я хочу Вас предупредить о том, что на столах разложены конспекты, но первая часть в них неполная. Поэтому Вам необходимо очень внимательно слушать мое объяснение, т.к. после них последуют задания, направленные на самостоятельное дополнение конспекта по определенным вопросам.

2 Понятие рабочего времени и его виды

Рабочим временем по трудовому праву называется время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

По продолжительности рабочее время подразделяется на следующие виды:

- нормальное;

- сокращенное;

- неполное.

Основным видом продолжительности рабочего времени является нормальная продолжительность, которая не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель не может увеличить этот норматив ни по просьбе работника, ни по просьбе профсоюза, но имеет право уменьшить нормальную продолжительность рабочего времени в организации. В 1935 году МОТ приняла Конвенцию № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю», которая была ратифицирована СССР в 1956 году.

Сокращенное рабочее время устанавливается для следующих категорий работников

1. Для работников моложе 18 лет.

Для работников в возрасте от 16 до 18 лет нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа и составляет 36 часов в неделю; в возрасте от 14 до 16 лет нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов и составляет 24 часа в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных для категорий работников моложе 18 лет (т.е. 12 и 18 часов в неделю соответственно).

2. Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

Нормальная продолжительность рабочего времени этих работников сокращается на 44 часа и составляет 36 часов в неделю. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на  сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 января 1974 г. № 273/П – 20.

Законодательством может быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников.

В настоящее время установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для следующих категорий работников:

- в соответствии со с. 350 ТК РФ для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 час. В неделю;

- в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77 – ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» для работников, указанных в этом Законе, - 30 час.;

- в соответствии со статьей 320 ТК РФ установлено правило для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что по соглашению сторон возможно установление 36 –часовой недели, и др.

- в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136 – ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» установлена продолжительность рабочей недели в 24 час или 36 час. В зависимости от вида работ, и др.

Преподаватель ПОПД:

А теперь, пожалуйста, выполните задание. В своих конспектах вместо пропущенных цифр (на стр.2) укажите категории работников, которым установлено сокращенное рабочее время.

Давайте, сравним то, что у Вас получилось с эталоном (демонстрация слайда № 5).

Преподаватель ПОПД:

От сокращенного рабочего времени следует отличать неполное рабочее время. Неполное рабочее время представляет собой часть полной меры продолжительности труда, в отличие от сокращенного рабочего времени, которое представляет собой полную меру продолжительности труда

Установить неполное рабочее время возможно двумя способами:

1) по соглашению сторон: работник и работодатель могут как при приеме на работу, так и впоследствии договориться о том, что работник будет работать неполный рабочий день, неполную рабочую смену или неполную рабочую неделю;

2) работодатель обязан установить неполный рабочий день, неполную рабочую смену или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением; также работодатели обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника (в отличие от работы по сокращенному рабочему времени) производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Трудовой кодекс РФ в статье 91 обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Все виды рабочего времени подлежат учету в табеле рабочего времени (форма Т-13).

О том, что это за документ и как его заполнять расскажет преподаватель бухгалтерского учета.

Преподаватель бухгалтерского учета:

Форма Т-13 – это унифицированный документ, разработанный Госкомстатом РФ для учета рабочего времени в организациях. Табель ведется мастером, табельщиком или специалистом по кадровой работе и два раза в месяц передается в бухгалтерию для начисления аванса и окончательного расчета. В табеле ежедневно отмечаются все явки и неявки каждого работника с указанием причин: полная смена, сверхурочная работа, работа в ночную смену, выходные и праздничные дни, служебная командировка, отпуск, временная нетрудоспособность, выполнение государственных обязанностей, опоздания, прогулы, отгулы, время простоев и т.д. Для более компактного отображения этих причин разработана целая система буквенных сокращений. У каждого из вас в папке лежит табель учета использования рабочего времени, дома вы попробуете его заполнить и принесете на следующий урок. Пример заполнения табеля рассмотрим с помощью слайда. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Демонстрация слайда № 7.

На слайде показана часть табеля учета рабочего времени. Давайте попробуем его заполнить. (ФИО – табельный номер – профессия или должность – проставляются по календарю выходные и календарные праздничные дни – отклонения от нормальных условий труда (например, сверхурочная работа) – проставляются целые смены – подсчитываем дни явок и количество выходных дней – отработанное количество часов – из них работа сверхурочно, в ночную смену, в выходные и праздничные дни). Итак, домашнее задание, данные для выполнения задания найдите в конспекте (приложение 5).

Также на этом этапе объясняется домашнее задание

Домашнее задание.

Заполнить табель учета использования рабочего времени № 11 за ноябрь 2007 года по заводу «Станкомаш» на работников бригады №1 цеха №2. Завод работает по пятидневной рабочей неделе. Продолжительность смены 8 часов.

Данные для выполнения задания:

1. Иванов Н.Н. (табельный номер 1010) – слесарь V разряда

    7 и 27 ноября – отработано сверхурочно по 2 часа

    13 ноября – целосменный простой

2.  Родионов М.Г. (табельный номер 1011) – слесарь IV разряда

     7 и 27 ноября – отработано сверхурочно по 2 часа

    13 ноября – целосменный простой

     с 10 по 20 ноября – больничный лист

3.  Морозов А.Г.  (табельный номер 1012) – слесарь IV разряда

     7 и 27 ноября – отработано сверхурочно по 2 часа

    13 ноября – целосменный простой

     4 ноября – отработано 6 часов

4.  Синицин О.В. (табельный номер 1101) – электромонтер V разряда

     с 1 по 15 ноября - отпуск

     28 ноября – выполнение государственных обязанностей

5.  Прохоров Е.К. (табельный номер 1201) – бригадир

      7 и 27 ноября – отработано сверхурочно по 2 часа

     13 ноября – целосменный простой

      с 19 по 22 ноября – служебная командировка.

Табельщик Петрова А.Г.

Начальник цеха № 2 Сарычев Н.Ю.

3 Работа в ночное время

На продолжительность рабочего времени также влияет такой фактор, как время суток, в которое выполнятся работа. Особый характер имеет работа, которая выполняется в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов.

 На 1 час сокращается та ночная смена, в которой более половины рабочего времени приходится на ночное время. Однако данное правило не распространяется на работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, и на работников, которые были специально приняты для работы в ночное время.

Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.

  К работе в ночное время не допускаются:

- беременные женщины;

- инвалиды;

- работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений.

К работе в ночное время с письменного согласия привлекаются работники (при условии, если такая работа не запрещена по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением):

- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

- работники, имеющие детей – инвалидов;

- работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;

- матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста

Преподаватель ПОПД:

Сейчас проделаем аналогичное задание с конспектом. Только теперь Вам необходимо указать те категории работников, которые не допускаются к работе в ночное время (3 категории) и категории, которые допускаются к работе с письменного согласия (4 категории) (см. страницу 3 конспекта). Сравним свои результаты с эталоном (демонстрация слайда № 9,10).

 

Преподаватель бухгалтерского учета:

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 № 90- ФЗ).

Демонстрация слайда № 11.

4 Сверхурочное рабочее время

Законодательство позволяет работодателю в экстренных ситуациях привлекать работника к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, но только по правилам установленным в Трудовом кодексе Российской Федерации. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя считается сверхурочной.

Сверхурочная работа – это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период

Демонстрация слайда № 12.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

3) для прохождения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии, либо устранения последствий катастрофы или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясение, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Не допускается привлечение к сверхурочным работам:

- беременных женщин;

- работников в возрасте до 18 лет;

Допускается привлечение к сверхурочным работам с ограничениями:

- инвалидов;

- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Преподаватель ПОПД:

И снова возьмем конспект и закончим недостающие фразы, а именно, какие категории работников не допускаются к сверхурочной работе (две категории). И вновь сравним эталон с  тем, что должно быть отражено у Вас.

Демонстрация слайда №  13.

Преподаватель бухгалтерского учета:

Статья 152 Оплата сверхурочной работы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последние часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты труда за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 № 90- ФЗ

Демонстрация слайда № 14.

5 Режим рабочего времени и его виды

Режим рабочего времени – порядок распределения рабочего времени в течение рабочего дня или смены.

Трудовое законодательство определяет следующие виды режима рабочего времени

- нормированный рабочий день;

- режим гибкого рабочего времени;

- сменный режим;

- вахтовый режим.

Демонстрация слайда №  15.

Ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.

Сменная работа – это работа в две. Три или четыре смены. Она водится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Графики сменности являются приложением к коллективному договору и доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение к месту постоянного проживания.  

Преподаватель бухгалтерского учета:

Для того чтобы облегчить работу бухгалтера, правильно определить режим рабочего времени и грамотно начислить заработную плату, Министерство труда ежегодно публикует в газетах и журналах производственный календарь и разъяснения к нему. В календаре указывается количество календарных, рабочих, выходных и праздничных дней в отчетном году, указывается рабочее время в часах при нормальной продолжительности рабочей недели и при сокращенном рабочем времени.

Производственный календарь также используется в экономике для составления баланса рабочего времени.

6  Понятие и виды времени отдыха

В России каждый имеет право на отдых. Это право гарантировано Конституцией Российской Федерации и распространяется на все категории работников, независимо от формы, в которой они реализуют свою способность к труду. Вместе с тем, следует иметь в виду, что право на отдых, в выходные и праздничные дни, а также право на оплачиваемый ежегодный отпуск гарантируется только лицам, работающим по трудовому договору.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

Демонстрация слайда № 16.

ТК РФ относит к видам времени отдыха:

1) Перерывы в течение рабочего дня (смены) – не более двух часов и не менее 30 минут (не включаются в рабочее время).

Для работающих женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, помимо перерыва для отдыха и питания дополнительно предоставляется перерыв для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Такие перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

2) Ежедневный (междусменный) отдых;

3)  Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

Демонстрация слайда №  17

При пятидневной рабочей недели работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной – один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей недели устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Преподаватель бухгалтерского учета:

Статья  153  оплата  труда  в  выходные  и нерабочие  праздничные   дни

 (в  ред.  Федерального  закона  от  30.062006  №90-ФЗ)

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем  в  двойном  размере:

сдельщикам  -  не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается  по  дневным  и  часовым  тарифным  ставкам,  -  в  размере  не  менее  двойной  или  часовой  тарифной  ставки;

работникам, получающим оклад (должностной  оклад), - в размере не менее   одинарной  дневной или часовой ставки (части  оклада  (должностного  оклада) за день  или  час  работы) сверх оклада (должностного  оклада), если работа в выходной или  нерабочий праздничный день производилась  в пределах  месячной  нормы  рабочего  времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части  оклада  (должностного  оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного  оклада),  если  работа  производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день  могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом,  принимаемым с учетом времени представительного органа работников, трудовым  договором.

По желанию работника,  работавшего  в  выходной  или  нерабочий праздничный день,  ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа  в  выходной  или  нерабочий праздничный день оплачивается в  одинарном  размере, а  день  отдыха  оплате  не подлежит.

Преподаватель бухгалтерского учета:

7 Понятие и виды отпусков

Отпуск – это время отдыха, предоставляемое работнику в соответствии с законодательством, в течение которой работник свободен от выполнения трудовой функции.

Демонстрация слайда № 19.

Все отпуска делятся на основные и дополнительные, а последние, в свою очередь, на оплачиваемые и без сохранения заработной платы.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск – его продолжительность составляет 28 календарных дней.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

По соглашению сторон трудового договора первый оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работнику и до истечении шести месяцев его непрерывной работы. Однако некоторым работникам работодатель обязан по их заявлению предоставить такой отпуск до указанного срока, а именно:

- женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

- работникам в возрасте до 18 лет;

- работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

-в других случаях, предусмотренных федеральными законами

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

Законодательством допускается деление отпуска на части, при этом хотя бы одна из частей   не должна быть менее 14 календарных дней.

Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет заменить часть ежегодного отпуска, которая превышает 28 календарных дней, по письменному заявлению денежной компенсацией.

 В этом случае не допускается замена отпуска денежной компенсацией:

- беременным женщинам;

- работникам в возрасте до 18 лет;

- работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Такой отпуск гарантируется отдельным категориям работников в большем размере для того, чтобы они могли восстановить свою трудоспособность.

Например, ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время, а также преподавателям – 56 календарных дней, и т.д.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется сверх основного оплачиваемого отпуска работникам:

- занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- имеющим особый характер работы;

- работникам с ненормированным рабочим днем;

- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Преподаватель ПОПД:

Конкретный размер дополнительных отпусков устанавливается в различных нормативно-правовых и законодательных. И сейчас мы поработаем с такими документами…

В приложении к Вашим опорным конспектам распечатаны в сокрашенном варианте нармативно-законодательные акты (распечатанные из правовой системы «Консультант: Плюс»), которые касаются дополнительных оплачиваемых отпусков. Вам необходимо заполнить таблицу, используя эти данные

Первый вариант работает по заданию № 1 (приложение 1), используя Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера».

№ п/п

Название документа

Категория работников, которым предоставляется дополнительный отпуск

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска

 

 

 

 

Второй вариант работает по заданию № 1 (приложение 2), используя несколько нормативных документов, которые необходимо проанализировать и отнести к конкретным группам по предоставлению дополнительного отпуска

№ п/п

Причина, послужившая установлению дополнительного оплачиваемого отпуска

Наименование документа, отражающего причину установления дополнительного отпуска

2-3 примера категорий работников, которым устанавливается дополнительный отпуск

1

Работа с вредными и (или) опасными условиями труда

 

 

2

Особый характер работы

 

 

3

Ненормированный рабочий день

 

 

4

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 

 

 

Отпуск без сохранения заработной платы (неоплачиваемый отпуск) может быть предоставлен работнику по его письменному заявлению при наличии уважительных причин, в частности по семейным обстоятельствам. Продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

- участникам ВОВ – до 35 календарных дней в году;

- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году;

- родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;

- работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;

- работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней.

Конкретные случаи предоставления отпусков без сохранения заработной платы могут быть предусмотрены коллективным договором.

Преподаватель бухгалтерского учета:

Социальные отпуска предоставляются работникам не в связи с необходимостью восстановить свои силы для лучшего выполнения трудовой функции. Они предоставляются для выполнения их социальных ролей в обществе (мать, отец, и т.д.)

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью70 (в случае многоплодной беременности 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. 

Преподаватель бухгалтерского учета:

Методика расчета отпускных.

            В соответствии с Трудовым кодексом РФ на время основного и дополнительного оплачиваемого отпуска за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата. Как же грамотно рассчитать отпускные?

Демонстрация слайда № 20.

            1.  Рассчитываем заработную плату работника за 12 полных предыдущих  месяцев.

     Из расчетного периода исключаются все выплаты, произведенные за неотработанное время (отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск, командировочные, выполнение государственных обязанностей,  пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также  выплаты, полученные в качестве вознаграждения за труд (дивиденды, проценты по вкладам, страховые выплаты, материальная помощь) и  другие подобные премии разового характера.

2.  Рассчитываем среднюю заработную плату работника за месяц:

Зср.мес  =  Зарплата за 12мес / 12.

 

3.  Рассчитываем среднюю дневную заработную плату работника:

Зср.дн  =  Зср.мес / 29,4

 

      где 29,4 – среднее количество календарных дней за месяц.

 

4.  Рассчитываем отпускные:   ОТП = Зср.дн * количество дней отпуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап Закрепление материала

Преподаватель бухгалтерского учета:

 (задание по цепочке)

Для закрепления теоретического материала вам необходимо выполнить следующее задание. Каждому ряду выдается свое задание по начислению заработной платы, которое состоит из 5 последовательно выполняемых  этапов: 1 ряд должен пользуясь тарифной сеткой  рассчитать тарифную ставку соответствующего разряда и записать в таблицу, затем передать второму ряду, который рассчитывает указанную в условии задачи доплату, записывает в таблицу и передает третьему ряду, который рассчитывает повременную часть заработной платы, записывает и передает четвертому ряду, который начисляет общую заработную плату за месяц с учетом районного коэффициента, записывает и передает выполненное задание аудитору.

Задача аудитора – внимательно проверить решение задачи  и выразить свое мнение о достоверности расчета и соответствии законодательству РФ. При выполнении задания помните, что каждый из вас несет ответственность не только за свое решение, но и за конечный результат работы.

Преподаватель ПОПД:

Как только все материалы передали для анализа, аудитору приступаете к выполнению следующей задачи, а именно анализируете конкретную ситуацию. И, используя Трудовой кодекс (глава 19), юридически обосновывайте свой ответ на поставленный вопрос в задаче.

Задание № 2 для первого варианта (приложение 3 конспекта лекции)

            Слесарь 5 разряда отработал согласно табеля учета рабочего времени за сентябрь 169 часов, из них 9 часов отработано в сверхурочное время (3 дня по 3 часа). Рассчитать доплату за сверхурочную работу и начислить заработную плату за сентябрь с учетом районного коэффициента.

№ п/п

Этапы решения задачи

Расчет

Ответ

1.

Тарифная ставка

 

 

 

2.

Доплата за сверхурочную работу

 

 

3.

Зарплата повременная

 

 

 

4.

Зарплата начисленная

 

 

 

Отчет аудитора:

Данные расчеты достоверны (не достоверны).

Расчеты произведены в соответствии с законодательством

(не соответствуют законодательству).

Выявленные  ошибки: _____________________________________

      ______________________________________________________ 

      ______________________________________________________

      ______________________________________________________

      ______________________________________________________

      ______________________________________________________

Задание № 2 для второго варианта (приложение 4 конспекта лекции)

            Слесарь 4 разряда отработал согласно табеля учета рабочего времени за октябрь 184 часа, из них 32 часа отработано в ночное время. По коллективному договору доплата за ночное время составляет 40%. Рассчитать доплату за работу в ночное время и начислить заработную плату за октябрь с учетом районного коэффициента.

№ п/п

Этапы решения задачи

Расчет

Ответ

1.

Тарифная ставка

 

 

 

2.

Доплата за  работу в ночное время

 

 

3.

Зарплата повременная

 

 

 

4.

Зарплата начисленная

 

 

 

Отчет аудитора:

Данные расчеты достоверны (не достоверны).

Расчеты произведены в соответствии с законодательством

(не соответствуют законодательству).

Выявленные  ошибки: _____________________________________

      ______________________________________________________ 

      ______________________________________________________

      ______________________________________________________

      ______________________________________________________

      ______________________________________________________

Тарифная сетка

Разряды оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тарифные коэффициенты

1,0

1,25

1,57

1,98

2,49

3,01

3,56

3,86

4,16

4,49

Месячная тарифная ставка (оклад), руб.

2155

2690

3380

4265

5365

6485

7670

8315

8960

9670

 

Разряды оплаты труда

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Тарифные коэффициенты

4,94

5,44

6,09

6,74

7,51

8,33

9,17

10,09

11,08

12,17

Месячная тарифная ставка (оклад), руб.

10640

11715

13115

14515

16175

17940

19750

21735

23865

26215

* Часовая тарифная ставка первого разряда 12,73 руб.

Ситуация для первого варианта.

Старший научный сотрудник Перышкин, проработав в НИИ «Гражданпроект» месяц, обратился с заявлением о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска в связи с тем, что его жена в настоящее время находится в отпуске по беременности и родам. Но в предоставлении отпуска Перышкину работодатель отказал.

Правомерен ли отказ работодателя?

Ситуация для второго варианта.

Воспитательница детского сада Маринина подала заявление на имя директора с просьбой заменить ей часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией. Директор ответила отказом, ссылаясь на недостаточное финансирование.

Правомерно ли решение директора детского сада?

 

 

 

 

 

 

 

IV этап. Подведение итогов

 

  1. Объявление оценок
  2. Рефлексивные вопросы
  3. Домашнее задание

Преподаватель ПОПД:

Заполните таблицу, используя лекционный материал и личные данные своих родителей (бабушек дедушек, близких родственников, друзей) по пунктам, которые занесены в эту таблицу.

Таблица  Личные характеристики рабочего времени и времени отдыха

 

№ п/п

Предприятие, организация (место работы)

Должность

Вид рабочего времени (по продолжительности)

Режим рабочего времени

Продолжительность основного (дополнительного отпуска)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка открытого урока по теме «Рабочее время. Время отдыха. Основная и дополнительная оплата труда»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка открытого урока по теме «Рабочее время. Время отдыха. Основная и  дополнительная оплата труда» предназначена для преподавателей профессиональных модулей и дисциплин по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Тип урока:  бинарный урок с применением информационных технологий.

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: обеспечить усвоение новых понятий: рабочее время, режим рабочего      времени, время отдыха, основная и дополнительная оплата труда;   формировать знания о видах рабочего времени, об оплате  рабочего       времени и времени отдыха; формировать умение заполнять первичные бухгалтерские  документы  и  навыки работы с нормативными документами.

Задачи урока: развивать познавательный интерес к профессии «Бухгалтер»; развивать аналитическое мышление; развивать умение делать выводы и обобщения на основе анализа нормативных документов; воспитывать профессиональные качества личности: аккуратность, наблюдательность, дисциплинированность, самоконтроль; чувство ответственности за свою работу и работу  коллектива.

Методическая  цель- презентация методики проведения бинарного занятия с использованием информационных технологий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 210 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 1473
    • DOCX 12.1 мбайт
    • 63 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колесникова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70674
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе