Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме "Профессиональная лексика" (слесарь)

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме "Профессиональная лексика" (слесарь)

Название документа История профессии слесарь.docx

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ СЛЕСАРЬ:


 Профессия слесарь берет своё начало с того момента, как человечество стало изобретать машины, механизмы, когда понадобились специалисты для их сборки, обслуживания и ремонта. Впервые о слесарном деле упоминалось в 1463 году в венском архиве, а в 1545 году в Германии образовался слесарный цех. Название профессии произошло от немецкого слова «schlos» — замок. Шлоссеры — так называли мастеров, изготавливающих замки.

Оказывается, слесарное производство имеет многовековую историю. С древних времен люди изготовляли орудия труда, предметы домашнего обихода.

Сначала они были каменные, затем деревянные и железные. Всех ремесленников, занимавшихся обработкой металлов, называли кузнецами.

В дальнейшем среди кузнецов появляются мастера, специализирующиеся на производстве определенных видов изделий: гвоздочники, скобочники, колечники, денежники, бронники, стрельники и т. д.

Возникает новая отрасль кузнечного ремесла — холодная ковка металла, т. е. окончательная обработка деталей без нагрева металла

Наиболее типичными представителями этой отрасли были замочники — мастера по изготовлению замков.

В начале XVIII в. замочников начали называть шлоссерами (по немецки — замочник).

Со временем иностранное слово обрусело и приобрело иной смысл. Так возникло наше русское слово «Слесарь».

Замочники выполняли работы по характеру весьма близкие к тем работам, которые сейчас называются слесарными.

Сегодня профессия «Слесарь» широко распространенная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда.


Название документа Профессиональная лексика.ppt

Подготовила преподаватель русского языка и литературы: Калужная К.Г. КГА ПОУ...
ТЕМА УРОКА:
Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в упо...
Слесарь по –немецки – «Schlosser» (от «schloss» – замок) –специалист по изгот...
Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил.., к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, тру...
Штангенциркуль, кернер, зубило, канавочник, ножовка, чертилка, труборез, кре...
Штангенциркуль штанген+циркуль Чертилка чертил+к+(а) Труборез труб(а)+рез(ать...
Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп....
Основной базой для каждого слесаря является владение общеслесарными операция...
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:...
Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надеж...
1	В	Е	Р	С	Т	А	К					 			2	З	У	Б	И	Л	О							 						3	Ч	Е	Р	Т	И	Л	К	А		 		...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Подготовила преподаватель русского языка и литературы: Калужная К.Г. КГА ПОУ «Р
Описание слайда:

Подготовила преподаватель русского языка и литературы: Калужная К.Г. КГА ПОУ «РЖДК» г. Уссурийск, 2014 г.

№ слайда 2 ТЕМА УРОКА:
Описание слайда:

ТЕМА УРОКА:

№ слайда 3 Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употре
Описание слайда:

Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы). Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем. Использовать межпредметные связи по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала. Повторить знания учащихся по происхождению лексики, по словообразованию. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Слесарь по –немецки – «Schlosser» (от «schloss» – замок) –специалист по изготовл
Описание слайда:

Слесарь по –немецки – «Schlosser» (от «schloss» – замок) –специалист по изготовлению замков.

№ слайда 10 Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил.., к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, труб..
Описание слайда:

Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил.., к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, труб..ре.., крейц(мейс..ль), в..рстак, на..филь, ра..пиль.

№ слайда 11 Штангенциркуль, кернер, зубило, канавочник, ножовка, чертилка, труборез, крейцм
Описание слайда:

Штангенциркуль, кернер, зубило, канавочник, ножовка, чертилка, труборез, крейцмейсель, верстак, надфиль, рашпиль.

№ слайда 12 Штангенциркуль штанген+циркуль Чертилка чертил+к+(а) Труборез труб(а)+рез(ать) З
Описание слайда:

Штангенциркуль штанген+циркуль Чертилка чертил+к+(а) Труборез труб(а)+рез(ать) Зубило зуби-ть

№ слайда 13 Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп..ра
Описание слайда:

Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп..рациями представляющими с..бой «каркас» «кирпичики» сл..сарного м..стерства. К ним относятся разметка ру..ка пра..ка ги..ка ре..ка и опил..вание. Эти оп..рации вып..лняются ручными и м..хан..зирова(н,нн)ыми инструментами которыми должен уметь пользоват..ся каждый слесарь.

№ слайда 14 Основной базой для каждого слесаря является владение общеслесарными операциями,
Описание слайда:

Основной базой для каждого слесаря является владение общеслесарными операциями, представляющими собой «каркас», «кирпичики» слесарного мастерства. К ним относятся разметка, рубка, правка, гибка, резка и опиливание. Эти операции выполняются ручными и механизированными инструментами, которыми должен уметь пользоваться каждый слесарь.

№ слайда 15 Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: ко
Описание слайда:

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; творческое мышление; хорошее пространственное воображение; хорошая моторная память (память на действия); физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.

№ слайда 16 Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежнос
Описание слайда:

Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежность; исполнительность, аккуратность, систематичность в работе; дисциплинированность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу; сознание и самоконтроль; упорство, настойчивость.

№ слайда 17 1	В	Е	Р	С	Т	А	К					 			2	З	У	Б	И	Л	О							 						3	Ч	Е	Р	Т	И	Л	К	А		 				4
Описание слайда:

1 В Е Р С Т А К 2 З У Б И Л О 3 Ч Е Р Т И Л К А 4 П А С С А Т И Ж И 5 Н А П И Л Ь Н И К 6 П Р А В К А 7 Р А Ш П И Л Ь

Название документа Разработка урока по теме Профессиональная лексика..doc

Конспект открытого урока русского языка.

Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы».

(Для профессии «Машинист локомотива, слесарь по ремонту локомотива».)


Тип урока: комбинированный.

Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, компьютерные технологии, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей профессиональной лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).

  • Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.

  • Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем.

  • Повторить знания учащихся по происхождению лексики, по словообразованию.

2. Развивающая:

  • Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

  • Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости у учащихся.

  • Развивать коммуникативные и творческие способности у учащихся.

3. Воспитательная:

  • Повышать интерес учащихся к своей профессии.

  • Воспитывать у учащихся желание говорить и писать грамотно.


Оборудование: мультимедийная система, интерактивная доска, презентация «Профессиональная лексика», дидактический материал (карточки-задания) по профессиональной лексике, слесарные инструменты.


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Вступительное слово учителя (1 мин).

  3. Повторение (3 мин).

  4. Сообщение учащегося ( 3 мин).

  5. Практическая работа по заданиям (30 мин).

  6. Закрепление (5 мин).

  7. Подведение итогов, рефлексия (2 мин).

  8. Домашнее задание.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Приветствие, определение темы, постановка целей и задач урока).



  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы как будущие слесари по ремонту локомотива, машинисты локомотива, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к вашему делу. Так как вы еще в самом начале пути, только начинаете осваивать азы своей профессии и еще не изучили до конца спец.предмет «Устройство локомотива», то сегодняшний урок мы будем проводить, используя Ваши знания по предмету «Слесарное дело», с которым вы уже знакомы довольно хорошо. Я попрошу мастера п/о и преподавателя спец.дисциплины «Слесарное дело» быть сегодня на уроке экспертом и проверить ваши знания по этому предмету.



  1. Повторение (фронтальный опрос).

Вопросы для повторения:

- Какой раздел о языке называется лексикой? (Лексика – это раздел языка, изучающий значение слов.)

- На какие группы делится лексика по своему употреблению? (Выделяется лексика общенародная (общеупотребительная) и слова, сфера употребления которых ограничена.)

- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении? (Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.)

- Что такое «термин»?

- Какие слова называются профессионализмами?



  1. Сообщение учащегося.

История возникновения и развития профессии «слесарь».

Беседа по вопросам:

- Что интересного вы узнали о своей профессии?

- Что нового услышали из истории возникновения и развития профессии «слесарь»?

- Как знания по слесарному делу пригодятся вам в работе по профессии «Машинист локомотива»?

  1. Практическая работа по заданиям.

1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:

Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил.., к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, труб..ре.., крейц(мейс..ль), в..рстак.

(Учащиеся пытаются определить значения слов самостоятельно, используя конспекты по «Слесарному делу», потом им предлагается проверить ответы по словарю профессиональных терминов. Ответы учащихся оценивают эксперты.)

Вопросы:

- Что это за слова? Для чего они нужны? К какой профессии они относятся? Почему мы обращаемся к ним на уроке русского языка? (Это профессиональные термины, которые относятся к профессии «слесарь». На уроке мы научимся правильно их писать и определять их лексическое значение).

Дополнительное задание (фронтальный опрос): определить способы словообразования слов «зубило, штангенциркуль, чертилка, труборез»; найти слова русские и заимствованные.

2 задание. Составить по одному предложению с одним из данных слов (устно).

3 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих слесарные операции (выполняют самостоятельно в карточках, проверка у доски по одному обучающемуся: орфограммы, знаки препинания, лексическое значение слов, обозначающих слесарные операции).

Особенности профессии «слесарь».

Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп..рациями представляющими с..бой «каркас» «кирпичики» сл..сарного м..стерства. К ним относятся разметка ру..ка пра..ка ги..ка ре..ка опиливание св..рление з..нк..рование и развертывание отверстий нар..зание р..зьбы шабрение притирка и дово..ка клепка и п..яние. Эти оп..рации вып..лняются ручными и м..хан..зирова(н,нн)ыми инструментами которыми должен уметь пользоваться каждый слесарь.

(Проверка текста, работа со словарем).



  1. Закрепление.

Решение кроссворда (фронтальный опрос):


1




С










2





Л













3


Е











4




С













5


А













6


Р









7






Ь











Вопросы:

  1. Рабочее место слесаря.

  2. Слесарный инструмент, предназначенный для рубки металла.

  3. Инструмент, используемый для нанесения рисок на плоскости заготовки.

  4. Инструмент, применяемый для гибки мягкой проволоки.

  5. Каким режущим инструментом можно снять тонкий слой металла с поверхности заготовки?

  6. Как называется операция по выпрямлению изогнутого или покоробленного металла?

  7. Какой инструмент имеет точечную насечку?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок по русскому языку и по слесарному делу.

Рефлексия.

- Понравился ли Вам урок?

- Что нового Вы узнали? Чему научились?

- Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?

  1. Домашнее задание.

Повторить изученный материал по теме «Лексика», написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Как я буду работать машинистом локомотива», используя при написании профессиональную лексику.

Название документа Технологическая карта урока.doc

_____________________________________________________________



1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить значение слов, найти и показать среди представленных инструментов:

Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил.., к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, труб..ре.., крейц(мейс..ль), в..рстак.



Дополнительное задание: определить способы словообразования слов «штангенциркуль, зубило, чертилка, труборез»; найти слова русские и заимствованные.



2 задание. Составить одно предложение с одним из данных слов (устно).



3 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и объяснить их. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих слесарные операции.

Особенности профессии «Слесарь».

Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп..рациями представляющими с..бой «каркас» «кирпичики» сл..сарного м..стерства. К ним относятся разметка ру..ка пра..ка ги..ка ре..ка и опиливание. Эти оп..рации вып..лняются ручными и м..хан..зирова(н,нн)ыми инструментами которыми должен уметь пользоваться каждый слесарь.











4 задание. Решение кроссворда:




1




С










2





Л













3


Е











4




С













5


А













6


Р









7






Ь











Вопросы:

  1. Рабочее место слесаря.

  2. Слесарный инструмент, предназначенный для рубки металла.

  3. Инструмент, используемый для нанесения рисок на плоскости заготовки.

  4. Инструмент, применяемый для гибки мягкой проволоки.

  5. Каким режущим инструментом можно снять тонкий слой металла с поверхности заготовки?

  6. Как называется операция по выпрямлению изогнутого или покоробленного металла?

  7. Какой инструмент имеет точечную насечку?



Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме "Профессиональная лексика" (слесарь)
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка содержит материалы по подготовке и проведению урока русского языка по теме "Профессиональная лексика" на примере лексики слесаря. Разработка содержит подробный конспект урока, материал к сообщению обучающегося об истории возникновения и развития профессии "Слесарь", авторскую презентацию с отражением каждого этапа урока, с помощью которой обучающиеся осваивают лексику, значение и правописание слов, а также технологическую карту урока, то есть лист с заданиями для каждого.

Автор Калужная Ксения Геннадьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1150
Номер материала 40820
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓