Главная / Обществознание / Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы философии" по теме: Философия Античного мира

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы философии" по теме: Философия Античного мира

Сценарий открытого урока по дисциплине

«Основы философии»

Тема: Философия Античного мира

Цель: рассмотреть основные идеи и основоположников ранней греческой философии, раскрыть основные принципы философских школ Античности

Оформление урока: На доске записана тема урока, цель урока, план урока ,основные понятия.

Технические средства: компьютер, проектор, мультимедийная доска

  1. Организационный момент

Преподаватель после звонка ведет перекличку студентов, отмечает неприсутствующих на уроке.

После этого преподаватель сообщает студентам тему открытого урока,цель урока. Студенты записывают данную тему в тетрадях. В это время преподаватель записывает тему в журнале учебных занятий.

  1. Опрос студентов( 3 чел.)

Давайте вспомним, что такое Основной вопрос Философии и ее 2 стороны?

Что такое материализм? Что такое идеализм? Дайте определение понятию дуализм и агностицизм?

После опроса преподаватель проставляет оценки в журнал

  1. Начало лекционного материала

Студенты пишут письменно….

По преданию духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науки, философии и этике. Философия была матерью всех наук, и первые философы знали все обо всем- не только ставили философские вопросы, но и занимались и математикой, и астрономией.

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой:

Клеобул Линский- «Мера важнее всего»

Сократ– «Познай самого себя»

Периандр Коринфский- «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский –« Ничего лишнего»

«Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский- « Худших вегда больше»

Фаллес Милетский- «Ни за кого не ручайся».

Устно…

Обратите свое внимание, что определения «Милетский», «Спартанский», добавляемые к именам мудрецов, говорят о стране или городе, где они жили. Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости.



А сейчас давайте попробуем раскрыть основные принципы и идеи философских школ и их основоположников. Сейчас мы поговорим о тех философах, которые считаются учителями человечества. О тех, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наше представление о мире, на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке. На обуздание животных страстей и инстинктов



Презентация: Возникновение цивилизации или ранняя греческая натурфилософия

Философы Левкипп и Демокрит были родоначальниками учения об атомах. От Демокрита из Абдер( 460-360 г до н.э) до нас дошли многочисленные отрывки его сочинений. Демокрит учил о том, что весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Все вещи, которые различаются по объему, форме, порядку, положению…, есть лишь различные конфигурации атомов. Это была чисто интуитивная гипотеза, у Демокрита не было никаких электронных микроскопов, но он имел яркое воображение и пытливый ум. Правда есть и такая точка зрения, что учение Демокрита не имеет отношения к физике. Что для него атом- это единица ума человека, а пустота – это его глупость. Когда атом падает в пустоту, то он ее заполняет и тогда человек становится умным



Давайте рассмотрим, еще одну презентацию, на тему: Античный атомизм, обоснование материализма



Софисты были первыми философами, преподававшими философию за весьма большие деньги. С их точки зрения, философия – это искусство спора. Они учили всевозможным приемам познания, зная, которые можно было обмануть, победить, обсмеять собеседника. Они считали себя не мудрецами, не философами, а специалистами по мудрости. Во многом унаследовал приемы софистов Сократ. Но в отличие от них Сократ был не специалистом по мудрости, а настоящим мудрецом учителем европейской цивилизации. Он не писал философских сочинений , он жил так, как учил



Фильм Сократ 20 мин.

Поскольку Сократ сам ничего не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном, благодаря произведениям его ученика Платона. Во всех платоновских диалогах главный герой Сократ

Сценка: Добро и зло (2 студента)

1 студент: -Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

2 студент:- Да уж, дураком себя не считаю,Сократ

1 студент: -А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

2 студент: конечно знаю, клянусь собакой Сократ, кто этого не знает?

1 студент: тогда скажи, обман это зло?

2 студент: несомненно…

1 студент: - А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

2 студент:- Да вроде нет…

1 студент: - А убийство конечно зло?

2 студент:- еще бы…

1 студент: А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью- это зло?

2 студент, - клянусь собакой, не знаю Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло. А теперь я сомневаюсь.

1 студент: - Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где- то прочитал и увидел. А сам ты, только сейчас начнешь задумываться



Главная идея самой античной философии в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия- некие общие понятия, красота вообще, зло вообще, добро, мудрость, совесть, честь. Эти понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней устойчивые закономерности

Видеоролик «Понятия»



Окружающему миру философы Древней Греции придавали особое значение. Мир – живой организм, со своим началом и концом, со своей первозданной красотой, с величественностью гор, с размашистыми шапками деревьев. Основной источник благодати исходит от деревьев и всего зеленого покрова земли. Это мир чистоты, света и духовной красоты, в котором мы живем и существуем . Он царит в высях, улыбаясь своей красоте и кротости…

Мир прекрасен!!!

Видеоролик «Как прекрасен мир»



  1. Выдача домашнего задания: написать эссе на тему : «Философия Античного мира»

  2. Прошу заполнить карту отслеживания эффективности урока







































Карта отслеживания эффективности урока

1

Гр.

Ф.И.О__________________________________

«____»________2014 г.

Ваше отношение к уроку( подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий

  2. Хороший, содержательный, заставляющий работать

  3. Нормальный, обычный

  4. Скучный, работа без интереса

  5. Бесполезный, совсем не интересный

2

Вспомните (как можно точнее) название темы урока_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






3

Какая цель стояла перед вами на уроке:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





4

Каков был план урока?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





5

Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, вы усвоили на уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





6

Чему новому вы научились?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





7

Каковы были главные мысли, идеи на уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





8

Оцените урок по пятибалльной системе(1-5 б.)_________________________________
















Спасибо за внимание!

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы философии" по теме: Философия Античного мира
  • Обществознание
Описание:

Тема: Философия Античного мира

Цель: рассмотреть  основные идеи и основоположников ранней греческой философии, раскрыть основные принципы философских школ Античности

Оформление урока: На доске записана тема урока, цель урока,  план урока ,основные понятия.

Технические средства: компьютер, проектор, мультимедийная доска

1.       Организационный момент

Преподаватель после звонка ведет перекличку студентов, отмечает неприсутствующих на уроке.

 После этого преподаватель сообщает студентам тему открытого урока,цель урока. Студенты записывают данную тему в тетрадях. В это время преподаватель записывает тему в журнале учебных занятий.

2.       Опрос студентов( 3 чел.)

Давайте вспомним, что такое Основной вопрос Философии и ее 2 стороны?

Что такое материализм? Что такое идеализм? Дайте определение понятию дуализм и агностицизм?

После опроса преподаватель проставляет оценки в журнал

3.       Начало лекционного материала

Студенты пишут письменно….

По преданию духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науки, философии и этике. Философия была матерью всех наук, и первые философы знали все обо всем- не только ставили философские вопросы, но и занимались и математикой, и астрономией.

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой:

Клеобул Линский- «Мера важнее всего»

Сократ– «Познай самого себя»

Периандр Коринфский- «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский –« Ничего лишнего»

«Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский- « Худших вегда больше»

Фаллес Милетский- «Ни за кого не ручайся».

Автор Гнатюк Марина Владимировна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1714
Номер материала 3997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓