Главная / Обществознание / Методическая разработка открытого урока по дисциплине : Обществознание: "Мифы и легенды Древней Греции"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : Обществознание: "Мифы и легенды Древней Греции"











Методическая разработка

Урока

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

С применением мультимедийных средств

по теме:


hello_html_691e7e17.gif



hello_html_m65b7ff35.jpg




Автор разработки:

Гнатюк М. В.,

преподаватель

ГБПОУ ИО

«Бодайбинский горный

техникум»

Бодайбо, 2014 г


Методическая разработка урока обществознания

в форме КВН по теме:

"Мифы и легенды Древней Греции"


Цель:

  • систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи:

  • образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры;

  • развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах;

  • воспитательные: воспитание интереса к литературе.


Класс предварительно разделился на 2 команды, которые выбрали себе название («Аргонавты» и «Фортуна»). Команды подготовили эмблемы и девизы.

В качестве домашнего задания было предложено подготовить презентации об олимпийских богах, кроме того, каждая команда подготовила по 5 вопросов соперникам.

Членами жюри стали гости, пришедшие на урок (преподаватели истории и литературы).

Ход урока:

  1. Троянская война и поэма Гомера «Илиада»

  2. Конкурсные задания

  3. Вопросы команде- сопернице

  4. Конкурс капитанов

  5. Конкурс «Домашнее задание»

  6. Блиц- опрос

  7. Творческий конкурс

  1. Троянская война и поэма Гомера «Илиада»

Слайд 4

За раздорами и войной, за жизнью людей внимательно следили боги с вершины светлого Олимпа. С просьбами о помощи они не раз обращались к царю богов и людей - богу грома и молний Зевсу. Древние греки верили, что бессмертные боги, которые казались живыми существами, подобными людям, вершат всем происходящим на земле

Слайд 5,6,7,8

Древнегреческое государство находилось на юге Балканского полуострова, островах Эгейского и Ионического морей, западном побережье полуострова Малая Азия. Почти 80% территории Греции занимали горы, плодородных равнин пригодных для земледелия было очень мало. Горы и море играли не последнюю роль в становлении хозяйственной и общественной жизни Древней Греции

Слайд 9

В Древней Греции из поколения в поколение певцы-аэды передавали легенды о бессмертных богах и могучих героях. Очень любили древние греки слушать песни о Троянской войне. Эти песни появились после реальных событий


Сообщение ученика о Гомере___________________

Слайд 10,11

Легенды и мифы о начале Троянской войны, о десяти годах военных действий, о гибели Трои превратились за несколько веков в большие героические сказания, которые прославляли подвиги предков, великие события минувшего. Возник героический эпос, который есть у каждого народа. У русских - это былины, сказания о могучих богатырях. У греков - песни о Троянской войне. Вначале их пели на пирах, перед воинами певцы-аэды под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (форминги или кифары). Они заучивали наизусть десятки тысяч стихотворных строк и передавали их по наследству сыновьям и внукам. Позднее, почти две с половиной тысячи лет назад, песни стали собирать и на их основе создавать новые произведения. Таким было творчество легендарного слепого певца Гомера, создавшего эпические поэмы "Илиада" и «Одиссея".…..

Карточки

Студенты должны быстро и качественно распознать миф и историческое событие, а также дать определение мифа, записав его на обороте соответствующей карточки

Карточка № 1

Археологические раскопки показали, что греки начали заселять запад Малой Азии ещё в XV – XIV в.в. до н. э. Переселение в Малую Азию связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада всё дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться греки.

Война с Троей требовала большой армии, но не все хотели идти на Трою. Однако страх перед главным организатором военного похода могущественным царём Микен Агамемноном заставил несогласных подчиниться. Незадолго до 1200 г. до н. э . Троя была полностью разрушена. Этой победой завершился период могущества ахеян (греков), после чего для них наступили долгие годы упадка.



Карточка № 2

Парис был судьёй в споре трёх главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой.

Он должен был вручить одной из них золотое яблоко (яблоко раздора) Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену жену царя Спарты Менелая. В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев – царей, среди которых был хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, - на 10 году сражений была взята и разрушена Троя.

Слайд 12

Слайд 13

Под стенами Трои рядом с героями незримо сражались боги: одни на стороне осаждающих, другие на стороне осажденных. "Владычица улыбок", богиня любви и красоты Афродита помогала троянцам, а "светлоокая" богиня мудрости Афина Паллада-грекам. А причина того, что они оказались в разных враждующих лагерях, обычная, человеческая ссора - они не поделили золотое яблоко ("яблоко раздора"), которым должна владеть прекраснейшая из них. Царевич Парис из Трои, ставший судьей, отдал яблоко богине Афродите. В награду она помогла ему похитить и привезти в Трою красавицу Елену, жену царя Менелая из Греции. Все ахейские цари Греции (басилевсы) были связаны клятвой о дружбе и помощи. Поэтому в поход за прекрасной Еленой в Трою отправились двадцать восемь царей на 1184 кораблях, на каждом из которых было по сто-сто двадцать воинов. С ними был и царь острова Итаки хитроумный Одиссей. Возглавил этот поход могущественный царь Агамемнон, брат Менелая. На кораблях плыли легендарные греческие герои Ахилл, Аякс, Патрокл, Диомед; под стенами Трои их встретили троянские герои во главе со "шлемоблещущим" Гектором, сыном царя Трои - Приама. Так началась Троянская война

Слайд 14

В 70-е гг. ХIX в. немецкий археолог Генри Шлиман провел раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города

Сообщение ученика о Генри Шлимане

видеофрагмент Шлиман и Троя

Слайд 15 Какой город обнаружил Генри Шлиман?

Слайд 16 Раскопки Трои. Видео реконструкция Трои

Слайд 17 В течение десяти лет греческое войско осаждало Трою, но стены ее были неприступны.

СЛАЙД 18. Эпизод «Троянский конь»

Солдаты и вожди, которым надоела затянувшаяся война, с радостью приветствовали предложение Одиссея взять город хитростью. Они тайно соорудили колоссального деревянного коня, внутри которого мог разместиться большой отряд. Основное войско, якобы потерявшее надежду овладеть Троей, погрузилось на корабли, оставив на месте своего лагеря этого коня. Специально подосланный раб убедил троянцев ввести коня в город и поставить его на площади как памятник мужеству горожан.

Эпизод «Бегство из Трои. Конец войны»
Ночью, солдаты скрывавшиеся в коне, вышли из него. Открыли ворота. Вместе с тайно вернувшимися греками они тайно напали на спящих троянцев. Началась страшная резня. Погибли и старый Приам, и его сыновья и внуки. Некоторым троянцам все же удалось сбежать. Город погиб в огне. Так закончилась троянская Война.

ВИДЕОФРАГМЕНТ: ТРОЯНСКИЙ КОНЬ


КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Организационный момент. Представление команд (слайд 19)

Разминка

1. Вопросы к 1-ой команде (слайд 20)

  • Что такое миф?

  • Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)

  • Вестник богов у древних греков (Гермес)

  • Перевозчик душ умерших (Харон)

  • Бог торговли (Гермес)

  • Имя дочери Деметры (Персефона)

  • Богиня Луны (Селена)

  • Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены (Геракл)

  • Бог кузнечного дела и ремесла (Гефест)

  • Миф, объясняющий смену времен года («Похищение Персефоны Аидом»)

2. Вопросы ко 2-ой команде (слайд 21)

  • Чем миф отличается от сказки?

  • Жена Посейдона (Амфитрита)

  • Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)

  • Бог солнца у древних греков (Гелиос)

  • Богиня справедливости и правосудия (Фемида)

  • Место пребывания греческих богов (Олимп)

  • Вещие морские старцы (Нерей и Протей)

  • Римское имя Посейдона (Нептун)

  • Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)

  • Крылатая богиня победы (Ника)

3. Назови имя мифологического персонажа

1. Команда 1 (слайд 22)

  • «Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана». (Прометей)

  • «Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах». (Артемида)

  • «В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю». (Гефест)

  • Аполлон

  • Посейдон

  • Афродита

2. Команда 2 (слайд 23)

  • «Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод». (Геракл)

  • Увидел несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись кони, почуяв свободу». (Фаэтон, сын Гелиоса)

  • «И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне». (Дионис)

  • Кентавр

  • Гермес

  • Зевс

  1. «Чёрный ящик» (по предметам, которые находятся в «ящике», определить, кому они принадлежат). (слайд 24). ( дается по 3 предмета на каждую команду)

  1. Аид

  2. Посейдон

  3. Кронос

  4. Арес

  5. Фемида

  6. Прометей

  1. Разгадай ребус (команды выделяют по 1 представителю, которые разгадывают ребусы)

    • Аргонавты (слайд 25)

    • Ахиллес (слайд 26)

    • Арес (слайд 27)

    • Зевс (слайд 28)

    • Гермес (слайд 29)

  2. Объясни «крылатое выражение» (уч-ся пишут в рабочих листах; каждая команда объясняет значение 3-х фразеологизмов) (слайд 30)

  1. Олимпийское спокойствие.

(В древнегреческой мифологии обителью богов считалась гора Олимп, находящаяся на уровне 2917 метров выше моря. Ее вершина всегда утопала в облаках, поэтому наши предки именно ее высоты считали местом обитания великих богов. Прозвище «олимпийцев» они тоже получили в связи с этим, а их рассудительность , спокойствие и другие хорошие качества стали называть «олимпийскими». Вскоре это слово стало обозначать просто высшую (превосходную) степень, мы и теперь используем его в этом смысле.)

2. Как из рога изобилия.

(Отец богов Зевс после своего рождения был спрятан в тайном  месте, в гроте, где его выкормила своим молоком священная коза Амалфея. Это было не напрасно: отец Зевса, титан Кронос, хотел уничтожить своего сына и наследника, сожрать его, как сожрал он уже других своих детей.

Благодарный Зевс, став главным богом, вознес Амалфею на небо; там и сейчас всякий может видеть ее между созвездиями. А своим воспитательницам, нимфам, он подарил один из рогов козы: из этого рога лилось и сыпалось все, в чем у нимф возникала потребность.

Вот этот-то рог, став символом неистощимого источника сокровищ, и был прозван рогом изобилия. Выражение «как из рога изобилия» означает: с необычайной щедростью, в огромном количестве.)

3. Панический страх.

(Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой… Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще боль­ше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродуш­ным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней иг­рал.

А откуда же пошло выражение панический страх?

Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала пани­ка.)

4. Кануло в лету.

(Слово «кануть», подумав, можно понять из выражения «Как в воду канул». А Летой в греческой мифологии называлась одна из подземных адских рек, отделявших от мира живых мрачное царство усопших. Воды этой темной и медленной реки несли забвение. Выражение «Кануть в Лету» значит: исчезнуть из памяти, быть поглощенным вечным забвением. Само наименование «Лета» означает по-гречески «забвение».)

5. Авгиевы конюшни.

(В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло­шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом.

По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому.

Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

Выражение авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим ска­зать о крайней запущенности, загрязненности.)

6. Сизифов труд.

(Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. 

Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны  богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив, в конце концов, Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен, все время катить в гору огромный  камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.

Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.)

  1. Вопросы команде-сопернице (слайд 31)

  2. Подбери пару герою мифа. (Право ответа дается представителям той команды, которая первая изъявляет желание дать ответ).

(слайд 32)

Орфей – Эвридика

(слайд 33)

Зевс – Гера

(слайд 34)

Аид – Персефона

(слайд 35)

Аполлон – Дафна

(слайд 36)

Пигмалион – Галатея

  1. Конкурс капитанов (слайд 37) (Капитаны команд приглашаются за отдельные столы и работают с тестом (Приложение 2), в это время команды проходят танцевальный конкурс Сиртаки




Задания для «конкурса капитанов» (Приложение 2)

1. Кто освободил Андромеду?

Тезей • Персей • Геракл • Зевс

2. Цель поездки аргонавтов:

участие в троянской войне • путешествие за золотым руном

совершение подвигов • кругосветное путешествие

3. Кому Ариадна помогла выйти из лабиринта?

Орфею • Тесею • Одиссею • Минотавру

4. Кто такая Артемида?

богиня охоты • богиня любви

богиня наук, мудрости • богиня плодородия

5. Кто убил Горгону медузу?

Геракл • Орфей • Тесей • Персей

6. Кто украл дочь Деметры?

Аид • Зевс • Посейдон • Дедал

7. Какой инструмент был в руках у Орфея?

лира • кифара • арфа • виолончель

8. Кто такой Оракул?

легендарный герой • троянский царь

предсказатель • бог

9. Что такое Тартар?

царство мертвых • место обитания муз

место обитания богов • пещера

  1. Рассмотрите иллюстрации, ответьте на вопросы (вопросы в Приложении 1)

(38 слайд) (кликаем по слайду до появления картинки, следующий клик после правильного ответа учащихся):

  1. 4-ый подвиг Геракла (Эриманфский вепрь)

  2. 3-ий подвиг Геракла (Керинейская лань)

  3. 5-ый подвиг Геракла (Стимфалийские птицы)

  4. 2-ой подвиг Геракла (Лернейская гидра)

  5. 7-ой подвиг Геракла (Критский бык)

  6. 1-ый подвиг Геракла (Немейский лев)

  7. «Аргонавты» (Дракон, охраняющий золотое руно)

  8. «Аргонавты» (Ясон, сеющий зубы дракона)


  1. Конкурс «Домашнее задание» (слайд 39) (к доске приглашаются члены команды, подготовившие презентации).

  2. Блиц-опрос (каждая команда должна ответить на 9 вопросов (учитывается затраченное время). (слайд 40)

  1. Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом. После того, как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)

  2. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)

  3. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)

  4. Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)

  5. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)

  6. С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)

  7. Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)

  8. Сколько времени преследовал Геракл керинейскую лань? (Больше года.)

  9. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)

(слайд 23)

  1. Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)

  2. С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)

  3. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.)

  4. Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)

  5. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)

  6. Кто стоял на страже у Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.)

  7. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)

  8. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)

  9. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас.)

  1. Творческий конкурс (слайд 42) (1. Командам предлагается сочинить историю о новом подвиге Геракла.

  2. Рефлексия

Пока жюри подводит итоги, учащиеся составляют синквейн по впечатлениям, полученным в ходе урока.


Методическая разработка открытого урока по дисциплине : Обществознание: "Мифы и легенды Древней Греции"
  • Обществознание
Описание:

Методическая разработка урока обществознания

в форме КВН по теме:

"Мифы и легенды Древней Греции"

 

Цель:

·  систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи:

·  образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры;

·  развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах;

·  воспитательные: воспитание интереса к литературе.

 

Класс предварительно разделился на 2 команды, которые выбрали себе название («Аргонавты» и «Фортуна»). Команды подготовили эмблемы и девизы.

В качестве домашнего задания было предложено подготовить презентации об олимпийских богах, кроме того, каждая команда подготовила по 5 вопросов соперникам.

Членами жюри стали гости, пришедшие на урок (преподаватели истории и литературы).

 

Автор Гнатюк Марина Владимировна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1042
Номер материала 3908
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓