Главная / Другое / Методическая разработка: «От Великой Отечественной до Афгана и Чечни»

Методическая разработка: «От Великой Отечественной до Афгана и Чечни»

«Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества»

«От Великой Отечественной до Афгана и Чечни»

Пояснительная записка

Материалы приурочены к 70 - летней годовщине Великой Победе в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., ветеранам афганской войны, бойцам спецназа, воевавшим в Чечне. Материал рассчитан на детей 14-17 лет (9-11 классы). Мультимедийные презентации и сайт предполагают ознакомлению учащихся с историей поселка Белозерного, города Краснодара, Краснодарского края. Материал имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, развивает личностные качества, общий кругозор.

Для успешного проведения данных мультимедийных презентаций необходима предварительная работа:

подготовлен зал в музее истории п. Белозерного, создание торжественно – официальной обстановки;

проведена предварительная проектная исследовательская работа с учащимися по предложенной теме, создание тематических презентаций и сайтов;

разработан сценарий мероприятия, музыкальное сопровождение;

приглашены ветераны;

организовано по окончанию проведения мероприятий возложение цветов к памятнику погибшим воинам в п. Белозерном.

Цели:

- развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование профессионально-значимых качеств и умений, готовность их к активному проявлению; формировании верности конституционному долгу, высокой ответственности, дисциплинированности, воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению;


Задачи, которые необходимо решить:

- создание условий для эффективного героико-патриотического воспитания учащихся; утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому страны, края, города, поселка, к традициям; создание системы героико-патриотического воспитания, обеспечивающей условия развития у учащихся верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу, государству.

Используемые формы и методы реализации: поиск материалов о подвигах героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея, участие в военно-патриотических церемониалах, проведение встреч с ветеранами войн.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

В результате реализации мероприятий ожидается:

в школе как в образовательной системе:

  • создание системы гражданско-патриотического воспитания;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

в образе выпускника:

  • в познавательной сфере - развитие творческих способностей;

  • в краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

  • знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Мероприятия отражают необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.



Содержательная часть

Организация работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся с использованием ресурсов масс-медиа образования во внеклассной и внеурочной работе школы.

Методика организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества.

Традиционные педагогические средства обучения и воспитания не всегда оказывают желаемое воздействие на современного ребёнка. В современном мире появляются новые источники информации, которыми он быстро овладевает, и они более интересны ему, в связи с чем возникает противоречие между ростом объема информации и способами ее получения дома и в школе. Школа в современном информационном обществе призвана нейтрализовать негативное воздействие СМИ и воспитывать граждан, которые воспримут нравственные и социальные ценности, станут более образованными и, вступая во взрослую жизнь, поддержат политику государства и его законы, традиции и обычаи. Наиболее мощным и перспективным образовательным потенциалом в этом направлении обладает информационная среда образовательного учреждения.

Важным является формирование умений и навыков учащихся отделять объективное изложение исторических и текущих событий от фактов искажения и фальсификации истории Отечества. Таким образом, с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций образования, школе необходимо выйти на более высокую ступень развития и начать работу по формирования гражданской позиции учащихся, в том числе ресурсами масс-медиаобразования.
В последнее десятилетие значительно возрос интерес к изучению истории родной страны и родного края у школьников, их родителей, коллективов педагогов. В МОУ СОШ №77 города Краснодара сложились свои формы ведения работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в учебной, внеклассной и внеурочной работе. Из поколения в поколение передаются традиции совершать увлекательные экскурсии и походы по родному краю. Уже в начальных классах учащиеся познают богатство памятников истории, культуры, природы родного края, учатся собирать свидетельства о событиях краснодарской и российской истории и людях, в них участвующих. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в школе был накоплен и обобщён опыт создания и функционирования исторических и краеведческих факультативов и кружков, которые активно использовались в воспитании гражданственности и патриотизма.

Мечтой многих поколений учеников, а также учителей школы, в особенности её ветеранов, ветеранов Великой Отечественной Война поселка Белозерного, было создание музея истории школы и поселка Белозерного, который мог бы стать центром общественного развития нашего учебного заведения.

Закономерным итогом многолетней историко-краеведческой работы всего коллектив школы стало решение о создании музея.
Процесс формирования основного и научно-вспомогательного фонда, подготовка материалов и документов в процессе осуществления социально-значимых проектов, сформированного актива школьного музея, развитие его материально-технической базы позволили не только изыскать более широкие возможности для экскурсионной и краеведческой работы, но и позволил создать благоприятные возможности формирования общественно-активной единицы образовательного процесса школы.

Сформировавшийся совет музея истории школы стал центром гражданского развития школы. Представители совета музея истории школы – ветераны войны и труда ветераны педагогического коллектива, члены совета выпускников, родительского и ученического совета, а также администрации школы участием в мероприятиях музея истории школы формируют общественно активную позицию педагогического и ученического коллектива. Торжественное открытие музея поселка Белозерного 1 сентября 2005 года с одной стороны стало итогом большой, традиционной воспитательно-образовательной деятельности школы, а с другой стороны позволило дать старт развитию инновационной деятельности большого числа школьников, участвующих в общественно-значимых мероприятиях различного уровня.

Сформировавшиеся в структуре актива школы группы – поисковая, экскурсионная, фондовая, информационная, стали «точками роста» для групп учащихся, напрямую не связанных с музейной работой. Накопленный опыт традиционных мероприятий – организация выставок и тематических экскурсий, проведения уроков мужества, встреч с ветеранами войны и труда, позволил развивать современные методы поиска, накопления и применения полученной информации. Наиболее современные формы образовательной работы – применение информационных технологий. В их числе: формирование баз данных выпускников школы, создание электронных презентаций, освоение навыков компьютерного дизайна с целью создания творческих информационных работ и веб-сайтов.

С целью теоретической и практической подготовки учителей истории и методиста школьного музея, были организованы курсы подготовки и повышения квалификации по информационной подготовки и проектной деятельности. Для обеспечения материально-технического обеспечения инновационной деятельности приобретено необходимое оборудование. Актив школьного музея, все учащиеся школы имеют доступ к самым современным информационным системам и техническому оборудованию – персональные компьютеры, ноутбуки, видеопроекторы, сканеры и принтеры, профессиональная фотоаппаратура. Уроки истории и обществознания, мероприятия гражданско-патриотической направленности обеспечивается необходимыми расходными и иными материалами. Все эти мероприятия позитивно влияют не оценку деятельности школы по общественно-гражданскому и патриотическому воспитанию.

Начиная с 2003 года успешно осуществлены социально-значимые проекты, локомотивом которых явился новый, информационный подход в подготовке и проведении мероприятий на уровне, отвечающем современным стандартам деятельности таких подростковых объединений, как актив музея истории школы. Успешная деятельность по применению инновационных методик работы, формирование благоприятной и доступной информационной среды школы стали ядром программы развития школы на 2010-2015 гг., в основу которой заложено становление гражданской позиции учащихся масс-медиаресурсами образования.

В 2012 году на базе МБОУ СОШ №77 был проведен городской семинар «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств у учащихся», на котором педагоги школы поделились опытом работы по патриотическому воспитанию с использованием медиа ресурсов во внеклассной и внеурочной работе школы.

Умения и навыки информационного обеспечения деятельности учащихся позволили учащимся школы стать самым активным коллективом в осуществлении наиболее значимых школьных проектах. Выявленные и обобщённые архивные, в большинстве своём уникальные, документы и материалы о событиях Великой Отечественной войны, героях фронта и тыла, с помощью масс-медиа ресурсов были воплощены в научно-творческие работы учащихся, которые могут быть использованы в образовательно-воспитательном процессе школы.

А осуществление социально-значимых проектов силами педагогического коллектива, коллектива учащихся позволили достойно увековечить историческую память героев и ветеранов войны, привлечь внимание общественности, в первую очередь родителей, к необходимости информационной обеспеченности деятельности школы по становлению гражданственности подрастающего поколения.
В процессе осуществления проекта коллективом учащихся, родительским комитетом, попечительским советом школы была осуществлена поисковая работа по сбору и анализу биографических сведений ветеранов Великой Отечественной войны, героев тылы, участников локальных войн, была восстановлена преемственность учебным заведениям, с которыми неразрывно связана история школы, собран обширный историко-краеведческий материал.

Экспозицию музея поселка Белозерного посетили более трех тысяч человек.
Проекты «Победа деда – моя Победа», «И помнит мир спасенный», «Поклонимся Великим тем годам», «Равнение на героев» позволило его участникам – учащимся старших классов школы повысить уровень информационной грамотности через проектирование деятельности по сбору, анализу и выпуску итоговой работы по проекту в виде созданного веб-сайта, мультимедийной презентации по вехам героических биографий участников Великой Отечественной Войны, войны в Афганистане, Чечне. Представленные проекты по увековечению памяти погибших защитников Отечества, победители городских и краевых конкурсов мультимедийных презентаций на военно - патриотическую тему. Наиболее значимые результаты:

Социально-значимые инновационные проекты позволили привлечь внимание общественности, в первую очередь родителей, к необходимости информационной обеспеченности деятельности школы по становлению гражданственности подрастающего поколения. Несомненно, что новые формы и методы образовательной деятельности таких подразделений учебного заведения как музей истории школы, и в первую очередь – его информационной группы, создают возможность становления и развития современного, конкурентоспособного члена российского общества. А социальный заказ общества на формирование такого гражданина, и конкретно применительно к нашей школе – к её программе развития, по достоинству оценены.

Педагогическая идея методики.

Посредством изучения краеведческих, архивных военных материалов, используя информационные технологии, воспитать устойчивый интерес к истории Краснодарского края, города Краснодара, поселка Белозерного и через этот аспект сформировать патриотические чувства и сознание обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью: ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта, воспитание личности гражданина России, способного осознанно встать на защиту государственных интересов.


Технология опыта.

Цель: создание условий для формирования у учащихся чувства патриотизма через комплексное изучение краеведческого, архивного материала, во внеклассной работе с использованием информационных технологий, способствовать духовно - нравственной ориентации подростков в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Достижению данной цели служит решение следующих задач:

1. Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное

функционирование системы патриотического воспитания в МБОУ СОШ №77;

2. Комплексное изучение краеведческого материала в процессе нравственного становления подростков, развития их самосознания и самоопределения с привлечением информационных технологий;

3. Формирование и развитие патриотических чувств учащихся на основе

исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, формирование духовности на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

Краеведение, как составная часть исторической науки, развивает интерес учащихся к предмету, повышает качество знаний, а использование информационных технологий значительно расширяет возможности работы по заданной проблеме. Краеведение – это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края, города, поселка в доступной увлекательной форме.

Содержание образования.

Говоря о содержания образования в соответствии с поставленными задачами, выделяю ряд основных моментов в своей работе:

1) содержание патриотического воспитания строится на основе единства изучения прошлого и настоящего.

2) Комплексный подход к отбору содержания патриотического воспитания:

военное прошлое нашего края, города Краснодара, поселка Белозерного жизнь замечательных людей – наших земляков, история нашего учебного заведения.

3) Непрерывное, целенаправленное влияние на учащихся в процессе

патриотического воспитания.


Новизна методики

Воспитание патриотизма через историко-краеведческое образование в

современных условиях значительно расширяется, так как наше общество – это информационное общество, в котором, как и прежде, поле знаний остается фундаментальной основой, но значительно возрастает роль поля деятельности. Современные информационные технологии как никогда расширяют возможности объединить гуманитарное и техническое образование. Объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Компьютерные технологии, стремительно входящие в нашу жизнь, коснулись музейной и поисковой работы. На этой основе, имея огромное количество материалов по краеведению, вместе со своими учащимися мы начали создавать проекты по различным направлениям истории нашего края, нашей школы, истории поселка. Таким образом, объединили свою работу два предметных кружка: «Компьютерная графика и Web - дизайн» и «Поиск», которыми руководят преподаватель истории и информатики. Планы работ этих кружков теперь составляются вместе. В тематическом планировании, по решению методических объединений, добавлены часы в виде консультаций для расширения деятельности с использованием компьютерных технологий. Поскольку подобная деятельность новая, то она привлекла внимание всего педагогического коллектива, учащихся, администрации. Именно на этой основе готовились презентации истории нашего учебного заведения к его 40-летнему юбилею, к юбилею поселка Белозерного, к 70 годовщине Великой Победы. Соединив два направления – гуманитарное и техническое – мы значительно повысили интерес учащихся к учебе, повысили качество знаний. Мы ориентируем наших учащихся на сознание связи Родины и края, а историческое краеведение, поисковая работа обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.

Историко-краеведческая деятельность активизирует мыслительные процессы, способствует овладению навыками исследовательской работы. При составлении проектов используется методика «Педагогических мастерских». На этой основе объединяется поисково-исследовательская деятельность по краеведению и информационные технологии. Весь процесс осуществляется в внеурочное время и во внеклассной работе.


Целью моего опыта является систематизация всего краеведческого материала, используемого во внеклассной работе, то, как этот материал служит делу воспитания патриотических чувств у молодого поколения, а также возможность сохранения этих материалов на электронных носителях, развитие интереса к общественным дисциплинам и информатике в ходе создания проектов по краеведческой тематике. В целях данного опыта заложена и новизна подхода к вопросам патриотического воспитания. Соединяя воедино методику «Педагогическая мастерская», краеведческую деятельность и использование информационных технологий, вовлекаются в работу большое количество учащихся. Каждый из ребят может работать в сфере, которой он отдает предпочтение: поисковая работа, работа с документами, фотографиями, видео материалами, составление макетов для будущих слайдов, презентаций, сайтов. Результатом этой работы становится создание творческого продукта.


Технология создания творческого продукта

(презентации, Web – сайта)

Цель:

1. Обучение рациональным приемам коллективной творческой исследовательской работы, развитие индивидуальных, организаторских, творческих способностей обучающихся;

2. Воспитание любви к малой Родине на конкретных краеведческих, поисковых материалах;

3. Создание проекта, объединяющего гуманитарное и техническое направления, с дальнейшим использованием проекта во внеклассной работе

в школе.

Работа по созданию проекта наиболее эффективна на этапе «Применение

полученных знаний и умений на практике».

Условия реализации.

- интерес учащихся к предмету, достаточное количество информации;

- общественная значимость проекта (использование всеми учебными группами для проведения классных часов, внеклассных мероприятий);

- содержание соответствует возрасту учащихся.

Подготовительный этап.

1) Учитель определяет количество групп и дает конкретные задания:

Устанавливаются:

- сроки реализации;

- готовится необходимый справочный, информационный, раздаточный,

наглядный материал;

- цели проекта.

2) Учитель совместно с учащимися:

А) Формируется проблема, цели проекта и его общественная и личная

значимость;

Б) Определяются пути и этапы достижения цели;

В) Выбираются источники информации;

Г) Формируются группы с учетом интересов, потребностей, возможностей

участников проекта;

Д) Ставятся задачи каждой творческой группе, ее роль в выполнении проекта;

Е) Определяется форма представления конечного результата.


Этап выполнения проекта.

Творческие группы:

1. Распределяются роли по выполнению задач;

2. Самостоятельно работают над поставленной проблемой (поиск, отбор,

систематизация и оформление информации);

3. Представление предварительного результата.

Учитель проводит консультации, оказывает методическую и информационную помощь (обеспечение дополнительной необходимой информацией), совместно с участниками проекта обсуждаются результаты самостоятельной работы, вносятся уточнения и дополнения, готовится представление конечного результата.


Этап представления конечного результата.


Этап применения результатов работы.


Все вышеперечисленные моменты, правильно используемые, дают стабильно хорошие результаты в деле воспитания личности, в деле патриотического воспитания, увековечению памяти погибших защитников Отечества, развивает интерес к учебе. Ребята, которые работают вместе со мной в музее, в лекторских группах, в кружке по истории и краеведению, создают проекты на основе компьютерных технологий с использованием краеведческого материала, имеют высокое качество знаний по общественным дисциплинам, показывают хорошие результаты на уроках информатики. Своей заинтересованностью привлекают к совместной деятельности других учащихся.



А.А. Сухин

учитель информатики

МБОУ СОШ №77

г. Краснодар





10



Методическая разработка: «От Великой Отечественной до Афгана и Чечни»
  • Другое
Описание:

Материалы приурочены к 70 - летней  годовщине Великой Победе в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., ветеранам афганской войны, бойцам спецназа, воевавшим в Чечне. Материал рассчитан на детей 14-17 лет (9-11 классы). Мультимедийные презентации и сайт предполагают ознакомлению учащихся с историей поселка Белозерного, города Краснодара, Краснодарского края. Материал имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии,  развивает личностные качества, общий кругозор.

 

Автор Сухин Анатолий Анатольевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 35220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓