Главная / Классному руководителю / Методическая разработка Новые подходы к развитию ученического самоуправления

Методическая разработка Новые подходы к развитию ученического самоуправления

МБОУ «Михайловская СШ»

Саргатского муниципального района Омской области

C:\Users\Администратор\Desktop\100NIKON\DSCN0241.JPG

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Новые подходы к развитию

ученического самоуправления



Выполнила: учитель ИЗО, МХК II категори,

классный руководитель 10,11 класса

Мурзина Наталья Васильевна

C:\Users\Администратор\Desktop\Documents\Это я.jpg





д.Михайловка 2015 год

Пояснительная записка

 «Жизнь без нашего управления подобна кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты» Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)

В основу развития ученического самоуправления ложатся следующие педагогические подходы:

- укрепление связи обучения и воспитания с жизнью;

- организация детского коллектива как ячейки общества на основе самых передовых начал и норм поведения гражданина Отечества;

- профориентационный принцип образования и воспитания, направленный на подготовку всесторонне развитой личности, ориентирующейся в современном обществе.

Решающая роль должна принадлежать взрослым, в одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классного руководителя с классным коллективом поможет вывести коллектив класса на высокий уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся формируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.

Создать сплоченный детский коллектив – это значит:

организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг к другу, добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях

Однако для того чтобы учащиеся на деле стали организаторами определенных участков работы, необходимо научить их выполнять свои обязанности и пользоваться правами.

Самоуправление не должно перерождаться в начальствование одних детей над другими. Интересы всего коллектива должны определять деятельность любого члена актива, любого органа самоуправления. При этом особенно важно соблюдение следующих условий:

- избранные коллективом учащиеся должны по-деловому, систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу;

- в случае неудовлетворения работой представитель может быть переизбран, в связи с этим широкое развитие должна получить в детском коллективе деловая, принципиальная критика снизу, которую следует всячески стимулировать и поощрять.

Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

Перефразируя, я сказала - бы так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Тенденции развития ученического самоуправления:

Работая с классным коллективом по программе «Вместе дружная семья»

мы стараемся придерживаться следующим принципам
жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов привлекаются и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
- избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
- решает вопросы жизни классного коллектива;
- утверждает общественные поручения;
- слушает отчеты об их исполнении;
- решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
- вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый президентом класса. В него входят руководители министерств ученического самоуправления.
Премьер министр класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Премьер министр совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на последнем в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять, каждую учебную четверть, но в моей практике работы с коллективом не требуется такой замены, так как все с удовольствием работают по своим выбранным поручениям и остаются довольны проделанной работай.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Самоуправление в школе не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических и демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

Планируя работу с классным коллективом, мы всегда опираемся на общие интересы членов классного коллектива, авторитет лидера, наличие социальных норм принимаемых всеми членами группы.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем.

В классном коллективе мы приняли за управление кабинет министров, в нашем министерстве работают все члены коллектива(т.е весь класс). Всякое поручение само по себе интересно, но придумав для него нестандартную форму мои ученики стали работать ещё лучше.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Но в преддверии выбора с учащимися проводятся тренинги, анкетирования с целью выявления способностей школьников к разным поручениям (иногда необходима помощь психолога)

В течение месяца до выборов президента кандидаты стараются показать себя только в положительном направлении создают свои группы поддержки, разрабатывают и предлагают программы развития коллективных дел. Кроме того, естественный аргумент проявляется у кандидатов в соблюдении правил поведения, устава школы, успехи в обучении, хотя не всегда побеждает кандидат только по учебным способностям. Учащиеся стараются проголосовать за более перспективного, которому не безразлична жизнь классного коллектива.

В нашем классе часто президентами выбираются мальчики.

Президент (т.е командир класса) , премьер – министр( староста), министерство образования (учебный сектор), министерство культуры (культмассовые сектора), министерство природоохраны ( цветоводы, трудовики), министерство СМИ (редколлегия), министерство здравоохранения (старший дежурный)

Президент- направляет и контролирует все министерства, в случае необходимости принимает участие в работе всех органов самоуправления.

Премьер – министр организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике, отвечает за уборку памятника и участие класса в ежегодном смотре песни и строя, дежурстве по школе, сбор денежных средств на мероприятия, (поездки, экскурсии, конкурсы)

Министерство здравоохранения- фиксирует пропуски занятий учащимися, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, следят за чистотой в кабинете, организуют генеральные уборки в классном помещении, проветривание кабинета перед занятием.

Министерство культуры- учащиеся с хорошо развитыми литературными способностями, умением и желанием разрабатывать праздничные мероприятия в классе, подготовка номеров самодеятельности для общешкольных мероприятий, готовят некоторые информационные мероприятия в классе.

Министерство – образования отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Министерство природоохраны - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Министерство СМИ - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. Работают с интернет источниками, регулярно пополняют информацией блог класса «Звезда», где отражена работа и достижения коллектива.

Можно заметить, что работа кабинета министров затрагивает все направления воспитательной системы в классе:

1.Гражданско-патриотическое воспитание
2.Нравственное воспитание
3.Экологическое воспитание
4.Физическое воспитание и здоровый образ жизни
5.Эстетическое воспитание
6.Трудовое воспитание

Классный руководитель должен быть педагогом профессионалом, осуществляющим функцию организатора детской жизни в школе.

Организуя работу с детьми, я опираюсь на интересы и возможности моих учеников, поддержку родителей и учителей предметников работающих с классом.

В конце каждой четверти учащиеся отчитываются о проделанной работе, о допущенных недостатках в работе, предлагают новые пути в решении недостатков. Всему способствует заинтересованность каждого члена классного коллектива, в том, что мы будем лучше, каждый старается пополнить своё портфолио достижений, так как это необходимо в современном обществе.

Родители являются участниками работы классного коллектива, помогают и направляют своих детей в активное русло деятельности. В нашем классе всегда много идей, мои учащиеся активны в любом виде деятельности.

Проводим трудовой десант, и мы всегда впереди, очистить территорию памятника от снега, весной посадить цветы, заняться дизайном школьной территории, помочь пожилым людям мои ученики делают все с увлечением. Учащиеся только нашего класса являются членами волонтёрского движения на территории сельского поселения.

Учебная деятельность - самые активные участники олимпиадного движения в школе, наибольшее количество участников различных предметных чемпионатов, не смотря на то, что все чемпионаты платные, работа в телекоммуникационных проектах увлекает так, что одновременно один ученик участвует в нескольких проектах у разных учителей.

Организация досуга – этой проблемы никогда не существует, ребята сами организуют развлекательные мероприятия не только в классном коллективе, но и с родителями, так же умеют организовать и провести любое мероприятие на общешкольном уровне, являются активными участниками самодеятельности на сцене сельского дома культуры.

Ежегодно в классе проводятся конкурсы «Лучший ученик класса», конкурс на лучшее портфолио, в конце третьей четверти проводится классный вечер «Моя мама лучшая на свете» Учебный год заканчиваем консилиумом родителей, учеников и учителей, где награждаем каждого учащегося и родителя в различных номинациях, так как все работали в течение года.

Учащиеся активны в спортивных мероприятиях, проводимых в школе, волейбол, борьба, лыжные гонки.

Следует отметить, что сплочение классного коллектива это очень длительный процесс. Поэтому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.        

Для меня мой класс - самый лучший, любимый, родной, конечно, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

Родители моих детей самые внимательные, заботливые и любящие своих детей.

А каждый ребенок в нем - пока ещё до конца не разгаданная загадка. Загадка, в которой кроется ответ, и которую, я обязательно попытаюсь разгадать, чтобы и дети, и я каждый день с радостью приходили в школу и уходили домой, и радовали своих родителей, чтоб родители могли гордиться своими детьми и школой. И я надеюсь, что учащиеся моего класса будут помнить, как хорошо им было всем вместе.



Методическая разработка Новые подходы к развитию ученического самоуправления
  • Классному руководителю
Описание:

Решающая роль должна принадлежать взрослым, в одном: в систематической и последовательской подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классного руководителя с классным коллективом поможет вывести коллектив класса на высокиий  уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своём коллективе, у учащихся формирубтся профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная отвественность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.

Автор Мурзина Наталья Васильевна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 403
Номер материала 56464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓