Главная / Технология / Методическая разработка «Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»

Методическая разработка «Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Бокситогорский центр дополнительного образования детей»











Методическая разработка


«Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»



hello_html_1a3577b3.png


Автор:

Гладышева Н.В., педагог дополнительного образования













г.Пикалёво

2012.г



Оглавление































Введение

В данном пособии раскрыта история русского народного искусства.

Цель данного пособия:

  • Познакомить с историей русского народного декоративно-прикладного искусства.

  • Познакомить детей с традициями и мироотношением предков.

  • Дать осознание личной связи с корнями своей земли.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей помогает воспитать:

  • бережное отношение к вещам;

  • уважение к национальному достоянию и национальной культуре;

  • уважение в творческому труду людей;

  • повышает культурный уровень.


Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Знакомясь с народными традициями, дети осознают личную связь с корнями родной земли. Народное искусство всегда было по преимуществу бытовым. И изучать его приёмы, традиции, его своеобразную художественную структуру надо непременно работая с полезными и нужными в быту вещами.




















Цикл занятий на тему:

«Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»




Занятия разработаны

педагогом

дополнительного образования

Гладышевой Н. В.

Проведены

в объединении «Фриволите».














Тема: «Народные художественные промыслы. Их истоки и современное развитие».


Цель: Дать понятие о промыслах, как особой форме бытования народного - декоративно-прикладного искусства; о керамике - как об одном из наиболее распространённых материалов декоративно - прикладного искусства, о гончарном искусстве. Развитие творчества, фантазии.

Оборудование и материалы для урока:

  • карточки с названиями центров промыслов;

  • альбомы : «Гжель», «Хохлома», «Городец»;

  • карточки со сл. словами;

  • керамическая посуда;

  • глина.

Ход урока.

Беседа

Почему декоративно - прикладное искусство называется народным?

Да, декоративно - прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, народ находит им форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно - прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношение к окружающему.

По словам В. Фаворского: "Восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека... со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе".

Как думаете, когда зародилось народное декоративно – прикладное искусство? Да, в глубокий древности, но поначалу оно не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную- среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представление о счастье и красоте, неповторимый национальный характер.

О народном искусстве хорошо писал его знаток искусствовед В. С. Воронов:

«Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений: медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений... и вариаций приводило к созданию крепких, выношенных форму Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало».

За каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть - талант, труд и единодушие многих людей, в идеале - целого народа! И красота - тоже из этого источника. И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы - вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. Или же ковш - черпак: вглядевшись, можно увидеть голову лебедя. Выше - украшенные радиальными насечками круг и ромб. А венчает все изделие фигурка коня. Не крестьянская лошадка, а конь - огонь. Какие понятия вложил мастер в изделие? Какие древние мотивы применил? Почему?

(Воспроизвел картину мира, как он его представлял. В народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило тянут в возке кони, а ночью они пересаживаются в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.)

Какую другую символику, применяемую в народном искусстве, знаете?

(Солнце в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; Древо Жизни, символизирующее вечное нескончаемое произрастание плодов земных; Мать - Сыра Земля в образе женщины).

Жизнь менялась, менялось и народное искусство, уступая место новым традициям. Постепенно мифологическое значение древних символов забывалось, ослабевала связь с земледельческими понятиями, обрядами. В конце XIX в. мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них: увенчивал крышу избы коньком, вырезал на ставнях солнечные розетки. Постепенно древние символы приобретали все более заметный декоративный характер, но что-то важное для людей от их первоначального смысла всегда сохранялось, хотя приобретало новый облик. (Львы на подоконных досках нижегородских изб).

На их основе создавалось новое декоративно - прикладное искусство, проникнутое подлинной народностью. Сегодня оно существует в 2-х формах. С одной стороны, еще живет традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы.

С другой - развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. Народные художественные промыслы - это особая форма бытования народного декоративно - прикладного искусства.

Как возникают промыслы?

Мастера, живя в одной местности, занимаясь одним видом художественного ремесла, стали создавать изделия не для собственных нужд, а для рынка, стали объединяться, чтобы легче было работать.

Так возникли народные промыслы.

В России после реформы 1861 года многие промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Им приходилось конкурировать с крупными капиталистическими фабриками, это мешало плодотворному развитию народного искусства. Техника ремесла становилась все более виртуозной, потому что надо было работать скоро и экономно. Например, каждый быстрый, доведенный почти до автоматизма, поворот кисти жостовского художника рождал лепесток, а то и целый цветок в букете, украшавшем поднос. Разделение труда на все более мелкие операции, стремление максимально упростить и стандартизировать процесс производства изделия (так дешевле) приводили к снижению художественного качества продукции, постепенному вытеснению творчества ремеслом. Разрыв с традиционным мировосприятием вел к утрате вкуса - начиналось подражание худшим городским образцам. В этих условиях многие промыслы приходили в упадок, другие усваивали чуждый народному пониманию красоты коммерческий стиль, теряя свое лицо.

Творчество народных мастеров получило поддержку в 1919 г., когда ВЦИК принял постановление "О мерах содействия кустарной промышленности". В послевоенные 40 - 50 годы много было сделано для того, чтобы самобытное искусство жило, развивалось. Возрождались пришедшие в упадок художественные ремесла: богородская резьба (карточки с названиями центров народных промыслов прикрепляются на магнитной доске) и хохломская роспись по дереву, вологодское и елецкое кружево-плетение, заявили вновь о себе Дымково, Городец, Сергиев Посад. О каком народном искусстве напоминают вам эти названия! .

Создавались новые по сути художественные промыслы, такие, как тобольская резная кость, ростовская финифть, великоустюжская чернь, лаковая миниатюра на основе иконописцев. С помощью ученых разрабатывались новые виды продукции, осуществлялась механизация подсобных, подготовительных и других работ (Павлов Посад). Сегодня народные промыслы существуют в 2-х формах. Первую из них можно назвать свободным промыслом. Интересный пример стихийно родившегося в советское время промысла - искусство с. Полхов - Майдан в Горьковской области (Нижегородской), где уже несколько десятилетий изготавливают точеные и расписанные яркими красками "тарарушки", как их называют сами мастера. Это матрешки, поставцы, солонки, грибки - копилки, детские игрушки и т. д. В зимнее время буквально все село и соседняя деревня Крутец превращаются в огромную мастерскую. Традиции здесь передаются "из рук в руки", от отца - токаря к сыну, от матери - красильщицы к дочкам.

Другая форма - организованные народные художественные промыслы, к которым относится большинство наших всемирно известных очагов народного искусства. Например, Жостовская фабрика декоративной росписи, Вологодское кружевное объединение "Снежинка", два хохломских предприятия, производственное объединение "Гжель", центры лаковой миниатюры... Это солидные предприятия, где осуществлена механизация подсобных работ, имеются профтехшколы, готовящие кадры молодых талантливых мастеров.

Продукция традиционных народных художественных промыслов - наша национальная гордость, она широко известна за рубежом, пользуется спросом и у нас в стране.

Главное условие дальнейшего расцвета старых художественных промыслов и появления новых - массовое народное творчество в селах.

В очень далеком прошлом, когда в пещере погас костер и добывшие вновь огонь наши предки стали поджигать сухие травы и сучья на другом месте, они случайно заметили, что на бывшем кострище земля стала твердой, как камень, да и оставшиеся на обугленных корневищах комки земли тоже затвердели и превратились в камешки. Так стало известно свойство глины твердеть в огне, превращаться в камнеподобный материал. Тогда человек начал лепить из глины и обжигать простейшие сосуды. Именно так объясняют историки и искусствоведы появление первого искусственного материала - керамики (на доске записано "Керамика"), которая в наше время является наиболее распространенным материалом декоративно - прикладного искусства.

"Керамик", керамика от греческого слова "керамос" - глина произошло название предместья Афин, где жили гончары, этим же словом начали называть все изделия из обожженной глины.

Это изделия из любых глин и глиноподобных материалов, обожженные до полного спекания черепков (при температуре больше 1000°).

Керамические изделия из цветной глины, покрытые сверху непрозрачной цветной стекловидной поливой, эмалью, получили название майолики. Слово "майолика" (показ карточки) происходит от названия испанского острова Майорка, где было начато одно из древних производств майолики.

К майолике относится вся облицовочная керамика, покрытая эмалями. Такая облицовочная керамическая плитка называется изразец (показ карточки со сл. словом). Изразцы применяются с X - XII в. в. в Киевской Руси. В XVI веке печи в царских палатах и боярских покоях облицовывали "красными" изразцами (из красной глины). Затем на смену скромным "красным" пришли рельефные изразцы, покрытые зеленой поливой - глазурью, так называемые "муравленые".

Время расцвета русских изразцов - П половина XVII века, когда появилась глазурь 5 цветов - желтая, белая, синяя, зеленая, коричневая. Из них изображали разнообразные плоды, птиц, львов, всадников и т. д.

Под Москвой, в монастыре появилась мастерская под руководством Петра Ивановича Заборского, белорусского мастера, "всяких рукодельных хитростей изрядного изыскателя". Начали изготавливать и колонны, и карнизы, и оконные наличники, дверные порталы. Затем они начали работать в Оружейной палате. (Отличился мастер Ст. Иванов по прозвищу Полубес).

В XVIII в. изразцы использовались только для внутренней отделки дома -изящных печей с колонками. Изразцы эти гладкие, без рельефа, с росписью. До середины XIX века многочисленные заводы выпускали расписные изразцы, но затем с появлением в городах парового и водяного отопления печь становится ненужной, выпуск изразцов постепенно прекращается.

В современном строительстве облицовочная керамика по-прежнему находит самое широкое применение.

Керамикой также называют и глиняную посуду.

Первые глиняные миски, блюда, кувшины были грубыми и примитивными. Постепенно их форма усложняется, становится изящной, и простое гончарное ремесло превращается в искусство.

С появлением ручного, затем ножного гончарного круга глине можно стало придавать любую желаемую форму.

Как думаете, какой самой главный момент в процессе изготовления посуды?

Обжиг. Раньше обжигали в обычных кострах. Затем появились гончарные печи. Современная гончарная печь была изобретена в XIX веке.

Интересны черные, так называемые мореные изделия. Их обжигали на коптящем пламени, отчего они чернели. А перед обжигом их полировали. Особой изысканностью отличались чернолощеные кумганы - высокие кувшины с длинным тонким изогнутым носиком.

Изготавливали и муравленую посуду, т. е. какую? - покрытую глазурью, но не только зеленой, как изразцы, но и коричневой, желтой

Почти везде, где были залежи глины, занимались гончарством. Своими большими фигурными сосудами, покрытыми зеленой, желтой, коричневой глазурью знамениты гончары г. Скопина Рязанской области. Изображения сказочных и реальных птиц и зверей украшают эту необычную керамику.

(Демонстрируется иллюстрация из книги "Народное искусство")


Лепка из глины по выбору (из пластилина).

  1. Демонстрируются этапы работы над посудой.

  2. Самостоятельная работа.

Итог урока.

  1. Какие новые слова и понятия запомнили?

  2. Что такое керамика? Майолика? Изразец?


Литература:

  • Б.Носик «Народное искусство»;

  • Костерин «Учебное рисование»;

  • А. Рогов «Кладовая радости».



Тема: « Искусство кружевоплетение»

Цель: рассказать об истории русского кружева плетения, о современных кружевных промыслах.

Задачи:

Развивать творческие способности детей, вызвать интерес к художественному труду.

Оборудование и материалы:

  • эскизы кружев связанных, крючком;

  • образцы «ришелье», вологодских кружев;

  • карточки с названиями центров кружевоплетения.

Ход урока.

Дети заходят в кабинет, где проходит выставка кружевных изделий.

Занятие начинается с беседы.

Настоящие кружева появились в начале XV века в Венеции, во времена великого Возрождения. Стоили эти кружева, названные позже гипюром, баснословных денег.

В XVI веке началось нечто такое, чем не может похвастаться ни одно из прикладных искусств. Из Италии по Европе словно великая кружевная чума покатилась. Их носили в виде воротников и манжетов, из них шили платья и накидки, ими украшали мужские камзолы и облачение священников, они обрамляли шляпы, ботфорты, перчатки и всякое белье, ими обивали мебель, карелы, даже стены гостиных и спален, а воины устраивали из них поверх стальных лат пышные перевязи. Почти 3 века мало-мальски состоятельный европеец даже и не представлял себе, как это можно прожить без кружев. Они считались такой же первейшей, такой же естественной необходимостью, как еда, как обувь или воздух.

По кружевам сходили с ума, на кружевах разорялись, кружевные вопросы обсуждали короли, кардиналы, министры. Кружева,- как говорят, даже спасли от нищеты Фландрию.

О русских кружевах впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом, и названы они там златыми. В исторических документах описания кружев встречаются с такими эпитетами: кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченное, низанное, саженное жемчугом... Это столько, значит, существовало способов их изготовления.

Кружевоплетение называлось у нас в старину «женским замышлением», а сами кружевницы - «плетеями».

Еще одна особенность русского кружева: оно вплоть до нынешнего века разделялось на заимствованное - для знати, и свое, народное, не менее распространенное.

В Вологде в начале минувшего века никому на ум не могло прийти, что их город вскоре невероятно прославится кружевом. Здесь им будут заниматься многие десятки тысяч человек.

Это старинное рукоделие бытовало во многих местах, но здесь узор делали особенно плавным, напевным. То есть уже в седой древности шли в орнаменте и от традиционного русского узора, и от своих северных песен.

Когда-то вологодская мещанка Анфия Брянцева взяла и выплела на коклюшках (показать) белую тесьму, фон сделала звездочками - снежинками - получилось необычайно красивое и ни на какое другое не похожее.

С чьей-то легкой руки эту манеру назвали вологодской, а саму ленту -

ВИЛЮШКОЙ.

И надумали мать и дочь выплетать женские воротники с длинными концами. Мода эта привилась, пошли многочисленные заказы. И вот любопытные цифры: к 1880 году на Вологодчине насчитывалось 1100 кружевниц, работавших на продажу, а к 1912 году там было уже 9 тысяч мастериц, промысел за 30 лет вырос в 30 с лишним раз. И Брянцевы были одной из важных причин этого. Мода на кружева в России росла как снежный ком, и плели их из тончайших льняных ниток.

В первой половине XIX века появились кружевные фабрики с искусными мастерицами из крепостных крестьян, свои центры кружевоплетения: Вологда, Елец, Михаилов, Балахна, Вятка, Арзамас, Калязин, Торжок.

В Михайлове плели и плетут узкое плотное кружево из ярких цветных ниток, преобладал в них красный цвет.

В Ельце тоже чаще всего встречается геометрический узор, рельефнее и плотнее. Край Елецкого кружева оканчивается мягким овальными зубцами, между каймой и фоном легкая решетка.(рис.1)

Вологодские кружева были 2 типов: сцепные кружева без решеток, позднее узор выплетали на фоне красивых ажурных решеток, вводятся цветные шелковые нити сдержанных тонов. (рис.2)

В Балахне, Нижегородской области, плелись черное и кремовое кружево на западный манер. Кружево имело тюлевый фон и плотный узор.

(Показ иллюстраций) Самым большим кружевным центром в наши дни является кружевное объединение «Снежинка» на окраине Вологды.

Если в Михайлове число мастериц около 200, то в «Снежинке», учитывая и надомниц, их более 8 тысяч. Есть в Вологде и училище кружевоплетения.

(Демонстрируются фотографии из книги «Вологда»).

Дети читают стихи П. Синявского.

Вологда завьюжена

Белыми снегами.

Вьюга стелит кружева

Прямо под ногами.

Рассыпают искорки

Северные краски,

Снежные узоры

Кружевные сказки.


Девицы - красавицы

Взяли, поглядели,

Век переплетаются

Звонкие метели

И рисуют девицы

Белые картинки.

Кружево сплетается

Тоньше паутинки.


Вот еще поучимся –

Охают подруги, -

Кружево получится

Лучше, чем у вьюги.

На морозе - холоде

Иней серебрится

В городе во Вологде

Чудо - кружевницы.




У всех кружевниц непостижимое изящество и гармония. Но у всех разнообразие линий и деталей.

Вслушайтесь только в названия некоторых кружевных узоров, вдумайтесь!

Павлинки; Дубовый лист; Корабли; Протекай, речка; Барабаны; Денежки филейные; Лапти; Брошки - пышки - города. Вертячий край – розы, колуны, бараньи рожки. Паучки. Блины. Вороньи глаза, куриные лапки, огурчики, павой за павой. Пышечки, рыжечки, рябушка, сосновый бор, суровые колеса, сыпчатое. Череночки. Узкие узятки.

Вся магия узоров в пластике и ритмах - как их красоту перескажешь. Кружева надо видеть. На них надо смотреть!

Несмотря на художественные особенности и расстояния, между кружевными промыслами нет разницы. Везде круглые тугие подушки, обвешанные коклюшами. Везде выбит пол под козелками. У всех кружевниц искалечены, обломаны ногти на больших и указательных пальцах - булавки -то приходится выдергивать и вставлять ежедневно сотнями. Везде непрерывно и ровно постукивают коклюшки. В общем, монотонная это работа. Хотя звон коклюшек похож на воробьиный гомон, когда он звучит, час, день, месяцы и годы подряд, хотя кружевницы слушают музыку и очень любят петь. Они утверждают, что без песни настоящего кружева не сплести, что мужчины не выдержали бы этой работы...

Каждая кружевница превращается в художницу и живет в том непередаваемо счастливом состоянии, когда у нее из обыкновенных ниток получается несказанная красота. Она делает людям праздник. Вечный праздник. И завтра будет делать. И всю жизнь!


Практическая работа.

Составляют рисунок кружева или кружевного изделия. Можно черным цветом (акварель, паста, тушь) по белому. Можно по цветному фону белый узор (гуашь, кисть).


Подведение итогов урока.



Тема: «Городецкая роспись»

Цель: Кратко рассказать об истории возникновения, о развитии промысла, о композиционных и цветовых особенностях городецкой росписи. Научить составлять орнаменты для росписи предметов быта (разделочные доски, блюда) по Городецким мотивам.

Оборудование, материалы и литература:

  • Папка - раскладушка с элементами городецкой росписи и его этапами;

  • Работы учащихся предыдущих лет;

  • Карточки со словарными словами;

  • Карточка с названием центра городецкого промысла;

  • А. Барадулин «Основы художественного ремесла»;

  • X. Махмутова «Роспись по дереву».


Ход урока.

Дети читают заранее подготовленные стихи «Городецкий расписной возок», XIX век.


Тройка черных и сильных коней,

Расписная и деревянная!

Городецкий мастер над ней

Помудрил, трудясь неустанно.


И возницы, - всмотритесь, - стоят

Величавые, стройные девы:

И прямы, и суровы, глядят

На дорогу, на лес, на посевы.


Удивителен малый возок.

Не возок, такое приснится,

Он украшен цветами, высок,

И на нем намалевана птица.


Три богини земной целины

И воды, и великого неба

В колеснице изображены

Обещаньем достатка и хлеба.


Вот и едут они на возке,

На божественной колеснице:

Кони - звери бегут налегке,

И парит темно - синяя птица.


Дальше говорит педагог:

- Стихотворение это написал профессор МГУ, доктор искусствоведения, крупнейший специалист в области декоративно - прикладного искусства Виктор Михайлович Василенко. Он был тронут, очарован этой незатейливой городецкой игрушкой. (Демонстрируется рисунок).

Только ли забавными игрушками знамениты народные мастера Городца? Чем промышляли прежде и теперь? Какой особенностью, каким цветовым богатством отличается городецкая роспись? Об этом вы узнаете сегодня.

Рассказ педагога:

Курцево, Косково, Репино, Савино, Охлебаиха - деревни эти тянутся вдоль извилистой и чистой как слеза Узолы в 15 - 20 км выше Городца. Места очень красивые. Правый берег высокий, овражистый, и все деревни на нем. Возле деревень березы и сосняки. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами, с богатой резьбой, весело раскрашенные.

Но сейчас речь не об этом.

Ладьи, кербасы, учаны, буфты, расшивы, беляны, барки, мокшаны - так назывались суда, бегавшие некогда по Волге под разноцветными парусами. И чуть не половина из них испокон века строилась здесь, у Городца. Притом, судов особенных, самых красивых в России, ибо у городецких мастеров было заведено: даже мелководную паузку и ту , от носа до кормы покрывали глубокой богатейшей резьбой. Иногда потом раскрашивали ее, иногда оставляли чистой. Эти корабелы еще с века положили начало городецкому промыслу.

Здесь то с середины прошлого века и делали единственные инкрустированно - резные прялочные донца. Славилась округа и еще одним промыслом, вернее сказать, особенно славилась, т. к. «промышляли» тут почти в каждом селении. И вещи делались везде тоже преотличные: пряничные доски, деревянные игрушки, сани, дуги, балалайки, а также гончарные изделия и кружева. Даже старинные книги тут иллюстрировали и вручную переписывали для старообрядцев.

Братья Мельниковы из Охлебаихи в середине прошлого века соединили резьбу с самой настоящей росписью.

Они стали помещать на донцах прялок не условно - символические картинки, как раньше, а довольно жизненные жанровые сценки: охотников, укрощение коней, посещение невест. Фигурки обозначали резным контуром, каждую еще и расписывали, иногда в несколько цветов, да с мелким орнаментом. Фон обычно брали ярко-желтый, а на нем немного красного, коричневого, да еще звонко-голубые пятнышки птиц, цветов, дамских зонтиков. Работали всего четырьмя красками, а декоративного эффекта и гармонии добивались поразительных: донца прялок, казалось, переполнены, лучатся солнечным светом.

Младший брат, Антон, потом совсем оставил резьбу, и только расписывал донца прялок. И как расписывал! Появились сцены торжественных чаепитий, свиданий, прогулок, совершенно новые кони, ярко - пестрые птицы. Появилось обрамление картинок остролистыми ветками и большими цветами, похожими на розы, среди которых попадались и совсем необычные - черного цвета.

Роспись намного выгодней, выполняется быстрей, и постепенно она вытеснила резьбу. Между окошками с картинками на каждом донце появились так называемые решетки - средники, полосой узора из роз и купавок. Но на розы они не походили. Это были цветы с яркими оживленными сердцевинками - кружочками.

Купавки - производное от купавы, (Купалы - это по Далю) выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит, круглый бутон, а на нем шарик в белых упругих полосках - оживках; напружиненный получался цветок, вот - вот лопнет, раскроется. А цветы - то алые, то желтые, то синие, то даже черные. А вокруг цветов зеленые веерные листья – папоротник ( показ иллюстраций). Живых черных цветов нет, но городецкая роспись во многом условна, как условно все народное искусство, здесь все держится, прежде всего, на цвете, на его декоративных отношениях.

Никаких предварительных набросков карандашом мастер не делал. Просто брал кисть, зацеплял ею из чебелашки- (это такие чашечки) темперную краску и в один мазок обозначал шею, в другой - туловище коня. Точно так же - птицу.

Черные пятна так все разбросает по доске, потом красные, зеленые. Пока никаких сцепок между ними нет, каждое пятно лежит отдельно, общая картина только в голове мастера. Представляете, какое чутье, какой опыт и руку надо было иметь, чтобы не сбиться.

Когда большие плоскости высыхали, вносились всякие детали и соединительные элементы. Затем все элементы моделировались и разрабатывались кончиком кисти: лепестки выделяли серпиками. Оживки клали поверх основного тона в самую последнюю очередь белой краской (штрихи, точечки и т. д.)

Три художника определяли накануне революции основные направления Городецкой живописи. (рис.3)

Ярко лирическое - Игнатий Андреевич Мазин.

Повествовательно - философское - Федор Семенович Краснояров.

Формально-холодноватое - Игнатий Клементьевич Лебедев.

Все остальные мастера - Василий Лебедев, Александр Сундуков, Егор Крюков, Гаврила Поляков - шли следом.

Василий Лебедев любил сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную, часто их изображал; лучшие розы писал Александр Сундуков, Гаврила Поляков -многофигурные военные баталии. Игнатий же Мазин еще в молодости все, что угодно мог изобразить, каждая картина - жизненная сценка - несла какое то новое настроение, новые раздумья, и у всей жизни были свои цвета. И воспроизводить секрет этих цветов могли лишь редкие единицы, даже среди художников. Игнатий Мазин был одарен этим уменьем в высшей степени.

Игнатий Лебедев занимался обивкой, покраской, лакировкой выездных саней, тарантасов и пролеток, много читал, прекрасно пересказывал «Руслана и Людмилу», былину про Илью Муромца, помнил уйму стихов, поновлял иконы.

Федор Краснояров композиции строил как изорассказы, никакой пропорции и перспективы, нагородит всего в красочном многоцветье. В 1937 г. все три Мастера вместе с мастерами других российских промыслов оформляли в Третьяковской галерее выставку народного искусства в шести залах.

В наше время городецкие мастера, сохраняя традиционные формы городец-кой росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуреты сундучки, кони качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелей

Росписи выполняются клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые, даже сиреневые и фиолетовые цвета и их неожиданно звучные сочетания. Работа выполняется в таком порядке. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы - все ярко выражает красоту природы и радость жизни. ( демонстрация готовых изделий). Обратите внимание на эти сложные композиции, выполненные по традициям городецких мастеров.

Сегодня нам тоже предстоит выполнить композицию по городецким мотивам для росписи разделочной доски или блюда. Сначала поупражняйтесь кистью на отдельной страничке альбома (на половину). Затем приступайте к основным работам.

Практическая работа.

Подведение итога. Мини выстовка.

Тема: « Народная праздничная одежда»


Цель: Ознакомление с народной праздничной одеждой как средством выражения нашими предками своих представлений об устройстве мира; как источником для создания современных моделей одежды; импровизация по мотивам старинной праздничной одежды, выполнение проектов праздничных костюмов с орнаментами (создание современной модели с опорой на старину).


Оборудование и материалы: цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь, фломастеры.


Беседа

Одежда прошла в своем развитии долгий исторический путь.

Что повлияло на формирование русского народного костюма?

(На формирование состава, покроя, декора оказывали влияние географическая среда, климатические условия, особенности культурных традиций, характер обычаев, историко - социальные процессы).

Русский народный костюм - это прежде всего памятник народного искусства, элемент материальной культуры, декоративное творчество народа.

Почему?

(Самое лучшее в традициях покроя, украшения, передавалось из поколения в поколение. Русская одежда в прошлом имела высокое художественное значение, срабатывалась руками мастеров, богато декорировалась с особым смыслом, несла древние художественные традиции).

Сегодня вы узнаете об основных элементах народного костюма, об их смысловом значении, о декоре элементов костюма, будете выполнять практическую работу по моделированию русского народного костюма.


Каким же он был, русский народный костюм?

Будничные одежды были простыми и скромными, а праздничные и обрядовые - богатыми и нарядивши.

В течение долгих веков хранителями национальных традиций в костюме прежде всего были деревенские жители, земледельцы, потому что дворянство, купечество, горожане были вынуждены одеться в европейский костюм по указу Петра I.

Женские одежды поражают своей самобытной красотой и обилием вариантов, в каждой губернии одевались по - своему. Ученые выделяют 2 комплекса: северорусский и южнорусский. Но для всех сословий и классов, для всех губерний, и для мужчин, и для женщин основой костюма являлась рубаха. По обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX в. кое - где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен, и с ней связано множество поверий. Например, свою рубаху нельзя было продавать, иначе продашь заодно и свое счастье. Потому и ценились люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубаху.

В старину рубаху шили из цельного полотна от ворота, до подола, отсюда название проходимца, но затем такая рубаха остается лишь как свадебная или похоронная. Позже начали носить рубаху из 2-х частей, верхней - рукавов и нижней - стана.

Готовя нарядную рубаху, рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи, ворот расшивали красными нитками, часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, весь подол почти сплошь покрывали вышитым или тканым узором. Какой смысл вкладывали в вышивку? Что могли изображать? Почему?


(Представление об устройстве мира; ромб, меандр, квадратики с точками, и полоска земля, и крест огонь, и крючковатый крест - это мысли о Жизни и Благе).

(Демонстрируются иллюстрации из книги "Народный костюм")

Бытовала нарядная плакальница - рубаха, или махавка, с очень длинными и длинными рукавами, в которой невеста в день свадьбы прощалась с родителями, махая рукавами, причитала...

Северорусский женский комплект включает в себя рубаху и сарафан.

(Слово "сарафан" впервые встречается на Руси в XIV веке применительно к мужской одежде).

Сарафаны шили из разных тканей, разного покроя, и назывались они по -разному: клинник, сукман, штофник, дольник, лямошник, раздувай, москович и т. д.)

Поверх сарафана надевали передник, обязательный элемент костюма. Названия у них разные: запои, передница, фартук.

На сарафан и передник надевали душегрею, собранную складками на спине. Она тоже имеет разные названия: с рукавами - епанечка, на лямках - коротенька, коротена, перо.

В осеннее и зимнее время поверх надевались распашные шугаи (типа жакета) с меховой отделкой.

Заметно отличается южнорусский костюм - он ярче и пестрее. Поверх рубахи надевается понева три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром - гашником (гасником). Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, полы не сходятся, в просвете видна рубаха, которая подтягивалась до колен, а на поясе образовывался большой напуск.

Далее следовал передник (занавеска, запон) , а на нем - нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая разные названия: насов, на-вершник, шушун, шушпан, сукман, бастрог, коротай.

Невозможно представить русский народный костюм без пояса. Пояс, как и крест, давали при крещении, ходить без него считалось неприличным, особенно молиться Богу. Нельзя было и спать без него. Распоясать человека - значило обесчестить его. Пояса были плетеными, ткаными, с особым орнаментом, иногда с надписью. Пояс завязывался под грудью или под животом. Если сарафан был сшит из дорогих тканей, пояс завязывали под ним на рубахе.

Он нес большую смысловую нагрузку (роль оберега).

Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие -для верхней одежды, поуже - для горничной, праздничные и повседневные.

Наконец, головной убор, без которого русский народный костюм немыс-

лим. По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней - это глухая шапочка,(рис.4) у девушки - перевязка,(рис.5) оставляюшая верх головы незакрытым. Девичьи повязки имели прямоугольную форму и укреплялись на голове при помощи лент, тесемок. Были девичьи уборы в виде венца или обруча. Во время брачной церемонии невесте надевали коруну - плотный обод с позументом и ажурным венком. Основу всех разновидностей южнорусских головных уборов составляла кичка - твердая налобная часть, надеваемая непосредственно на голову, обычно она имела так называемые рога (рогатая кичка). Поверх кички надевали расшитый золотом и бисером чехол - сороку, затылок закрывала прямая полоса ткани - позатылень. Вокруг названных трех элементов создавался сложный по составу многослойный головной убор. Иногда он включал до 12 частей и весил до 7 кг. Украшали пухом, перьями, лентами, блестками, пуговками. Женские головные уборы северных губерний, имевшие общее название кокошник, отличались от южных. Украшались чаще перламутром и речным жемчугом, белым бисером, фольгой, стеклярусом. Формы были разнообразные. Головной убор- "ряска" закрывал только пучок волос, но его жемчужная или бисерная поднизь и подзатылень - остальную часть головы. Кокошник (от старинного "кокошь" – курица ) имеет форму шапочки, с закрывающими уши лопастями.

Необычные украшения в виде шишек имеет кика ( показ иллюстраций).

Шамшура (самшура) имела форму шапочки с округлым твердым донышком и носилась в большинстве северных губерний с богато вышитыми платками.

К концу XIX, началу XX века кокошники и шамшуры были заменены более простыми повойниками и сборниками.

Большую роль в девичьем и женском костюмах играли различные украшения: серьги, гайтаны, наспинные и поясные подвески, нагрудные "языки" и "грудки".

Для севера России характерны ожерелья типа ошейника или воротника, снизанные из жемчуга, белого бисера.

У девушек в косу вплетались разнообразные "косники"

Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская женщина представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно, торжественно.

Мужская одежда была более однотипной по всей территории России и не отличалась такой красочностью как женская.

В состав мужского костюма повсеместно входили рубаха, порты (штаны), пояс, обувь, головной убор. Рубаха чаще была с косым разрезом ворота и ластовицей. Мужские штаны - порты - чамбары шили из полосатой ткани или набойки, из белой домотканицы или из сукна домашнего изготовления. Очень редко они украшались ( показ иллюстраций).

Головные уборы русских крестьян чрезвычайно разнообразны, но основ-

ными были валяные из белой, серой или коричневой шерсти шляпы двух видов – с тульей и небольшими полями и колпаки валенки без полей.

Свадебные шляпы обильно украшались( показ иллюстраций).

Вскоре шляпы были заменены кожаным и матерчатым картузом.

Верхняя одежда была единообразной как для мужчин, так и для женщин. В весенне - осенний период наиболее распространенными были кафтаны, зипуны, армяки, азямы, свиты, различные по покрою, но все с глубоким запахом или застежкой на левую сторону. Зимой в качестве верхней одежды использовали овчинные шубы, тулупы, полушубки.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью, плетеной или кожаной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для мужчин и для женщин и различалась только размером и украшениями.

Из лаптей праздничными считались вязовые лапти, которые после запаривания приобретали красный цвет. Лапти надевали поверх онуч (полос ткани, оборачиваемых вокруг ноги) обычно белого цвета. Онучи закреплялись на ноге белыми или черными веревками - оборами длиной до 4 м. Широко использовалась кожаная обувь: сапоги, полусапожки, башмаки и

женские коты с красной оторочкой на высоком каблуке – что-то вроде туфель, но попросторнее, т. к. их надевали на вязаные толстые чулки, однотонные, полосатые или узорные (с опиской - узором по верху). Такие же чулки носили и мужчины. В зимнее время носили катаную или валяную обувь. Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. И на рубахах, и на сарафанах, и на поневах, и на передниках изображались женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами, полосы, меандры, кресты. Они выражали идею плодородия матери - земли, столь близкую душе земледельца; идею добра, благоденствия. Бисерная поднизь, ленты напоминают струйки дождя. Названия головных уборов - сорока, петух, кокошник (кокошь) напоминают о птицах. Весь многослойный костюм - идея Вселенной.

Русский крестьянин был часто неграмотен. Он не отделял себя от природы, от истории, духовного опыта и от древнейшей земледельческой культуры - все это отразилось в костюме.

К сожалению, сегодня мы можем увидеть народный костюм в музеях, на выставках, на фольклорных праздниках, на репродукциях. Из жизни он ушел так же, как ушли многие красивые традиции. Но помнить, хотя бы иметь представление о старине мы должны. Должны знать историю предков, уважать их культурные традиции, ибо, как сказал А. С. Пушкин.

"Уважение к минувшему - вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости ".

Отрадно то, что в отдельных районах страны бытуют комплексы народной одежды, которые бережно хранят и надевают на свадьбу, на праздничные гулянья.

К народному костюму часто обращаются модельеры, создавая образцы современной одежды.

2. Практическая работа.

Представим себя модельерами. Работать будем группами. Каждая группа получает свою куклу из картона, цветная бумага у вас есть. Одна группа "одевает" в северорусском стиле, вторая группа - в южнорусском, 3-я - в мужской костюм, остальные группы составляют эскиз современной модели, связанной со стариной.

3. Подведение итогов.

Литература:

Альбом «Русский народный костюм»;

А. Лебедева «Русский народный костюм»;

В. Конова. «Наряд русской крестьянки»






ПРИЛОЖЕНИЕ


hello_html_1921c163.jpg


Рис. 1 (Елецкое кружево)



hello_html_3a462701.jpg




Рис.2 (Вологодское кружево)




hello_html_7c99c6e8.png



Рис.3 (Городецкая роспись)






hello_html_aed8ec9.jpg
















Рис.4 (замужняя крестьянка)


hello_html_5ce651ed.jpg

Рис.5(девушка крестьянка)














































34


Методическая разработка «Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»
  • Технология
Описание:

В данном пособии раскрыта история русского народного искусства.

Цель данного пособия:

  • Познакомить с историей русского народного декоративно-прикладного искусства.
  • Познакомить детей с   традициями и  мироотношением предков.
  • Дать осознание личной связи с корнями своей земли.

 

В пособии имеется цикл занятий на тему

 

«Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве».

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей помогает воспитать:

  • бережное отношение к вещам;

  • уважение к национальному достоянию и национальной культуре;

  • уважение в творческому труду людей;

  • повышает культурный уровень.

     

    Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

    Знакомясь с народными традициями, дети осознают  личную связь с корнями родной земли. Народное искусство всегда было по преимуществу бытовым. И изучать его приёмы, традиции, его своеобразную художественную структуру надо непременно работая с полезными и нужными в быту вещами.

     

Автор Гладышева Надежда Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1500
Номер материала 26983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓