Главная / Начальные классы / Методическая разработка на тему "Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников

Методическая разработка на тему "Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников

Методическая разработка в помощь учителям начальных классов и родителям.

Чиряева Айталина Айаловна, учитель начального класса МБОУ « Нюрбинская начальная общеобразовательная школа №3» г. Нюрба.



Система упражнений
для формирования
устойчивого навыка чтения у младших школьников.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Это основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Внимание родителей хотелось бы акцентировать, что для начального этапа обучения чтению начинается с узнавания букв. Необходимо учить буквы не их полными алфавитными названиями (например, «бэ», «эм», «гэ»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв только затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. Мы в результате своей практики пришли к следующему варианту работы: сначала выучить все гласные (не называя ребенку самого понятия «гласные»), а затем учить согласные (также не называя понятия, )лучше в начале учить согласные которые можно тянуть например: Н, М, С, Л и сразу составлять слоги. Например, учим букву «Н»: нарисовали ее, выложили из палочек, слепили из пластилина, и т.д. Затем составляем слоги, ставим в начале гласную например, А, так как ее можно петь и на каком либо расстоянии согласную, например Н. Затем в игровой форме пользуясь машиной, фигуркой бегущего человека, какого либо сказочного героя и т.д, просим ребенка тянуть звук А пока наша игрушка не приедет к следующей букве и называем её не прерываясь. Например, АААААААН. Так же читаем слог, начиная с согласного. Далее так же, можно переходить к изучению следующих согласных, которые сложно тянуть.

Когда дети начинают читать, можно применить ещё один прием. Вначале ребенок должен сказать, как движется его рот при произношении конкретного звука в слове. Например: слово ШАР, показываем на букву Ш и просим сказать открыт наш рот или закрыт. По той же схеме работаем с другими буквами. Т.е получается Ш- закрыть, А – открыть, Р – закрыть. И только после этого просим прочитать слово, но за ранее оговариваем, что звуки не должны прерываться.

Когда ребенок научился соединять слоги и читать короткие слова появляются другие причины, которые могут помешать формированию устойчивого навыка чтения. Зачастую эти причины пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Для начала нужно узнать, какие причины тормозят формированию устойчивого навыка чтения.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Среди них:

  1. Природный темп деятельности.

  2. Регрессии- возвратные движения глаз.

  3. Отсутствие антиципации (смысловой догадки)

  4. Нарушения артикуляции

  5. Неправильное дыхание

  6. Малое поле зрения

  7. Уровень организации внимания

  8. Уровень развития памяти.

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на навыки чтения. Далее я кратко остановлюсь на каждой из этих причин и приведу примеры упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения.

  1. Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:

  1. Буксир

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

  1. «Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  1. «Бинарное чтение»

Один текст читают 2 ученика.

  1. «Очередь»

Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст

  1. «Ловушка»

Учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

  1. «Прятки».

Нахождение в тексте слова с определенным признаком.

  1. «Круговое чтение».

Небольшой текст читают по 1 слову друг за другом несколько раз.

  1. «Кто быстрее?»

Учитель читает предложение (запись на доске, на карточке) ученики находят его в тексте.

9. «Фотоглаз»

-На доске столбик слов, которое дети читают определенное время, слова закрываются, дети по памяти воспроизводят прочитанное

- Чтение кадров диафильма.

II. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным.

Упражнения для устранения регрессий

  1. «Чтение с окошечком».

Для него Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

  1. «Чтение пар слов, отличающихся одной буквой»

козы – косы трава – травы

ветер – вечер взбежал – вбежал

  1. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

  • Шляпа шляпа шляпы шляпа

  • Стол столб стол стол

  • Дом дом дом ком

  • Галка палка палка палка

  • Лапа лапа лапа липа

  • Попал пропал попал попал

  1. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

  1. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

  1. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

  1. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось разливалось

Пу –те -шест–во–вать путешествовать

За – швы – ря - ли зашвыряли

  1. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

  1. Чтение перевёрнутого текста.

  • Способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв

  • Развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов

  • Совершенствует тонкость координации движений глаз и точность переработки воспринятой информации

  1. Антиципация или смысловая догадка

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

  1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Например: Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля….

  1. Восполнение пропусков слов в предложении

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он __________ маленькую перекосившуюся __________

на курьих ножках .



  1. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв

Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й

И тут мальчик неожиданно о__я___ся

  1. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

5. Занимательные модели.

- е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - - (енот, езда, ерши)

е - - (леса, село, пела)

6. Слова-невидимки

- Я толстый и большой. С - - -

- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

- На мне кузнечики звенят. С - - -

- А я - конечный результат. И- - -

(слон, стон, стог, итог)

7. Поочередное чтение слов нормально и наоборот

Ехали идевдем

На едеписолев.

А аз ними ток

Задом дерепан.

  1. «Поиск смысловых несуразностей».

Поздней осенью, как обычно,

буйно зацвели яблони

  1. «Чтение текста через слово».

  2. «Чтение только второй половины слов».

  3. «Двукратное произнесение каждого слова».

  4. «Чтение с повторным произнесением некоторых слов»

  5. «Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

14. Закончи пословицы.

15. Соедини части пословиц между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу.

IV. Артикуляция

Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.

Упражнения для работы над артикуляцией

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

  • Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би

  • За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи

  • Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе

  • Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле

2. Чтение чистоговорок.

  • Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

  • Ло - ло - ло — на улице тепло.

  • My - му - му — молоко кому?

  • Ры - ры - ры — летают комары.

  • Чи - чи - чи — у дома кирпичи.msotw9_temp0

3. Чтение скороговорок.

4. Структурная слоговая таблица.











  1. Плавность чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:

msotw9_temp0



  1. Неправильное дыхание

Упражнения:

  1. «Задуйте свечу»

  2. «Сдерживание дыхания» Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

  3. «В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

  1. «Выдох со счетом»

  Как на горке, на пригорке

           Стоят 33 Егорки   (глубокий вдох)

           Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

  1. «Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

   Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

  1. «В лифте»

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

  1. Малое поле зрения.

Большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Упражнения:

  1. «Пирамида»

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно. hello_html_m1d7aeda8.png

  1. «Чтение первого и последнего слогов на строке».

  2. «Словесная пирамида».

    кол

    укол

    уколол

    уколоть

    укололся

    ма

    мал

    мама

    марка

    маркиз

    знать

    узнать

    познать

    опознать

    опознанный

  3. Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

  1. «Непослушные слова».
    Задание:
    даны слова с буквами разного размера. Прочитай сначала слова, записанные маленькими буквами, затем – большими.

СнОоМс

КрОуЖкАа

  1. «Собери слова». соедините слоги первого и второго столбиков так, чтобы получились слова.

СЛО З

ГЛА М

СТО Б

ГРИ Л

СТУ Н








VII. Уровень организации внимания.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.msotw9_temp0

Упражнения: 1.





2.

msotw9_temp0

3. Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

Киноыаелмухаорлфсыропрмама

рпмашина



4. Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

  1. Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

  1. Корректурные пробы

msotw9_temp0msotw9_temp0msotw9_temp0msotw9_temp0

  1. Развитие памяти

Упражнения:

  1. Чтение строчек с прикрытой верхней или нижней половиной

  2. Диктанты Федоренко

Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.

  1. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

  2. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

  3. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

  4. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

  5. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

  6. Чтение одного предложения с разной интонацией.

  7. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

  8. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

  9. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

  10. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

  11. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

  12. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).

  13. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

  14. Чтение по ролям.

  15. Чтение по ролям без слов автора.

  16. Инсценирование.

  17. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

  18. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Работа с текстом ( учебник ).

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

  2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.

  3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

  4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

  5. Работа над заголовком.

  6. Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

  7. Выбери заголовок ,из предложенных.

  8. Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

  9. Подбери к заглавию часть текста.

  10. Озаглавь части, текст.

  11. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

  12. Составление кроссвордов по тексту.

  13. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

  14. Пересказ по вопросам и без них.

  15. Составление плана текста.

  16. Подбор иллюстрации к тексту.

  17. По иллюстрации определить содержание текста.

  18. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

  19. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

  20. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

  21. Подбор загадок к словам из текста.

  22. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

  23. Составление ребусов к словам из текста.

  24. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

  1. Составление кроссвордов по тексту.

  2. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.















Методическая разработка на тему "Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

 

Чтение  - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Это  основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

 

Автор Чиряева Айталина Айаловна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 974
Номер материала 5108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓