Главная / ИЗО, МХК / методическая разработка на тему "Связь времен в народном искусстве"

методическая разработка на тему "Связь времен в народном искусстве"







Методическая разработка раздела образовательной программы 5 класс.

Раздел "Связь времен в народном искусстве"









Работу выполнила:

Пустовалова

Валентина

Викторовна,

учитель I категории

МОУ СОШ №16



















Дзержинск 2014 год.


ЭПИГРАФ: В школе нашей, что за Волгою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища себе ни в чем покоя,
Мастерицы и умельцы славные живут,
Хороша работа расписная!
Вся поет, бесхитростно светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

  1. Пояснительная записка.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» рекомендованная Министерством образования и науки РФ под руководством Б.М.Неменского, является интегрированным курсом, включающим в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, народное и декоративно – прикладное искусство. Программа строится на основе отечественных традиций педагогики. Связи искусства с жизнью человека.

Цель программы:

  1. является духовно-нравственное

  2. Приоритетной целью

  3. художественного

  4. образования в школе

  5. развитие ребенка.


Задачи программы:

  1. Освоить основные виды художественной деятельности на протяжении всего курса обучения.

  2. Ознакомить школьников с различными произведениями мировой художественной культуры.

  3. Обучить основам художественно- образного языка

  4. Развивать художественно-образное мышление учащихся.

  5. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.


Учебно- методический комплект включает в себя:

  1. Учебники.

  2. Рабочие тетради для учащихся.

  3. Программа с краткими методическими рекомендациями

  4. Методические пособия для учителя под редакцией Народного художника России Б.М.Неменского.


    1. Актуальность методической разработки раздела.

В настоящее время происходит утрата корней и снижение общечеловеческих ценностей. Каждый человек должен знать не только историю художественных традиций, но и развивать художественные способности. Как говорили древние мудрецы: «Без прошлого нет будущего». Именно это проходит красной нитью через серию уроков «Народные промыслы». Однако на изучение данной темы отводится малое количество часов, что и побудило меня к написанию данной методической разработки. Используя наработки многих лет (22 года) при создании данной разработки раздела, можно сказать, что она принесет определенную пользу учителям ИЗО.


    1. Принцип отбора содержания раздела

"Связь времен в народном искусстве".

Всемирно известно, что Нижегородская область славится своими народными умельцами и художественными промыслами. В связи с тем, что МОУ СОШ № 16 является экспериментальной площадкой по духовно -нравственному развитию школьников в основу планирования данного раздела был положен принцип «От жизни через искусство к жизни», который предусматривает более глубокое ознакомление учащихся с традициями и корнями Нижегородского края. Наблюдение и переживание окружающей реальности в виде народных промыслов способствуют формированию у учащихся самостоятельного видения мира и их духовно-нравственного обогащению.


    1. Цель раздела

Дать учащимся 5 класса представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Задачи раздела:

  1. Дать основные знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства.

  2. Формирование навыков работы с художественными материалами

  3. Познакомить учащихся с историей развития и разновидностями художественных народных промыслов.

  4. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.

  5. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, интерес к родной культуре, ее истории и традициям.

Технологии образовательного процесса.

  1. Одним из направлений модернизации системы художественного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение компьютерных технологий на уроках ИЗО не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Кроме того, в работе используются здоровьесберегающие технологии, а также метод проектов и исследовательский метод. Также используются различные аудио- и видео средства для активизации познавательной деятельности учащихся.


    1. Технологии образовательного процесса.

Одним из направлений модернизации системы художественного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение компьютерных технологий на уроках ИЗО не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Кроме того, в работе используются здоровьесберегающие технологии, а также метод проектов и исследовательский метод. Также используются различные аудио- и видео средства для активизации познавательной деятельности учащихся.


Формы организации деятельности

Методы используемые на уроке

Формы деятельности учителя на уроке

Формы деятельности учащихся на уроке

Словесные

Рассказ учителя, лекция, беседа, вопросы.

Рассказ, диспут, описание произведений.

Наглядные

Многовариативный показ художественных произведений с одинаковой тематикой разных авторов.

Обсуждение произведений искусств, наблюдение.

Интегрированные

Интегрирование с уроками музыки, истории, литературы.

Анализ художественного произведения, иллюстрирование литературных произведений.

Практические

Фронтальная работа: постановка целей и задач.

Индивидуальная работа учащихся.

Творческие

Исследовательская работа, показ презентаций.

Написание рефератов, составление кроссвордов и ребусов.

Метод проектов

Выдвигает проблему, координирует группы.

Создание презентаций, и выполнение творческих работ.


  1. Структура содержания тематических модулей образовательной программы

Знакомство учащихся с художественными народными промыслами начинается в третьем классе при изучении раздела I: «Искусство в твоем доме»

  • «Твои игрушки придумал художник» (1 час)

  • «Посуда у тебя дома» (1 час)

  • «Мамин платок» (1 час)

Более тесное знакомство с народными художественными промыслами происходит в пятом классе.

Раздел II: «Связь времен в народном искусстве» - 8 часов

  • «Древние образы в современных народных игрушках» (1 час)

  • «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» (2 часа)

  • «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» (2 часа)

  • «Роль народных промыслов в современной жизни» (обобщение темы)

3.1.Учебно-тематический план раздела. 5 класс

"Связь времен в народном искусстве"

урока


Содержание урока


Кол-во часов


1

Древние образы в современных народных игрушках (Дымковская игрушка).

1

2-3

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Искусство Гжели.

2

4-5

«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла».

2

6-7

«Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла».

2

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы).

1


Содержание раздела

Урок 1

Древние образы в современных народных игрушках (Дымковская игрушка).

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках. Особенности формы глиняных игрушек.

  • Познакомить с дымковской игрушкой, ее происхождением, историей, отличительными особенностями.

  • Роспись игрушки традиционным орнаментом.

Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы


Урок 2

  • Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Искусство Гжели.

Начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Народным промыслом называется район для которого характерно распространение того или иного вида крестьянского искусства.

Познакомить учащихся с гжельской керамикой, разнообразием форм посуды, особенностью росписи.


Гжель

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!


Элементы росписи


Знакомство с историей развития Гжельской керамики, с особенностью росписи.

Урок 3

  • Выполнение эскиза Гжельской керамики. Детские работы.

Урок 4-5

  • «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла».

Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла.

Городецкая роспись

Удивляя,

Прорастая,

Как то сказочно живы

Молодые,

Непростые

Ярко-звонкие цветы!

Розы рдеют,

Не редея,

И ромашек взгляд цветной

То бледнеет

То темнеет

Средь гирлянды расписной.

Листья…

Листья…

Закружились в такте вальса

Средь цветов…

И звучит и льется песня

Городецких мастеров!



Урок 4

  • Выполнение упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Урок 5

  • Роспись силуэта изделия. Детские работы.

Урок 6-7

  • «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.»

Познакомить учащихся с историей художественного промысла и произведений народного искусства, разнообразием форм.

Хохлома

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая хохлома!

Урок 6

  • Разучить приемы письма.

Урок 7

  • Роспись силуэта изделия.

Детские рисунки.

Урок 8

  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы).

Урок проводится в форме беседы или викторины, разгадывание кроссвордов, карточки.

Изделия мастеров «излучают» некую невидимую музыку, которая своими нитями уходит в далекое прошлое, соединяя его с настоящим.


Обобщающий кроссворд по теме

Кроссворд наоборот

(подбери определения к словам)

Методы диагностики

Мониторинг успеваемости и качества обучения раздела «Связь времен в народном искусстве» в 5 классе за последние три года представлен в таблице и сравнительной диаграмме.

Результаты

  • Для достижения высоких результатов в процессе обучения использовались различные формы, методы и средства обучения.

  • У учащихся повысился интерес к предмету.

  • Учащиеся принимали участие в городских выставках и получали дипломы и грамоты.

  • Выпускники поступили в ВУЗы с художественным направлением.

Успеваемость и качество учащихся по изучению раздела

"Связь времен в народном искусстве" в 5 классе.

Уровень успеваемости и качество обучения за последние 3года учащихся в 5 классах по теме "Связь времен в народном искусстве".

hello_html_1df71ac1.gif













Анализ данных таблицы и диаграммы показывает, что уровень знаний и их качество составляют в среднем 100% и 90%


Используемая литература:


1. Алексахин Н.Н. “Художественные промыслы России”, Москва, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005.

2. Жегалова С. “Росписи Хохломы”, Москва, “Детская литература”, 1991.

3. Сокольникова Н.И. “Основы композиции”, Москва, “Титул”, 1996.

4. Рогов А.П. “Кладовая радости”, Москва, Просвещение, 1982.

5. “Фольклор в школе”, Нижнетагильский филиал областного института развития регионального образования, Нижний Тагил, 1993.




методическая разработка на тему "Связь времен в народном искусстве"
  • ИЗО, МХК
Описание:

"Связь времен в народном искусстве".

Всемирно известно, что Нижегородская область славится своими народными умельцами и художественными промыслами. В связи с тем, что МОУ СОШ № 16 является экспериментальной площадкой по духовно -нравственному развитию школьников в основу планирования данного раздела был положен принцип «От жизни через искусство к жизни», который предусматривает более глубокое ознакомление учащихся с традициями и корнями Нижегородского края. Наблюдение и переживание окружающей реальности в виде народных промыслов способствуют формированию у учащихся самостоятельного видения мира и их духовно-нравственного обогащению.

 

 

Автор Пустовалова Валентина Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 501
Номер материала 42442
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓