Главная / Другое / Методическая разработка на тему "Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетенции студентов СПО"

Методическая разработка на тему "Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетенции студентов СПО"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»








Методическая разработка


«Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетенции студентов СПО»


Составитель: мастер п/о Ракитина Лариса Николаевна
















Самара 2014


Введение.

Современным рынком труда востребован специалист компетентный, конкурентоспособный, мобильный умеющий работать в команде, способный взять на себя ответственность за принятое решение и результаты труда в целом.

Подготовить такого специалиста в условиях традиционного сообщающего преподавания невозможно, поскольку оно не учит самостоятельному планированию деятельности, принятию решений относительно способа действий, контролю при оценке достигнутого.

Эффективным способом решения сложившейся ситуации является обучение в деятельности и в контексте предстоящей профессиональной деятельности.

Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст, представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов.

Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной.

Цель работы: рассмотреть контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетенции

Объект исследования: контекстное обучение в учреждениях СПО.

Предмет исследования: технологии контекстного обучения в профессиональном образовании.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть суть обучения в деятельности и в контексте предстоящей профессиональной деятельности

2. Рассмотреть лабораторные и практические работы как оптимальные формы организации обучения в деятельности.

3. Провести оценку применения контекстного обучения в ННХТ.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования активных методов для повышения эффективности процесса обучения с целью подготовки специалистов.

Глава I. Теоретические основы контекстного обучения в профессиональном обучении.

§1.Обучение в деятельности.

Особенностью методики обучения в деятельности является то, что на занятиях обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе решения действительной или мнимой производственной ситуации с обязательным выполнением всех фаз полного рабочего действия: информирование – планирование – принятие решения – выполнение – контроль оценка. Педагог при этом выступает в роли консультанта и координатора.

При организации обучения в деятельности обучающиеся в течение занятия выполняют одно комплексное задание, состоящее из двух частей – профессиональной ситуации и собственно учебного задания.

На этапе формирования педагог предлагает обучающимся информационные листы, содержащие квинтэссенцию необходимых знаний. Изучаемый материал в них хорошо структурирован: содержит схемы, обозначения, пояснения, что облегчает его зрительное восприятие и запоминание. С информационными листами обучающиеся работают самостоятельно, вырабатывая своё решение предложенной ситуации.

На этапе принятия решения они объединяются в малые группы и совместно вырабатывают общее решение.

Очевидными достоинствами методики обучения в деятельности являются: высокая мотивация обучения, самостоятельное планирование обучающимися собственных действий на основе активного освоения информации, диалоговое общение, формирование умения принимать решение, учёт индивидуального темпа работы обучающихся, организация самоконтроля и самооценки. Кроме того, в условиях описываемой методики трудовая деятельность становится тематическим центром обучения, а обучающиеся овладевают профессией не только содержательно, но и методически.

Описанный выше подход по своей идее близок контекстному обучению (обучению в контексте предстоящей деятельности), теория и технология которого разрабатывается в отечественной научно-педагогической школе. Сегодня оно продуктивно используется в системе начального и среднего профессионального образования и в профессиональной подготовке.

Контекстное обучение в основе своей имеет три источника: 1) деятельностную теорию учения; 2) идею влияния социального и предметного контекстов будущей профессиональной деятельности на учебную деятельность; 3) опыт «активного обучения».

Основная идея контекстного обучения заключается в необходимости создания психологических, педагогических и методических условий для трансформации учебной деятельности в профессиональную, с постепенной сменой потребностей, мотивов, целей, поступков, действий, средств, предмета и результатов.

Главным в этом случае становится не передача учебной информации, а развитие в опоре на неё способно грамотно выполнять функции, разрешать проблемы и задачи, которые реально встречаются в профессиональной деятельности.

В связи с этим важны:

- системность и межпредметность знания;

- опора на реальный сценарный план деятельности специалистов в соответствии с технологией производства;

- ролевая «инструментовка» профессиональных действий и поступков.

Исходя из вышесказанного, выделим три основополагающих принципа контекстного обучения, которые необходимо учитывать при организации профессиональной подготовки обучающихся:

1. Последовательное моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов.

2. Проблемность содержания обучения.

3. Ведущая роль командного взаимодействия (мастера п/о) и обучающихся, обучающихся между собой в решении реальной или смоделированной производственной ситуации.

При организации подготовки специалистов следует сосредоточить внимание на трёх базовых формах деятельности обучающихся: учебной, квазипофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.

I. Учебная деятельность. В процессе проблемных лекций и на групповых практических занятиях намечается предметный контекст предстоящей профессиональной деятельности.

II. Квазипрофессиональная деятельность моделирует в аудиторных условиях содержание и динамику производства, отношения занятых в нём людей (например, при выполнении комплексного задания, суть которого в разрешении реальной или моделируемой производственной ситуации).

III. Учебно-профессиональная деятельность предполагает выполнение обучающимися реальных практических функций (практические занятия на производстве). Оставаясь учебной, эта работа по целям, содержанию, формам и технологиям максимально приближается к предстоящей профессиональной деятельности.

В процессе движения от учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности обучающиеся овладевают реально востребованными профессиональными компетенциями.

1. Понимать и реализовывать инструкции для модульных установок.

2. Регулировать параметры процессов протекающих на модульных установках, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях.

3. Осуществлять контроль за качеством выходной продукции оценивать и анализировать полученную информацию, делать выводы, представлять информацию в виде режимных листов, графиков, схем, таблиц.

4. Отрабатывать навыки соблюдения требований Т.Б. и охраны окружающей среды на модульных установках.

5. Работать в коллективе, позитивно взаимодействовать с членами группы при решении общих задач.

Глава II. Лабораторные и практические работы как оптимальные формы организации обучения в деятельности.

Оптимальными формами организации обучения в деятельности и в контексте предстоящей деятельности являются практические и лабораторные занятия.

На практических занятиях предметная деятельность обучающихся направлена на накопление опыта использования уже имеющихся знаний и получение новых. Такие занятия проводятся после изучения крупных разделов или тем и носит обобщающий характер.

Лабораторные занятия предполагают изучение каких-либо явлений, процессов с помощью специального оборудования. Целью проведения лабораторных работ является формирование у обучающихся умений и навыков использования технического оборудования.

Учитывая специфику деятельности аппаратчика-оператора, считаю целесообразным акцентировать внимание на лабораторно-практических занятиях, объединяющих в себе обе названные выше функции.

Лабораторно-практические занятия могут носить иллюстративный или следовательский (проблемный) характер. Последние особенно эффективны, поскольку обучающиеся сами выдвигают гипотезу исследования (в случае с начинающими аппаратчиками-операторами – это предположение о возможных причинах неисправности оборудования или последствиях тех или иных действий работника), намечают пути исследования (последовательность отработки возможных причин неисправностей и их устранения), отбирают необходимый материал, инструменты и оборудование.

Затруднения побуждают «исследователей» к активной самостоятельной работе, они стараются хорошо уяснить себе суть проблемы, найти рациональные пути её разрешения.

При этом обучающиеся могут ощутить недостаточность имеющихся знаний, что подтолкнёт их к поиску необходимой информации. В этом случае как нельзя более кстати окажутся информационные листы, справочники.

Практика показывает, что стремление разрешить проблемную ситуацию побуждает обучающихся к диалогу, объединению в группы с целью сбора и оценки основных и вспомогательных данных, обоснованного выбора варианта решения.

Всё это активизирует продуктивное мышление, ведёт к росту количества познанных предметов и явлений, а главное – формирует творческий подход к решению производственных ситуаций.

Новокуйбышевск – город нефтепереработки и нефтехимии. Одно из важных направлений развития его ведущих предприятий – исторически сложившаяся взаимосвязь флагманов отрасли и системы профильного образования. Система профильного образования совершенствуется вместе с изменениями требований работодателей.

На базе ГБОУ СПО «Новокуйбышевского нефтехимического техникума» создан Ресурсный центр профессионального образования химического профиля, в котором проводится обучение новым производственным технологиям с использованием модернизированных образовательных ресурсов по профессиям начального профессионального образования: «Оператор нефтепереработки»; «Аппаратчик-оператор»; «Лаборант химического анализа»; «Наладчик контрольно измерительных приборов и автоматике».

Фирмой Didacta Italia S.r.l. произведены поставки и монтаж учебного оборудования для РЦ ПО на базе ГБОУ СПО «ННХТ»:

  • IC18DV/92 - IC18DV/92/C Многофункциональная ректификационная установка с автоматическим управлением технологическим процессом;

  • IC105D Аппарат для изучения седиментации (процесса осаждения);

  • IC47D Многофункциональная экстракционная установка.

Это комплект самостоятельных, взаимодополняющих средств обучения, позволяющий передавать обучаемым не только теоретические знания, но и прививать им практические навыки работы в области будущей производственной деятельности. Возможности этого современного экспериментального оборудования позволяют расширить знания и представления, полученные при изучении курса спецдисциплин на более ранних этапах обучения. Существенно повышается мотивация и интерес обучающихся к учению на всех ступенях обучения. Использование возможностей многофункционального оборудования, в сочетании с технологией интерактивного обучения, позволяет осуществлять сбор и обработку информации, реализовывая при этом основные дидактические принципы – наглядности, доступности, связи теории с практикой, научности. При этом быстро и качественно получить результаты исследования и провести их анализ. При организации учебной деятельности на уроке возможно использование разнообразных методов обучения.

Уровень оснащения и комплектация лабораторий техникума максимально соответствует условиям профильных производств. Выполнение заданий здесь формирует знания и навык будущего нефтехимика. Такие методы работы как исследовательские, метод проекта, информационно-коммуникативные технологии важны в расширении возможностей будущего специалиста. Одна из инновационных форм обучения, контекстное, служит для трансформации учебной деятельности в профильную. У студентов развиваются способности грамотно выполнять функциональные задачи и решать проблему в производственных видах деятельности.

ГЛАВА III. Оценка применения контекстного обучения в ННХТ.

Использование современных образовательных технологий дает возможность подготовить специалистов более высокой квалификации. Высокий уровень подготовки выпускников подтверждается:

  • 100 % трудоустройством;

  • 25% учащихся выпускаются с повышенным уровнем квалификации;

  • 90% - 98% качеством знаний;

  • достаточно стабильным средним баллом по производственной практике от 4,20 до 4,46;

  • 100% успеваемостью.


Заключение.

Итак, резюмируя вышеизложенное, отметим следующие важные моменты.

Реализация программы профессионального обучения на основе принципа обучения в деятельности и в контексте предстоящей профессиональной деятельности, позволяет достичь следующего:

- обучающиеся находятся в деятельностной позиции, включается весь потенциал их активности, из объекта воздействий они превращаются в субъектов познавательной и профессиональной деятельности, что позволит им в будущем самостоятельно принимать находящиеся в их компетенциях решения;

- знания усваиваются в контексте разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обуславливает развитие познавательной и профессиональной мотивации;

- обоснованное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы при ведущей роли последних, способствует формированию у обучающихся умения работать в команде, совместно разрешать возникающие производственные ситуации.

Всё это в комплексе создаёт основу для профессионального роста специалистов и построения ими успешной профессиональной карьеры.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.// - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

2. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения: сущность и практическое значение. //- Школьные технологии.- 2006. № 4. с.41-45

3. Вербицкий А. А., Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образования. // М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 80 с.

4. Вербицкий А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании. //- Педагогика – 2009. – № 2. с.12-18

5. Вербицкий А.А. Диагностика понимания в контекстном обучении. - //Высшее образование в России. -2007. № 10. с.26-31

6. Новиков А.М. Типология организации учебного процесса.// - Социология образования.- 2008. № 2. с 26-37

7. Ильин Г.Л. Проблема различения обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного образования).// – Alma mater: Вестник высшей школы. – 2001. № 5 с.22-25

8. Валеев Г. Х. Подготовка студента педвуза к профориентационной работе: контекстный подход.// - Высшее образование сегодня. – 2008. - № 2. - с 30-32.

9. Дубовицкая Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста.

//- Психологический журнал. -2003. –том 24, № 5 с.103-109

11. Смирнова И.Э. Модели обучения в системе высшего образования.// Инновации в образовании.- 2006.- № 1 с.5-14


Методическая разработка на тему "Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетенции студентов СПО"
  • Другое
Описание:

Особенностью методики обучения в деятельности является то, что на занятиях обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе решения действительной или мнимой производственной ситуации с обязательным выполнением всех фаз полного рабочего действия: информирование – планирование – принятие решения – выполнение – контроль  оценка. Педагог при этом выступает в роли консультанта и координатора.

При организации обучения в деятельности обучающиеся в течение занятия выполняют одно комплексное задание, состоящее из двух частей – профессиональной ситуации и собственно учебного задания.

Автор Ракитина Лариса Николаевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 804
Номер материала 10455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓