Государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
«Новокуйбышевский
нефтехимический техникум»
Методическая
разработка
«Контекстное
обучение как средство формирования профессиональной компетенции студентов СПО»
Составитель: мастер п/о Ракитина Лариса
Николаевна
Самара 2014
Введение.
Современным рынком труда
востребован специалист компетентный, конкурентоспособный, мобильный умеющий
работать в команде, способный взять на себя ответственность за принятое решение
и результаты труда в целом.
Подготовить такого
специалиста в условиях традиционного сообщающего преподавания невозможно,
поскольку оно не учит самостоятельному планированию деятельности, принятию
решений относительно способа действий, контролю при оценке достигнутого.
Эффективным способом решения
сложившейся ситуации является обучение в деятельности и в контексте предстоящей
профессиональной деятельности.
Контекст – это система
внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на
восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и
значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст,
представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека;
внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные
характеристики ситуации, в которых он действует.
Контекстным является такое
обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и
средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное
и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов.
Овладение профессией
осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения
деятельности студента от учебной деятельности академического типа через
квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно
профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей:
семиотической, имитационной и социальной.
Цель работы: рассмотреть контекстное
обучение как средство формирования профессиональной компетенции
Объект исследования: контекстное обучение в
учреждениях СПО.
Предмет исследования: технологии контекстного
обучения в профессиональном образовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть суть обучения в
деятельности и в контексте предстоящей профессиональной деятельности
2. Рассмотреть лабораторные и
практические работы как оптимальные формы организации обучения в деятельности.
3. Провести оценку применения
контекстного обучения в ННХТ.
Теоретическая
значимость исследования заключается в обосновании необходимости
использования активных методов для повышения эффективности процесса обучения с
целью подготовки специалистов.
Глава I. Теоретические основы
контекстного обучения в профессиональном обучении.
§1.Обучение в деятельности.
Особенностью методики
обучения в деятельности является то, что на занятиях обучающиеся самостоятельно
добывают знания в процессе решения действительной или мнимой производственной
ситуации с обязательным выполнением всех фаз полного рабочего действия:
информирование – планирование – принятие решения – выполнение – контроль
оценка. Педагог при этом выступает в роли консультанта и координатора.
При организации обучения в
деятельности обучающиеся в течение занятия выполняют одно комплексное задание,
состоящее из двух частей – профессиональной ситуации и собственно учебного
задания.
На этапе формирования
педагог предлагает обучающимся информационные листы, содержащие квинтэссенцию
необходимых знаний. Изучаемый материал в них хорошо структурирован: содержит
схемы, обозначения, пояснения, что облегчает его зрительное восприятие и
запоминание. С информационными листами обучающиеся работают самостоятельно,
вырабатывая своё решение предложенной ситуации.
На этапе принятия решения
они объединяются в малые группы и совместно вырабатывают общее решение.
Очевидными достоинствами
методики обучения в деятельности являются: высокая мотивация обучения,
самостоятельное планирование обучающимися собственных действий на основе
активного освоения информации, диалоговое общение, формирование умения
принимать решение, учёт индивидуального темпа работы обучающихся, организация
самоконтроля и самооценки. Кроме того, в условиях описываемой методики трудовая
деятельность становится тематическим центром обучения, а обучающиеся овладевают
профессией не только содержательно, но и методически.
Описанный выше подход по
своей идее близок контекстному обучению (обучению в контексте предстоящей
деятельности), теория и технология которого разрабатывается в отечественной
научно-педагогической школе. Сегодня оно продуктивно используется в системе
начального и среднего профессионального образования и в профессиональной
подготовке.
Контекстное обучение в
основе своей имеет три источника: 1) деятельностную теорию учения; 2) идею
влияния социального и предметного контекстов будущей профессиональной
деятельности на учебную деятельность; 3) опыт «активного обучения».
Основная идея контекстного
обучения заключается в необходимости создания психологических, педагогических и
методических условий для трансформации учебной деятельности в профессиональную,
с постепенной сменой потребностей, мотивов, целей, поступков, действий,
средств, предмета и результатов.
Главным в этом случае
становится не передача учебной информации, а развитие в опоре на неё способно
грамотно выполнять функции, разрешать проблемы и задачи, которые реально
встречаются в профессиональной деятельности.
В связи с этим важны:
- системность и межпредметность
знания;
- опора на реальный сценарный план
деятельности специалистов в соответствии с технологией производства;
- ролевая «инструментовка»
профессиональных действий и поступков.
Исходя из вышесказанного,
выделим три основополагающих принципа контекстного обучения, которые необходимо
учитывать при организации профессиональной подготовки обучающихся:
1. Последовательное моделирование в
учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной
деятельности специалистов.
2. Проблемность содержания обучения.
3. Ведущая роль командного
взаимодействия (мастера п/о) и обучающихся, обучающихся между собой в решении
реальной или смоделированной производственной ситуации.
При организации подготовки
специалистов следует сосредоточить внимание на трёх базовых формах деятельности
обучающихся: учебной, квазипофессиональной и учебно-профессиональной
деятельности.
I. Учебная деятельность. В процессе проблемных лекций и на
групповых практических занятиях намечается предметный контекст предстоящей
профессиональной деятельности.
II. Квазипрофессиональная деятельность
моделирует в аудиторных условиях содержание и динамику производства, отношения
занятых в нём людей (например, при выполнении комплексного задания, суть
которого в разрешении реальной или моделируемой производственной ситуации).
III. Учебно-профессиональная
деятельность предполагает выполнение обучающимися реальных практических функций
(практические занятия на производстве). Оставаясь учебной, эта работа по целям,
содержанию, формам и технологиям максимально приближается к предстоящей
профессиональной деятельности.
В процессе движения от
учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к
собственно профессиональной деятельности обучающиеся овладевают реально
востребованными профессиональными компетенциями.
1. Понимать и реализовывать
инструкции для модульных установок.
2. Регулировать параметры процессов
протекающих на модульных установках, выявлять пробелы в своих знаниях и
умениях.
3. Осуществлять контроль за качеством
выходной продукции оценивать и анализировать полученную информацию, делать
выводы, представлять информацию в виде режимных листов, графиков, схем, таблиц.
4. Отрабатывать навыки соблюдения
требований Т.Б. и охраны окружающей среды на модульных установках.
5. Работать в коллективе, позитивно
взаимодействовать с членами группы при решении общих задач.
Глава II. Лабораторные и практические работы
как оптимальные формы организации обучения в деятельности.
Оптимальными формами
организации обучения в деятельности и в контексте предстоящей деятельности
являются практические и лабораторные занятия.
На практических занятиях
предметная деятельность обучающихся направлена на накопление опыта
использования уже имеющихся знаний и получение новых. Такие занятия проводятся
после изучения крупных разделов или тем и носит обобщающий характер.
Лабораторные занятия предполагают изучение
каких-либо явлений, процессов с помощью специального оборудования. Целью
проведения лабораторных работ является формирование у обучающихся умений и
навыков использования технического оборудования.
Учитывая специфику деятельности
аппаратчика-оператора, считаю целесообразным акцентировать внимание на
лабораторно-практических занятиях, объединяющих в себе обе названные выше
функции.
Лабораторно-практические занятия могут носить
иллюстративный или следовательский (проблемный) характер. Последние особенно
эффективны, поскольку обучающиеся сами выдвигают гипотезу исследования (в
случае с начинающими аппаратчиками-операторами – это предположение о возможных
причинах неисправности оборудования или последствиях тех или иных действий
работника), намечают пути исследования (последовательность отработки возможных
причин неисправностей и их устранения), отбирают необходимый материал,
инструменты и оборудование.
Затруднения побуждают «исследователей» к активной
самостоятельной работе, они стараются хорошо уяснить себе суть проблемы, найти
рациональные пути её разрешения.
При этом обучающиеся могут ощутить недостаточность
имеющихся знаний, что подтолкнёт их к поиску необходимой информации. В этом
случае как нельзя более кстати окажутся информационные листы, справочники.
Практика показывает, что стремление разрешить
проблемную ситуацию побуждает обучающихся к диалогу, объединению в группы с
целью сбора и оценки основных и вспомогательных данных, обоснованного выбора
варианта решения.
Всё это активизирует продуктивное мышление, ведёт к
росту количества познанных предметов и явлений, а главное – формирует
творческий подход к решению производственных ситуаций.
Новокуйбышевск –
город нефтепереработки и нефтехимии. Одно из важных направлений развития его
ведущих предприятий – исторически сложившаяся взаимосвязь флагманов отрасли и
системы профильного образования. Система профильного образования
совершенствуется вместе с изменениями требований работодателей.
На базе ГБОУ СПО
«Новокуйбышевского нефтехимического техникума» создан Ресурсный центр
профессионального образования химического профиля, в котором проводится
обучение новым производственным технологиям с использованием модернизированных
образовательных ресурсов по профессиям начального профессионального
образования: «Оператор нефтепереработки»; «Аппаратчик-оператор»; «Лаборант
химического анализа»; «Наладчик контрольно измерительных приборов и автоматике».
Фирмой Didacta Italia S.r.l. произведены поставки и
монтаж учебного оборудования для РЦ ПО на базе ГБОУ СПО «ННХТ»:
·
IC18DV/92 - IC18DV/92/C Многофункциональная ректификационная установка с
автоматическим управлением технологическим процессом;
·
IC105D Аппарат для изучения седиментации (процесса осаждения);
·
IC47D Многофункциональная экстракционная установка.
Это комплект самостоятельных,
взаимодополняющих средств обучения, позволяющий передавать обучаемым не только
теоретические знания, но и прививать им практические навыки работы в области
будущей производственной деятельности. Возможности этого
современного экспериментального оборудования позволяют расширить знания и
представления, полученные при изучении курса спецдисциплин на более ранних этапах
обучения. Существенно повышается мотивация и интерес обучающихся к учению на
всех ступенях обучения. Использование возможностей многофункционального
оборудования, в сочетании с технологией интерактивного обучения, позволяет
осуществлять сбор и обработку информации, реализовывая при этом основные
дидактические принципы – наглядности, доступности, связи теории с практикой,
научности. При этом быстро и качественно получить результаты исследования и
провести их анализ. При организации учебной деятельности на уроке возможно
использование разнообразных методов обучения.
Уровень оснащения и
комплектация лабораторий техникума максимально соответствует условиям
профильных производств. Выполнение заданий здесь формирует знания и навык
будущего нефтехимика. Такие методы работы как исследовательские, метод проекта,
информационно-коммуникативные технологии важны в расширении возможностей
будущего специалиста. Одна из инновационных форм обучения, контекстное, служит
для трансформации учебной деятельности в профильную. У студентов развиваются
способности грамотно выполнять функциональные задачи и решать проблему в
производственных видах деятельности.
ГЛАВА III. Оценка применения контекстного обучения в ННХТ.
Использование
современных образовательных технологий дает возможность подготовить
специалистов более высокой квалификации. Высокий уровень подготовки
выпускников подтверждается:
·
100 %
трудоустройством;
·
25%
учащихся выпускаются с повышенным уровнем квалификации;
·
90% -
98% качеством знаний;
·
достаточно
стабильным средним баллом по производственной практике от 4,20 до 4,46;
·
100%
успеваемостью.
Заключение.
Итак, резюмируя
вышеизложенное, отметим следующие важные моменты.
Реализация программы
профессионального обучения на основе принципа обучения в деятельности и в
контексте предстоящей профессиональной деятельности, позволяет достичь
следующего:
- обучающиеся находятся в
деятельностной позиции, включается весь потенциал их активности, из объекта
воздействий они превращаются в субъектов познавательной и профессиональной
деятельности, что позволит им в будущем самостоятельно принимать находящиеся в
их компетенциях решения;
- знания усваиваются в контексте
разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обуславливает развитие
познавательной и профессиональной мотивации;
- обоснованное сочетание
индивидуальных и коллективных форм работы при ведущей роли последних,
способствует формированию у обучающихся умения работать в команде, совместно
разрешать возникающие производственные ситуации.
Всё это в комплексе создаёт
основу для профессионального роста специалистов и построения ими успешной
профессиональной карьеры.
Список литературы
1. Вербицкий А.А. Активное обучение
в высшей школе: контекстный подход.// - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
2. Вербицкий А.А. Теория
контекстного обучения: сущность и практическое значение. //- Школьные
технологии.- 2006. № 4. с.41-45
3. Вербицкий А. А., Дубовицкая Т. Д.
Контексты содержания образования. // М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 80
с.
4. Вербицкий А. А. Школа контекстного
обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании.
//- Педагогика – 2009. – № 2. с.12-18
5. Вербицкий А.А. Диагностика
понимания в контекстном обучении. - //Высшее образование в России. -2007. № 10.
с.26-31
6. Новиков А.М. Типология
организации учебного процесса.// - Социология образования.- 2008. № 2. с 26-37
7. Ильин Г.Л. Проблема различения
обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного
образования).// – Alma mater: Вестник высшей школы. – 2001. № 5 с.22-25
8. Валеев Г. Х. Подготовка студента
педвуза к профориентационной работе: контекстный подход.// - Высшее образование
сегодня. – 2008. - № 2. - с 30-32.
9. Дубовицкая Т. Д. Опросник
значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего
специалиста.
//- Психологический журнал. -2003.
–том 24, № 5 с.103-109
11. Смирнова И.Э. Модели обучения в
системе высшего образования.// Инновации в образовании.- 2006.- № 1 с.5-14
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.