Главная / Технология / Методическая разработка на тему "Игровая технология, как средство развития познавательного интереса на занятиях по бисерному рукоделию

Методическая разработка на тему "Игровая технология, как средство развития познавательного интереса на занятиях по бисерному рукоделию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»









Тема: Игровая технология, как средство развития познавательного интереса на занятиях по бисерному рукоделию

Педагог

Рузанова Елена Сергеевна

т.о. «Бисеринка»













г. Норильск


Оглавление

  1. Введение 1 стр.

  2. Классификация педагогических игр 2 стр.

  3. Основные принципы игротехнологии 2 стр.

  4. Игровые формы, применяемые на занятиях по бисерному рукоделию 2-7 стр.

  5. Заключение 8 стр.

  6. Список использованной литературы 9 стр.




























Введение


Игры – это не только забавы и удовольствие, это приятный досуг, это еще и радость общения, познание окружающего мира, испытание своих возможностей, формирование стрессоустойчивости, важнейший источник духовного обогащения, это один из путей личностного роста.

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях бисерного рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Уменьшается наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на занятии слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в буднях и представить себе не в состоянии. (Есть такой ребенок в объединении Дарья Еременко). Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.

В современной педагогической литературе педагогами Элькониным Д.В. и Пидкасистым П.И. изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановлюсь лишь на некоторых:

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-толерантность;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Таким образом, рассматривая разные подходы к классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность или деловая игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей.

Игровые формы, применяемые мною на занятиях разнообразны:

Малоподвижные игры. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые, интеллектуально-познавательные, сюжетные, ролевые, драматизация, творческие конкурсы, игры со словами, и очень нравится обучающимся игра-путешествие по станциям. Пример: Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на доске. Названия станций:

Проверяйка. Проверка домашнего задания или каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение тех или иных названий видов плетения.

Словознайка. Различная работа со словом (например происхождение слова гайтан)

Знайка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.

Выбирайка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированными схемами, опорными словами.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Узнавайка ( "Знаете ли вы?"). Знакомство с растительным и животным миром, любопытные сведения из жизни выдающихся людей и т.п. Краткие сведения в связи с темой занятия.

Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к занятиям по бисерному рукоделию, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на занятии! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

Из перечисленных станций на занятии использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы.

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Педагог предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту (животные, цветы)

«Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

– способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;

– создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;

– развивают важные качества личности детей – умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения педагога.

Приведу несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

Творческие конкурсы

Творческие конкурсы помогают в решении таких задач, как развитие нестандартного, нешаблонного мышления, заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы, помогут формировать Человека Творческого. Использование системы ТРИЗ (Г.Альтшуллера, М.Шустермана)

Важно при организации творческих конкурсов учитывать возраст участников. Например, для младших и средних школьников можно организовать такие:

«Старая сказка с новым концом». Пример: Пушкинскую русалку превратили в русалку из Диснеевских мультфильмов.

«Сериал в сказке», «Сказки по комическим рисункам». (Прием сказкотерапии).

«Нужное применение ненужному предмету»: (Недавно приняли участие в конкурсе «Чудеса своими руками).

Для старшеклассников:

«Рецепт блюда». Готовим слоеный торт, тема «100 причин, по которым я посещаю ДДТ».



Игры со словами

Наша речь состоит из множества слов, и с каждым из них можно поиграть. Разновидностей игр со словами очень много: это и всем известные «Города», и «Первая-последняя буква», различные кроссворды, ребусы. Хороший потенциал для игр со словами заложен в устном народном творчестве: можно придумать множество вариантов использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

Например – «Узнай пословицу по рисунку», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Говоруша».

Виды игр

Игры-упражнения. Игры-путешествия. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определенные роли. Игра: «Путешествие по Африке», где искали редких животных, птиц, насекомых. В итоге были созданы объемные животные из бисера и создан зоопарк.

Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам занятия: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участии в ней каждому обучающемуся необходима определённая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.




Заключительная часть

Говоря о важности значения игры, следует отметить, что она позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры, как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.

Используя игровую технологию на занятиях по бисерному рукоделию, передо мной открылись перспективы дальнейшего его развития: разработка и использование межпредметных игр: ручной труд и развитие речи, ручной труд и окружающий мир, ручной труд и рисование, ручной труд и математика.

В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.

Модернизируйте известные игры, изобретайте новые. Отбирайте, составляйте свою «рецептуру». Помните о том, что это полезно, значимо, интересно детям. Это должно быть жизнью, а не игрою в жизнь.













Список использованной литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

  3. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва – Самара, 1998, 30 с.

  4. Мосина Ю.В. Современные подходы к использованию педагогических технологий./ Педагогический калейдоскоп. – Ярославль. - № 1. – 1999. – с. 26-28.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.

  6. Игровые технологии в начальной школе




Методическая разработка на тему "Игровая технология, как средство развития познавательного интереса на занятиях по бисерному рукоделию
  • Технология
Описание:

     Игры – это не только забавы и удовольствие, это приятный досуг, это еще и радость общения, познание окружающего мира, испытание своих возможностей, формирование стрессоустойчивости, важнейший источник духовного обогащения, это один из путей личностного роста.

     Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях бисерного рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Автор Рузанова Елена Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 696
Номер материала 38356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓