Главная / Физика / методическая разработка на тему: "Диагностика и оценивание учащихся на уроках физики"(из опыта работы)

методическая разработка на тему: "Диагностика и оценивание учащихся на уроках физики"(из опыта работы)

Диагностика и оценивание учащихся на уроках физики

Предлагаемые системы оценивания учебных достижений учащихся значительно повышает ответственность старшеклассников за результаты своего труда, а учителю показывает динамику развития творческих способностей и личностных качеств каждого ученика.

В современной школе назрела “оценочная реформа”. Прежде всего, это вызвано поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению.

Презентация

Показатели эффективности образования:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельно движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существование повышенной мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, формирование единой научной картины мира, компетентностей в любой предметной области.

Основные результаты обучения и воспитания:

- личностное развитие (уметь учиться, саморазвитие, профессиональная мобильность и т.д);

- социальное развитие (формирование российской и гражданской идентичности, воспитание патриотических убеждений, демократические ценности и т.д.)

- познавательное развитие (формирование научной картины мира, развитие познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания и т.п.)

- коммуникативное развитие (формирование компетентности в общении).

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования)

- предметные результаты (ЗУН, опыт решения проблемных задач, опыт творческой деятельности);

- метапредметные результаты (универсальные способы деятельности, решения проблем реальной жизни);

- личностные результаты (система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам)

В настоящее время можно предложить несколько моделей оценивания учащихся на уроках физики. Необходимо дополнить результаты ЗУН сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволяет получить срез успешности ученика по предмету, обозначить сильные и слабые стороны, отразить многообразие его возможностей. Необходимо чтобы оценка была публичной и получала дополнительный общественный резонанс.

Рейтинговая система оценки.

* Рейтинг должен учитывать разные виды достижений (творческие работы, практические и лабораторные работы, изобретательские задачи, контроль ЗУН, владение физической терминологией, знанием формульного ряда и умением его преобразовывать и т.д.). Очень важно, чтобы рейтинговая оценка сравнивалась не с учениками, а с личными успехами школьника. В этом случае рейтинговая оценка станет существенным стимулом к достижению личных результатов и к еще более активной работе школьника, прежде всего над собой.

В основе рейтинговой системы оценивания лежат следующие принципы:

- оценка максимально широкого спектра достижений;

- стимулирование личного роста;

- оценка способностей школьника с точки зрения практической значимости;

- включение личных достижений (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях);

- учет внешних, независимых форм оценивания;

- создание основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;

- использование принципа повышающих и понижающих коэффициентов при подсчете среднего балла;

- учет образовательных результатов и достижений исходя из их значимости в образовательной программе школы и с учетом индивидуального выбора.

Ф.И.О. ученика

Оценка за физический диктант

Оценка за знание формул

Лабораторная работа

Навыки решения расчетных задач (сам.работа)

Участие в школьном туре олимпиады

Выполнение исследоват. работы

Мультимедийный проект

Самооценка

Взаимооценка

Контрольный зачет

Итоговый балл

Суммарный рейтинг

Средний рейтинг (оценка)

Рейтинговый коэффициент

1

1

1,4

1

3

0

2

1

1

5


18,4

5

Максимальный балл

5

5

7

5

15

10

10

5

5

25

92



Артемова Екатерина

Быкова Анна

Буланова Анастасия

Бронский Илья

Зайцев Александр

4

4

3

4

5

4

4

3

4

5

5

5

4

7

6

4

4

3

4

5

0

0

0

5

10

0

0

0

0

0

8

0

0

8

0

4

4

3

4

4

3

3

2

2

5

18

15

15

22

23

50

39

33

60

63

13,4

11,7

11,7

16,4

14,4

3,7

3,4

2

3,7

4,4

Виды деятельности школьника могут изменяться и дополняться в зависимости от изучаемого материала количества творческих, исследовательских, мультимедийных проектов и т.д. (в таблице приведены примерные виды деятельности и примерные рейтинговые коэффициенты)

Рейтинговый коэффициент каждого вида деятельности может изменяться в зависимости от сложности задания, качества его выполнения, практической значимости и т.д. Если задание не выполнялось, то школьнику в графе ставится 0. Если задание выполнено безупречно ставится 10 (можно использовать обычную пятибалльную систему).

По итогам изучения темы высчитывается средний рейтинг каждого ученика. Общее количество баллов делится на суммарный рейтинговый коэффициент.

Таким образом, средняя рейтинговая оценка складывается из показателей уровня социализации школьника, его способности отвечать за свои действия, прилагать усилия к достижению намеченной цели.

Очень важными составляющими в рейтинговой системе оценки являются самооценка и взаимооценка. Желательно, чтобы учащиеся проводили самооценку каждый урок.

Примерная схема самооценки (урока, темы):

- я не понял материал урока (темы)- 0

- я частично понял материал урока (темы), но мне необходимо еще в нем разобраться – 2

- я полностью понял материал урока (темы) – 4

- я могу самостоятельно объяснить содержание урока (темы) – 6

- я могу объяснить содержание урока (темы) своим товарищам и помогу им понять данный материал, могу самостоятельно решить задачи и ответить на вопросы – 8

- я свободно могу провести данный урок (рассказать тему), подготовить презентацию урока (темы), составить задачи и вопросы к уроку – 10.

Взаимооценивание осуществляется на групповом этапе работы школьников или при работе в парах. Основное условие – объективность оценки партнера (товарища), а не личные амбиции учащихся.

Требование к взаимооценке:

- мой партнер (товарищ) по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0

- мой партнер (товарищ) по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2

- мой партнер (товарищ) по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи - 4

- мой партнер (товарищ) по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6

- мой партнер (товарищ) по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8

- мой партнер (товарищ) по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10

* Рейтинговая система может стать инструментом поощрения и стимулирования, а это очень важно для современной системы образования. Данная система имеет наименьший риск необъективной оценки, так как рейтинг составляется коллегиально и учитывает различные виды достижений. Данная рейтинговая система реально отражает статус учащегося в коллективе. Очень важно не ранжировать учеников, а показать эффективность данной системы когда ученик сравнивает себя “в прошлом” к себе “в настоящем” и планирует свои достижения в будущем.

Важной составляющей данной системы оценки знаний является портфолио – накопительная система учета самых различных достижений, объединяющая три раздела: олимпийские результаты, оценка знаний, сертификаты, оценка лидерских и коммуникативных качеств.

Примерный состав портфолио: (см.портфолио Зайцева)

  1. Выборки детских работ

  2. Результаты стартовой диагностики

  3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы

  4. Результаты и материалы тематических работ

  5. Результаты и материалы итогового контроля

  6. Достижения во внеучебной деятельности

Накопительная система оценки.

Отличие этой системы в том, что оценка различных видов деятельности учащихся суммируется. А результатом является суммарный балл.

Данная система активизирует ребят не только на активную деятельность в предметной области, но и на активную самостоятельную работу. Учащиеся имеют право пересдавать материал и повышать суммарный бал. Учащиеся, набравшие 85%-100% от максимальной суммы получают «отлично», 70%-84% - «хорошо», 50%-69% - «удовлетворительно».

Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку).

Плюсов у метода рейтинга достаточно:

  1. Нет секрета в том, что 5-балльная система оценки несовершенна, и любая “Тройка”, “четверка”, “пятерка” имеет массу оттенков; рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.

  2. Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.

  3. Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что учащиеся не боятся идти на урок.

*Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:

  • РЕЙТИНГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. (см.мониторинг по Фоминой)

При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.

Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.

Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу.

  • ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕСТЫ. (см.диагностика ЕГЭ)

  • Возможно использовать рейтинговую систему оценки знаний НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ УРОКАХ. Можно использовать хотя бы элементы метода рейтинговой оценки знаний учащихся на уроках, так как это значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает стресс у учащихся.

  • И ещё один вариант – ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙТИ НА БАЛЛЬНУЮ СИСТЕМУ.

Эта система была апробирована мной в работе с пятиклассниками (по математике) и с нынешними девятиклассниками по физике. Это большая и кропотливая работа, требующая от педагога четкого планирования каждой темы и отдельно взятого урока, вычленения всех видов работ, которые будут проводиться по данной теме.

В целом метод дает положительные плоды: дети не боятся посещать уроки, даже если по каким- то причинам не готовы к уроку; практически весь класс очень активен на уроках; ребятам на уроках интересно.

Требования к результатам образования (Портрет будущего выпускника школы-гражданина России)

- Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России.

- Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

- Мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

- Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни.

- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.

- Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.


(Сл.9)Литература и информационные ресурсы:

проекты стандартов второго поколения;

М.В.Калужская “Внедрение рейтингов в старшей школе”. М “Справочник заместителя директора школы”. 2008 

Современные педагогические технологии в профильном обучении. О.Б. Даутова, О.Н.Крылова. М., 2006г

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5733/

Itemid,118/ - Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном

пространстве

http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/4856/ - Рейтинговая система оценки знаний учащихся

http://festival.1september.ru/articles/528916/ - Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения

http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.2/274/chitao1_2006_2.pdf - вопросы теории


http://www.vestnik.edu.ru/list.html - ШКОЛЬНЫЙ БАЛЛ - ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=66 - Тестирование как средство измерения качества знаний школьников

методическая разработка на тему: "Диагностика и оценивание учащихся на уроках физики"(из опыта работы)
  • Физика
Описание:

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования)

- предметные результаты (ЗУН, опыт решения проблемных задач, опыт творческой деятельности);

- метапредметные результаты (универсальные способы деятельности, решения проблем реальной жизни);

- личностные результаты (система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам)

В настоящее время можно предложить несколько моделей оценивания учащихся на уроках физики. Необходимо дополнить результаты ЗУН сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволяет получить срез успешности ученика по предмету, обозначить сильные и слабые стороны, отразить многообразие его возможностей. Необходимо чтобы оценка была публичной и получала дополнительный общественный резонанс.

Рейтинговая система оценки.

 

* Рейтинг должен учитывать разные виды достижений (творческие работы, практические и лабораторные работы, изобретательские задачи, контроль ЗУН, владение физической терминологией, знанием формульного ряда и умением его преобразовывать и т.д.). Очень важно, чтобы рейтинговая оценка сравнивалась не с учениками, а с личными успехами школьника. В этом случае рейтинговая оценка станет существенным стимулом к достижению личных результатов и к еще более активной работе школьника, прежде всего над собой.

В основе рейтинговой системы оценивания лежат следующие принципы:

- оценка максимально широкого спектра достижений;

- стимулирование личного роста;

- оценка способностей школьника с точки зрения практической значимости;

- включение личных достижений (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях);

- учет внешних, независимых форм оценивания;

- создание основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;

- использование принципа повышающих и понижающих коэффициентов при подсчете среднего балла;

 

- учет образовательных результатов и достижений исходя из их значимости в образовательной программе школы и с учетом индивидуального выбора.

Автор Зубкова алевтина ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 545
Номер материала 33141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓