Главная / Другое / Методическая разработка на тему "Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива"

Методическая разработка на тему "Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива"


ТЕМА:


Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива


Начнем освещение темы с подбора детского певческого репертуара.

Вокальный репертуар составляется на основе следующих критериев:

1. Соответстивие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса.

2. адекватность психологическим особенностям учащихся (соответствие возрасту)

3. высокий уровень художественных достоинств

4. небольшой объем произведений

5. образные и жанровые контрасты выбранных произведений

6. воспитател ьная направленность

Репертуар должен быть не таким, на котором можно поучиться чистоте интонирования, многоголосному пению, вокально-певчиским навыкам. В первую очередь он должен быть интересным, ярким, современным в гармоническом складе, иметь красивый, содержательный текств, гибкую динамику, контрастность по характеру. Репертуару, как одному из факторов эстетического воспитания обучающихся, отводится значительная роль.

Существует репертуар:

1.Ознакомительный (дети знакомятся с предложенными вариантами песен)

2. Тематический песенный репертуар (подбор песен для традиционных праздников)

3. Для концертной деятельности


В развитии музыкальной культуры детей большое место должно отводиться расширению его музыкального кругозора, для этого нада применять разнохарактерный репертуар. Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные песни на общественную тематику.


Детский репертуар должен быть подобран в соответствии с определенными принципами:


-носить воспитательный характер. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труде, дружбе и товариществу и тд.

-соответствие возрастным особенностям

-быть разнообразным по характеру, содержанию

-должен пробуждать интерес к вокальному искусству

-песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста

-мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру

-тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.


- Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство все же умеренные. Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.

Углулению качественного исполнения произведений должен содействовать дидактический принцип постепенности в обучении, принцип постепенного усложнения репертуара. Каждая последующая песня была несколько сложнее предыдующей ( в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Не завышать реальные исполнительские возможности ученика,это может зафиксировать в сознании представление о пении, как о тяжелом труде. Иногда педагог сознательно вводит в репертуар произведения, явно завышая их по трудности. Это делается для того, чтобы вовлечь ученика в активную работу и помочь раскрыться с неожиданной стороны. Такие эксперименты можно ставить в тех семестрах, которые не заканчиваются экзаменом.

В основном, должны быть пьесы, которые дети могут освоить самостоятельно, что придаст чувство уверенности в себе. Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной – к песне со вступлением, заключением. При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и тд.Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.

- Песни должны соответствовать дидактичесим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно – соло или хором. Каждая песня должна двигать ансамбль вперед в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.

Если в ансамбле занимаются дети без музыкального образования, то не надо стараться брать очень сложные песни, это может оказаться неразрешимой задачей, может привести к утомлению, в некоторых случаях даже к отчуждению от пения.

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает их содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.Песни. воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающее пение птиц. Однако эти изобразительные моменты нельзя использовать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучанием. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

При выборе песен надо исходить из:

- плана педагогической работы;

- интересов детей, которыми они живут в данное время;

- доступности детскому восприятию.


Педагогическая функция репертуара


Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций.

Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов, драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.

Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями искусства.

Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.

Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, «приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.

Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности. Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение.

Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки, дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.

При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных условиях.

Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).

Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:

  1. «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».

  2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.

  3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.

  4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем.

Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле.

На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся ваша музыкальная культура.

Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.

Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.

Огромное воспитательное значение имеют произведения революционной тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.

Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.

Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.

Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования, - все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события, происходящие в том или ином районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.

Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.





Русская песня


Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и доступной школой музыкального воспитания народа.

Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.

Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы. Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его общественные и эстетические идеалы.

Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо.

Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора.

Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда отражает тот или иной организационный метод работы народного самодеятельного хора.

По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор может быть смешанным.

Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с любым составом.

Основой творчества народного хора является народное искусство во всем его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.


Заключение


Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив.

Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.

Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.

Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу.

Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.

Список использованной литературы:


  1. А.С. Каргин. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984



Методическая разработка на тему "Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива"
  • Другое
Описание:

ТЕМА:

 

Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива

 

                                                                                                                                                            Начнем освещение темы с подбора детского певческого репертуара.

Вокальный репертуар составляется на основе следующих критериев:

1. Соответстивие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса.

2. адекватность психологическим особенностям учащихся (соответствие возрасту)

3. высокий уровень художественных достоинств

4. небольшой объем произведений

5. образные и жанровые контрасты выбранных произведений

6. воспитател ьная направленность

Репертуар должен быть не таким, на котором можно поучиться чистоте интонирования, многоголосному пению, вокально-певчиским навыкам. В первую очередь он должен быть интересным, ярким, современным в гармоническом складе, иметь красивый, содержательный текств, гибкую динамику, контрастность по характеру. Репертуару, как одному из факторов эстетического воспитания обучающихся, отводится значительная роль.

Существует репертуар:

1.Ознакомительный (дети знакомятся с предложенными вариантами песен)

2. Тематический песенный репертуар (подбор песен для традиционных праздников)

3. Для концертной деятельности

 

     В развитии музыкальной культуры детей большое место должно отводиться расширению его музыкального кругозора, для этого нада применять разнохарактерный репертуар. Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни  о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные песни на общественную тематику.

 

Детский репертуар должен быть подобран в соответствии с определенными принципами:

 

-носить воспитательный характер. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труде, дружбе и товариществу и тд.

-соответствие возрастным особенностям

-быть разнообразным по характеру, содержанию

-должен пробуждать интерес к вокальному искусству

-песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста

-мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру

-тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

 

- Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство все же умеренные. Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.

     Углулению качественного исполнения произведений должен содействовать дидактический принцип постепенности в обучении, принцип постепенного усложнения репертуара. Каждая последующая песня была несколько сложнее предыдующей ( в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Не завышать реальные исполнительские возможности ученика,это может зафиксировать в сознании представление о пении, как о тяжелом труде. Иногда педагог сознательно вводит в репертуар произведения, явно завышая их по трудности. Это делается для того, чтобы вовлечь ученика в активную работу и помочь раскрыться с неожиданной стороны. Такие эксперименты можно ставить в тех семестрах, которые не заканчиваются экзаменом.

     В основном, должны быть пьесы, которые дети могут освоить самостоятельно, что придаст чувство уверенности в себе. Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной – к песне со вступлением, заключением. При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду  и тд.Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.

- Песни должны соответствовать дидактичесим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно – соло или хором. Каждая песня должна двигать ансамбль вперед в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.

     Если в ансамбле занимаются дети без музыкального образования, то не надо стараться брать очень сложные песни, это может оказаться неразрешимой задачей, может привести к утомлению, в некоторых случаях даже к отчуждению от пения.

     Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает их содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.Песни. воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающее пение птиц. Однако эти изобразительные моменты нельзя использовать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучанием. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

При выборе песен надо исходить из:

-  плана педагогической работы;

- интересов детей, которыми они живут в данное время;

- доступности детскому восприятию.

 

Педагогическая функция репертуара

 

         Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций.

         Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов, драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.

         Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями искусства.

         Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.

         Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, «приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.

         Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства,  с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности. Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение.

         Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки, дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.

При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных условиях.

Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).

Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:

1.     «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».

2.     Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.

3.     Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.

4.     Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем.

Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле.

На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся ваша музыкальная культура.

Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.

Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.

Огромное воспитательное значение имеют произведения революционной тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.

Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.

Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.

Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования, - все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события,  происходящие в том или ином районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.

Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

 

 

 

 

Русская песня

 

Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и доступной школой музыкального воспитания народа.

Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.

Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы. Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его общественные и эстетические идеалы.

Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо.

Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора.

Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда отражает тот или иной организационный метод работы народного самодеятельного хора.

По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор может быть смешанным.

Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с любым составом.

Основой творчества народного хора является народное искусство во всем его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.

Заключение

 

Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив.

Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.

Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.

Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу.

Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.


Список использованной литературы:

 

1.     А.С. Каргин. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984

 

 

Автор Корчагина Екатерина Николаевна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2459
Номер материала 6334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓