Содержание
методического материала
(ход
мероприятия).
- Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
Эти строки из стихотворения Спиридона Дмитриевича
Дрожжина известны вам, ребята. Они посвящены нашей Родине – России. Я предлагаю
вам отправиться в прошлое нашей страны.
Многие наши современники знают о такой красной дате
календаря, как 24 мая. Какой праздник отмечает православная Россия в этот день?
Сегодня я предлагаю вам обогатить наших
современников, раскрыв им тайну появления этого праздника и имена исторических
личностей, благодаря которым поэт, Спиридон Дмитриевич Дрожжин получил
возможность сказать о нашей Родине так:
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
Во время путешествия каждая команда и члены жюри ведут
путевые дневники. В них делаются записи в конце каждого тура. Путевой дневник
ведет капитан каждой команды.
1
тур
Разминка
«Экскурсия по картинной галерее».
Представьте, что ваша команда - это
экскурсовод. В нашей галерее два экскурсовода. Вы проводите экскурсию:
останавливаетесь около картины-слайда, отвечаете на вопросы экскурсантов. Роль
экскурсантов исполняют члены жюри. Договариваемся: экскурсоводы соблюдают
очередность, если первый экскурсовод дал полные ответы на вопросы, то переходим
к следующей картине.
Номер
слайда
|
Вопросы
|
Предполагаемые
ответы детей
|
1
|
Что вы
видите на слайде? Что здесь такого, что позволило это сказать?
|
|
Как
называется картина?
|
«Богатыри»
|
Кто её
автор?
|
Виктор
Михайлович Васнецов
|
Кто
изображён на ней?
|
Три
богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
|
Какие
былины, описывающие подвиги этих богатырей вы советуете прочитать ?
|
«Добрыня
Никитич», «Алеша и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и
Соловей-разбойник», Ильины три поездочки»
|
2
|
Что вы
видите?
|
|
Кто это?
|
Виктор
Михайлович Васнецов
|
Какие
картины данного художника вы рассматривали, знакомясь с былинами?
|
«Богатыри»,
«Витязь на распутье»
|
3
|
Что вы
видите на слайде? Что здесь такого, что позволило это сказать?
|
|
Имя
былинного героя?
|
Садко
|
В былине
«Садко» нет описания подвигов богатыря, да и сам Садко не описан, как
богатырь? Почему?
|
Садко
жил Новгороде. Новгород не воевал с Золотой Ордой, поэтому в былине нет
описания военных действий, подвигов богатыря.
|
4
|
Имя
русского князя?
|
Князь
Владимир Красное Солнышко.
|
За что
церковь князя Владимира объявила святым?
|
В 988
году началось принятие христианства на Руси. В этом была немалая заслуга
князя Владимира, за что церковь и объявила его Святым. (В 988 году князь
Владимир принял окончательное решение о выборе христианской веры. Князь
крестился сам. Следуя его примеру в новую веру перешли и дружинники князя.
Владимир крестил своих сыновей, велел креститься и киевлянам).
|
5
|
Кому
поставлен памятник?
|
Братьям
Кириллу и Мефодию.
|
Почему
они вошли в историю как первоучители славян?
|
Благодаря
их труду славяне приобщились к миру просвященных народов Европы, получили
письменность, которой – с небольшими изменениями – на Руси пользуются уже
более 1000 лет.
|
Дата,
когда отмечают День славянской письменности?
|
24 мая
каждый год
|
6
|
Кому
поставлен памятник в г.Москве?
|
Ивану
Федорову.
|
Вспомните,
какое имя носит Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в истории?
|
Первопечатники.
|
Что
еще Иван Федоров сделал первым на Руси?
|
Напечатал
первый букварь.
|
7
|
Название
книги, которая была изготовлена в типографии Ивана Федорова?
|
«Апостол».
|
Известно,
что печатные книги выходили на Руси и раньше. Почему же книга «Апостол»
считается первой печатной книгой?
|
Только
про «Апостол» ученые точно знают, что начали печатать книгу 19 апреля 1563
года, а закончили 1 марта 1564 года. Поэтому мастера, создавшие ее, носят
имена первопечатников.
|
О
чем рассказывала книга «Апостол»?
|
«Апостол»-
книга, которая рассказывает о деяниях учеников Христа.
|
Назовите
русские учебники XVII века и их авторов.
|
«Букварь»
Василий Бурцов, «грамматика» Мелетий Смотрицкий, «букварь» Карион Истомин.
|
8
|
Имя,
фамилия исторической личности?
|
Иоганн
Гутенберг.
|
Какова
роль данного человека в истории книгопечатания?
|
Немецкий
изобретатель книгопечатания. Немец Иоганн Гутенберг открыл способ, как
быстрее и легче создавать книги. Он использовал шрифт, который размещался в
наборной кассе. Наборщик брал из кассы литеры, металлические буквы,
выкладывал на особой доске шрифт. Литеры смазывали типографской краской, а
сверху накладывали лист влажной бумаги.
|
Какой
год считается годом рождения книгопечатания?
|
1445
год считается годом рождения книгопечатания.
|
9
|
Имя,
фамилия исторической личности?
|
Иван
Грозный
|
Какова
роль русского царя в истории развития русского книгопечатания?
|
По
велению Ивана Грозного была открыта типография в Москве. Она находилась около
стены Китай-города. Иван Федоров и его помощник начали налаживать работу
типографии.
|
10
|
Имя,
фамилия исторической личности?
|
Петр I
|
Какова
роль российского императора в создании гражданской азбуки?
|
Многие
годы кириллицу использовали, в основном, для написания церковных книг. Она
была достаточно сложной для освоения. Петр I убрал
несколько букв, ввел новое начертание некоторых букв. Новая азбука стала
называться гражданской азбукой.
|
- Прошу заполнить путевые дневники.
2
тур.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
…У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой…?
Этот и другие вопросы о прошлом нашей страны задает
читателям поэт Иван Саввич Никитин. Предлагаю найти ответ на поставленный
вопрос.
1 этап. «Соотнеси понятие с определением
(соедини стрелкой)».
ХРИСТИАНСТВО
|
древнее
историческое произведение, описание важнейших событий в жизни страны по
годам.
|
МОНАХ
|
прочный
полупрозрачный материал, похожий на тонкий картон.
|
ЛЕТОПИСЬ
|
песня-рассказ
времён Древней Руси о богатырях.
|
БОГАТЫРЬ
|
вера
в Бога Иисуса Христа.
|
ПЕРГАМЕНТ
|
человек,
который посвящает свою жизнь Богу и уходит в монастырь.
|
БЫЛИНА
|
защитник
своей Родины, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, бескорыстный
защитник всех обездоленных и обиженных людей.
|
2
этап. Представьте себя в роли ученого- историка,
который объясняет, как сохранялись и передавались знания о пролом страны,
например, с IX по XIV века.
(Вариант ответа:
Люди всегда
стремились сохранить в памяти события давно минувших времен. Пока на Руси не
было письменности, бродячие певцы слагали былины. Былина - песня-рассказ времён
Древней Руси о богатырях.
Письменность
пришла на нашу землю вместе с христианством. Христианство - вера в Бога Иисуса
Христа. Первыми грамотными людьми на Руси были монахи. Монах - человек, который
посвящает свою жизнь Богу и уходит в монастырь. Именно священники (монахи)
стали вести летописи. Летопись - древнее историческое произведение, описание
важнейших событий в жизни страны по годам.
До XIV
века для письма, в основном, использовали пергамент. Пергамент - прочный
полупрозрачный материал, похожий на тонкий картон. Он изготавливался особым
образом из кожи телят, молодых овец, коз. Стоил он дорого, что и немудрено,
ведь на пергамент, требуемый для одной рукописной книги, шла кожа целого стада
телят. Поэтому ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном
листке).
Прошу заполнить путевые дневники.
3
тур
-
Существует на Руси пословица «Нужен не только ученый, но и смышленый». Поэтому
задание 3 тура звучит так: согласны ли вы с высказыванием.
/Каждая команда получает листок с заданием. В течение
отведенного времени члены команд фиксируют ответы на листе с высказываниями. По
окончании времени, сдают работы членам жюри, которое проверяет их, результаты
проверки озвучивают после 2 этапа./
1 этап «Согласны ли вы с высказыванием?».
1.Былина
не отличается от сказки.
(Высказывание
неверно. Сказка – это рассказ, почти полностью основанный на вымысле,
фантазии. В былине также присутствуют фантастические существа вроде Змея
Горыныча, но главное внимание уделяется историческим событиям. В основе былины
лежит событие, которое было на самом деле).
2.
Былина – это источник знаний о Древней Руси.
(Более 1000 лет
назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания о каком-либо
выдающееся человеке или событии, люди сочиняли о нём рассказ – былину. Былина –
это устный исторический источник, из которого мы узнаем о прошлом нашей
страны).
3.
Самая известная русская летопись «Повесть временных лет» была написана монахом
Печерского монастыря Лаврентием.
(Самая известная
русская летопись – «Повесть временных лет». Её написал монах Киево-Печерского
монастыря Нестор. Он жил в конце XI- начале XII века).
4.
Рассказ о братьях Кирилле и Мефодии, создавших славянскую письменность,
содержит Лаврентьевская летопись.
( Рассказ о
братьях Кирилле и Мефодии, создавших славянскую письменность, содержит летопись
«Повесть временных лет», но летопись не дошла бы до нас, если бы не монах
Лаврентий. Для создания летописи, которую пожелал иметь князь Дмитрий
Константинович, монах Лаврентий, который жил в Печерском монастыре в Нижнем
Новгороде, взял «Повесть временных лет», другие старые книги и аккуратно их
переписал. Поэтому мы можем согласиться, что рассказ о братьях Кирилле и
Мефодии, создавших славянскую письменность, содержит Лаврентьевская летопись).
2
этап «Откуда пошло выражение?» (домашнее задание).
1. Откуда
пошло выражение «красная строка».
(Чтобы выделить
надпись, сделать ее особенно красивой, буквы писали золотыми чернилами.
Заглавные буквы в начале каждого абзаца выводили красной краской. Отсюда и
пошло выражение).
2. Откуда
пошло выражение «прочитать книгу от доски до доски».
(До середины XVI
века книги на Руси были рукописные. Пергаментные листы сшивали льняными
бечевками. Потом книги «одевали» в переплет из тонких дощечек, обтянутых кожей.
Чтобы пергаментные листы не коробились, к переплету прикрепляли медные или
серебряные застежки. Когда книгу не читали, ее застегивали. Отсюда пошло
выражение).
- Прошу заполнить путевые дневники.
4
тур.
Блиц-опрос.
Ответьте, как можно быстрее на вопросы.
Вопрос
|
Предполагаемый ответ
|
В каком
городе жила семья знатного грека, среди детей которого были 2 брата – будущие
создатели славянской письменности?
|
Византийский
город Солунь
|
В те
времена некоторые из западно-славянских племен приняли христианство.
Славянский князь велел читать славянские книги. Зачем?
|
Чтобы
понять смысл новой веры.
|
Славянский
князь направил к византийскому императору послов с просьбой: «Земля наша
крещена, но нет у нас учителя, который научил бы нас и истолковал святые
книги….». Почему князь обращался с такой просьбой, ведь на Руси были
грамотные люди, которые могли прочитать священные книги?
О чем
еще князь просил императора?
|
Книги
были написаны на греческом или латинских языках, а на этих языках могли
читать немногие.
«Пошлите
нам учителей, которые могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их»
|
Выбор
византийского императора пал на Кирилла и Мефодия. Почему?
|
Оба
брата изучали святые книги, сочинения древних писателей – были учеными
людьми. К тому же хорошо знали язык славян.
|
Кириллу
и Мефодию необходимо было объяснить содержание святых книг. Зачем же они
составили азбуку?
|
Чтобы
объяснить содержание святых книг, надо было их перевести на славянский язык.
Но так как своей грамоты славяне не имели, то прежде всего требовалось
составить славянскую азбуку.
|
Сколько
азбук составили для славян Кирилл и Мефодий?
|
Две:
глаголицу и кириллицу. Глаголица была более сложной азбукой, поэтому на Руси
стали пользоваться кириллицей.
|
Как
произошло слово «азбука»?
|
Слово
произошло от названия первых двух букв кириллицы – АЗ, БУКИ.
|
Почему
до середины XVI века книг на Руси было немного и стоили они неимоверно
дорого?
|
Причины:
1) Книги
были рукописными.
2)
Для
письма использовали пергамент. Он стоил дорого.
3)
Процесс
изготовления книги был очень сложен, поэтому требовалось относительно много
времени для изготовления книги.
4) Переплеты
книг украшали серебряными футлярами-окладами. В оклад вставляли драгоценные
камни.
|
- Прошу заполнить путевые дневники.
- Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
- Путешествие в прошлое нашей Родины подходит к
концу. Думаю, что вы согласитесь с Иваном Саввичем, который в стихотворении
«Русь» написал:
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
- Подводим итоги. Ставим точку в наших путевых
дневниках. Для этого каждая команда и члены жюри заполнят последнюю колонку в
путевом дневнике.
/Выступление команд, озвучивающих итоги путешествия.
Выступление жюри.
Награждение./
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.