Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка по теме "Истоки русской литературы"

Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1 тур экскурсия по галерее.pptx

Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 турЭкскурсия по картинной галерееСоставила:
учитель высшей категории
МОУ С...

    1 слайд

    1 тур
    Экскурсия по картинной галерее
    Составила:
    учитель высшей категории
    МОУ СОШ № 39
    Вершинина Елена Владимировна

  • Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

    2 слайд

    Виктор Михайлович Васнецов
    «Богатыри»

  • Виктор Михайлович Васнецов

    3 слайд

    Виктор Михайлович Васнецов

  • Богатырь. Садко в морском царстве.(Врубель)

    4 слайд

    Богатырь. Садко в морском царстве.
    (Врубель)

  • Князь Владимир Красное Солнышко

    5 слайд

    Князь Владимир Красное Солнышко

  • 6 слайд

  • Иван Фёдоров – первопечатник.

    7 слайд

    Иван Фёдоров – первопечатник.

  • Русские учебники XVII века и их авторы:
«Букварь» Василий Бурцов
«Грамматика»...

    8 слайд

    Русские учебники XVII века и их авторы:
    «Букварь» Василий Бурцов
    «Грамматика» Мелетий Смотрицкий
    «Букварь» Карион Истомин

  • Первая печатная книга – «Апостол».

    9 слайд

    Первая печатная книга – «Апостол».

  • Иоганн ГутенбергНемецкий изобретатель книгопечатания.

1445 год – год рождени...

    10 слайд

    Иоганн Гутенберг
    Немецкий изобретатель книгопечатания.

    1445 год – год рождения книгопечатания.

  • Русский царь Иван Васильевич ГрозныйПо велению Ивана Грозного была открыта т...

    11 слайд

    Русский царь
    Иван Васильевич Грозный
    По велению Ивана Грозного была открыта типография в Москве.

  • Российский император Пётр I.

    12 слайд

    Российский император Пётр I.

  • Пётр I убрал несколько букв, ввёл новое начертание некоторых букв. 
Новая азб...

    13 слайд

    Пётр I убрал несколько букв, ввёл новое начертание некоторых букв.
    Новая азбука стала называться гражданской азбукой.

  • Благодарим за интересную экскурсию!

    14 слайд

    Благодарим
    за интересную экскурсию!

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ информационное обеспечение.docx

Информационное обеспечение.

Список литературы:

1.      Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006.

2.      Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя/Т.В.Игнатьева, Л.Е.тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

3.      Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобраз. учреждений. В 2 ч. Ч.2/Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2010.

4.      Методическое пособие по курсу «Родная история» для 4 класса общеобраз. учреждения/Э.С.Иткин. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования. 2008.

5.      Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобраз. учрежд. В 2 ч. Ч.2/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – М.: Просвещение, 2009.

6.      Родная история (IX – XIX века): 4 класс/ (авт.-сост. Э.С.Иткин, А.В.Седов). – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2007.

7.      Прошкина Т.Е. Интегрированный урок как средство успешного обучения// Современный урок: начальная школа. 2010. № 3. С. 2-5.

8.      Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

9.      Школа России. Концепция и программы для нач. шк. В 2 ч. /Е.В.Алексеенко, Л.П. Анастасова и др./. – М.: Просвещение, 2009.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Истоки русской литературы былины, пояснит записка к конкурсной работе.docx

Пояснительная записка.

Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Поэтому важно интегрировать знания и систему ценностей, воспитывать культуру восприятия, понимания, смыслов и связывать их с практической деятельностью учащихся. В четвертом классе содержание курсов «Родная история», «Окружающий мир», «Литературное чтение» предоставляют реальные возможности интеграции знаний и ценностей развития школьников в условиях классно-урочной системы, так как содержание курса или раздела курса предметов «перекликается» друг с другом, дополняют то или иное понятие, наполняют его новым оттенком значения. В результате знания, приобретенные детьми, связаны между собой. И у ребенка складывается «картина мира», имеющая важное преимущество – целостность.

Учебный курс

Учебник

Особенности построения курса

Цели и задачи изучения курса

Окружающий мир

А.А.Плешаков «Окружающий мир. 4 класс»

В центре внимания учащихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство.

Пятый раздел курса «Страницы истории Отечества» предусматривает первоначальное знакомство детей с историей страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями.

Программа курса ориентирована на развитии у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний, на формирование у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств, развитие образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников.

Родная история

Э.С.Иткин, А.В.Седов «Родная история (IX-XIX века): 4 класс.

Курс направлен на пробуждение у учащихся интереса к истории России и формировании представлений о ее основных событиях на протяжении более чем тысячелетнего  периода.

Сформировать у учащихся конкретные представления об основных событиях российской истории.

Сформировать начальные умения и навык, необходимые для дальнейшего изучения истории в основной школе.

Решать проблемы социализации учащихся, воспитывать гражданственность и любовь к Родине.

Литературное чтение

Л.Ф.Климанова и др. «Литературное чтение. 4 класс».

Круг произведений для чтения  с 1 по 4 класс включают произведения устного народного творчества. С 1- 4 класс круг произведений фольклора расширяется, усложняется структура курса и содержание произведений. Так,

1 класс: Песенки. Загадки. Потешки.

2 класс: Потешки. Прибаутки. Сказки о животных, бытовые и волшебные.

3 класс: Народные сказки. Былины.

4 класс: Летописи. Былины. Жития.

Сформировать понимание литературы как явления мировой и национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Воспитать осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре.

Развить умение самостоятельно выбирать справочную литературу, пользуясь справочными источниками для получения дополнительной информации.

 

Таким образом, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, истории, окружающего мира, - что способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления.

Предлагаемый сценарий мероприятия предлагаем использовать как в качестве повторительно-обобщающего урока по истории, по окружающему миру, так и в качестве внеклассного мероприятия по предмету.

Цель методического материала: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

Задачи:

1.      Через приобщение к национальным, государственным и культурным традициям Отечества, формировать гражданское самосознание учащихся, воспитывать патриотизм.

2.      Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, развитие творческих способностей обучающихся.

3.      Воспитание таких качеств, как коллективизм, толерантность.

Условия, при которых возможна реализация поставленных задач:

1.Материально-техническое обеспечение кабинета, где проходит мероприятие: компьютер, проектор, экран, стулья (парты) в достаточном количестве.

2.Оборудование для мероприятия:

·         Презентация «Экскурсия по картинной галерее».

·         Раздаточный материал для команд для организации 2 тура «Соотнеси..» и 3 тура «Согласны ли..»

·         Опросник для ведущего для организации 4 тура «Блиц-опрос».

·         Карта учета достижений для каждой команды (приложение1).

·         Карта учета достижений  каждой команды для членов жюри (приложение 2).

3.Жюри.

Ожидаемые результаты: обучающийся, который:

Ø  любит свою Родину, знает наиболее важные исторические события, испытывает гордость за достижения, открытия, сделанные на территории Отечества;

Ø  умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Ø  любознателен.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ приложение 1.docx

Приложение 1.

Карта учета достижений.

Члены команды

1 тур

Цвет

2 тур

Цвет

3 тур

Цвет

4 тур

Цвет

Итого

Я

МЫ

Я

МЫ

Я

МЫ

Я

МЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

Я – вклад каждого участника (члена команды) в выполнение задания.

Примерны характеристики вклада:

«Знаю» (материал учебника)

«Дополню» (читал дополнительную литературу по теме)

«Обобщу» (составлю план выступления, рассказа)

«Выступаю» (от лица группы даю ответ)

«Согласен» (с тем, что было сказано, поэтому послушаю членов группы, скажу в следующий раз).

МЫ- результат выполнения задания командой. Фиксируется в баллах членами жюри, возможно, оценочной характеристикой процесса деятельности команды. Например: четкая слаженная работа группы во время подготовки, прекрасное выступление перед публикой и т.д.

Итого:

1.      Суммируется количество набранных баллов командой.

2.      Определяется личностный результат (суммирование характеристик, запись преобладающего).

3.      Нашей команде … (вывод по цветовой характеристике).

Цвет  («Цветовая характеристика»):

Квадрат красного цвета- задание было поучительно, узнали новое.

Квадрат жёлтого  цвета- задание было интересно.

Квадрат зеленого цвета- задание было трудным.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ приложения.docx

Приложение 1.

1 тур. Соотнеси имя героя с  его характеристикой.

Чурила   Пленкович

 

 

 

Добрыня  Никитич

 

 

 

Дюк   Степанович

 

 

 

Алёша   Попович

 

 

Садко

 

 

Илья   Муромец

Он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость.

 

Богатырь, отличающийся  не силой, но мужеством, удалью, натиском, с одной стороны, и находчивостью, сметливостью, хитроумием, с другой. Недаром и эпитет, закрепившийся за богатырем, - «смелый».

Богатырь- «дипломат», который помимо подвигов храбрости, умеет свои «вежеством», знанием людей, жизни, чужих обычаев, обходительностью, умной речью, ловкостью добиваться успеха в переговорах с врагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

2 ТУР. Блиц-опрос.

1.     Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? («Ведомости»)

2.     Как называется редкая древняя книга? (антикварная)

3.     Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (бестселлер)

4.     Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров)

5.     Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору дерева – бересту).

6.     Назовите столицу былинной Руси. (Киев-град)

7.     Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

8.     К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

9.     Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

10. Сколько времени длится богатырский сон? (три дня и три ночи)

11. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

12. Как иначе называют былину? (старина на севере)

13. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. О каком оружии идёт речь? (меч)

14.  Кто из богатырей носил прозвище «Тихий»? (Добрыня Никитич)

15. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

16. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

3 ТУР. Дайте развернутый ответ на вопросы.

1.     А кто из богатырей расправился с Тугариным, Змея Горынычем сыном? Как?

 

 (Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: "Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь".  Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным).

 

2.     В чем проявлялось  «вежество»Добрыни Никитича?

( знание манер, которое постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе).

3.     А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от этой беды избавил? 

(Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы).

4.     Что обозначают приставки к имени каждого богатыря: Илья Муромец, Алёша Попович?

(Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.  Добрыня. Никитич – отчество по имени отца.  Алеша Попович – из семьи священнослужителей (сын ростовского попа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

4 ТУР.

 Подумай, каково значение устойчивого выражения.  Соотнеси устойчивое выражение и его значение.

От аза до ижицы.

 

Безграмотно составленный документ.

Филькина грамота.

 

Первый опыт в литературном творчестве.

Говорить на разных языках.

 

От самого начала до конца (АЗ И ИЖИЦА – первая и последняя буквы старославянского алфавита).

Знать на ять.

 

Уверенно, бойко, гладко говорить.

Проба пера

 

Очень точно.

Как по писаному.

 

Это выражение служит для обозначения наилучших познаний  (злополучная буква «ять» сохранилась вплоть до 1918 года, и школьники были вынуждены с большим трудом заучивать «правила на ять»; ведь «ять» и «е» произносились одинаково.
При этом «ошибки на ять» были самыми страшными: в старших классах за такую ошибку ученика безжалостно заваливали на экзаменах).

Буква в букву.

Говорить, не понимая друг друга, воспринимать суть разговора по-разному.

 

Ижицу прописать.

 

Выпороть, выдрать, а в более широ­ком смысле  -  устроить кому-либо головомойку, крепкий на­гоняй (Дело в том, что «ижица» выглядела, как римское «пять» (V), и чем-то немного напоминала перевернутый кнут. «Про­писать ижицу» означало выпороть, выдрать, а в более широ­ком смысле  -  устроить кому-либо головомойку, крепкий на­гоняй).

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ содержание учебно- методического материала.docx

Содержание учебно-методического материала.

Форма организации работы обучающихся под руководством учителя – групповая. Учащиеся работают в группах (командах) по 5-6 человек.

Условные обозначения, используемые при краткой характеристике  метода:

НМ – наглядные методы

СМ – словесные методы

ПМ – практические методы

МИ – метод игры

МКУ – метод контроля успешности обучения

 

Характеристика метода

Структурная часть мероприятия (тур)

Сочетание метода демонстрации (НМ) с беседой (СМ) позволяет  акцентировать внимание на главном, показать разные стороны события или личности.

1 тур

Сочетание метода упражнений (ПМ) с игрой-инсценировкой (МИ), которая основана на проигрывании ролей в смоделированной ситуации.

2 тур

Сочетание метода «мозгового штурма» при выполнении задания в группе и метода самостоятельной работы (ПМ) с рассказом (СМ).

3 тур

Беседа: ответ – краткая оценка - верно, неверно, правильный ответ (СМ).

4 тур

 

В конце каждого тура взрослыми и обучающимися используется метод контроля успешности (результативности) обучения, который позволяет диагностировать сильные и слабые стороны деятельности ученика, наметить пути их устранения, создать ситуацию успеха.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ титул лист.docx

Название конкурсной

работы

 

«Истоки русской литературы: былины»

Номинация, по которой представляется работа

 

Организационно-методическая (методическая разработка)

ФИО автора конкурсной работы

 

Вершинина Елена Владимировна

Должность и место работы автора

 

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39

Список используемой литературы

·        Русь – земля богатырей. Былины. В 2 томах. – М., «НОВЬ», 1998.

·        Литературное чтение. 4 класс: учебник  для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч./ Ф.Климанова,М.В.Голованова,В.Г.Горецкий. - М. Просвещение, 2010

·        Иткин Э. С., Седов А. В. Родная история (IXXIX века): 4 класс. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007

·        Литературное чтение. Родная речь. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2008.

·        Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4ч./ О. В. Кубасова. – 5-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

·        Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4ч./ О. В. Кубасова. – 5-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

·        Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа/Сост. Е.С.Савинов. –М.;Просвещение, 2010.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ход мероприятия.docx

Содержание методического материала

(ход мероприятия).

- Как не гордиться мне тобой,

О Родина моя!

Эти строки из стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина известны вам, ребята. Они посвящены нашей Родине – России. Я предлагаю вам отправиться в прошлое нашей страны.

Многие наши современники знают о такой красной дате календаря, как 24 мая. Какой праздник отмечает православная Россия в этот день?

Сегодня  я предлагаю вам обогатить наших современников, раскрыв им тайну появления этого праздника и имена исторических личностей, благодаря которым поэт, Спиридон Дмитриевич Дрожжин получил возможность сказать о нашей Родине так:

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

Во время путешествия каждая команда и члены жюри ведут путевые дневники. В них делаются записи в конце каждого тура. Путевой дневник ведет капитан каждой команды.

 

1 тур

Разминка «Экскурсия по картинной галерее».

Представьте, что ваша команда - это экскурсовод. В нашей галерее два экскурсовода. Вы проводите экскурсию: останавливаетесь около картины-слайда, отвечаете  на вопросы экскурсантов. Роль экскурсантов исполняют члены жюри. Договариваемся: экскурсоводы соблюдают очередность, если первый экскурсовод дал полные ответы на вопросы, то переходим к следующей картине.

Номер слайда

Вопросы

Предполагаемые ответы детей

1

Что вы видите на слайде? Что здесь такого, что позволило это сказать?

 

Как называется картина?

«Богатыри»

Кто её автор?

Виктор Михайлович Васнецов

Кто изображён на ней?

Три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Какие былины, описывающие подвиги этих богатырей вы советуете прочитать ?

«Добрыня Никитич», «Алеша и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», Ильины три поездочки»

2

Что вы видите?

 

Кто это?

Виктор Михайлович Васнецов

Какие картины данного художника вы рассматривали, знакомясь с былинами?

«Богатыри», «Витязь на распутье»

3

Что вы видите на слайде? Что здесь такого, что позволило это сказать?

 

Имя былинного героя?

Садко

В былине «Садко» нет описания подвигов богатыря, да и сам Садко не описан, как богатырь? Почему?

Садко жил Новгороде. Новгород не воевал с Золотой Ордой, поэтому в былине нет описания военных действий, подвигов богатыря.

 4

Имя русского князя?

Князь Владимир Красное Солнышко.

За что церковь князя Владимира объявила святым?

В 988 году началось принятие христианства на Руси. В этом была немалая заслуга князя Владимира, за что церковь и объявила его Святым. (В 988 году князь Владимир принял окончательное решение о выборе христианской веры. Князь крестился сам. Следуя его примеру в новую веру перешли и дружинники князя. Владимир крестил своих сыновей, велел креститься и киевлянам).

5

Кому поставлен памятник?

Братьям Кириллу и Мефодию.

Почему они вошли в историю как первоучители славян?

Благодаря их труду славяне приобщились к миру просвященных народов Европы, получили письменность, которой – с небольшими изменениями – на Руси пользуются уже более 1000 лет.

Дата, когда отмечают День славянской письменности?

24 мая каждый год

6

Кому поставлен памятник в г.Москве?

Ивану Федорову.

Вспомните, какое имя носит Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в истории?

Первопечатники.

Что еще Иван Федоров сделал первым на Руси?

Напечатал первый букварь.

7

Название книги, которая была изготовлена в типографии Ивана Федорова?

«Апостол».

Известно, что печатные книги выходили на Руси и раньше. Почему же книга «Апостол» считается первой печатной книгой?

Только про «Апостол» ученые точно знают, что начали печатать книгу 19 апреля 1563  года, а закончили 1 марта 1564 года. Поэтому мастера, создавшие ее, носят имена первопечатников.

О чем рассказывала книга «Апостол»?

«Апостол»- книга, которая рассказывает о деяниях учеников Христа.

Назовите русские учебники XVII века и их авторов.

«Букварь» Василий Бурцов, «грамматика» Мелетий Смотрицкий, «букварь» Карион Истомин.

8

Имя, фамилия  исторической личности?

Иоганн Гутенберг.

Какова роль данного человека в истории книгопечатания?

Немецкий изобретатель книгопечатания. Немец Иоганн Гутенберг открыл способ, как быстрее и легче создавать книги. Он использовал шрифт, который размещался в наборной кассе. Наборщик брал из кассы литеры, металлические буквы, выкладывал на особой доске шрифт. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги.

Какой год считается годом рождения книгопечатания?

1445 год  считается годом рождения книгопечатания.

9

Имя, фамилия  исторической личности?

Иван Грозный

Какова  роль русского царя в истории развития русского  книгопечатания?

По велению Ивана Грозного была открыта типография в Москве. Она находилась около стены Китай-города. Иван Федоров и его помощник начали налаживать работу типографии.

10

Имя, фамилия  исторической личности?

Петр I

Какова  роль российского императора в создании гражданской азбуки?

Многие годы кириллицу использовали, в основном, для написания церковных книг. Она была достаточно сложной для освоения. Петр I убрал несколько  букв, ввел новое начертание некоторых букв. Новая азбука стала называться гражданской азбукой.

 

- Прошу заполнить путевые дневники.

 

2 тур.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

…У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой…?

Этот и другие вопросы о прошлом нашей страны задает читателям поэт Иван Саввич Никитин. Предлагаю найти ответ на поставленный вопрос.

 

1 этап.  «Соотнеси понятие с определением (соедини стрелкой)».

ХРИСТИАНСТВО

древнее историческое произведение, описание важнейших событий в жизни страны по годам.

 

МОНАХ

прочный полупрозрачный материал, похожий на тонкий картон.

 

ЛЕТОПИСЬ

песня-рассказ времён Древней Руси о богатырях.

 

БОГАТЫРЬ

вера в Бога Иисуса Христа.

 

ПЕРГАМЕНТ

человек, который посвящает свою жизнь Богу и уходит в монастырь.

 

БЫЛИНА

защитник своей Родины, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, бескорыстный защитник всех обездоленных и обиженных людей.

 

2 этап. Представьте себя в роли ученого- историка, который объясняет, как сохранялись и передавались знания о пролом страны, например, с IX  по XIV века.

(Вариант ответа:

Люди всегда стремились сохранить в памяти события давно минувших времен. Пока на Руси не было письменности, бродячие певцы слагали былины. Былина - песня-рассказ времён Древней Руси о богатырях.

Письменность  пришла на нашу землю вместе с христианством. Христианство - вера в Бога Иисуса Христа. Первыми грамотными людьми на Руси были монахи. Монах - человек, который посвящает свою жизнь Богу и уходит в монастырь.  Именно священники (монахи) стали вести летописи. Летопись - древнее историческое произведение, описание важнейших событий в жизни страны по годам.

До XIV века для письма, в основном, использовали пергамент. Пергамент -  прочный полупрозрачный материал, похожий на тонкий картон. Он изготавливался особым образом из кожи телят, молодых овец, коз. Стоил он дорого, что и немудрено, ведь на пергамент, требуемый для одной рукописной книги, шла кожа целого стада телят. Поэтому ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном листке).

Прошу заполнить путевые дневники.

 

3 тур

- Существует на Руси пословица «Нужен не только ученый, но и смышленый». Поэтому задание 3 тура звучит так: согласны ли вы с высказыванием.

/Каждая команда получает листок с заданием.  В течение отведенного времени члены команд фиксируют ответы на листе с высказываниями. По окончании времени, сдают работы членам жюри, которое проверяет их, результаты проверки озвучивают после 2 этапа./

1 этап «Согласны ли вы с высказыванием?».

1.Былина не отличается от сказки.

(Высказывание неверно. Сказка – это рассказ, почти  полностью основанный на вымысле, фантазии. В былине также присутствуют фантастические существа вроде Змея Горыныча, но  главное внимание уделяется историческим событиям. В основе былины лежит событие, которое было на самом деле).

2. Былина – это источник знаний о Древней Руси.

(Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания о каком-либо выдающееся человеке или событии, люди сочиняли о нём рассказ – былину. Былина – это устный исторический источник, из которого мы узнаем о прошлом нашей страны).

3. Самая известная русская летопись «Повесть временных лет» была написана монахом Печерского монастыря Лаврентием.

(Самая известная русская летопись – «Повесть временных лет». Её написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он жил в конце XI-  начале XII века).

4. Рассказ о братьях Кирилле и Мефодии, создавших славянскую письменность, содержит Лаврентьевская летопись.

( Рассказ о братьях Кирилле и Мефодии, создавших славянскую письменность, содержит летопись «Повесть временных лет», но летопись не дошла бы до нас, если бы не монах Лаврентий. Для создания  летописи, которую пожелал иметь князь Дмитрий Константинович, монах Лаврентий, который жил в Печерском монастыре в Нижнем Новгороде, взял «Повесть временных лет», другие старые книги и аккуратно их переписал. Поэтому мы можем согласиться, что рассказ о братьях Кирилле и Мефодии, создавших славянскую письменность, содержит Лаврентьевская летопись).

2 этап «Откуда пошло выражение?» (домашнее задание).

1.      Откуда пошло выражение «красная строка».

(Чтобы выделить надпись, сделать ее особенно красивой, буквы писали золотыми чернилами. Заглавные буквы в начале каждого абзаца выводили красной краской. Отсюда и пошло выражение).

2.      Откуда пошло выражение «прочитать книгу от доски до доски».

(До середины XVI века книги на Руси были рукописные. Пергаментные листы сшивали льняными бечевками. Потом книги «одевали» в переплет из тонких дощечек, обтянутых кожей. Чтобы пергаментные листы не коробились, к переплету прикрепляли медные или серебряные застежки. Когда книгу не читали, ее застегивали. Отсюда пошло выражение).

- Прошу заполнить путевые дневники.

 

4 тур.

Блиц-опрос.

Ответьте, как можно быстрее на вопросы.

Вопрос

Предполагаемый ответ

В каком городе жила семья знатного грека, среди детей которого были 2 брата – будущие создатели славянской письменности?

Византийский город Солунь

В те времена некоторые из западно-славянских племен приняли христианство. Славянский князь велел читать славянские книги. Зачем?

Чтобы понять смысл новой веры.

Славянский князь направил к византийскому императору послов с просьбой: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который научил бы нас и истолковал святые книги….». Почему князь обращался с такой просьбой, ведь на Руси были грамотные люди, которые могли прочитать священные книги?

О чем еще князь просил императора?

Книги были написаны на греческом или латинских языках, а на этих языках могли читать немногие.

 

 

 

 

 

«Пошлите нам учителей, которые могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их»

Выбор византийского императора пал на Кирилла и Мефодия. Почему?

Оба брата изучали святые книги, сочинения древних писателей – были учеными людьми. К тому же хорошо знали язык славян.

Кириллу и Мефодию необходимо было объяснить содержание святых книг. Зачем же они составили азбуку?

Чтобы объяснить содержание святых книг, надо было их перевести на славянский язык. Но так как своей грамоты славяне не имели, то прежде всего требовалось составить славянскую азбуку.

Сколько азбук составили для славян Кирилл и Мефодий?

Две: глаголицу и кириллицу. Глаголица была более сложной азбукой, поэтому на Руси стали пользоваться кириллицей.

Как произошло слово «азбука»?

Слово произошло от названия первых двух букв кириллицы – АЗ, БУКИ.

Почему до середины XVI века книг на Руси было немного и стоили они неимоверно дорого?

Причины:

1)      Книги были рукописными.

2)      Для письма использовали пергамент. Он стоил дорого.

3)      Процесс изготовления книги был очень сложен, поэтому требовалось относительно много времени для изготовления книги.

4)      Переплеты книг украшали серебряными футлярами-окладами. В оклад вставляли драгоценные камни.

 

- Прошу заполнить путевые дневники.

 

- Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

- Путешествие в прошлое нашей Родины  подходит к концу.  Думаю, что вы согласитесь с Иваном Саввичем, который в стихотворении «Русь» написал:

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову.

 

- Подводим итоги. Ставим точку в наших путевых дневниках. Для этого каждая команда и члены жюри заполнят последнюю колонку в путевом дневнике.

/Выступление команд, озвучивающих итоги путешествия.

Выступление жюри.

Награждение./

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по теме "Истоки русской литературы""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Форма мероприятия - конкурсная программа. Методическая разработка содержит конспект занятия, дидактические раздаточные материалы для детей и презентацию для первого этапа конкурсной программы.

Материал может быть  полезен учителям и как самостоятельное внеклассное мероприятие по литературному чтению, и как дополнительный материал для подготовки урока чтения по темам: "Былины", "Книги Древней Руси", и как основа для обобщающего урока по истории или по окружающему миру.



Цель методического материала: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

Задачи:

1.     Через приобщение к национальным, государственным и культурным традициям Отечества, формировать гражданское самосознание учащихся, воспитывать патриотизм.

2.     Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, развитие творческих способностей обучающихся.

3.     Воспитание таких качеств, как коллективизм, толерантность.



 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 318
    • ZIP 579.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вершинина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вершинина Елена Владимировна
    Вершинина Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 210492
    • Всего материалов: 129

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 393 человека из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 212 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 826 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека