Главная / Классному руководителю / Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию "Удалой запев дружины"

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию "Удалой запев дружины"

Документы в архиве:

821.86 КБ 2 (1).jpg
750.95 КБ 2 (2).jpg
29.39 КБ Удалой запев дружины.docx
641.55 КБ 1.jpg
723.3 КБ 2.jpg
705.85 КБ 3.jpg

Название документа Удалой запев дружины.docx

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию

«УДАЛОЙ ЗАПЕВ ДРУЖИНЫ»

Автор: социальный педагог, учитель обществознания

Дюдькова Альбина Владимировна

Пояснительная записка

Данная методическая разработка называется «Удалой запев дружины», может быть приурочено ко Дню защитника Отечества. Форма проведения – литературно-музыкальная композиция – одна из цикла «Когда музы не молчали». Это цикл литературно-музыкальных композиций патриотической направленности, куда входят еще 6 праздников: «Песни, опаленные войной» - ко Дню Победы, «Праздник комсомольской песни» - ко Дню рождения комсомола, «С думой о России» - памяти поэта М. Исаковского, «Тепло любимых песен» - песни композитора В.П.Соловьева-Седова, «Золотые ключи Константина Листова» - памяти композитора К.Листова, театральные постановки по произведениям А.Твардовского «Василий Теркин» и А.Гайдара «Тимур и его команда», а также инсценировки по русским народным сказкам.

Существует такое расхожее выражение – когда говорят пушки, музы молчат. Действительно, искусство и война – кажется, что нет более несовместимых понятий. Однако, воспитание чувства гордости за свою страну можно и нужно начинать с того, чтобы школьники знакомились с художественными произведениями, отражающими силу и мощь родной страны, воспевающими её подлинных героев и подающими положительные примеры. В этом плане показательным как раз и можно назвать цикл литературно-музыкальных композиций и театральных постановок «Когда музы не молчали», и, в частности, данное мероприятие «Удалой запев дружины», которые составлены с опорой на хорошо известные, проверенные временем произведения разных видов искусства. Это искусство, образно говоря, «надев защитную гимнастерку», воспело и подвиги солдат, и героическое движение народа во имя Победы. Прекрасно, если современные школьники узнают про их славу и достижения.

Цель данного мероприятия : воспитание патриотизма подрастающего поколения как одной из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительного качества гражданина России во все времена.

Задачи: 1) постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, готовить к её защите;

2) воспитывать у школьников чувство гордости за свою страну и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

3) силой искусства воздействовать на патриотические чувства учащихся.


Данное мероприятие применяется в воспитательном процессе общеобразовательной школы. Возрастной контингент учащихся – среднее и старшее звенья школы.

Ожидаемые результаты: проведем интересное и полезное мероприятие, в ходе подготовки к которому разучим много старых и забытых, но в то же время очень красивых песен, познакомимся с творчеством поэтов, писателей и композиторов советского времени, прославивших подвиги солдат и героическое движение народа во имя Победы; у ребят появляется интерес к изучению героического прошлого нашего народа; привлекаем максимальное количество детей к подготовке и проведению праздника.


Подготовительный период

Поставим перед собой цель: как подготовится и спланировать работу. Объявляем сбор актива учащихся и выявляем конкретные идеи. Так как в нашей школе очень много ребят и педагогов, увлекающихся музыкой, поэзией, вообще искусством, определяем, что формой проведения будут литературно-музыкальные композиции, литературные вечера и театральные постановки. Далее даем объявление и привлекаем к подготовке наиболее активных и талантливых, чтобы они в свою очередь вели за собой остальных. Так как эти мероприятия массовые, ставим задачу максимально привлечь учащихся к участию в них. Далее пишем объявление и приступаем к репетициям.



Основной этап

Ведущий 1. В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, её нужно изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок.


Ведущий 2. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.


Ведущий 1. Вспомним высказывание выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, что в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».


Звучит песня о Родине


Ведущий 2. В древней русской летописи читаем: «О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: реками и кладезьми местночтимыми, горами крутыми, холмы высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, сёлы дивными… Всего еси исполнена земля русская…»


Ведущий 1. За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины под предводительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других русских полководцев.


Ведущий 2. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и Гражданской войны в начале 20-го столетия; одержала победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


Ученик. Ты не вставала на колени ни перед кем и никода

И каждый кустик твой священен, священны небо и вода,

Священен тын, где сохнут крынки, ракет космических огонь,

И даже малая дождинка, что падает в мою ладонь.

Священен мир широких пашен, священны льды родимых рек,

И снег, что полит кровью нашей, и кровь, что пролита на снег.


Ведущий 1. (под музыку песни «Отчего так в России березы шумят») В тяжелую годину испытаний прибавляла сил нашим бойцам белоствольная русская береза – символ России. Она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березку.


Ученик: (в форме солдата под музыку «Отчего так в России березы шумят)

Я помню, ранило березу осколком бомбы на заре,

Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.

И рано раненько весною береза белая опять

Оделась новою листвою и стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим:

«Родную русскую березу в обиду больше не дадим!»


Ведущий 2. Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.


Ученик: Ты видел, как рождаются березы?

Совсем как травы: стебель да листок.

Средь бела дня или на зорьке розовой,

Чуть полыхнет очнувшийся восток, -

Посмотришь – приподнялся из пеленок,

И, как былинка хлипкая стоит

Березы русской маленький ребенок

И вовсе не березовый на вид.

Не всякий и заметит эту кроху,

В два-три раскрывшихся листка.

Ей сызмала не раз придется плохо:

То – непогода, то – земля жестка,

То – солнце заслонить стремятся травы…

О, сколько в жизни надо вынести и испытать,

Чтоб стройной да кудрявой, да белою березонькою стать.


Выходят трое учеников

Чтец 1. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.


Чтец 2. Ты смотришь в ясное, голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.


Чтец 3. Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это – Россия.


Чтец 1. Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия.


Чтец 2. Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая, безыскусная природа. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны.


Чтец 3. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.


Ученик. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.


Тебе не раз враги грозили, тебя сметали – не смели.

Любовь моя, земля Россия, тебя порушить не могли.

Тебя топтали – не стоптали, тебя сжигали – не сожгли,

Мы все с тобою испытали, и даже больше, чем могли.


Снова выходят трое чтецов

Чтец 1. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в великой Отечественной войне. Она шла 1418 дней, почти 4 года.


Чтец 2. 22 июня 1941года… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 миллионов жизней советских людей, 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. В народной памяти, в литературе, музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей.


Чтец 3. Наиболее трагичные, переломные, яркие события истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому – песни Великой Отечественной войны.


Чтец 1. Песни военных лет – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах; старики, женщины, подростки, работавшие в тылу. Эти песни помогали им жить, верить в победу.


Чтец 2. Предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Удалой запев дружины». В ней прозвучат песни, написанные в тяжелый для нашего народа период войны.


Чтец 3. С ними боролись, погибали и побеждали наши солдаты. Эти песни не должны уйти вместе с последними участниками былых легендарных сражений.

Выходи хор и двое ведущих.


Ведущий1. В самый канун войны как предчувствие прозвучала песня «Если завтра война» из одноимённого фильма

Хор исполняет песню «Если завтра война»

Ведущий 2. Наступило лето 1941 года. В школах страны уже шли выпускные вечера. Часы отбивали последние минуты мирной жизни.

Хор исполняет песню «Грустные ивы склонились к пруду»

Ведущий 1. 22 июня 1941года по радио выступил председатель Совнаркома Молотов. Он сообщил о том, что немецкие войска вероломно, без объявления войны нарушили Государственную границу СССР, а фашистская авиация бомбила наши города.


Ведущий 2. С первых дней войны вместе с Красной Армией вступила в бой и советская песня. Взрослые и дети создавали песни на мотив популярных в предвоенные годы песен. Так безымянные авторы сочинили песню «22 июня» на мелодию всеми любимого синего платочка.

Исполняется песня «22 июня»

Ведущий 1. Наши известные поэты-песенники, композиторы стали создавать новые, фронтовые песни. 22 июня поэт А. Сурков, уходя на фронт, написал «Песню смелых»

Хор исполняет «Песню смелых»

Ведущий 2. 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война». На 6-й день войны ансамбль красноармейской песни и пляски исполнил эту песню на Белорусском вокзале Москвы перед частями, уходившими на фронт.


Ведущий 1. 29 июня 1941года в газете «Правда» была напечатана «Прощальная песня» М. Исаковского.

Хор исполняет «Прощальную песню»

Ведущий 2. Во время Великой Отечественной войны популярными были также лирические песни. Одна из них – «Моя любимая».

Исполняется песня «Моя любимая»

Ведущий 1. Советские пограничные заставы первыми приняли удар фашистских войск. Их защитники погибали, но не отступали. Известно, что многие заставы держались не только часами, но и днями, неделями. В районе города Перемышля наши пограничники перешли границу и вели бои на вражеской территории.


Ученик читает стихотворение.

На границе шумели березки, где теперь пришлось нам воевать…

Там служили-дружили два тезки, их обоих Максимками звать.

Был один – пулеметчик толковый – познакомьтесь с Максимом моим.

А другой – пулемет был станковый по прозванию тоже «Максим».

Крепко спаяны дружбою старой, принимали грозные бои

Неразлучною, дружною парой оба тезки – Максима мои.

От осколка германской гранаты не случилось уберечься им:

Пулеметчик был ранен, ребята, поврежден пулемет был «Максим».

Дни леченья проносятся мимо, и дружку уже сделан ремонт.

И опять оба тезки Максима отправляются вместе на фронт.

А на фронте горячий и хлесткий, ураганный бой кипит опять.

И опять служат-дружат два тезки, их обоих Максимами звать.

Снова точно наводит наводчик, а «Максим», словно молния бьет.

Так, так, так – говорит пулеметчик, так, так, так – говорит пулемет.


Ведущий 2. Шли первые, самые тяжелые недели, месяцы войны. Несмотря на неожиданность нападения, огромный перевес врага в технике, пограничники и части Красной Армии героически сражались на всем протяжении фронта от Балтийского до Черного моря. Лишь десятилетия спустя мы узнали о том, что первая песня о героических защитниках Брестской крепости была написана одним из них – Федором Германенко в июле 1941года на мотив песни «Варяг». Ее пели пограничники, осажденные в крепости. Когда фашисты стали забрасывать гранатами подвал, где находились ее последние защитники, Федор вложил текст песни в масленку и через оконце выбросил на плац. Там она и была найдена спустя десятилетия.

Хор исполняет песню на мелодию «Варяг»

Ведущий 1. Наступила осень 1941года. Враг у стен Москвы. Ее жители – женщины, старики, дети строят оборонительные сооружения. У станции Лобня, что находится неподалеку от московского аэропорта Шереметьево , стоит на развилке двух дорог единственное зенитное орудие , уцелевшее в том бою. Когда живым остался только один артиллерист, из соседнего дома к нему подползла женщина, оставившая в подвале четверых малых детей, и стала подносить снаряды. Она и ее дети остались живы. В те грозные годы в столице была сформирована 16-я дивизия народного ополчения. Наскоро обученные, оплченцы-добровольцы шли на фронт. Под стать суровым боям под Москвой были и песни того времени. Одна из них – «Марш защитников Москвы»

Исполняется песня

Ведущий 2. Битва под Москвой в декабре 1941года - первое победоносное сражение ВОв. В это время была написана песня «Дорогая моя столица». Автор ее текста поэт Лисянский вырос в Николаеве, потом жил в Ярославле, откуда и ушел на фронт. Он передал стихи в редакцию журнала «Новый мир». Прочитав их, композитор Дунаевский прямо на полях журнальной страницы сделал нотную запись мелодии. Молодой поэт, находясь на калининском фронте, вдруг услышал по радио песню.

Хор поет песню «Дорогая моя столица»

Ведущий 1. Советский поэт А. Сурков, находясь на Западном фронте, написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие его переписывали, и солдатские жены получали это поэтическое послание. В начале 1942года композитор К.Листов написал мелодию к стихам поэта. Так была создана песня «Землянка»

Мальчики в солдатской форме исполняют песню.

Ведущий 2. Славой овеян подвиг города-героя Одессы, его жителей, защитников – воинов и моряков Черноморского флота. В годы войны в городе особенно была популярна песня неизвестного автора на мелодию «Раскинулось море широко».

Хор исполняет песню «Я встретил его близ Одессы родной»

Ведущий 1. Память, солдатская память, строгая доля мужчин…

К ней ничего не прибавить, кроме седин и морщин.

Трудная радость победы в сердце солдата жива,

Только в рассказах об этом память скупа на слова.

Память в мундире парадном редко приходит с войны,

Старым осколкам и шрамам мирные сны не даны.

Снова – гранаты по танку! Снова – ни шагу назад!

Память не выйдет в отставку, ей не позволит солдат.

Так же, как все ветераны, страха не зная в бою,

Память слезу вытирала, молодость встретив свою.

К ней ничего не прибавить, кроме седин и морщин.

Память, солдатская память, строгая доля мужчин…

Ведущий 2. Закон жизни: все хорошее забывается быстрее, а тяжелое, трагичное помнится долго. Потому-то мы, народ наш так долго помним те 1418 страшных дней, казавшихся бесконечными. Почтим память погибших в тылу и на фронте минутой молчания.

Минута молчания


Подведение итогов


Подведение итогов проводим сразу после праздника. Зрители подходят к столу, на котором находятся заранее подготовленные ящичек и жетоны. Им предлагается опустить один из жетонов в ящик. Если очень понравился праздник – красный жетон, что-то понравилось, что-то не понравилось – желтый жетон, не понравился праздник – синий жетон. Таким образом очень легко узнать мнение аудитории и строить в дальнейшем работу по самосовершенствованию.


Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию "Удалой запев дружины"
  • Классному руководителю
Описание:

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Удалой запев дружины" является одной из цикла мероприятий по патриотическому воспитанию "Когда музы не молчали". Это мероприятие, подготовка к нему позволяют большому количеству детей познакомиться с отдельными страницами истории России в тесной связи с искусством, что особенно важно для становления ребенка как гражданина, патриота своейстраны. Кроме того, происходит знакомство детей с замечательными стихами, песнями, которые они не знают, может быть, никогда и не слышали, но которые помогали в свое время преодолеть трудности, поднять на борьбу с врагом весь народ.

Автор Дюдькова Альбина Владимировна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 896
Номер материала 4616
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓