Главная / Математика / Методическая разработка мероприятия математическое игра-соревнование

Методическая разработка мероприятия математическое игра-соревнование


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

муниципального образования города Братска








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ

«КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»







Автор: воспитатель

Шульгина Виктория Анатольевна











Братск, 2013г


Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………. 3

  2. Методические рекомендации………………………………………….4

  3. Этапы использования ИКТ……………………………………………4

  4. Сценарий математической игры – соревнования

«Крестики – нолики»……………………………………………………..5

  1. Приложения……………………………………………………………..9

  2. Список литературы и интернет – ресурсов………………………..14



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности, эффективна для решения задач развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Использование мультимедиа-презентаций и интернет-ресурсов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия дошкольниками материала, интенсифицировать процесс обучения за счет повышения мотивации к познанию. Применение ИКТ в совместной деятельности с детьми позволяет максимально привлечь родителей и обеспечить открытость воспитательно-образовательного процесса, Посредством консультаций и предоставления родителям практического материала, используемого на занятиях, с применением ИКТ, воспитатель может помочь родителям компетентно использовать компьютерные презентации и развивающие игры в домашних условиях, выработке единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе.

Практика показала, что при условии систематического использования в педагогическом процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Данное педагогическое мероприятие – математическая игра – соревнование в рамках непосредственно образовательной деятельности является обобщающим. Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности воспитателя. Применение ИКТ обусловлено следующим:

- возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

- возможность увеличить количество иллюстративного материала, повысить качество демонстрационных материалов;

- возможность делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии;

- использовать мультимедийную презентацию, обеспечивая наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

- возможность одновременного использования графической, аудиовизуальной информации

- Высокая скорость обновления демонстрационного и дидактического материала на экране, что значительно экономит время на занятии.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


При организации работы с детьми с использованием ИКТ необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам.

Целесообразно чередование игр и заданий с использованием ИКТ и в традиционной форме.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. К тому же, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Для проведения фронтальных занятий используется мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Обязательно использовать физминутки, гимнастику для глаз.

Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом, знать технические основы, владеть методическими приемами использования данного ресурса на педагогическом мероприятии.

Демонстрация презентации занимает все внимание детей, поэтому, информация, которая дается по ходу демонстрации, должна быть лаконичной и соответствовать содержанию презентации, потому, что другое все равно не будет восприниматься



ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ


  1. «Идем в страну Математику». Рассматривание и обсуждение изображенного на слайде.

  2. Игровое поле для произвольного выбора детьми задания.

  3. Выполнение задания «Математические догонялки».

  4. Выполнение задания «Найди соседа».

  5. Самостоятельная деятельность детей «Собери фотографию животного».

  6. «Идем в гости» используя для ориентира план – схему города «Геометрических фигур»

  7. Наглядное представление и обсуждение с детьми результатов математической игры – соревнования.



СЦЕНАРИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ

«КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»


Направление: « Познавательно – речевое развитие»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Тип: интегрированное

Возраст детей: старший

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей: подгрупповая

Задачи:

образовательные:

- закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10, совершенствовать умение находить место числа в ряду;

- закрепить представления детей о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник, куб, прямоугольник;

- закрепить знание основных цветов: синий, желтый, красный, зеленый;

- упражнять в ориентировке на плоскости по предложенной план -схеме;

- развивать умение следовать определённым правилам при выполнении заданий в компьютерных играх (действие по алгоритму).

развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление, смекалку, самостоятельность;

- продолжать учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;

- продолжать приучать запоминать задание, повторять его, сравнивать результаты своих действий с образцом.

воспитательные:

- воспитывать навыки культуры поведения при выполнении учебных задач, усидчивость;

- поддерживать интерес к играм математического содержания.

Активизация словаря: математика, геометрическая фигура, цифра, план -схема.

Оборудование и материалы: Мультимедиапроектор, ноутбук, компьютерные игровые презентации «Математические догонялки», «Найди соседей», план –схема « Город геометрических фигур», эмблемы для команд (крестики и нолики), медали по количеству детей.

Демонстрационный материал: фигуры животных из геометрических фигур разной величины (медведь, тигр, лиса), схема – образец для задания «Строители»

Раздаточный материал: счетные палочки, наборы геометрических фигур различной величины и цвета, строительный конструктор.

Форма проведения: математическая игра-соревнование

Предварительная работа: Работа детей с карточками–схемами, где задается определенный алгоритм действий. На первом этапе дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы действий с педагогом, в дальнейшем самостоятельно «читают» план–схемы.

Формы непосредственно образовательной деятельности:

Образовательная область

Детская деятельность

Формы организации совместной деятельности

коммуникация

коммуникативная

Беседа, обсуждение проблемных ситуаций, вопросы

физическая культура

двигательная

игровые упражнения

чтение художественной литературы

восприятие художественной литературы

чтение стихотворений

социализация

игровая

игра

музыка

музыкально - художественное

движения под музыку

Ход

Ученый математик: Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня нарядные! Давайте знакомиться: я – Ученый математик. Сегодня у вас будет необычное занятие по математике, путешествие в страну Математику. Там мы с вами устроим соревнование, только не спортивное, а математическое: будем с вами считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные и “весёлые” задачки. А ещё вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности.

Но прежде, чем попасть в страну Математику, нужно вспомнить правила поведения (вместе с воспитателем вспоминают и повторяют правила поведения на занятии: стараться быть дисциплинированным; внимательным; не отвлекаться, а то прослушаешь задание; слушать товарища, чтобы суметь помочь ему, если понадобится; не перебивать).

Я очень рад, что вы знаете эти правила и понимаете, почему их надо соблюдать. Давайте договоримся, что, если кто-то забудет какое-нибудь правило, вы ему напомните. Выполняя эти правила, вы сумеете еще многому научиться, будете еще больше знать и уметь.

(Звучит музыка, дети держатся за руки, закрыв глаза.)

Ученый математик: Где-то там, за океаном

Сказочная есть страна.

Математикой зовется,

Мы отправимся туда!

Ну, вот, мы и очутились в сказочной стране Математике. Здесь мы с вами поиграем в математические игры.

И помогать мне в этом будет мой друг и помощник. Вы узнали его? Да, да – это ноутбук. Для вас это тоже лучший друг? Я знаю, что все вы любите играть в компьютерные игры. А как еще можно использовать компьютер? Ответы детей (найти любую информацию, играть, слушать музыку, рисовать, общаться, печатать)

Посмотрите, у меня на столе лежат эмблемы, на которых изображены крестики и нолики, возьмите каждый одну эмблему(деление на команды).

Итак, у нас есть две команды: команда крестиков и команда ноликов. Поприветствуйте друг друга. (фанфары)

(Обращает внимание на мультимедиапроектор)

У нас есть игровое поле: посмотрите, в каждой клетке есть цифра. Это задания. Клетки мы будем закрывать знаком выигравшей команды: крестиком, или ноликом. Выиграет та команда, чьих знаков на игровом поле окажется больше.

Мы начинаем игру! (фанфары)

(Ученый математик объявляет задания, постепенно открывая клетки игрового поля по выбору детей. Право первого хода выбирается по считалке. Право следующего хода предоставляется проигравшей команде. После выполнения детьми трех заданий проводится физминутка)

Ученый математик: Молодцы, ребята. Вы быстро справляетесь с заданиями. А сейчас настало время отдыха.

Поднимите плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок,

Стоп, сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.


(Затем игра – соревнование продолжается. После выполнения трех заданий проводится гимнастика для глаз)


Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо – влево)

 Гостя вкусно угощала. (Смотрят вверх – вниз).

Ну – ка дятел посмотри! ( Моргают глазками).

Вот орехи – 1,2,3.

Пообедал дятел с белкой

И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят

веки указательным пальцем)


Ученый математик: Давайте посмотрим на наше игровое поле. Все задания выполнены. Давайте посчитаем, сколько на поле получилось крестиков? (дети отвечают). А сколько ноликов? (ответы детей). Чего больше? (ответы детей)

(Выявляется команда – победительница)

Ученый математик: Молодцы, ребята, вы выполнили все мои математические задания, и я хочу вручить вам медали юных математиков.

Вам понравилась игра?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было самым легким?

Какое задание было самым трудным?

А сейчас пришло время возвращаться из страны Математики в детский сад

(Звучит музыка. Дети закрывают глаза, берутся за руки)


Мы из сказочной страны Математики

Возвратились с друзьями домой.

Стали юными математиками

Привезли много знаний с собой.

Скоро, скоро с друзьями - ребятами

Путешествовать будем опять;

И веселые приключения

Будут в сказках нас ждать и встречать!









Приложение 1


Задания к игровому полю

Клетка №1 «Математические догонялки» (презентация №1)

На экране перед детьми изображения насекомых: божья коровка и гусеница. Каждый из них будет помогать одной из команд. Необходимо решить пример на сложение или вычитание. Если пример решен правильно, то герой движется вперед на один шаг, если пример решен не верно, то герой остается на месте. Выигрывает та команда, чей герой первым достигнет финиша.


Клетка №2 «Найди соседей» (презентация №2)

На экране домик с тремя окнами. В его крайних окошках указаны цифры. Необходимо назвать цифру, соседствующую с ними, т.е. расположенную между ними. Задание можно усложнить, если цифру указать в среднем окне, а детям необходимо назвать цифру предшествующую ей и следующую за ней. Побеждает та команда, которая даст больше верных ответов.


Клетка №3 «Вопросительная шкатулочка»

В шкатулке лежат карточки с вопросами. Каждая команда по очереди вынимают из шкатулки одну карточку. Воспитатель зачитывает вопрос. Если команда ответила не верно, право ответа переходит второй команде. Выигрывает та команда, которая даст больше верных ответов.

Вопросы: Сколько хвостов у семи петухов?

Сколько ушек у двух старушек?

Сколько носов у трех псов?

Сколько рогов у двух коров?


Клетка № 4 «Собери фотографию животного» (приложение №2)

Из набора предложенных фигур дети в парах собирают фигуры (фотографии) животного по образцу. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.


Клетка № 5 «Строители» (приложение №3)

Из набора объемных фигур (строительного конструктора) по заданной схеме сложить дом. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит это задание.


Клетка № 6 «Идем в гости …»

На экран выводится план-схема города Геометрических фигур. Город разбит на два района (район больших фигур и район маленьких фигур). Каждый район имеет три улицы (желтая, красная и синяя). На каждой улице по три дома (квадратный, круглый, треугольный). В каждом домике кто-то живет, в нашем случае животные. Детям задается вопрос: «Где живет …(указываем животное)»

Дети должны рассказать, в каком районе, на какой улице, в каком доме живет конкретное животное. (Например: в районе больших фигур, на красной улице в квадратном доме живет лиса).

Задание можно сменить. Задавая направление движения, дети должны сказать к кому в гости они направляются.














































Приложение 2



«Фотографии» животных: медведь, лиса, тигр

hello_html_m43a6aa04.gif

hello_html_2d89e43.gif





















hello_html_m5a82c466.gifhello_html_m2b52d2f8.gif

























Приложение 3

Схема - образец для строительства дома

hello_html_m25ce9383.gif











hello_html_20ba6b50.gif





hello_html_2171bf80.gif



hello_html_m5d5b3ee3.gifhello_html_7ee4c945.gifhello_html_1945c734.gif





















Приложение 4

План-схема города Геометрических фигур

hello_html_11909b59.gif



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ


  1. З.А. Михайлова . Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для восп. Д/с.- 2-е изд.,дораб.- М.:Просвещение,1990

  2. Р.Ф. Соболевский. Логические и математические игры.- Минск,1977

  3. Г.Д. Кочергина. Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе//httr://rrrc.ru/

  4. http://viki.rdf.ru/media/upload/files/naydi_sosedey.rar

  5. http://viki.rdf.ru/media/upload/files/Ponomareva_dogonyalki.zip
















Методическая разработка мероприятия математическое игра-соревнование
  • Математика
Описание:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

 

Содержание: 

1.Пояснительная записка…………………………………. 3

2.Методические рекомендации……………………………4

3.Этапы использования ИКТ…………………………………4

4.  Сценарий математической игры – соревнования

«Крестики – нолики»…………………………………………5

5.  Приложения……………………………………………………9

 

6.  Список литературы и интернет – ресурсов………14

Автор Шульгина Виктория Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 53117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓