Главная / Начальные классы / Методическая разработка литературной викторины с беседой "«А.П.Чехов. Человек добра и правды » по рассказам А.П. Чехова для детей «Ванька», «Каштанка», «Белолобый».

Методическая разработка литературной викторины с беседой "«А.П.Чехов. Человек добра и правды » по рассказам А.П. Чехова для детей «Ванька», «Каштанка», «Белолобый».













Литературная викторина с беседой

«А.П.Чехов. Человек добра и правды »

по рассказам А.П. Чехова для детей

«Ванька», «Каштанка», «Белолобый».







Составила:

Агальцова Елена Васильевна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №22

г. Таганрога, Ростовской области
















Цели:

I. Образовательные:

1) Повторение, обобщение, а так же обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.

2) Изучение читательских интересов школьников.

3) Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся.

II. Развивающие:

1) Развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся.

2) Развитие творческих способностей детей

3) Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.

III. Воспитывающие:

1) Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.

2) Воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову.

3) Воспитание доброжелательного отношения между всеми детьми, даже принадлежащими к разным командам, взаимовыручки и умения поддержать товарища своей команды, понимание, что сплоченность коллектива может повлиять на конечный результат.

IV. Развлекательные


Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказам Чехова, иллюстрация с изображением имения писателя, памятных мест Таганрога, листы, цветные карандаши, записи на доске, грамоты для награждения.


Форма проведения викторины.

Ученики заранее получили задание прочитать рассказы А.П. Чехова. Каждый класс представляет команда из 7 человек. Ответы учеников оцениваются жюри, членами которого являются несколько учителей, приглашенных на урок.


Описание игры: в викторине принимают участие 3 команды. Услышав вопрос викторины, участники команды пишут ответ на одном из предоставленных команде листочков ответ и передают его в жюри. У каждой команды листочки своего цвета. Время для обдумывания ответа – 1 минута. После передачи листочков в жюри звучит правильный ответ. Жюри в бланк заносит баллы, пока команда обдумывает ответ на следующий вопрос. В конце викторины каждая из команд показывает инсценировку одного их рассказов (или отрывка из рассказа) А.П.Чехова.

К конкурсу художников школьники заранее готовили рисунки. Это было частью домашнего задания. По окончании викторины обе команды награждаются медалями за участие в конкурсах (1, 2 и 3 место). Грамоты и медали заранее подготавливаются учителем.

Ход викторины:

Ведущий: Здравствуйте. Мы собрались с вами, чтобы поговорить и проверить ваши знания о жизни и творчестве великого нашего земляка А.П.Чехова.

Сегодня в нашем зале происходит необычное событие: 3 команды учеников 3 класса будут бороться за право называться лучшими читателями рассказов Антона Павловича Чехова!

А беспристрастными судьями этого соревнования будет уважаемое жюри (ведущий представляет жюри, которое может состоять из учителей и учащихся старших классов)

Приглашаем на сцену доблестную команду 3-А (название команды). Капитан команды (ведущий представляет капитана).

На сцену поднимается не менее доблестная команда 3-Б, во главе которой капитан Название команды ___________.

Приглашаем на сцену замечательную команду 3 "В" класса , во главе с капитаном _____________________________. Название команды __________

Ведущий: Жил на свете обыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное — словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

Объявляется первый конкурс " Биография"

2) Укажите годы жизни А.П.Чехова:

1854-1902; 1836-1901; 1860-1904.

3) Как называлась улица, на которой родился Антоша Чехов и как называется она сейчас? (Полицейской и им.Чехова)

4) Кто знает имя отца великого писателя?( Павел Егорович)

5) Сколько детей было в семье Чеховых? (6_: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил. Одна девочка умерла в младенченстве).

6.) «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Это откуда? (Вывеска на лавке Чеховых)

Ведущий: Отец Павел Егорович владел небольшой лавкой, и здесь, в этой лавке, Антону и его старшим братьям приходилось торговать, помогая отцу. Уроки тоже готовили в лавке. Зимой там было так холодно, что чернила замерзали в чернильнице, а пальцы синели и не слушались. В гимназии учитель за плохо написанное задание ставил единицу, а отец за единицу порол детей.

7) Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)

8) Какие ещё псевдонимы писателя Чехова вы знаете?

Ведущий: В 1884 году, окончив медицинский факультет Московского университета, Чехов ещё не знал, кем он станет — доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка «Доктор Чехов». А в газетах и журналах один за другим появлялись его рассказы, подписанные смешными именами:

А. П.,

А. П.Ч-в,

Антоша,

Антоша Ч.,

Антоша Ч.***,

Антоша Чехонте,

А-н Ч-те,

Ан. Ч.,

Ан. Ч-е,

Анче,

Ан. Че-в,

А. Ч.,

А.Ч-в,

А.Че-в,

А Чехонте,

Г.Балдастов,

Макар Балдастов,

Брат моего брата,

Врач без пациентов,

Вспыльчивый человек,

Гайка № 6,

Гайка № 9,

Грач,

Дон Антонио Чехонте,

Дяденька,

Кисляев,

М.Ковров,

Крапива,

Лаэрт,

Прозаический поэт,

Рувер,

Рувер и Ревур,

Улисс,

Ц.,

Ч. Б. С.,

Ч. без с.,

Человек без селезёнки,

Чехонте,

Ч.Хонте, А.,

Шампанский,

въ,

Z[14].

Известно около 42 псевдонимов Чехова.

9) Какие исторические места города Таганрога связаны с именем А.П.Чехова?

-Домик Чеховых, Лавка Чеховых, Литературный музей- Гимназия, театр, библиотека им Чехова, картинная галерея, памятник Чехову на Красной площади полукруге около центрального рынка, памятник на новой набережной, памятник «Египетская пирамида, памятник возле лавки Чеховых , 500-килограммовая скульптура «Человек в футляре»-преподаватель гимназии, скульптурная композиция «Толстый и тонкий» возле гостиницы «Таганрог», дом отца Чехова, лавка его дяди Митрофана , здание греческой школы, в которой учились братья Чеховы, дом Покровского, любимого учителя Чехова и автора известного прозвища «Чехонте».

Объявляется второй конкурс «Чей это портрет?»

Вам, уважаемые участники нашей игры предстоит узнать рассказ и персонаж по фрагменту текста. Каждой команде выдаётся листок с напечатанными фрагментами из произведений Чехова. Команда, посовещавшись записывает персонаж и название произведения.

«…- Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась. Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?» («Каштанка»).

«... С большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки». (Белолобый).

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.» (Ванька)

Она была слабого здоровья, мнительная, вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел её детей. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то воют собаки. (Волчиха.)

Прежде всего, он надел на голову парик с пробором и с двумя вихрами, похожими на рога, потом густо намазал лицо чем-то белым и сверх белой краски нарисовал ещё брови, усы и румяны. Затем он стал облачаться в какой-то необыкновенный , ни с чем не сообразный костюм. (Дрессировщик Жорж, «Каштанка»)

«Она была уже не молода, чутьё у неё ослабело, так что случалось, лисий след она принимала за собачий...». (Волчиха)

«... Старик лет семидесяти, который всё кашлял и разговаривал сам с собой. Обыкновенно ночью он спал, а днём бродил по лесу с ружьём-одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп, машина!» и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» ». (Сторож Игнат, «Белолобый»)

«Громадная чёрная собака неизвестной породы». (Арапка).

Ведущий: Надеюсь, члены жюри сумели по достоинству оценить знание чеховских текстов, продемонстрированное участниками команд.

А сейчас переходим к очередному 3 конкурсу, который мы условно назвали «Чьи вещи?».

Командам даётся задание: вам будут предоставлены вещи, которые, подобно визитной карточке, смогли бы достойно представить их владельцев – героев чеховских рассказов. Н-р, если вам предложили бы горошину, то вы бы соотнесли бы её с принцессой на горошине, хрустальная туфелька- Золушка, скорлупка - Дюймовочка.

Конверт – «Ванька», его герой купил за копейку, чтобы написать письмо дедушке.

Куриная лапка – «Каштанка», её собака спрятала в гостиной между шкафом и стеной и боялась, что хозяин найдет её и скушает.

Гармонь- Ванька просит деда не отдать её никому.

Лошадиная кость - её грызла волчица во время кормления волчат, чтобы сбить голод , который её мучил.

Колотушка- висит на поясе Константина Макарыча, деда Ваньки.

4 конкурс

Назовите юного героя рассказа А.П.Чехова, однофамильца знаменитого маршала Советского Союза. (Ванька Жуков из рассказа "Ванька")

Вот мы и назовём условно конкурс "Ванька".

Сколько лет Ваньке? (9)

Как зовут дедушку Ваньки? ( Константин Макарыч)

Назовите имя матери Ваньки. (Пелагея)

В каком городе живёт Ванька теперь ?

Какому делу должен был научиться Ванька у Аляхина? (Сапожному)

За что "вчерась Ваньке была сделана выволочка"? (Уснул, качая ребёнка)

О каком гостинце просит Ванька у дедушки, когда у господ будет ёлка? (Золотой орех в зелёном сундучке)

Какой адрес написал Ванька на конверте? («На деревню дедушке Константину Макарычу» ).

Ведущий: Антон Павлович с детства любил животных. В его доме постоянно жили разные «звери». В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привёз дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время — сразу две таксы — Бром и Хина. Они получили свои клички по названиям двух самых популярных в то время лекарств.

Наш следующий 5 конкурс будет посвящён рассказу "Каштанка".

Какой породы была Каштанка? (помесь таксы с дворняжкой)

Как звали хозяина Каштанки и кем он был? Как звали его сына? (Лука Александрович, столяр, сын Федюшка).

-столяр

-плотник

-сапожник

На какие две части делила Каштанка всё человечество? (На хозяев и заказчиков).

Чехов пишет, что Каштанка «стала горько плакать». А как плачет собака? (Воет, скулит).

Кто такие Фёдор Тимофеевич, Иван Иваныч и Хавронья Ивановна? (Кот, гусь, свинья).

Какое новое имя получила Каштанка? (Тётка).

Чему научил собаку новый хозяин? (Стоять и ходить на задних лапах, плясать, бегать на корде, звонить, участвовать в пирамиде).

Кто был новый хозяин Каштанки? (Дрессировщик и клоун).

Вспомните его сценическое имя. (Жорж).

Почему в одну из ночей выла Тётка?
(Умер Иван Иванович — гусь).

Отчего заболел и умер гусь? (На него наступила цирковая лошадь)

-был старый

-на него наступила лошадь

-его укусила Тётка



Как Тётка-Каштанка вернулась к своим прежним хозяевам? Что почувствовала Каштанка, когда вернулась домой? Обрадовалась ли она? Обрадовались ли хозяева?

(Во время её выступления в цирке Федюшка узнал Каштанку и прежние хозяева её позвали по имени).



Чехов показал, что доброе отношение к животным важно не только для животного — оно гораздо важнее для самого человека.

6 конкурс по рассказу А.П.Чехова «Белолобый»:

1.Назовите главных героев рассказа. (Белолобый и волчиха).

2. В какое время года происходит действие рассказа и как оно описано в рассказе? (Был уже март, но «по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать» ).

3. Чем питалась волчиха? (Она уже не охотилась на телят и крупных баранов, далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одной падалью).

4.Кого хотела волчиха украсть из хлева и кого она схватила ?

(Ягнёнка, а схватила щенка ).


5. Как вёл себя щенок в логове волчицы? (Махал хвостом, лаял на волчицу).

6.Сколько было волчат и как они вели себя со своим гостем?

( Их было трое. Они стали с ним играть и кусать его не
больно, а в шутку).

7.Кто спас ягнят от волчихи во второй раз? (Щенок Белолобый, он залаял и разбудил большую собаку Арапку и сторожа Игната).

8.Почему же сторож Игнат наказал Белолобого? (Он подумал, что глупый щенок повадился ходить в хлев, да не через дверь, а в дыру крыши).



7 конкурс капитанов

Вам, уважаемые участники нашей игры предстоит выбрать правильный ответ на вопрос и поднять карточку с номером ответа

Как звали собаку из произведения А.П.Чехова?

Блондинка

Брюнетка

Шатенка

Каштанка



За что хозяйка «тыкала в харю» Ваньки «мордой селёдки»

уронил селёдку

начал чистить с головы

начал чистить с хвоста



Кто научил читать Ваньку?

Мать Пелагея

Хозяйка Ольга Игнатьевна

Учитель

Сапожник Аляхин



Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков?

1. В Лапландию Деду Морозу

2. В кремль царю

3. На деревню дедушке

4. В город бабушке



В ночь перед каким праздником писал письмо Ванька Жуков в рассказе Чехова?

Новый год

Масленица

Рождество

Крещение



Какое из произведений принадлежит перу А.П.Чехова?

Три сестры

Три толстяка

Три мушкетёра

Три медведя



Как звучал один псевдонимов Чехова?

Отец моего сына

Муж моей жены

Брат моего брата

Дед моего внука



Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа Чехова?

Кузнец

Дрессировщик

Врач

Столяр

Как писатель Чехов определил краткость?

Мать учения

Мать порядка

Сестра таланта

Сирота Казанская


ИТОГИ:

Ведущий: Вот и подошла к концу наша литературная игра. Слово предоставляется председателю жюри для подведения итогов.

Выступление председателя жюри с результатами игры и своими впечатлениями о проведенной игре. Награждение участников игры.



Источники:

zanimatika.narod.ruЧеховская викторина

nsportal.rushkola…2012/10/24/zhivotnye…apchekhova

Методическая разработка литературной викторины с беседой "«А.П.Чехов. Человек добра и правды » по рассказам А.П. Чехова для детей «Ванька», «Каштанка», «Белолобый».
  • Начальные классы
Описание:

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 3-4 классов. В ходе мероприятия учащиеся подводят итог своей исследовательской деятельности о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова. Учителем учтены в разработке эмоциональные моменты. Используются документальные материалы, фотографии писателя. Организуется выставка книг. Много внимания уделяется коррекционной работе. Она направлена на развитие устной речи учащихся, мышления, внимания, памяти, воображения. Проводится словарно-лексическая работа. Разработка способствует эстетическому воспитанию школьников через художественные произведения писателя.

Автор Агальцова Елена Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2005
Номер материала 46236
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓