Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий .

Методическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий .

Методическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий .

Метод case study ("разбор конкретных ситуаций”)1

Описание курса. Начальный комикс: « Дидактические возможности метода case-study

1. Курс представляет собой открытый ( для изменений и дополнений) набор кейсов, в каждом из которых описывается конкретная проблемная ситуация ( случай на ЕГЭ по русскому языку, типичный для КИМов отрывок художественного текста, описывающий сложную морально-этическую ситуацию и др.) Кейсы, помимо проблемной ситуации, могут содержать

- вопросы, способствующие погружению в ситуацию и её анализу,

- пакет дополнительных материалов от учителя ( статьи, статистические данные, полезные ссылки, список литературы по проблеме);

- задания и описание способа выполнения кейса.

Результатом выполнения кейса может являться список возможных решений проблемной ситуации, презентация собранного материала, собственного мнения, эссе.


2. На одном из занятий учитель проводит презентацию курса, определяет сроки и способы выполнения каждого кейса, знакомит учащихся с системой оценок, разбивает класс на творческие группы и т.д. Происходит погружение в проблемную ситуацию Кейса №1.


3. Курс интерактивный. В условиях дефицита уроков русского языка в выпускных классах работу по контролю за выполнением заданий кейса можно организовать дистанционно в рамках сетевого общения. Материалы курса выкладываются на учебный сайт http://e-lyceum2.edu.ru./. Учащиеся по мере выполнения кейсов здесь же размещают итоги своей работы. Педагог следит за продвижением выпускников по курсу, вступает в переписку, определяет необходимость проведения личных консультаций или готовность к итоговой презентации кейса группой/классом. Учащиеся имеют возможность в интерактивном режиме задавать вопросы педагогу вне школьных занятий.


4. Цель курса - организовать работу учащихся по отбору, систематизации, анализу материала для подготовки к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Для большей эффективности и экономии урочного времени при выполнении некоторых кейсов организуется предварительное взаимное рецензирование. Группа предлагает материалы выполненного кейса в электронном или печатном виде каждому учащемуся класса, те, в свою очередь, знакомятся с материалами, оценивают их по прилагаемой таблице. А также в электронных или печатных файлах оставляют указания на те или иные ошибки. Педагог контролирует процесс рецензирования, обобщает информацию о качестве кейсов и типичных ошибках, предлагает способы совершенствования кейса.

5. Процесс продвижения по курсу должен научить учащихся не только выполнять кейсы, предложенные учителем, но и пополнять курс собственными проблемными ситуациями, которые помогут активизировать коллективную работу выпускников по решению задач, встающих при подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку.


Цель курса. Активизировать работу учащихся по подготовке к написанию экзаменационного эссе, а именно:

- стимулировать активное чтение и обмен информацией в среде выпускников;

- отрабатывать навыки отбора, систематизации и применения информации по разным темам;

- моделировать решение ситуаций морально-этического характера на примере художественных текстов;

- подготовить пакет материалов по проблемам, которым посвящены тексты части С ЕГЭ по русскому языку.

Сопутствующие задачи:

- отрабатывать навыки работы в группах и самостоятельно;

- овладеть навыками рецензирования, анализа презентаций, дискуссии;

- в условиях дефицита уроков русского языка в старших классах внедрить систему дистанционного (сетевого) общения с учащимися и контроля за выполняемой ими работой;

- научить выпускников применять навыки пользования ИКТ для решения учебных задач.

Формы работы.

1. Урок. Презентация курса, презентация и первичный анализ ситуаций, презентация выполненных кейсов и организация дискуссии по итогам выполнения задания.

2. Сетевая (дистанционная) с использованием кейс-технологии2: материалы размещаются на учебном сайте http://e-lyceum2.edu.ru./, там же учащиеся выкладывают результаты работы для общего просмотра и рецензирования. Учитель контролирует, комментирует, помогает, отвечает на вопросы лично или дистанционно.

3. Групповая, индивидуальная ( по желанию учащихся).


Примеры кейсов.

Кейс №1


Ситуация.

Выпускница прошлого года (можно назвать фамилию, имя с согласия героини ситуации) очень серьёзно готовилась к ЕГЭ по всем выбранным предметам, в том числе и по русскому языку: занималась с репетитором, решала примеры тестов самостоятельно и т.д. Особую тревогу у неё вызывала часть С, и она еженедельно писала эссе на примере разных текстов, собирала и классифицировала возможные аргументы по разным темам. Лена планировала получить чуть более 70 баллов. На экзамене в тесте она сделала всего 4 ошибки в части А, а в части В – ни одной. Но за эссе получила 12 первичных баллов из 21 возможного. Итог – 68 баллов. Почему? В части С Лене предлагался для анализа текст ( можно предложить пример текста с редкой, непопулярной проблемой) по проблеме, которая была ей незнакома, и выпускница не смогла представить достойных аргументов в защиту своей точки зрения.

Погружение в проблему. В качестве погружения в проблему предлагаю просмотреть сделанный мною комикс http://www.toondoo.com/ViewBook.toon?bookid=226839

Учитель организует дискуссию на тему: « Как можно застраховать себя от такой ситуации?»

Выслушав варианты учеников, предлагает задание.

Задание. Составьте список актуальных тем, которые затрагиваются, могут быть затронуты в текстах части С ЕГЭ по русскому языку. Дополняйте его в течение года новыми, которые вы встретите в процессе подготовки к экзамену.


( Список тем составляется в электронном виде, вывешивается в материалах учебного курса на сайте и постоянно обновляется. Следующие задания учебного курса будут заставлять учащихся анализировать каждую из тем составленного списка. Поэтому уместно будет отмечать темы, по которым материал собран, обсуждён, оформлен.

Приблизительный список тем.

  • Природа

  • Культура

  • Наука

  • Нравственные проблемы.

  • Человек и общество.

  • Человек и история.

  • Образование.

  • Семья.




Кейс №2. « Почему мои аргументы не подходят?»


Ситуация.

Выпускник Миша очень обрадовался, когда прочитал текст части С на экзамене по русскому языку. Он был о природе, а у Миши были подготовлены два аргумента в защиту известного тезиса о том, что природу нужно охранять. При проверке ни один из аргументов Михаила не был засчитан, более того не были поставлены баллы за правильное понимание проблемы исходного текста. Михаил негодовал и решил подавать апелляцию. В комиссии по апелляции ему пояснили, что текст был посвящён природе как вечному источнику вдохновения для поэтов и музыкантов, а не проблеме охраны природы. Но Михаил уходя, продолжал бубнить: « Но ведь природу надо охранять. Это же правильно?»

Погружение в ситуацию. В чём проблема Михаила? Как мы её можем разрешить на стадии подготовки к экзамену? (Дискуссия)

Задание. Выберите одну из тем предыдущего кейса. Сформулируйте по ней как можно больше проблемных вопросов ( по возможности ориентируясь на доступные экзаменационные тексты) .

Дополнительный материал. Тексты о природе различной проблематики.

Презентация кейса, организация обсуждения. Ответственные за темы представляют список проблем, отвечают на вопросы учащихся. В списки вносятся дополнения и изменения. Список проблем по каждой теме остаётся открытым на протяжении всего курса подготовки и может обновляться по предложениям учащихся.

Итоговое исследование. Итогом работы в данном случае и подготовкой к следующей проблемной ситуации может стать проведение исследования: все учащиеся заполняют таблицы по каждой теме; статистическая группа обрабатывает данные и выявляет проблемы, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся. Эти проблемы должны стать основой для ситуаций в следующих кейсах.


Пример таблицы. Проанализируйте свой уровень компетенции по каждой из сформулированных проблем по следующим пунктам:

1)мне знакома эта проблема;

2)я могу сформулировать свою позицию по этой проблеме;

3)я могу привести аргумент в защиту своей позиции

а)из жизненного опыта;

б)из читательского опыта.


Тема «Природа»

Проблемы

1

2

Охрана природы

+

+

+

+

Природа как источник вдохновения

+

+

-

+

Оторванность современного человека от природы

+

+

+

-

Природа как объект изображения в литературе

+

-

-

-









Кейс №3.

О чести, совести, этике, морали и других несовременных понятиях.


Ситуация.

Один из российских институтов социологии и психологии, занимающийся вопросами молодёжной политики, провёл интересное исследование. Респондентам, людям от 15 до 25 лет, было предложено объяснить значения слов, которые широко употреблялись представителями предыдущих поколений: честь, совесть, этика, мораль, патриотизм и др. 78% опрошенных не смогли определить значение этих слов даже приблизительно. Остальные же предлагали поверхностные, примитивные, неправильные, далёкие от установленных словарями толкования. В своём отчёте группа исследователей сделала следующий вывод: ценностные ориентиры современной молодёжи настолько изменены по сравнению с ценностями предыдущих поколений, что можно говорить о постепенном разрушении основ цивилизованного человеческого общества, т.е. об одичании, возвращении к основам каменного века.

Погружение в ситуацию. Дискуссия.

- Согласны ли вы с выводами исследователей?

- Объясните значения слов, предложенных исследователями?

- Объясните необходимость уметь оперировать такими понятиями?


Задание. Группа, обработавшая ваши таблицы, заполненные в предыдущем кейсе, выявила ряд проблемных вопросов, как правило, морально-этического характера, которые у большинства вызывают затруднения. Можем ли мы рассчитывать, что подобные проблемы вас никогда не коснуться? Или мы попробуем разобраться в них и сформулировать своё мнение.

Примерные вопросы.

  • Что значит сохранять культурное наследие?

  • Идеалы чести: сегодня и всегда.

  • Кто такие «белые вороны» и как к ним следует относиться?

  • Что такое милосердие?

  • Нравственные проблемы современности.

  • Ценности духовные и материальные: что важнее?

  • Что такое патриотизм?

  • Можно ли бороться с человеческими пороками?

  • Смысл жизни: что это такое?

  • Отцы и дети: в чём суть конфликта?

Этапы работы.

1. Выберите проблему и получите кейс с дополнительными материалами у учителя (работайте в группе или один).

2. Уточните значения слов, употреблённых в названии темы, в толковом словаре.

3. Отберите материал по проблеме в соответствии со следующими разделами:

а) в художественной литературе;

б) в публицистике;

в) в поэзии;

с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.


4. Составьте список отобранной литературы, ссылок, источников информации.

5. Сделайте краткий обзор полярных утверждений, точек зрения.

Противопоставление точек зрения возможно по следующим параметрам:

- сегодня/раньше;

- в нашей стране/ за рубежом;

- в теории, в литературе, в идеале / в реальности;

- светские представления/религиозные представления и др.

5. Подробнее прокомментируйте наиболее глубокий, на ваш взгляд, материал на эту тему.

6. Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

7 Результаты выполнения пунктов 3-6 оформите в электронном и/или печатном виде.


Этот кейс может и должен включать себя Приложения (дополнительные материалы). К каждому проблемному вопросу педагогу желательно предложить какой-то начальный материал: свои примеры художественных произведений, публицистических статей, полезные ссылки.


Презентация кейсов, организация обсуждения.

Устная презентация подобных материалов в условиях дефицита времени будет неэффективной. Поэтому уместно будет провести предварительное взаиморецензирование: группы обмениваются кейсами, знакомятся с решением проблемы, оценивают материалы по шкале (смотри ниже), записывают критические замечания, вносят предложения ( другой материал, иной взгляд на проблему и др.) Рецензенты оставляют свои комментарии и указание на ошибки в электронном или печатном варианте кейса для общего просмотра.

Примерная схема оценки кейса:

№ проблемы

Да/нет



Представлен достаточный список литературы, ссылок




В материалы есть яркие, запоминающиеся данные, примеры др.




Представлен краткий, но достаточный обзор мнений по проблеме




Собственное мнение сформулировано и удачно аргументировано




В материалах есть/нет ошибки

  • фактические

  • логические

  • речевые

  • грамматические

  • орфографические

  • пунктуационные






После предварительного анализа и оценки всех кейсов, а также их доработки с учётом ошибок проводится заключительная дискуссия, которая должна подвести итог проделанной работе, оценить эффективность такой подготовки, выявить лучшие материалы, наметить новые проблемные вопросы.





Кейс № 4 Что бы я сделал на его месте?

Ситуация.

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву)


Итак, этот хорошо известный текст и подобные ему могут сами являться проблемной ситуацией, которую необходимо разрешить. Учащимся бывает трудно справиться с анализом отрывка из художественного произведения, где явно не сформулирована позиция автора. Испытывают в этом случае выпускники трудности с формулировкой собственной позиции и подбором аргументов. Поэтому подобную ситуацию следует разбирать на уроке.

Погружение в ситуацию. Организация дискуссии. Обзор мнений.

Задание1. Организация дискуссии.

Типична ли такая ситуация, возможно ли она вне произведения художественной литературы?

Представьте себя на месте Вадички. Вы модно одеваетесь, находите время ухаживать за собой, принадлежите к группе сверстников, у которых сложились чёткие представления о том, как нужно выглядеть. Вы с друзьями встречаете маму (другого близкого человек), которая немодно одета, выглядит неухоженной, выходит из очень непрестижного автомобиля, выглядит, с вашей точки зрения, смешно, нелепо.

Опишите свои чувства? Как вы будете реагировать на насмешки и критические замечания приятелей? Объясните свои чувства? Считаете ли вы их правильными, мотивированными?

Если на одной чаше весов внешний вид человека, восприятие его определённой социальной группой, что на другой чаше весов? Любовь, безусловное уважение к матери, благодарность ей, чувство родства? Что должно победить? И т.д.

Задание 2. Сформулируйте социальные и нравственные проблемы, на которые указывает предложенный для анализа эпизод.

Варианты ответов:

  • Отношение к родителям: отсутствие безусловного почитания и уважения.

  • Социальные стереотипы.

  • Приоритет материального над духовным, внешнего над внутренним.

  • Малодушие перед коллективным мнением. И др.

Задание 3. Как разрешить проблему? Организация дискуссии. Формулировка вариантов.


Задание 4. Это задание может быть домашним.

Отберите материал по одной из проблем, затронутых в ситуации в соответствии со следующими разделами:

а) в художественной литературе;

б) в публицистике;

в) в поэзии;

с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.

Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.


Или: напишите эссе по предложенному для анализа тексту.



Заключение.

Как уже было сказано выше, Курс может и должен быть дополнен другими кейсами в соответствии с теми трудностями, которые будут возникать в определённом учебном коллективе. В идеале Курс направлен на то, чтобы учащиеся впоследствии могли самостоятельно создавать кейсы, формулируя для себя и одноклассников задачи в процессе подготовки к творческой работе на ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, помимо достижения учебных целей, будет достигнута и самая важная: выпускник научиться формулировать для себя индивидуальные проблемы и применять в разных ситуациях предложенный в этом Курсе алгоритм решения.


Приложение к Курсу.

1. Набор кейсов в том виде, в каком получают их учащиеся и ссылка на учебный сайт, где они размещены http://e-lyceum2.edu.ru./ ( требуется регистрация).

2. Пример решения одного из кейсов.

3. Комиксы

А)Дидактические возможности метода case-study.

Б) Комикс для погружения в ситуацию кейса №1 What not so?


Полезные ссылки по теории метода case-study и других кейс-технологий в образовании.

  1. http://www.casemethod.ru

  2. http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=2

  3. http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didactic/Didactic.html

  4. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

  5. http://www.openclass.ru/node/9034

  6. http://www.openclass.ru/node/9031

  7. http://data.mf.grsu.by/citforum/htdocs/database/kbd97/4.shtml




1 Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая».

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

  • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

  • Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

  • Комментарий ситуации, представленный автором

  • Вопросы или задания для работы с кейсом.

  • Приложения


2 Вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения при организации регулярных консультаций у преподавателей (тьюторов) традиционным или дистанционным способами.

Методическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий .
  • Русский язык и литература
Описание:

Описание курса. Начальный комикс: « Дидактические возможности метода case-study.»

1. Курс представляет собой открытый ( для изменений и дополнений) набор кейсов, в каждом из которых описывается конкретная проблемная ситуация ( случай на ЕГЭ по русскому языку, типичный для КИМов отрывок художественного текста, описывающий сложную морально-этическую ситуацию и др.) Кейсы, помимо проблемной ситуации, могут содержать

- вопросы, способствующие погружению в ситуацию и её анализу,

- пакет дополнительных материалов от учителя ( статьи, статистические данные, полезные ссылки, список литературы по проблеме);

- задания и описание способа выполнения кейса.

 

Результатом выполнения кейса может являться список возможных решений проблемной ситуации, презентация собранного материала, собственного мнения, эссе.

Автор Чалых Светлана Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 477
Номер материала 21904
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓