Главная / Классному руководителю / Методическая разработка классного часа на тему:

Методическая разработка классного часа на тему:





Методическая разработка классного часа на тему:

«Формула здоровья»




Разработала Полтева Т. П.









Брянск 2014 г.

Классный час: «формула здоровья»

Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни, заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Оборудование: тесты – опросники, доска со словами «Факторы здоровья», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, проектор, компьютер, диск с презентацией.

Ход классного часа.

Вводное слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Сегодня у нас необычный классный час – сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

«Omnia mea mecumporto» (от лат. – всёс воё ношу с собой) – сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в XIX в. нем. философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие».

Но вернёмся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы.

Ведущий 1. До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий «здоровье – болезнь». Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье – такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье – это не просто отсутствие болезни, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болеет? А кто болел один раз в году?. А кто болел два и более раз?

Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку: что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки считали, что умереть в 70 лет – это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни греков составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

На продолжительность жизни людей влияют различные факторы – наследственность, окружающая среда, вредные привычки, образ жизни. Я вам сейчас предлагаю подсчитать, сколько лет отпущено вам природой, оценить ваши шансы на долголетие с помощью теста, составленного американскими медиками.

Тест

Средняя продолжительность жизни людей постоянно растёт. Но каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения. Все равно 14 тебе или 50. Но чем раньше ты откажешься от вредных привычек, тем лучше.

Итак, возьмем число 72. Из него нужно вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

  • Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо прибавить к 72 цифру 4.

  • Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. чел., вычти 2 года.

  • Если живёшь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

  • Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 2 года, если физическим, прибавь 3.

  • Если занимаешься спортом 5 раз в неделю, хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза – прибавь 2 года.

  • Если в будущем собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

  • Если ты постоянно спишь больше 10 ч, вычти 4 года, если по 7-8 ч, ничего не вычитай.

  • Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон – признак плохого кровообращения.

  • Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3.

  • Если ты счастлив, тогда добавь 1 год, если несчастлив – отними 2 года.

  • Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее – 2 года.

  • Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет, вычти 4 года.

  • Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и т. д. – вычти 3 года.

  • Если ты выкуриваешь больше 3-х пачек сигарет в день, вычти 8 лет, если одну пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.

  • Если каждый день выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

  • Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает 20 кг, вычти 8 лет, если на 15-20 кг, то 4 года, если 5-12 кг – 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты сможешь дожить. Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит и лично от человека: от его привычек, образа жизни. Посмотри разные пункты теста. Убедись ещё раз, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни.

Ведущий 1. Как ни банально эго звучит, но здоровье - основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.

Чтобы поддержать высокий уровень работоспособности, японцы начинают закаляться с 4 лет. т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье закаливание.

Учитель делает соответствующую запись па доске «Факторы здоровья»

Ведущий 2. Часто спрашивают: «Как закаляться, чтобы не простужаться?»

Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата - они перестали бояться холода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали и, естественно, закаливаться прекращали. Есть один простой способ закаливания. Он безопасен и доступен. Дело в том, что есть части тела, закаливая которые можно укреплять весь организм. Это, прежде всего, наши ноги, ступни. Начните с них. Надо хотя бы несколько секунд выскакивать на улицу или балкон. Буквально на несколько секунд. И сразу после этого надевать шерстяные носки, даже специально подогретые заранее. Через несколько дней вы почувствуете, что холод вам начинает нравиться, становиться приятным, а простудных заболеваний нет и в помине.

Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем - это уже стресс. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника №2. Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержание, в листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ «да», в противном случае - «нет». Если затрудняешься с выбором, поставь оба ответа.



Опросник №2

  1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

  2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше относился (лась) спокойно.

  3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).

  4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

  5. В последнее время мне стало труднее учиться.

  6. У меня ровный и спокойный характер.

  7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

  8. У меня бывают приступы сердцебиения.

  9. Мне трудно сосредоточиться на задании.

  10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

  11. У меня часто болит голова.

  12. Моя учеба, и мои увлечения мне перестали нравиться.

  13. Я постоянно хочу днем спать.

  14. Мои близкие стали замечать, что у меня портиться характер.

  15. Мне нравиться работать в коллективе.

  16. Я с удовольствием прихожу в школу.

  17. У меня чаще всег о неспокойный сон.

  18. Я все время чувствую себя усталым (ой).

Подсчитай баллы.

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

+

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

-

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0



Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

Ведущий 1. Тому, кто набрал 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями. Если вы заработались или заучились до того, что чувствуете: «Все больше не могу!»- нужно открыть кран и ... помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимает усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.

Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное - не зацикливайся на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.

Учитель. Есть ещё одно замечательное средство от стресса - это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь!

Учитель записывает на доске «хорошее настроение».

Ведущий 2. Один из способов быть счастливым, считают американцы - проявлять физическую активность. Пока не совсем понятно, почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И.С. Павлов назвал это «мышечной радостью». По мнению некоторых ученых, при физических усилиях в мозгу вырабатывается своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца - все, что доступно. А на нашей доске появляется ещё одна запись в графе положительных факторов - «спорт».

Учитель. А сейчас перед нами выступит заслуженный мастер спорта по легкой атлетике. ( В роли мастера спорта один из учеников.)

Ученик. Регулярные физические нагрузки и физкультура также важны для здорового образа жизни, как и правильное питание. Они поддерживают здоровье, предохраняют от заболеваний и, чему все больше свидетельств, замедляют процесс старения. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может обеспечить достаточную физическую нагрузку.

Физкультура имеет два вида влияния на организм человека - общий и специальный. Общий эффект физкультуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате укрепления иммунитета повышается также устойчивость к простудным заболеваниям, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни.

Специальный эффект физкультуры связан с повышением функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Он заключается в оптимизации сердечной деятельности и формированию более низкой потребности сердца в кислороде. Адекватная физическая нагрузка и физкультура способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций организма. В любом возрасте с помощью занятий физкультурой можно повысить возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Учитель. А следующий наш гость врач - диетолог, который расскажет о влиянии правильного питания на здоровье.

Диетолог. Любой живой организм в силу жизнедеятельности клеток, тканей и органов непрерывно тратит входящие в состав организма вещества. Для поддержания здорового образа жизни необходимо, чтобы все эти траты покрывались пищей. Совершенно естественно, что правильное питание человека должна содержать все те вещества, которые входят в состав его организма, т.е. белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Так как затраты организмом всех этих веществ зависят от ряда факторов: возраста, вида труда, воздействий внешней среды и состояния самого организма, то необходимо иметь представление о значении отдельных веществ и потребности в них для правильного питания и здорового образа жизни в зависимости от указанных факторов.

В состав каждого живого организма, каждой его клетки входит белок. Без белка не может быть жизни. В состав питания человека входят различные продукты животного и растительного происхождения, которые и являются источником белка. Так, известны белки мяса, яйца, молока и молочных продуктов. Это белки животного происхождения; их считают наиболее полезными для организма или, как принято говорить, полноценными белками. Крупы, хлеб, овощи, картофель и другие растительные продукты тоже содержат белки, которые имеют большое значение в правильном питании ведущего здоровый образ жизни человека. Белки - сложные вещества; от жиров и углеводов они отличаются тем, что в их состав входит азот. Никакие другие вещества не могут их заменить.

Белок является основой всякой живой клетки. Его принято называть пластическим, т. е. строительным, материалом клетки; но в состав клетки входят и жиры и углеводы, которые также участвуют в обмене веществ. В организме человека и животных происходит непрерывное окисление веществ, или, как принято говорить, горение. Оно необходимо для поддержания жизни человека, для работы всех внутренних органов (сердца, печени, желудка и др.), для выполнения всякой работы, производимой человеком. Таким «горючим», или энергетическим, материалом служат главным образом углеводы и жиры, а также и белки.

Как показали исследования ряда ученых, жиры являются необходимой составной частью правильного питания. Контрольные животные, выращенные на безжировой диете, внешне ничем не отличались от контрольных животных, получавших обычное питание, но продолжительность их жизни была короче. Химический состав тела животных, находившихся на безжировой диете, изменялся; в их тканях было гораздо меньше фосфорсодержащих веществ, имеющих большое значение для нормального состояния центральной нервной системы; эти животные были менее устойчивы ко всяким внешним воздействиям, например к изменениям внешней температуры (похолоданию, потеплению), нежели контрольные животные, получавшие правильное питание.

Источниками углеводов в питании служат главным образом продукты растительного происхождения - хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты, ягоды. Из продуктов животного происхождения только в молоке имеются углеводы - молочный сахар. Пищевые продукты содержат различные углеводы: гак, крупы, картофель содержат крахмал, сложное вещество, не растворимое в воде, но расщепляющееся под действием пищеварительных соков. Известен крахмал картофельный, пшеничный, рисовый и др. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах углеводы содержатся в виде различных сахаров - фруктовый сахар, свекловичный сахар, тростниковый сахар, виноградный сахар (глюкоза) и др. Эти вещества растворимы в воде. Ни одна живая клетка, ни один живой организм не может существовать без воды. Вода входит в состав всех органов и тканей человеческого тела. Кровь содержит около 80% воды. Все процессы, протекающие в организме, связаны с наличием воды, с растворимыми в ней веществами. Известно, что человек может существовать длительное время (месяц и больше) без пищи, но при отсутствии воды он погибает через несколько дней. Планируя свое питание ведущий здоровый образ жизни человек должен учитывать, что значительное количество воды содержится в пищевых продуктах, в готовых блюдах. Было установлено, что все количество воды, получаемое человеком с пищей и питьем, в среднем равно 2-2,5 л. Обильное питье вызывает усиленную работу сердца и почек; кроме того, из организма вымываются полезные для него вещества, особенно минеральные и некоторые витамины. Поэтому не рекомендуется употреблять воду больше нормы.

Учитель. Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу «формула здоровья - это...?» Здоровье - не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артюхова И.С. Мое здоровье и ... право выбора / Биология для школьников, 2003, №1.

  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989.

  3. Зуйкина Т.Н. «Гигиена питания» / Биология в школе, 2000, №7.

  4. Д. С. Исаев, С.Н. Исаева. «Мы за здоровый образ жизни» // «Последний звонок» №6 - 2004.

  5. Конь И. Я., Копытенко М.В., Тоболева М.А. Без особого труда, но не детская еда / Классный руководитель, 2004, №4.

  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. - М.: АСТ, 2001.


Методическая разработка классного часа на тему:
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час: «формула здоровья»

Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни, заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Оборудование: тесты – опросники, доска со словами «Факторы здоровья», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, проектор, компьютер, диск с презентацией.

Ход классного часа.

Вводное слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Сегодня у нас необычный классный час – сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

«Omnia mea mecumporto» (от лат. – всёс воё ношу с собой) – сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в XIX в. нем. философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие».

Но вернёмся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?

 

Учащиеся предлагают ответы.

Автор Полтева Татьяна Петровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 328
Номер материала 22671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓