Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №6»
Методическая разработка классного часа
6 класс
«И у школы есть биография»
· «Новое
должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не отмена
старого и накопленного».
Д. Лихачев
Автор: Зимова Светлана Вадимовна
Педагог дополнительного образования
г. Биробиджан, 20014 год
Цель: Формирование знаний об истории школы, ее
традициях
Задачи: побудить желание делать полезные дела в
школе;
активно участвовать в
школьной жизни;
развивать творческие
способности учащихся
сплочение детского коллектива в поисковой работе;
воспитывать чувство уважения к труду
педагога
воспитывать взаимопонимание, коммуникабельность, доверие в
детском коллективе;
Актуальность темы можно представить мудрыми словами
академика Дмитрия Лихачева:
«Надо хранить наше прошлое: оно имеет
самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство
ответственности перед Родиной».
«Забота о прошлом есть одновременно и забота о
будущем».
Данный классный час
является одним из этапов работы по информированию учащихся об истории их школы.
Цель самой поисковой
работы - создание проекта «И у школы есть биография».
Оборудование: Макет школы (выполненный учащимися)
Рисунки «Моя школа»;
Проектор, компьютер;
Презентация;
Эмблема школы;
Книга работы детской
организации «Республика БРиЗ»
коллекция значков
советской эпохи
Ход занятия:
Здравствуйте, ученики
6-го класса, школы № 6. Мы сегодня выбрали именно такое приветствие, потому что
наш классный час называется «И у школы есть биография» (слайд № 1)
А вы и есть те люди,
которые пишут, творят, жизнь школы, оставляя в ее биографии свой след.
Кто знает, сколько
лет нашей школе? (Ответы детей)
В 2016 году нашей
школе исполнится 80 лет. Представляете, сколько учеников, учителей хранят в
своей памяти школьные коридоры.
В сентябре этого года
в нашей школе произошло знаковое событие – на фасаде здания была установлена
памятная доска почетному гражданину нашего города. (Слайд №2,3) Знаете ли вы, в
память какого человека она установлена? (Ответы детей)
Почетный гражданин
нашего города, О.Ф.Матушевская родилась 4 июня 1922 годов г. Свободном, в семье
железнодорожника. Накануне войны поступила в Томский политехнический институт,
в июне 1941-го ей исполнилось 19 лет. Война перечеркнула все планы.
В том же 41-м году, молодая
девушка, пошла учится на курсы медсестер и в марте 1942 года была зачислена
санинструктором эвакогоспиталя. В апреле 1944 года она сменила санитарную сумку
на снайперскую винтовку. И только в ноябре 1945 года, она смогла продолжить
учебу, но уже в Хабаровском педагогическом институте, после окончания которого,
и приехала по распределению в Еврейскую Автономную область. Работала учителем
истории в нашей школе с 1948г, была заведующей Биробиджанским отделом
образования, директором нашей школы с 1956-1978 гг. Награждена Орденами и
Медалями, грамотами (слайд№ )
Постановлением
Законодательного собрания Еврейской автономной области № 14 от17.05.1994. Ольге
Федоровне Матушевской было присвоено Звание Почетный гражданин Еврейской
Автономной области (слайд № )
А знаете ли вы, что
под руководством Матушевской Ольги Федоровны (слайд № 4) в нашей школе был
создан музей боевой славы, один из лучших музеев страны.
Мы с ребятами актива
школьной организации Республика «БРиЗ», провели по классам опросы, и попытались
найти обобщенную информацию об истории нашей школы и оказалось, что несмотря на
почти 80-летний возраст нашей школы, мы знаем о ней совсем мало.
В поисках
информации мы посетили научную библиотеку им. Шолом Алейхема (слайды
№5,6,7,8,9), музей ЦДТ, встречались с дочерью Ольги Федоровны, выпускниками
школ, эта работа продолжается, она очень кропотливая и сложная, но то, что
удалось узнать, мы вам сегодня расскажем, а вы в свою очередь внесете в эту
проектную деятельность «И у школы есть биография» свой вклад.
- История нашей 6-й
школы началась в 1936 году (слайд №9)
Это было старое,
деревянное здание, начального образования. В военные годы в школе учились
воспитанники музыкального взвода, все они были дети полка при железнодорожных
войсках. Школа находилась на полном самообслуживании: ученики сами пилили в
лесу деревья на дрова, топили печи, мыли полы. Первым директором школы была
Ивлева Татьяна Карповна. Количество детей в первом наборе было 22 человека.(слайд
№ ) Лучшие традиции школы закладывали такие учителя: заслуженная учительница
Радишевская Прасковья Антоновна, Соколова Любовь Ивановна, Антоненко Людмила
Александровна, Ковылина Евдокия Арсеньевна. В военное время школа для многих
была родным домом.
После окончания
Великой Отечественной войны директором школы был Тяпкин (имя, отчество, к сожалению
не известно), затем Молоцкий Михаил Саиойлович.
Через девять лет в
1954 году было построено каменное здание, где находятся классы начальной школы,
библиотека (слайд № 10). Здание, было задумано по проекту школа-госпиталь. В
1955 году был первый выпуск 10 класса – это был самый замечательный праздник
для школы. (слайд № 11,12,13)
В 1956 году
директором школы стала Ольга Федоровна Матушевская.
В 1968 году построено
было еще одно трехэтажное здание, соединенное переходом со старым зданием. Да,
это именно та часть школы, в которой мы находимся. Школа жила активной жизнь:
проводила «Зарницы», дни здоровья, выращивали кроликов, собирали ягоды,
лекарственные травы.
В 1971 году в школе
был создан музей Боевой Славы. Его организатором была Кухаренко Ольга Ивановна
(встреча с которой у нас тоже запланирована). В школе была организованна
поисковая группа, по изучению краеведческого материала, ездили на БАМ, Зею,
руководила поисковым отрядом Агалакова Зинаида Николаевна, в музее МДОУ ЦДТ
находится дневник команды «Поиск» школы № 6, где описана работа, которую отряд
проводил в мае 1975 года,
Работая со старыми,
пожелтевшими страницами «Биробиджанской звезды»1972-го года, мы наткнулись на
статью С.Саакяна, «Дай руку товарищ далекий из которой узнали, что в школе
действовал КИД- клуб интернациональной дружбы. И руководили им преподаватели
иностранных языков Любовь Исааковна Шенкер и Дора Давыдовна Мельникова. Ребята
переписывались со школьниками других стран, республик. Компьютеров в то время
не было, и ни о каком Интернете не было и речи, общались, отправляя и получая
письма. Ребята, собирая значки, коллекционируя открытки, разучивая стихи и
песни, знакомились с культурой и бытом разных народов.
Сегодня у нас в школе
организация «БРиЗ», а в 1971 году в школе была комсомольская и пионерская
организации, которые занимали первые места по военно-патриотическому
воспитанию. В школе была организация-дружина имени Олега Кошевого. (слайд № )
Младшие школьники были
октябрятами, им вручались звездочки, работая с материалом в ЦДТ мы нашли
информацию о том, как проводился прием в октябрята. (показ значков)
Ребята среднего звена
вступали в пионерскую организацию, назывались пионерами и носили красный
галстук и пионерский значок.
Комсомольцами
становились ребята старших классов. Они не носили красный галстук, а носили
комсомольский значок.
Ваши мамы, и папы,
бабушки, дедушки конечно же были октябрятами, пионерами, и комсомольцами.
Мы хотели бы обратить
ваше внимание на дела, которые планировали и проводили ребята в те годы. (слайд
№ )
В обязательствах комсомольской дружины школы №6 на
первом месте стоит пункт - Учиться на совесть;
- Всем классом сдать
экзамены;
- озеленить
классы и каждому выпускнику посадить дерево;
-добиться
отличного поведения на уроках и переменах;
Ученики собирали макулатуру, металлолом, брали шефство
над детскими садами, пожилыми людьми. (слайд № ), устраивались лыжные гонки
(слайд №), спортивные состязания (слайд № ), кстати те кто выполнял нормы ГТО
– награждались отличительными значками «Готов к труду и обороне!»
(слайд № )
В 2002 году, под
руководством Лебедевой Валентины Сергеевны была создана детская организация –
Республика «БРиЗ», как микромодель правового государства.
Первым президентом Республики БРиЗ была Ванькина
Арина.(слайд № )
Сегодня организация продолжает свою работу, в которую
и вы вносите свой вклад.
Мы кратко рассказали вам о первом этапе нашей
поисковой деятельности.
Отдельные главы проекта «Почетный гражданин - Ольга
Федоровна Матушевская», «Учителя – вы в сердце детском остаетесь», «Моя школа –
воспоминания выпускников», «Школьная организация», будут представлены позже. И
конечно, хочется пожелать вам, быть достойными учениками своей школы, у которой
почти 80-летняя история, ведь именно от вас зависит, какой школа будет завтра.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.