Главная / Классному руководителю / Методическая разработка классного часа. Тема: «Познай и оцени себя» в 8 классе (психологический классный час)

Методическая разработка классного часа. Тема: «Познай и оцени себя» в 8 классе (психологический классный час)

МБОУ Филинская сош



















Методическая разработка

классного часа

тема: «Познай и оцени себя»

в 8 классе

(психологический классный час)



Выполнила: Минеева Светлана Владимировна


Тот, кто правильно указывает

                                                                             на мои ошибки,- мой учитель;                            

                                                                        тот, кто правильно отмечает

                                                                        мои верные поступки.- мой

                                                                                                                    друг;

                                                                        тот, кто мне льстит,- мой враг.

                                                                                               Сюнь-цзы.

 

                                                                     Важно не то, кем тебя считают,

                                                                      а кто ты есть на самом деле.

                                                                                    Публий Сир.


Тема: «Познай и оцени себя»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков

Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе. Чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.


Подготовительная работа с детьми:

- За день до классного часа провести тестирование детей. Попросить детей подсчитать и запомнить свой результат в баллах и сдать тесты учителю. Ключ к тесту учитель огласит в ходе классного часа.

- Проанализировать результаты тестирования. Выявить уровень самооценки детей в классе.


Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Фетискин Н.П.. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002г.

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

  3. Я беспокоюсь о своем будущем.

  4. Многие меня ненавидят.

  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

  7. Я боюсь выглядеть глупым.

  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

  10. Я часто допускаю ошибки.

  11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

  14. Я слишком скромен.

  15. Моя жизнь бесполезна.

  16. Многие неправильного мнения обо мне.

  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  18. Люди ждут от меня слишком многого.

  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

  20. Я слегка смущаюсь.

  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

  22. Я не чувствую себя в безопасности.

  23. Я часто волнуюсь понапрасну.

  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

  25. Я чувствую себя скованным.

  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

  28. Мне кажется. Что со мной должна случиться какая - нибудь неприятность.

  29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

  30. Мне жаль, что я необщителен.

  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

  32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.


Ключи к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» - 4 балла, «часто! – 3, «редко» - 2, «никогда» - 0.

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.


Ход классного часа.


1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Сегодня мне хотелось бы пригласить к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?». Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли. Облегчённо вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. « Вот и всё»,- говорят врачи. « Нет,- качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека». Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное.

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: « Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

 - Можете ли вы считать себя умными людьми? ( ответ)

- Что можно узнать о себе? ( 1.свои физические возможности, состояние здоровья)

 2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.)



3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

Знание самого себя называется самооценкой. Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам, Самооценкаэто не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ.

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая- с заниженной и третья- с объективной самооценкой. Выбранные признаки     вы должны прикрепить к доске. Дополнительное условие- обосновать свой выбор. (В течение3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнение групп. (Дети  поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют магнитами в соответствующие колонки таблицы.)                                                                                 

                                  Самооценка.

Завышенная

заниженная

Объективная

Уверенность в себе

Вспыльчивость

Скромность

Внушаемость.

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного

достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость.

 

Работа у доски

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, внушаемость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

 


Результаты тестирования: Вчера вам был предложен тест на самооценку. Я проанализировала его результаты и пришла к выводу, что большинство ребят в нашем классе имеют завышенную (заниженную, правильную) самооценку. Тесты были анонимными, я попросила вас запомнить свои результаты. Сейчас и вы сможете узнать свою самооценку ( ключ к тесту)

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.


Кто согласен с результатами теста?

Кто не согласен?

Что вызывает возражения?

(дети высказываются)


Анализ ситуаций (работа в группах)

   -  проанализируем две ситуации.

1. Учительница вызвала мальчика к доске отвечать домашнее задание и за ответ поставила ему 4. Он обиженно произнес «За что?» Я  все ответил правильно. Мне надо поставить 5, а не 4.

2. Девочка занимается в художественной студии и хорошо рисует. Но когда в студии проходят выставки, она не выставляет своих работ. Ее  многие спрашивают, почему она не выставляет свои картины. Она говорит, что они недостаточно хорошие, могут не понравиться людям.

   -  Что вы можете сказать о мальчике? ( очень любит себя, не видит в себе недостатков, у него неправильная самооценка).

   -  Что можно сказать о девочке? (Недооценивает себя, стеснительная, скромная)

   - Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).


4. Пантомима «Люди с разной самооценкой»

-А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого завышенная или заниженная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том , что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидете. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.

(три ученика выходят к доске)

Каждому из вас придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я – режиссер, читаю вам. Как должен выглядеть этот человек. Вы изображаете его. Все остальным я предлагаю сделать то же. Встаньте, пожалуйста, можете выйти из-за парт. Начинаем. Послушайте, как должен выглядеть этот герой. Этот человек…

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

  1. Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.

  2. Голова опущена

  3. Спина сутулая.

  4. Руки помещены перед собой

  5. Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.

  1. Смотрит окружающим в глаза.

  2. Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

  3. Спина у него прямая, плечи развернуты.

  4. Руки могут быть убраны за спину.

  5. Ноги на ширине плеч и расслаблены

  1. Стоит вполоборота.

  2. Правое плечо слегка выставлено вперед.

  3. Грудь колесом.

  4. Голова высоко поднята.

  5. Смотрит высокомерно, дерзко.

  6. Руки на поясе.

  7. Упор на левую ногу, правая выставлена вперед


У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Можно сказать, что это уверенный в себе человек? (нет, это человек с низкой самооценкой, неуверенный в себе)

(второму ученику) А ваш герой выглядит немного иначе. Этот человек… (дальше читает признаки уверенного в себе человека)

(Дети изображают)

А что можно сказать об этом герое и его самооценке? (что это человек с правильной самооценкой. Уверенный в себе)

А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. Этот герой…

(Дети изображают)

Посмотрели на себя? Какой герой у вас получился? (получился человек самоуверенный, нахальный, хвастливый)

В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.

А сейчас мы с вами поиграем:

Игра «Апельсин»-Подойдите ко мне 4 человека, выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш?(ведущий спрашивает: «чей это апельсин»? Почему трудно определить?

Вывод: внутри и снаружи все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Все снаружи одинаковые: но не внутри. Что бы узнать вкус этого апельсина нужно его попробовать. Также что бы узнать человека нужно с ним пообщаться и посмотреть на его поступки. Какими вы станете – это зависит от вас.

А сейчас я попрошу вас составить о себе синквейн

Синквейн: какой «Я»

Домашнее задание: Составление самохарактеристики ( ответы на вопросы анкеты).

 

Классный руководитель иногда пишет ученикам характеристики. Я решила обратиться к вашей помощи и попрошу вас составить самохарактеристики. Для этого прошу ответить на вопросы анкеты.

                      Анкета « Самохарактеристика».

1.     Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью).

2.     Убеждения и идеалы. ( Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.     Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4.     Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5.     Нравственно-волевые качества. ( Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чём хотели бы подражать?)



Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……


ИТОГ: Каждый человек когда родится он чистый, как белый лист бумаги. Начинает расти и жизнь оставляет свои отпечатки: черные и белые. У каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Чаще всего мы видим недостатки у других людей, иногда говорим им об этом. Пытаемся их изменить, а над своими чаще всего не задумываемся.
Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.




Методическая разработка классного часа. Тема: «Познай и оцени себя» в 8 классе (психологический классный час)
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков.

Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе. Чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.

 

 

При проведении данного классного часа необходимо провести подготовительную работу с детьми: провести тестирование детей, проанализировать результаты тестирования, выявить уровень самооценки детей в классе.

 

 Классный час рассчитан на педагога, хорошо знающего своих учеников.

 

 

 

 

Автор Минеева Светлана Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2007
Номер материала 41120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓