Главная / История / Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.»

Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.»

Методическая разработка итогового урока по истории:

«СССР в 1953-1964 гг.»

Евлаповой Татьяны Владимировны,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 5 г. Лобня, Московская область

Основная цель урока – формирование навыков выполнения заданий части А, В, С единого государственного экзамена.

1.Цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие):

а) систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; выявление умения выполнять работу разной степени сложности;

б) продолжить формирование умений самоорганизации в учебном процессе;

анализировать и оценивать события и определять свое отношение к ним;

разграничивать объективные факты и субъективные мнения.

в) усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию;

способствовать обогащению их социального опыта.

2.Этапы урока:

1) Подготовительный.

2) Основной.

3) Итоговый.

3.Содержательные элементы, которые будут проверяться на уроке:

XX съезд КПСС и осуждение культа личности.

Экономические реформы конца 50-х - начала 60-х гг.

Политика мирного сосуществования.

Кодификатор для проведения в 2014 году единого экзамена по истории.

4.Закрепляемые умения и навыки:

- умение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениям;

- комплекса знаний и умений по обобщению и систематизации исторического материала;

- знания и умения учащихся анализировать историческую ситуацию;

- определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок. 

5. Характерные для данной эпохи документы:

1. Материалы XX, XXI, XXII съездов КПСС.

2. Договор о запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5 августа 1963г.).

3. Сообщение ТАСС о запуске первого советского спутника Земли.

4. Воспоминания Молотова В.М.

5. Воспоминания Ф. Бурлацкого,

6. Воспоминания В.Е. Семичастного.

7.Письмо Б.Л. Пастернака собранию Президиума Правления Союза писателей, оргкомитета и Московского отделения.

8.Письмо члена КПСС, учительницы М. Николаевой Н.С. Хрущеву, написанное в ноябре 1956г.

Выполнение работы:

Первый этап (подготовительный)

Заранее ученикам дается задание - повторить пройденный материал и прочитать дополнительную литературу;

при возможности посмотреть документальные и художественные фильмы об этом историческом периоде (сериал на канале ОРТ «Жуков»);

учащимся предлагается найти и принести в класс какой-либо предмет, который по их мнению может символизировать изучаемое время.

Второй этап (урок)

1. Организационный момент. На доске пишется название темы. Помещаются портреты политических и общественных деятелей, ученых и работников культуры . ( Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, Б.Л. Пастернака, В.М. Молотова, Ю.А. Гагарина, А.Т. Твардовского и др.)

В учебном кабинете столы расставляются таким образом, чтобы команды находились на некотором удалении друг от друга. На столах у команд находятся папки с заданиями, чистые листы белой бумаги для ответов, а также предметы, выбранные ими в качестве символов изучаемой эпохи.

2. Ход урока. В начале урока названа тема, цели, задачи и форма проведения урока

Задание 1. В ходе этого конкурса учащиеся должны аргументировано доказать, что выбранный ими предмет действительно можно считать символом изучаемого времени. В качестве доказательств могут быть предложены: время появления предмета, повсеместное, массовое использование, воплощение содержания эпохи, исключительное использование только в это время и др. Каждой группе предоставляется не более 1 минуты. Максимальное количество баллов 3.

Задание 2. Проводится в форме тестирования. Мною заранее подготовлены четыре варианта тестов по теме. Каждый участник группы получает свой вариант. Тесты составляются по типу части А и Б ЕГЭ. В ходе выполнения этого задания я проверяю умение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениями. Если есть возможность, то после выполнения этого задания  сообщаю правильные ответы (1 задание оценивается в 1 балл, 2-4 - каждый по 2 балла)  Всего можно набрать 7 баллов. Время выполнения задания 7 минут.

I вариант.

1. Попытка смещения Н.С. Хрущева с поста партийного руководителя произошла.

а) 1956г. б) 1957г. в) 1958г. г) 1959г. д) 1960г.

2. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1953-1964гг.?

а) Ввод советских войск в Венгрию,

б) Образование Совета Экономической Взаимопомощи,

в) Образование Германской Демократической республики,

г) Образование Организации Варшавского Договора,

д) Карибский кризис,

е) Разрыв отношений с Югославией.

3. Расположите в хронологической последовательности хозяйственные реформы:

а) Начало реорганизации МТС,

б) Курс на поднятие целинных и залежных земель,

в) Принятие решений о стимулировании животноводства повышением цен на мясо,

г) Решение о повсеместном переходе к посеву кукурузы.

4.Прочтите отрывок и определите событие, о котором идет речь и когда оно произошло.

"Совсем иной подход был характерен для Сталина. Сталину были совершенно чужды ленинские черты — проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы."

/Ответы: 1-б , 2- а, г, д, 3-б.а,г,в.4-Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС , 1956г./

II вариант.

1. Берлинский кризис произошел:

а)1959г., б)1960г., в)1961г., г)1962г., д)1963г.

2. Какие три из перечисленных реформ относятся к хозяйственной жизни СССР в 1953-1964гг.?

а) денежная реформа и отмена карточной системы;

б) решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам;

в) реорганизация Министерства сельского хозяйства;

г) возобновление гонений на личные подсобные хозяйства;

д) начало реформы советской политической системы;

е) курс на самофинансирование и хозрасчет

3. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики СССР:

а) создание ОВД;

б) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах;

в) первый визит руководителя СССР в США.

г) Карибский кризис.

4.Прочтите отрывок и определите событие, о котором идет речь и когда оно произошло.

"Н. С. Хрущев спросил меня, как отнесется Фидель, если мы предложим ему такое решение. Не скрою, этот вопрос поверг меня в оцепенение. Я ответил, что Фидель вряд ли согласится на это, поскольку он строит свою стратегию защиты революции на укреплении солидарности мирового и латиноамериканского общественного мнения, а установка ракет неминуемо лишит Кубу этой поддержки."

/Ответы: 1- в, 2-б,в,г. 3-а,в,г,б. 4- О размещение на Кубе советских ракет , 1962г./





III вариант.

1. Отстранение Н.С. Хрущева от власти произошло :

а) в 1962, б) в 1963, в) в 1964, г) в 1961, д) в 1960г.

2. Какие три из перечисленных событий относятся в СССР к 1953-1964гг.?

а) первый полет человека в космос;

б) запуск космической станции "Мир";

в) произведено испытание атомного оружия:

г) создан первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ- 104;

д) осуществлен первый выход человека в космос;
е) построен первый в мире атомный Ледокол "Ленин".

3. Расположите в хронологической последовательности события политической жизни СССР:

а) принятие третьей программы партии;

б) отмена Указа Президиума ВС СССР от 28 августа 1941года в отношении советских немцев;

в) попытка смещения Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

г) проведение XX съезда КПСС

4.Прочтите отрывок и определите событие, о котором идет речь и когда оно произошло.

"По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость — около 8000 метров в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли, и его полет можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего Солнца при помощи простейших оптических инструментов..."

/ответы: 1-в, 2-а,г,е, 3- г, в, а, б, 4- Запуск первого искусственного спутника, 1957г.

IV вариант.

1.Разгон властями рабочей демонстрации в Новочеркасске произошел:

а) в 1957 г. б) в 1960 г. в) в 1962 г. г) в 1965 г. д) в 1958 г.

2. Какие три из перечисленных литературных произведений были созданы в СССР

в 1953-1964гг.?

а) поэма А. Твардовского " Теркин на том свете";

б) стихотворение К. Симонова " Жди меня";

в) стихотворение Е. Евтушенко " Наследники Сталина";

г) роман А. Фадеева " Молодая гвардия";

д) роман Г. Николаева " Битва в пути";

е) пьеса Л. Леонова " Нашествие".

3. Расположите в хронологической последовательности события культурной и научной жизни СССР:

а) опубликование повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

б) присуждение Нобелевской премии Б. Пастернаку,

в) появление первой атомной электростанции,

г) первый полет человека в космос.

4.Прочтите отрывок и определите событие, о котором идет речь и когда оно произошло.

"Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его позицию, и первый же вопрос, который он задал, был: «А с кем КГБ?» И когда ему сказали, что мы об этом информированы, он сказал: «Я согласен»..."

/Ответы: 1- в, 2-а,в,д, 3-в,б,г.а. 4-Смещение Н.С. Хрущева поста Первого секретаря ЦК.1964г./

Задание 3. Задание составляется по типу задания С 4 ЕГЭ. Направлено на проверку комплекса знаний и умений по обобщению и систематизацию исторического материала.

 Составлены два варианта . Выполняется каждой парой в группе . Время выполнения задания 8 минут . Максимальное количество баллов за один вариант 4. Соответственно каждая группа за это задание может набрать 8 баллов.

I вариант задания.

Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953-1964гг. (укажите не менее трех черт).

Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической деятельности СССР, отражающих эти отношения.

II вариант задания.

Назовите не менее двух основных направлений развития сельского хозяйства СССР со второй половины 1953 до начала 1960-х гг.

Укажите не менее трех примеров реализации этих направлений.

Задание 4. Задание составляется по типу задания С 6 ЕГЭ. В ходе выполнения выясняются знания и умения учащихся анализировать историческую ситуацию.

Задание выполняется каждым членом группы. Время выполнения - 8 минут. Максимальное количество баллов - 4.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В первые годы после Великой Отечественной войны внешняя политика Советского Союза в условиях начавшейся «холодной войны» характеризовалась напряженным противостоянием  СССР  и стран Запада в борьбе за лидерство в мире, усилением влияния  СССР  на восточноевропейские страны.

Какие черты характеризовали внешнюю политику  СССР  в период  1953 — 1964  гг.? Укажите не менее трех черт. Приведите не менее двух причин их появления.

Задание 5. Направленно на определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок. Выполняется в форме спора - диалога В начале между членами группы , а после выработки общей позиции между группами . Время выполнения - 8 минут . Максимальное количество баллов - 3.

Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС.

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Третий этап (итоговый)

Необходимо подвести итоги. Объявляется группа, набравшая наибольшее количество баллов (всего можно набрать 25 балов), и ученики, выступившие наиболее удачно на отдельных этапах  

В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассмотреть два взгляда на

Н.С. Хрущева как политика. Работа выполняется письменно.

1. Хрущёв, он же сапожник в вопросах теории, он же противник марксизма-ленинизма, это же враг коммунистической революции, скрытый и хитрый, очень завуалированный... Нет, он не дурак. А чего же за дураком шли? Тогда последние дураки! А он отразил настроение подавляющего большинства. Он чувствовал разницу, чувствовал хорошо. (21.06.1972) Молотов В.М.

2. Хрущев — жесткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит. Он не пленник какой-то старинной догмы и не страдает узким видением. И он не красуется, когда говорит о неизбежной победе коммунистической системы, о превосходстве которой они (СССР) в конечном итоге добьются в производстве, образовании, научных исследованиях и в мировом влиянии...



Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.»
  • История
Описание:

Основная цель урока – формирование навыков выполнения заданий части А,  В, С единого государственного экзамена.

1.Цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие):

а) систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; выявление умения выполнять работу разной степени сложности;

б) продолжить формирование умений самоорганизации в учебном процессе;

анализировать и оценивать события и определять свое отношение к ним;

разграничивать объективные факты и субъективные мнения.

в) усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию;

способствовать обогащению их социального опыта.

2.Этапы урока:

1) Подготовительный.

2) Основной.

3) Итоговый.

3.Содержательные элементы, которые будут проверяться на уроке:

XX съезд КПСС и осуждение культа личности.

Экономические реформы конца 50-х - начала 60-х гг.

Политика мирного сосуществования.

 Кодификатор для проведения в 2014 году единого экзамена по истории.

4.Закрепляемые умения и навыки:

- умение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениям;

- комплекса знаний и умений по обобщению и систематизации исторического материала;

- знания и умения учащихся анализировать историческую ситуацию;

- определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок. 

5. Характерные для данной эпохи документы:

1. Материалы XX, XXI, XXII съездов КПСС.

2. Договор о запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5 августа 1963г.).

3. Сообщение ТАСС о запуске первого советского спутника Земли.

4. Воспоминания Молотова В.М.

5. Воспоминания Ф. Бурлацкого,

6. Воспоминания В.Е. Семичастного.

7.Письмо Б.Л. Пастернака собранию Президиума Правления Союза писателей, оргкомитета и Московского отделения.

8.Письмо члена КПСС, учительницы М. Николаевой Н.С. Хрущеву, написанное в ноябре 1956г.

Автор Евлапова Татьяна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 563
Номер материала 44003
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓