Главная / История / Методическая разработка итогового урока по истории на тему "СССР в 1953-1964 гг." (11 класс)

Методическая разработка итогового урока по истории на тему "СССР в 1953-1964 гг." (11 класс)

Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг. 11 класс.

Проект урока.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; осуществить контроль качества знаний учащихся по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»; выявить умения выполнять работу разной степени сложности.

Этапы урока:

1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя о задачах и целях урока, об актуальности полученных знаний.
3. Проверка знаний учащихся.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.

Содержательные элементы, которые будут проверяться на уроке.

  1. XX съезд КПСС и осуждение культа личности.

  2. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач.

  3. Замедление экономического роста.


Ход урока.

1.Организационный момент (раздача контрольно-измерительных материалов, проверка готовности учащихся к работе)

2. Вводное слово учителя:
Мы подводим итог этапу исторического развития СССР в 1950 – 1960-х годах, когда во главе нашего государства находился Н. С. Хрущёв. В этот период были проведены реформы, которые привели к изменениям в различных сферах жизни советского общества. Сегодня будут проверяться ваши знания и умения по этой теме в соответствии с кодификатором проверяемых элементов содержания ЕГЭ по истории. Вы самостоятельно будете выполнять задания на установление хронологии событий, систематизацию фактов, анализировать исторические ситуации, исторические версии и оценки.


3. Умения и навыки, которые будут закрепляться при проведении письменной работы:

  • Знание основных фактов, процессов и явлений

  • Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

  • Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)

  • Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах

  • Умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

  • Умение систематизировать разнообразную историческую информацию

  • Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии


4. Характерные для данной эпохи документы, которые использовались в данной проверочной работе – воспоминания Ф. М. Бурлацкого (советский и российский политолог), отрывок из доклада Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» (февраль 1956 г.), отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А. И. Алексеева, статья в газете «Правда», опубликованная в июле 1953 года, отрывок из статьи Б. Поклада «30 лет спустя: уроки кризиса».


Тестовая работа.

Часть А.

I вариант

А1. И. В. Сталин умер в:

1) 1951 г. 2) 1956 г. 3) 1953 г. 4)1959 г.


А2. Лидером КПСС с сентября 1953 г. был избран:

1) Н. С. Хрущёв 2) Л. П. Берия 3) Л. М. Каганович 4) Г. М. Маленков




А3. Назовите причину, заставившую «наследников» Сталина обвинить вождя в культе личности:

1) искренне стремление преодолеть последствия сталинизма;
2) намерение демонтировать тоталитарную систему
3) боязнь политических разоблачений со стороны жертв репрессий
4) расширение прав и свобод личности


А4. Какое из названных событий произошло раньше других

1) «Карибский кризис» 2) образование ОВД 3) расстрел Л. П. Берии 4) XX съезд КПСС


А5. Одним из первых главных редакторов «Нового мира» в период «оттепели» был:

1) А. И. Солженицын 2) А. В. Сафронов 3) М. А. Шолохов 4) А. Т. Твардовский


А6. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда происходило это событие?

«После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма – ленинизма возвеличивания одной личности, превращение её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие Бога. Этот человек будто бы всё знает, всё видит, за всех думает, всё может сделать; он непогрешим в своих поступках»

1) в 1953 г. 2) в 1951 г. 3) в 1956 г. 4) в 1961 г.


А7. Кто является лишним в ряду? Соперники Н. С. Хрущёва в борьбе за власть после смерти И. В. Сталина:

1) Г. М. Маленков 2) Н. А. Вознесенский 3) Л. П. Берия 4) В. М. Молотов


А8. Какая из экономических реформ не относится к реформам Н. С. Хрущёва?

1) сокращение нерентабельных предприятий

2) развитие атомной энергетики

3) внедрения принципа планирования снизу

4) повышение закупочных цен на колхозную продукцию


А9. Назовите причину ухудшения положения в сельском хозяйстве в начале 60-х гг.

1) развитие рыночных отношений 2) сокращение посевных площадей
3) появление фермерских хозяйств 4) списание долгов с колхозов


А10. Что не относится к основным направлениям социальной политики Н. С. Хрущёва?

1) широкомасштабное жилищное строительство
2) рост заработной платы в промышленности
3) курс на снижение цен на продукты питания
4) сокращение продолжительности рабочей недели


А11. Освоение космоса связано с именем

  1. Б. Л. Лысенко 2) П. Л. Капицы 3) И. В. Курчатова 4) С. П. Королёва


Часть В.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) Запуск первого в мире искусственного спутника Б) События в Новочеркасске
В) Смерть И. В. Сталина Г) Ввод войск стран ОВД в Венгрию


В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н. С. Хрущёва?

А) Семилетний план развития народного хозяйства
Б) межнациональный конфликт в Фергане
В) Проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
Г) XXII съезд КПСС. Принятие новой программы партии.





В3. Соотнесите термины и их значения


1. Ротация

А. Восстановление доброго имени, прав человека

2. Волюнтаризм

Б. Перемещение руководящих номенклатурных кадров

3. Субъективизм

В. Политика, не считающаяся с объективными законами, реальными возможностями

4. Социальная напряженность

Г. Отношение к чему-либо, определяемое личными симпатиями, отсутствием объективности.

 

Д. Ситуация в обществе, готовая разразиться массовыми беспорядками


В4. Прочтите отрывок из воспоминаний Ф. М. Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идёт речь

«…Хрущёв добился освобождения [маршала] с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР.
Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно также, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны».


В5. Кто является лишним в ряду?

Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Фальк, В. Шебалин


В6.  Напишите пропущенное слово

Обожествление представителей власти, приписывание им замечательных человеческих качеств, наделение их необычайной мудростью, способностью предвидеть будущее называется ________________________________________.


В7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участники

Борьба за власть после смерти Сталина

__________________(А)

__________________(Б)

«Оттепель» в духовной жизни

1953 – 1964 гг.

__________________(В)

___________________(Г)

__________________(Д)

Д.Кеннеди, Н.Хрущёв

1. И.Эренбург, В.Панова, А.Твардовский и др.
2. Г.Маленков, Л.Берия, Н.Хрущёв
3. Карибский кризис
4. март 1953 г. – март 1958 г.
5. октябрь 1962 г.
6. июль 1961 г.
7. Возведение Берлинской стены

Часть С.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада Н.С.Хрущёва

«О культе личности и его последствиях»

(февраль 1956 г.)

Сталин ввёл понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведёшь полемику; он давал возможность всякого, кто в чём-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения по тем или иным вопросам даже практического значения. Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причём это «признание», как затем показала проверка, получалось путём физических мер воздействия на обвиняемого.
Это привело к  вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чём не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии.
Следует сказать, что и в отношении людей, которые в своё время выступали против линии партии, часто не было достаточно серьёзных оснований, чтобы их физически уничтожить…
Произвол  одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей вызывали страх и даже озлобление.
Это, конечно, не способствовало сплочению рядов партии, всех слоёв трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от партии честных, но не угодных Сталину работников.

С1. Как Хрущёв объясняет понятие «враг народа»? В чём видит причины его появления? Как это понятие использовалось в борьбе с политическими противниками?
С2. В чем Н. С. Хрущёв видит последствия культа личности? Какие из них, по Вашему мнению, докладчик не назвал? Почему?
С3. Какое влияние на общественное сознание оказало осуждение культа личности?
_________________________________________


С4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Отстранение от власти Н. С. Хрущева – это победа консервативных сил, сопротивлявшихся курсу реформ».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.


Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

  1. .

  2. .

Аргументы в опровержение:

  1. .

  2. .
    Вариант № 2

Часть А.

А1. Кто стал председателем совета министров сразу после смерти И. В. Сталина?

1) В. М. Молотов 2) Л. П. Берия 3) Н. С. Хрущёв 4) Г. М. Маленков


А2. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1) в 1956 г. 2) в 1959 г. 3) в 1961 г. 4) в 1963 г.


А3. Какое из событий произошло раньше остальных?

1) «Ленинградское дело» 2) Расстрел рабочих в Новочеркасске
3) Корейская война 4) Арест и казнь Л. П. Берии


А4. Одним из соперников Хрущёва Н.С. за власть в 1953 – 1957 гг. был

  1. Л. Д. Троцкий 2) Г. М. Маленков 3) А. А. Жданов 4) Л. И. Брежнев


А5. Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после XX съезда КПСС?

А) преследование инакомыслящих Б) политический плюрализм
В) освобождение политических заключённых Г) возникновение гражданского общества

Д) реабилитация некоторых репрессированных народов Е) увеличение числа издаваемых журналов

Верный ответ:

1) АБВ      2) ГДЕ           3) БГЕ 4) ВДЕ


А6. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А. И. Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события
«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущёва, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 : 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран»

  1. 1975 г. 2) 1962 г. 3) 1954 г. 4) 1985 г.


А7. Что является лишним в ряду?

  1. Суэцкий кризис 2) Возведение Берлинской стены

3) События в Венгрии 4) «Кукурузная эпопея»


А8. Какая реформа была проведена в период руководства Н. С. Хрущёва?

1) перевод всех предприятий на самоокупаемость
2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
3) ликвидация МТС и передача их материальной базы колхозам
4) отмена государственной монополии на внешнюю торговлю


А9. В 1950-е гг. Нобелевской премии был удостоен советский учёный-химик

  1. С. П. Королёв 2) И. В. Курчатов 3) М. В. Келдыш 4) Н. Н. Семёнов


А10.  В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США и  Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

  1. в 1953 2) в 1963 3) в 1972 4) в 1982


А11. Первый в мире полёт в космос Ю. А. Гагарина был совершён на космическом корабле-спутнике:

1) «Восход» 2) «Горизонт» 3) «Союз» 4) «Восток»


Часть В.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) Подписание Белградской декларации о нормализации отношений между СССР и Югославией
Б) Первый полёт в космос женщины-космонавта В. В. Терешковой
В) Первый визит главы правительства СССР в США

Г) Передача  по инициативе Н. С. Хрущёва Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР


В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н. С. Хрущёва?

А) Прекращение следствия по «делу врачей»
Б) Создание Совета Экономической взаимопомощи
В) Укрупнение колхозов и сселение неперспективных деревень
Г) Увеличение масштабов жилищного строительства


В3. Соотнесите понятия и их значения:


1. Реформа

А. одна из исключающих друг друга возможностей

2. Альтернатива

Б. прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующего строя

3. Экстенсивное хозяйство

В. осуждение любых войн, требование соблюдения мира на земле

4. Пацифизм

Г. Хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных ресурсов, а не за счёт технического прогресса

 

Д. Насильственное изгнание, ссылка



В4. Прочтите отрывок из редакционной статьи в газете «Правда», опубликованной в июле 1953 года и впишите пропущенную в тексте фамилию политического деятеля, о котором идёт речь.

«Свои подлые махинации, направленные к захвату власти, ________________ начал с того, что пытался поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством… Неопровержимые факты показывают, что он потерял облик коммуниста, превратился в буржуазного перерожденца, стал на деле агентом международного империализма»


В5. Кто является лишним в ряду?

М. Калатозов, А. Вознесенский, А. Косыгин, Б. Пастернак


В6. Напишите пропущенное слово:

Учение, научная теория, руководящий политический принцип, политическая система называется ________________________________.


В7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента


Событие

Дата

Участники

Освоение целинных земель

__________________(А)

Рабочие, колхозники, интеллигенция, советская молодёжь

Возведение Берлинской стены

__________________(Б)

__________________(В)

_________________(Г)

1956 г.

__________________(Д)



1. Демократическая антисталинская революция
2. Н. С. Хрущёв, И. Надь, Эрнё Герё, Г. Жуков и др.
3. Карибский кризис
4. 12 – 13 августа 1961 г.
5. Эрих Хонеккер, Никита Хрущёв и др.
6. октябрь – ноябрь 1962 г.

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи Н.С.Хрущёва

«Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей, как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни одного выстрела».

Из статьи Б.Поклада

«30 лет спустя: уроки кризиса»

«Существовали объективные причины для провокаций  против Кубы и для возникновения кризиса, поскольку налицо было противоборство 2-х систем – социалистической и капиталистической. Мы же своей безнравственной операцией, предпринятой без учёта реальной обстановки, дали хороший повод империалистическим кругам США для провокационных  действий. Был допущен просчёт, который едва не привёл к катастрофе, международному престижу Советского Союза был нанесён большой ущерб. Наше достоинство унижено; мощное социалистическое государство стояло перед своим антиподом – ведущим капиталистическим государством, – как школьник перед учителем… Могут сказать – выхода не было. Это правильно. Но ведь нас никто не толкал на авантюру. Мы пошли на неё по своей инициативе… надо признать, что её инициатор, а это был Н. С. Хрущёв, не учитывал реальной обстановки, был не в состоянии оценить последствия акции, не проявлял даже предвидения. Можно представить состояние наших моряков на судах, вывозивших с Кубы ракеты, когда они должны были совершать унизительные процедуры – раскрывать брезент, давать американцам считать ракеты, фотографировать их…»


С1.  Какую оценку дает Н. С. Хрущёв Карибскому кризису? Что даёт ему основания считать кризис «украшением нашей внешней политики»? Можно ли согласиться с такой оценкой?

С2. Как Б. Поклад характеризует события Карибского кризиса? Как он аргументирует своё мнение? (приведите не менее трёх аргументов)

С3. Что объединяет оценку карибских событий, данную обоими авторами? Назовите основные отличия во взглядах авторов на последствия Карибского кризиса?

__________________________________________


С4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС с разоблачением культа личности И. В. Сталина имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.


Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

  1. .

  2. .

Аргументы в опровержение:

  1. .

  2. .


Домашнее задание:

Написать синквейн по темам (по выбору):

Оттепель в духовной жизни;
– Внешняя политика Н. С. Хрущёва;
– Внутренняя политика Н. С. Хрущёва.

























Ключи

Вариант №1

Часть А

задания

Ответ

А1

3

А2

1

А3

3

А4

3

А5

4

А6

3

А7

2

А8

1

А9

2

А10

3

А11

4


Часть В

задания

Ответ

В1

ВГАБ

В2

АВГ

В3

БВГД

В4

Жуков

В5

Фальк

В6

Культ личности

В7

42135


Часть С

С1. Н. С. Хрущёв объясняет понятие «враг народа» так: «Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей  с которыми ты ведёшь полемику; он давал возможность всякого, кто в чём-то не согласен со Сталиным, кто только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности».
– Причины появления врагов народа Н. С. Хрущёв видит в стремлении Сталина установить жесткую единоличную власть, которая не допустит никакого инакомыслия в партии, в обществе. На врагов народа можно было списать неудачи в строительстве коммунизма, в первые годы Великой Отечественной войны, небогатую жизнь миллионов советских людей.
– Понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражение своего мнения по тем или иным вопросам, даже практического значения.


С2. Последствия культа личности Сталина Н. С. Хрущёв видит в:
– вопиющих нарушениях революционной законности;
– страданиях ни в чём неповинных людей;
– физическом уничтожении оппонентов;
– произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей вызывали страх и даже озлобление.

Н. С. Хрущёв не критиковал действий партии, формы и методы социалистического строительства, так как он сам и его соратники были активными участниками всех событий и несут персональную ответственность за все последствия культа личности Сталина.


С3. Осуждение культа личности Сталина вызвали глубокие перемены в общественном сознании, началось разрушение системы страха, начался процесс либерализации общественно-политической жизни не только в СССР, но и во всех социалистических странах начался процесс реабилитации репрессированных партийных и государственных деятелей, началась массовая реабилитация миллионов советских людей и целых народов.


С4. Ответ.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

- создание совнархозов было связано с серьёзными изменениями в жизни руководителей и работников отраслевых министерств (которые не желали никаких перемен), что вызвало их сопротивление всему курсу, проводимому Н.С. Хрущёвым;

- разделение в 1962 г. партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные было расценено партийной номенклатурой как попытка подорвать руководящую роль партии, являвшейся основой советского строя, и стало одной из главных причин борьбы консерваторов против Н.С. Хрущёва и его отставки;

- консерваторы критиковали Н.С. Хрущёва за то, что вовремя Карибского кризиса он под американским давлением согласился убрать советское наступательное оружие с острова, и это стало одним из аргументов противников Хрущёва во время решения вопроса о его смещении;

- после смещения Н.С. Хрущёва почти во всех сферах жизни советского общества наступил период «застоя» (исключение составляет экономика, где были попытки проведения реформ);


2) в опровержение, например:

- экономические реформы, проведённые Н.С. Хрущёвым, вели страну к кризису (освоение целинных земель не дало предполагаемого эффекта, с 1963 г. СССР закупал зерно за границей), что вызывало тревогу и желание, далеко не только у консерваторов, поменять руководство страны;

- бесконечная цепочка непродуманных административных реорганизаций не давала нужного эффекта, что было понятно не только консерваторам, но всему обществу;

- после отставки Н.С. Хрущёва была предпринята экономическая («косыгинская») реформа, что свидетельствует о понимании необходимости преобразований пришедшим к власти руководством страны.


Вариант №2

Часть А

задания

Ответ

А1

1

А2

1

А3

1

А4

2

А5

4

А6

2

А7

4

А8

3

А9

4

А10

2

А11

4


Часть В

задания

Ответ

В1

Г

В2

АВГ

В3

БАГВ

В4

Берия

В5

Косыгин

В6

доктрина

В7

64512


Часть С.

С1. Н. С. Хрущёв дает высокую оценку своей деятельности во время Карибского кризиса. Думаю, что основанием для гордости своей внешней политикой, советский лидер считает возможность создать на Кубе группу советских войск (как в Германии, Польше, Венгрии), взяв за основу ракетные войска. В случае конфликта почти вся территория США находилась бы в пределах досягаемости советских ядерных ракет.
Н.С. Хрущев также считает, что «не сделав ни одного выстрела», Советский Союз укрепил позиции Кубы – первого социалистического государства в Северной Америке (соседа США). Соединенные Штаты больше не предпринимали попыток высадки десанта на острове Свободы, оставили революционный режим Ф. Кастро в покое. Дж. Кеннеди обязался вывезти американские ракеты из Турции.

Н. С. Хрущев отмечает только положительные последствия Карибского кризиса, но были, к сожалению, еще и отрицательные последствия. Оценка Хрущева односторонняя, субъективная.


С2. Б. Поклад негативно характеризует последствия Карибского кризиса. Он отмечает следующие действия Н. С. Хрущева:
– операция абсолютно не была просчитанной, «едва не привела к катастрофе» (третьей мировой войне);
– был нанесен большой ущерб международному престижу СССР;
– было униженно достоинство советских военнослужащих.


С3. Оба автора рассматривают Карибский кризис как составную часть холодной войны, как противоборство 2-х систем – социалистической и капиталистической.
Основные отличия во взглядах авторов на последствия Карибского кризиса заключаются в следующем:
– Н. С. Хрущев оценивает кризис положительно.
– Б. Поклад видит в нем только отрицательные стороны.

Думаю, что кризис  научил многому правительства и США, и СССР – он научил их искать компромисс. После него наметился процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами – в августе 1963 г. был подписан договор ядерными державами (кроме Китая) о запрещении испытаний  атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой.


С4. Ответ.

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

1) в подтверждение, например:

- была реабилитирована значительная часть политических заключённых;

- были предприняты попытки провести демократические преобразования внутри партии, усилить роль Советов, национальных республик;

- началось проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;

- расширились культурные связи с зарубежными странами;

- была предоставлена определённая свобода развития культуры в рамках идеологических установок партии;

- критика Н.С. Хрущёвым культа личности И.В Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха;


2) в опровержение, например:

- в течение десятилетий И.В. Сталин был общепризнанным вождём, под его руководством были совершены многие достижения, одержана победа в Великой Отечественной войне;

- выступление Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС раскололо советское общество на сторонников и противников разоблачения культа личности И.В. Сталина;

- разоблачение культа личности И.В. Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран;

- у СССР было много внутренних и внешних врагов, с которыми И.В. Сталин оправданно расправлялся;

- разоблачение культа личности было лишь «козырем» Н.С. Хрущёва в борьбе за власть.





Методическая разработка итогового урока по истории на тему "СССР в 1953-1964 гг." (11 класс)
  • История
Описание:

Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; осуществить контроль качества знаний учащихся по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»; выявить умения выполнять работу разной степени сложности.

Содержательные элементы, которые будут проверяться на уроке.

1.      XX съезд КПСС и осуждение культа личности.

2.      Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач.

 

3.      Замедление экономического роста.

Умения и навыки, которые будут закрепляться при проведении письменной работы:

·         Знание основных фактов, процессов и явлений

·         Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

·         Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)

·         Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах

·         Умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

·         Умение систематизировать разнообразную историческую информацию 

 

·         Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

Автор Стрижакова Ирина Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 851
Номер материала 37667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓