Главная / Начальные классы / Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 1 классе на тему «Согласный звук [ш], буква «ш».

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 1 классе на тему «Согласный звук [ш], буква «ш».

hello_html_259c325c.gifhello_html_77ea27f0.gifhello_html_62511906.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_1ff102e.gifhello_html_6060db92.gifhello_html_384fc733.gifhello_html_m4b2ebc1e.gifhello_html_m7f1d07c9.gifhello_html_m3d09e53d.gifhello_html_m63d44d9b.gifhello_html_m3a95844e.gifhello_html_m5ff71118.gifhello_html_m3e5878a4.gifhello_html_m36dc1173.gifhello_html_47922f1c.gifhello_html_7d5480c8.gifhello_html_m499decb0.gifhello_html_57a2e646.gifгосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель Самарской области






Номинация «Лучшая технологическая карта урока»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 1 классе в свете требований ФГОС НОО






ФИО (полностью) Артамонова Ирина Петровна

Должность: учитель начальных классов

Эл.адрес Artamonova.ira2010@mail.ru

Телефон 8 - 9276539772

Программа ОС «Школа 2100» под редакцией Д.Фельдштейна

УМК : Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина - Москва: Баласс, 2011«Букварь». Учебник для 1 класса;

О.В.Пронина:. - Москва: Баласс, 2011. «Мои волшебные пальчики». Тетрадь к «Букварю»






2014 г.

Предмет: обучение грамоте (интегрированный урок русского языка и литературного чтения).


Класс - 1


Тема урока: «Согласный звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш».


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.


Цели:

  • Обучающая: познакомить с буквой «ш», со звуком [ш], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке, формировать умение выделять звук [ш] в речи и записывать его соответствующей буквой.

  • Развивающая: развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «Ш»,

  • Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при работе в группах, взаимопомощь и сотрудничество.


Прогнозируемые результаты:

Предметные:

формирование умения выделять звук [ш] в слове и записывать его соответствующей буквой; формирование умение овладевать начертаниями письменных букв, слов

Формирование универсальных учебных действий: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно – исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

  1. Личностные УУД:

формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

  1. Регулятивные УУД:

формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

  1. Познавательные УУД:

формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

  1. Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.


Оборудование: интерактивная доска SMART Board, компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов, мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ш» и «ш», плакат с проектом «Город букв», образцы штриховки; схемы предложений; знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (желательно связать их с оранжевым цветом, который символизирует регулятивные УУД).


УМК для учащихся:


1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина - Москва: Баласс, 2011«Букварь». Учебник для 1 класса

2. О.В.Пронина:. - Москва: Баласс, 2011. «Мои волшебные пальчики». Тетради к «Букварю»


Методическая литература для учителя:

О.В. Пронина, И.И. Кремлева Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя

/Под. науч. Ред. Е.В.Бунеевой, - Изд. 4 – е, перераб., - М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100»).


Интернет – ресурсы: «Единая коллекция образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru).


Используемые методы и приемы: диалог, практическая работа, проблемное изложение материала, использование мультимедийного, наглядного материала, сочетания различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной), использование дидактической игры.


Используемые технологии: организация проблемно-диалоговой технологии, ИКТ, обучение в сотрудничестве.





Этапы

урока

Задача этапа

Формы организации УПД

Методы обучения

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I. Организационный момент





Включить в учебную деятельность;

настроить психологически: создать комфортную атмосферу





Игровой

- Давайте настроимся на работу - улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

- Молодцы! Никто не остался без места.

А теперь давайте прочитаем, что написано на интерактивной доске: Мы - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)

И правило правой руки.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –Начнем скорей урок.

Приветствие учителя, самоорганизация


Дети садятся на свои места, повторяя пройденный материал, нацеливаясь на работу.

.














Личностные УУД:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- включение в учебную деятельность

ΙI. Актуализация имеющихся знаний


Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока



Фронтальная + индивидуальная работа, коллективная дискуссия

Наблюде-ние над звуками;

анализ звуков


Давайте вспомним:

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки?

- На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках (стишок о гласных и согласных)

- Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

(Схема – опора)

- Как обозначают звуки на письме?

- А со всеми ли буквами знакомы? (показ Города букв)

– Посмотрите на знакомые нам схемы - «человечки», которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать? (Это звуковички - глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’])

Дайте характеристику этим звукам. Какие башмачки мы бы нарисовали им и шляпки?

(показ на обратной стороне классной доски - звуковички).


Работа в «Букваре».

– Посмотрите на знакомые нам схемы - «человечки» в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и шляпки.


Повторение пройденного

























- Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем,

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы


Формулирование учебной задачи, активность ученической позиции.

Наличие конструктивного конфликта (представлен-ность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока)

Побуждающий диалог - постановка проблемы

Побуждающий диалог - постановка проблемы

– А почему один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак?

На доске неоформленная схема-человечек



!


- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?


- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- Что необычного заметили у схемы-человечка?

-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. -Какой у вас возникает вопрос?

-Чем новый звук отличается от других звуков?

-Вот это нам предстоит сегодня открыть?

2. Проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат осенние листья под ногами?

-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш


3. Подведение к формулированию темы

- Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»?

(На доске висит проект «Город букв»)

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)



-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

Диалог с учителем












- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы




- Новый звук и новую букву.







- Восклицательный знак.








2. Проговаривание звуков



-Ш-ш-ш









3.Формулирование темы

- Нет




- Звук [ш], буква ш


- Узнать всё про новый звук, новую букву.

-Научиться писать новую строчную букву ш.

-Научиться читать слоги и слова с буквой ш



- В районе согласных

Познавательные УУД:


-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

- формируем умение прогнозировать предстоящую работу










-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему

Выдвигают версии






Выдвижение версий



1. Побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?


1.Диалог с учителем

- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой.


IV. Открытие нового знания

Поиск решения проблемы - открытие нового знания



Групповая и индивидуаль-ная работа

Частично – поисковый












Обучение в сотрудничестве












Диалог

1. Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.












2. Руководство групповой работой



- Составьте звуковые схемы этих слов



- Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука.

- Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

Закрашивает башмачок человечка синим цветом

3. Побуждающий диалог

- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?






-Назовите слова с новым звуком. Какой он?


4. Подведение к формулированию вывода

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

Закрашивает второй башмачок синим цветом

- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города»?


3.Знакомство с буквой

- А какой значок нам поможет увидеть звук [ш] ?


- Что напоминает вам эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш


Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл


- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»?

- Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок




1. Определение места звука в словах, работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова

3 группа – в середине слова


2. Работа в группах, индивидуальная работа

Составляют звуковые схемы выбранных слов

Один ученик у доски составляет схему слова «шишка»

Ответственные дети характеризуют новый звук

-Звук [ш] – твёрдый

-Твёрдый


3.Прослушивание стихотворения

Слушают стихотворение, которое читает ученица

Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.







- Звук [ш] всегда твёрдый












-Буква Ш



Предположения учащихся








- В районе согласных, на улице глухих





- С буквами, которые обозначают глухие звуки

-Да




Предметный результат:

-формируем умение выделять звук [ш];

-знакомство с буквой «ш», со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке.

Коммуникатив-ные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.



V. Выражение решения проблемы нового знания на практике



Применение новых знаний

Индивидуальная и коллективная работа

Практико-ориентиро-ванный

1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш

- Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?

-Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт

-Возьмите зелёную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… Меняем ручку. Пишем синим цветом

-Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу.

2. Физкультминутка для глаз по тренажёру Базарного

3. Письмо буквы ш лазерной указкой с написанием лишнего элемента на доске

- Что вы заметили?

4. Обведение буквы ш в словах

- Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?

-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.

Убирает второй кружок, обозначающий задачу



5.Физкультминутка

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат,

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и листёнок

6. Организация работы по чтению и анализу слогов

- Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись?

- Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги, используя синий цвет.


-Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука

-Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука

-Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией

- Дополните до слова:

Шу-?




7. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш

-Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре.

-Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом


- Прочитайте слово, называющее фрукт

-Называющее насекомое

- Вкусный испеченный предмет

-Жилище

-Слова, с двумя гласными

-Слово-перевертыш


-Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?

-Вы справились с этой задачей?

Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока





1. Анализ строчной буквы ш


-Потому что одна – печатная, другая- письменная

-Из коротких палочек с закруглением вправо внизу





Пишут на ладони



Пишут в тетради








Водят глазами за указкой







- Лишний элемент




-Обводят буквы






- Слоги



Рисуют себе знак-награду:











6. Чтение и анализ слогов








1. чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки

2. чтение слогов вслух



3.Чтение слогов хором

4.Участие в игре «Доскажи словечко»


7. Чтение и анализ слов


чтение слов, выделяя гласные звуки




чтение слов вслух

- груша

-мошка

-пышка

-шалаш

Читают все слова




-Научиться читать слоги и слова с новой буквой

-Да







VI. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.


Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.


Индивидуальная работа

Рефлексия

Чему сегодня научились?

У кого были затруднения? Какие?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

- Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках

-Покажите на лестнице, как вы старались в прописи.

-Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Спасибо.

Рассказывают о своих затруднениях

Показывают сигналы




Личностные УУД:

-формируем умение выражать свои эмоции;

- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формируем умение оценивать свои поступки в соответствии с определённой ситуацией.












Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 1 классе на тему «Согласный звук [ш], буква «ш».
  • Начальные классы
Описание:

 

 

 

 

 

Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС НОО (Образовательная система "Школа 2100").  

Используемые методы и приемы: диалог, практическая работа, проблемное изложение материала, использование мультимедийного, наглядного материала, сочетания различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной), использование дидактической игры.

 

Используемые технологии:  

организацияпроблемно-диалоговой технологии, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Интернет - ресурсы: «Единая коллекция образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru).


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Автор Артамонова Ирина Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 686
Номер материала 42666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓