Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Богатство языка героев А.С.Грибоедова. Синтаксический строй пьесы «Горе от ума» (русский язык и литература)» (9 класс)

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Богатство языка героев А.С.Грибоедова. Синтаксический строй пьесы «Горе от ума» (русский язык и литература)» (9 класс)














Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Богатство языка героев А.С.Грибоедова. Синтаксический строй пьесы «Горе от ума» (русский язык и литература)».









Учитель русского языка и литературы

МБУ средней школы №11

городского округа Тольятти

Самарской области

Мелихова Наталья Юрьевна

(высшая категория)
















Урок был представлен на Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» на Образовательном портале «Мой университет» - www.moi-universitet.ru . Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru

Краткое описание: Интегрированный урок-презентация, на котором систематизируются знания по синтаксису сложного предложения, прививается любовь к русской классической литературе. Учащиеся с помощью Интернет-ресурсов побывают на театральном представлении, покажут свои презентации, услышат вальс автора.


Тема урока:

Богатство языка героев А.С. Грибоедова. Синтаксический строй пьесы "Горе от ума". (2 часа)

Предмет: литература, русский язык

Класс: 9

Автор: Мелихова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МБУ средняя школа №11

Республика/край/город Россия Самарская область город Тольятти

Тип урока: интегрированный урок-презентация

Цели урока:

  1. Показать разнообразие синтаксических структур.

  2. Показать роль А.С. Грибоедова в создании языка русской художественной литературы через новаторские приёмы писателя в индивидуализации речевых характеристик героев комедии “Горе от ума”.

  3. Показать экспрессивные возможности синтаксических конструкций, проанализировав художественный текст.

  4. Развивать речь учащихся.

  5. Воспитывать любовь к русскому слову, к русской литературе.

Задачи урока:

  1. Изучение структурно-семантической цельности сложных предложений.

  2. Развитие умения отличать простое предложение с однородными членами от СП, совершенствование пунктуационных навыков.

  3. Выработка навыка правильной расстановки знаков препинания в СП.

  4. Употребление разных по структуре предложений в художественном тексте, в экспрессивно окрашенном высказывании.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  1. Знание русской классической литературы.

  2. Умение пользоваться медиа-, Интернетом для интеллектуального развития и самообразования.

  3. Умение пользоваться разными по структуре СП как одним из способов избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.

Необходимое оборудование и материалы:

  1. Портрет А.С. Грибоедова.

  2. Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  3. Компьютер (с подключенной сетью Интернет).

  4. Проектор.

  5. Экран.

  6. Колонки.

  7. Аудиозапись вальса А.С. Грибоедова.

  8. Презентации.

  9. Интерактивная доска (не обязательно).


Мотивация учащихся:

На предыдущем уроке мы с вами говорили о разных видах сложных предложений. Вспомним их. (бессоюзное сложное предложение, сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное с разными видами связи).

А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? Что они помогают нам выразить?


Ход и содержание урока


  1. Конструирование предложений(предложения на экране или на доске). Составьте из двух предложений одно сложносочинённое с общим второстепенным членом. Называем обязательно основу каждого предложения.

  1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюёт. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт).

  2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки).

  3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб заноет или рука разболится).

    1. Занимательная лингвистика (предложения на экране или на доске). Найдите «четвёртое лишнее», охарактеризовав каждое предложение.

  1. Дом невелик, да скучать не велит.

  2. Хлеб да каша – пища наша.

  3. Маленький, да удаленький.

  4. Хороша Маша, да не наша.

  • Как вы думаете, какие виды предложений встречаются в художественной литературе?

    1. В домашнем задании вы подбирали из художественной литературы разные виды предложений. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Ваши примеры (в случае затруднения демонстрируем на экране или доске свои примеры).

Светает!

Вчера просилась спать – отказ.

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Сказать им.

Господа, эй, Софья Павловна, беда.

Прошу служить у барышни влюблённой!

Всё в доме поднялось.

То флейта слышится, то будто фортепьяно; для Софьи слишком было б рано?

  • Что даёт нам разнообразие синтаксических конструкций в художественном произведении? В разных родах и жанрах литературы?

    1. В драматургической литературе характер героя выявляется, главным образом, средствами языка, средствами сценической речи. Мы знаем немало примеров яркого изображения героев литературных произведений. Но, пожалуй, наиболее удачно и незабываемо сделал это А.С. Грибоедов в своей поистине бессмертной комедии «Горе от ума». Большую роль в решении задачи создания типического характера играл в творческой практике А.С. Грибоедова широко и блестяще разработанный им метод речевой характеристики действующего лица.

Узнайте по словесному портрету действующее лицо.

  1. Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал,

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал. (Скалозуб)

  1. Не хвастаю сложением,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин. (Фамусов)

  1. Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. (Репетилов)

  2. Он для других забыть себя готов,

Враг дерзости. (Молчалин)

  1. Чтобы чины добыть, есть многие каналы,

О них как истинный философ я сужу. (Скалозуб)

  1. На цыпочках и не богат словами. (Молчалин)

  2. Он малый с головой,

И славно пишет, переводит. (Чацкий)

  1. При нём остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст. (Платон Михайлович Горич о Загорецком)

  1. Умён, остёр, красноречив,

В друзьях особенно счастлив. (Чацкий)

  1. Дремлю на балах я,

До них смертельный неохотник. (Горич)

  1. Посмотрим отрывок представления пьесы и послушаем некоторые характеристики героев из уст других персонажей.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.
      Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Система образов – система зеркал («отраженный» образ есть у каждого главного героя)
Ваша задача: записать запомнившиеся фразы-характеристики.

В роли Чацкого – Олег Меньшиков.


Ссылка в Интернете 1 http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B0.%D1%81.%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%20%D1%83%D0%BC%D0%B0&where=all&id=1724255

Проверка восприятия и понимания. Прочитать услышанные характеристики.

На цыпочках и не богат словами (Чацкий о Молчалине) и др.

Дома вы должны были найти, кто в разное время играл Чацкого и др. персонажей. Каков был и остаётся интерес к пьесе А.С. Грибоедова. (Сообщения учащихся, возможно с

презентациями. Возможно, с рецензиями, мнениями критиков.

Например, Малый театр. В роли Чацкого - Василий Качалов, Фамусов - Михаил Царев

hello_html_6256c71c.jpghello_html_52577971.jpg









 

  1. Слова, слова, слова… Самостоятельная поисковая работа. Объясните значение слов, используя Интернет-сайты.

Ссылка в Интернете 2

http://dict.t-mm.ru/dal


1 группа (ряд или др.)


2 группа


3 группа


Амур

Вдругорядь

Камергер

Куртаг

Тупей

Цугом

Содом

Искони

Пономарь

Что за оказия

Чин асессора

Дымка

Фармазон

Ментор

Тафтица (тафта)

  • Что удалось найти?

  1. Кузнецкий мост (Улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежащих французским купцам: книжных, кондитерских, Модных нарядов и т.д.)

  2. Фрейлина (женское придворное звание)

  3. Цугом, цуг (нем. Богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом)

  4. Куртаг (нем. Приемный день во дворце)

  5. Карбонарий (от итальянского – угольщик. Так назывались члены Тайного революционного общества, возникшего в Италии в начале 19 века. Для реакционных дворян слово "карбонарий" значило: бунтовщик, неблагонадежный человек).

  6. Ему дан с бантом, мне на шею. О чем идет речь? (Речь идет об орденах; орден Владимира с бантом носили на груди. Орден Анны надевали на ленте на шею)

  7. Столбовые (дворяне) (Дворяне особых родов, записанные в особые "столбовые" книги).

  8. Тюрлюрлю атласный (дамский наряд, накидка)

  9. Камер-юнкер (младшее придворное звание)

  10. Фармазоны (от французского "свободный каменщик"). Франкмасоны, члены тайного общества, распространившегося по всей Европе в 18 веке. В России во времена Грибоедова масонские ложи находились под надзором правительства и вскоре были запрещены).

    • Как называются эти слова в русском языке? (Устаревшие слова, архаизмы, историзмы)

      1. Крылатые выражения в комедии.

Монологи Чацкого – это разоблачение бесчеловечности крепостничества, лицемерия, лжепатриотизма, невежества.

Язык «Горя от ума» яркий, необыкновенно точный, наполненный характерными индивидуальными оттенками каждого героя.

Диалоги Чацкого и Фамусова – борьба двух непримиримых героев.

А.С. Пушкин предсказал долгую жизнь стихам Грибоедова в языке народа: «Половина войдет в пословицу!» Подтверждением этого стала широкая известность афоризмов пьесы...

Иван Александрович Гончаров в критической статье "Мильон терзаний" пишет о соли языка, "живой сатире", о грибоедовских афоризмах, которые можно применить на любой случай жизни. Например, "счастливые часов не наблюдают". Кто больше?

(Используется интерактивная доска, или обычная школьная)


1 группа

2 группа

Записывают по очереди,

выходя к доске, не повторяясь



Рефлексия деятельности на уроке

Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами подвели итоги большой поисково-исследовательской деятельности по поистине бессмертной комедии А.С. Грибоедова с ироническим названием «Горе от ума». Мы наблюдали за языком пьесы, за её синтаксическим строем. Разными видами работы мы показали неизмеримое богатство языка произведения.

Так Грибоедов по-своему отстаивал жизненную правду в искусстве, гражданский пафос, подлинную народность произведений художественного слова.

Комедия высмеивает невежество, чванство, взяточничество, слепое подражание иностранному, бьет по всем порокам сразу. Именно злободневность комедии обеспечила ей мощный резонанс в обществе.

Устами главного героя говорит сам писатель, выражая думы и чаяния передовых людей того времени, будущих декабристов.

Напишите рассуждение по итогам сегодняшнего урока под музыку вальса А.С. Грибоедова «Спасибо Вам, Александр Сергеевич!»

За что, по-вашему, можно сказать автору спасибо.

ВАЛЬС звучит.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Прочтение работ (по желанию). Сдают готовые работы. Кто-то заканчивает дома.

Объявление результатов-оценок. Каждый ученик должен получить оценку, предполагается, что некоторые получат не по одной.

Домашнее задание

Сочинение-рассуждение «Спасибо Вам, Александр Сергеевич!»


Дополнительная необходимая информация

Урок проводится после изучения всех видов сложных предложений для систематизации знаний, умений и навыков. Комедия прочитана ранее, необходимо дать заранее время учащимся, чтобы они вспомнили содержание и выполнили ряд заданий.

В помощь учителю

Данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, ресурсов Интернета для углубления знаний, для большего охвата материала по теме. Особенно это касается литературы, когда не всегда есть возможность попасть на театральное представление, а Интернет даёт возможность для нахождения разнообразного материала.











Использованные источники и литература


  • По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины / авт.-сост. Л.А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Методические пособия поурочного планирования по русскому языку и литературе.

  • Интернет-ресурсы

http://dict.t-mm.ru/dal

http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B0.%D1%81.%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%20%D1%83%D0%BC%D0%B0&where=all&id=1724255

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/51480

http://www.hrono.ru/biograf/griboed.html

http://www.museum.ru/M682

http://feb-web.ru/feb/griboed/critics/fom89/str_76.htm

http://feb-web.ru/feb/griboed/critics/fom89/str_61.htm



Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Богатство языка героев А.С.Грибоедова. Синтаксический строй пьесы «Горе от ума» (русский язык и литература)» (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок   был представлен на Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» на Образовательном портале «Мой университет» - www.moi-universitet.ru. Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru

 

Краткое описание: Интегрированный урок-презентация, на котором систематизируются знания по  синтаксису сложного предложения,  прививается любовь к русской классической литературе. Учащиеся с помощью Интернет-ресурсов побывают на театральном представлении, покажут свои презентации, услышат вальс автора.

Автор Мелихова Наталья Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 483
Номер материала 39165
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓