Главная / Русский язык и литература / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированного урока ИСТОРИЯ + РУССКИЙ ЯЗЫК «Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистического характера»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированного урока ИСТОРИЯ + РУССКИЙ ЯЗЫК «Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистического характера»

Название документа Интегрированный урок.doc


Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Калужской Области

«Калужский многопрофильный техникум»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного урока

дисциплины «История», «Русский язык»

Тема: «Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина».

Подготовка к сочинению публицистического характера»








Разработали: преподаватель истории И.Д. Анисимова,

Преподаватель русского языка и литературы И.В. Сергеева








2013 г.



Пояснительная записка

Данный урок разработан для обучающихся I курса СПО по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, рассчитан на два учебных часа.

Тема урока «Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистического характера».

Форма урока – интегрированный.

Тип урока – комбинированный.

Учебное занятие проводится с использованием ИКТ, схем, иллюстраций, оформленных в виде презентации, раздаточного дидактического материала.

На уроке используются элементы объяснительно – иллюстративного, проблемного, индивидуального методов обучения, применяются коммуникативная, рефлексивная интегрированные технологии, основанные на познавательной активности обучающихся.

Цели урока:

на основе полученного исторического материала сформировать представление о написании публицистического очерка;

развивать умение обучающихся работать самостоятельно;

воспитывать любовь к Родине, родному языку.

Интеллектуальное сотрудничество педагогов друг с другом и со студентами на уроке способствует взаимному обогащению, определяет глубину усвоения пройденного материала.

Интеграция предметов гуманитарного цикла помогает развивать и формировать конкурентно-способную, творческую личность обучающегося.
















Цели урока:

Образовательные: 

  1. Обобщить и систематизировать знания о функционально – смысловых типах речи.

  2. Дать представление о написании очерка на основе исторического материала о реформаторской деятельности П.А. Столыпина.

Развивающие: 

  1. Развивать навык поиска информации при работе с историческими документами, расширяя кругозор обучающихся.

  2. Продолжать формировать навык самостоятельной работы, применяя анализ и обобщение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за родной язык, историческое прошлое России.

  2. Воспитывать уважение к памяти людей, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству.

Форма урока: интегрированный.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: компьютер, проектор, схемы и иллюстрации, оформленные в виде презентации.

Задачи урока: на основе полученного исторического материала научиться писать сочинение – рассуждение публицистического характера.

План урока:

  1. Типы речи.

  2. Функциональные стили русского языка. Публицистический стиль.

  3. Понятие «очерк».

  4. Композиция и признаки очерка.

  5. Альтернативы развития России после 1-ой русской революции.

  6. Биография П.А. Столыпина.

  7. Реформы П.А. Столыпина:

  • политическая;

  • социальная;

  • образования;

  • духовная;

  • аграрная.

  1. Переселенческая политика.

  2. Кооперация.

  3. Итоги аграрной реформы.

  4. Причины недовольства реформами.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, индивидуальный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объяснение преподавателя русского языка:

Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас не совсем обычный урок – интегрированный – русского языка и истории. Это не совсем обычное сочетание. Но, если вдуматься, культура России и ее история тесно связаны с русским языком. Сегодня мы будем говорить об особенностях очерка; подберем материал к написанию сочинения – рассуждения на основе исторических фактов. Запишите тему урока «Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистического характера». (Презентация, слайд 1)

II. Актуализация знаний.

Вспомните, какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

Назовите основные особенности всех типов речи.

Что представляет собой описание? (Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.) (Презентация, слайд 2)

Какой тип речи называется повествованием? (Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.) (Презентация, слайд 2)

Что мы называем рассуждением? (Рассуждение – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства). (Презентация, слайд 2)

Назовите отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод). (Презентация, слайд 2)

В каких функциональных стилях русского языка используется данный тип речи? (Публицистический, научный, художественный, разговорный) (Презентация, слайд 3)

В каком стиле речи рассуждение не используется? (В научном)

Что вы можете сказать о публицистическом стиле? (Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении) (Презентация, слайд 4)

Сфера применения публицистического стиля? (Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги)

Каковы функции публицистического стиля? (Воздействие и убеждение с целью формирования

какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу) (Презентация, слайд 5)

Назовите основные жанры публицистики. (Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании) (Презентация, слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из самых распространенных.

Как вы думаете, с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики? (Человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.)

Что такое очерк?  (Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий) (Презентация, слайд 7)

Мы подошли к теме нашего урока, и сейчас будем учиться писать очерк.

Пояснение преподавателя:

Публицистический очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия.

В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства. Сегодня мы соберем материал для того, чтобы его написать.

Композиция очерка может быть разнообразна. Так, они могут состоять из эпизодов, которые изображают встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью; из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы; из рассуждений о них.

Для придания единства столь разнородным компонентам важны активность обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи; большую роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления, описывающего встречи и разговоры с основными героями.

Каковы основные признаки очерка? (Презентация, слайд 8)

  1. В очерке изображены достоверные события и факты реальной жизни.

  2. Рассказчик свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение.

  3. В очерке используются изобразительные средства.

  4. Композиция очерка может быть разнообразна.

Итак, мы с вами определили отличительные особенности очерка. Переходим к историческому материалу.

Актуализация знаний.

Объяснение преподавателя истории:

На предыдущем уроке мы подводили итоги первой русской революции, а также говорили о событиях, последовавших сразу после нее. Уже с 1906 года наша страна стояла перед выбором своего пути развития. Какие существовали альтернативы? (Революция, контрреволюция, реформа)

Какой путь был самым безболезненным? (Реформа) (Презентация, слайд 9)

Изучение нового материала.

Теперь посмотрите на доску. Чей портрет вы видите? Кому принадлежат эти слова? (П.А. Столыпин) (Презентация, слайд 10)

Сообщения обучающихся.

Вы получили задание подготовить кратко биографию П.А.Столыпина

  • Петр Столыпин родился 14 апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене. Русский политик, реформатор, министр внутренних дел, премьер-министр России (1906—1911), гофмейстер (6 декабря 1906 года).

  • Детство провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии (до 1869 года), потом в имении Колноберже Ковенской губернии (до 1877 года). Семья также выезжала в Швейцарию.

  • Когда пришло время определять детей в гимназию, Аркадий Дмитриевич купил дом в соседнем Вильно. Двухэтажный дом с большим садом располагался на Стефановской улице (ныне улица Швянто Стяпоно). В 1874 году 12-летний Пётр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса.

  • В 1877—1878 годы его родители участвовали в одногодичной русско-турецкой войне. Отец управлял Восточной Румелией в Болгарии.

  • В сентябре 1879 года 9-й армейский корпус под командованием отца был возвращён из Болгарии в город Орёл.

  • В 1889 году в своей биографии Петр Столыпин становится предводителем дворянства в Ковенском уезде. Затем избирается мировым судьей. В 1901 году становится губернатором Гродно, затем губернатором Саратова.

  • В 1906 году Петр Столыпин провозгласил курс социально-политических реформ. Начал проведение столыпинской аграрной реформы. Под руководством Столыпина разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. Инициатор создания военно-полевых судов.

Реформы вызвали сильное противодействие разных слоев общества. 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киеве. Реформы остались незавершенными. (Презентация, слайд 11, портрет П.А. Столыпина)

Давайте посмотрим, проекты каких реформ были предложены. Направления деятельности П.А. Столыпина распространялись на следующие сферы (Презентация, слайд 12):

  • политическая сфера;

  • социальная сфера;

  • проект реформы в образовании; 

  • духовная сфера;

  • аграрная реформа.

Для этого самостоятельно выполним работу с заданиями, которые находятся у вас на столе, и ответим на предложенные вопросы (приложение №1)

Какую функцию должна выполнять Государственная Дума? (Государственная Дума должна стать законодательным органом.)

Кроме того обратим внимание на доску и сделаем записи в тетради. (Презентация, слайд 13)

Проекты каких реформ были еще предложены Столыпиным? (Презентация, слайд 14)

- Социальная (запись со слов преподавателя) (Гарантии рабочим по старости, инвалидности, болезни.)

- Образования (приложение № 2)

Какие изменения были в образовании страны? (Всеобщее бесплатное начальное образование)

- Духовная ( приложение № 3)

Какие изменения в духовной сфере затрагивали вероисповедание граждан? (Свобода вероисповедания, совести, веротерпимость)

Планируемые результаты реформ запишите в тетрадь.

Основное внимание уделялось аграрной реформе (приложение № 4)

Какие изменения произошли в результате аграрной реформы?

Сделайте запись в тетрадь. (Презентация, слайд 15)

1. Право выхода из общины и закрепление надела в личной собственности крестьян

2. Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями

3. Предоставление крестьянину земли (хутор, отруб)

4. Право продажи и залога крестьянских земель

5. Переселение малоземельных крестьян в район Сибири и Урала, Казахстана

При работе с документом вам не встретились незнакомые исторические термины? Давайте разберем, что они означают: хутор, отруб (Презентация, слайд 16)

Словарная работа (пояснение преподавателя русского языка)

О'труб участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.

Объяснение преподавателя истории.

Скажите, в чьей собственности находилась земля? Как вы думаете, где можно было взять свободную землю? (В собственности помещиков. На неосвоенных территориях.)

Одним из шагов реформы была переселенческая политика. (Презентация, слайд 17)

Цель: ослабить земельный голод и сбить накал революционной борьбы.

Для того чтобы крестьяне охотнее переселялись на земли Урала, Сибири, Казахстана были введены льготы.

1. Освобождение от налогов

2. Земельная собственность (15 га на главу семейства + 45 га)

3. Освобождение от воинской обязанности

4. Денежное пособие (200 руб. на семью)

5. Создание крестьянского банка

Запишите в тетрадь цель переселенческой политики и льготы, полученные крестьянами.

Итак, реформа осуществляется. Так же как и все реформы, она имеет положительные и результаты и определенные недостатки. (Презентация, слайд 18)

Положительное значение:

1. Увеличение населения Сибири и освоение пустующих земель.

2. Появление новых сел и создание крепких единоличных хозяйств.

Недостатки: плохая подготовка к переселению людей и возвращение переселенцев (17%)

Эти сведения запишите в тетрадь.

Могли ли эти меры разрешить аграрный вопрос? Почему? ( Нет, так как в основе лежало помещичье землевладение)

6. Еще одним шагов в развитии с/х была кооперация. Давайте запишем определение.

Словарная работа (пояснение преподавателя русского языка)

КООПЕРАЦИЯ - форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива (Презентация, слайд 19)

Объяснение преподавателя истории.

Запишем ее цели и итоги

Цели:

  1. Повышение рентабельности сельских хозяйств.

  2. Включение в систему внутреннего и мирового рынка.

Итоги:
Снижение цен и выход на мировой рынок.

Несмотря, на все существующие проблемы, аграрная реформа имела следующие результаты.

Итоги аграрной реформы (Презентация, слайд 20):

1. Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения:

- увеличилось количество посевных площадей;

- сбор зерна к 1915 г. вырос в 1,7 раза.

- За счет фермеров количество экспорта хлеба к 1912 г. составило 15,5 млн. т в год. Запас хлеба к 1914 г. был 900 млн. пудов.

- Появились первые тракторы, комбайны.

2. Наблюдался рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян-бедняков из общины.

Записать в тетрадь итоги аграрной реформы.

Посмотрите на схему на доске. К каким выводам можно прийти? (Развитие с/х шло в увеличивающимся темпе) (Презентация, слайд 21)

Однако так получилось, что многие оставались недовольны реформами Столыпина. Давайте посмотрим, в чем же причина этого недовольства. (Презентация, слайд 22)

  • Либералы приспосабливались к ситуации, главная цель - не экономические реформы, а расширение прав Думы.

  • Революционные силы не принимали реформу, считали Столыпина жандармом революции.

  • Эсеры не принимали реформу, стремились удержать зажиточных крестьян под своим влиянием.

  • Социал-демократы не принимали, так как были за ликвидацию помещичьего землевладения.

  • Консерваторы-монархисты переживали период раскола; одни поддерживали реформы, другие выступали за сохранение общины.

  • Царизм не мог опираться ни на одну из общественных сил. Основным принципом его политики стало лавирование между силами, готовыми идти с ним на компромисс.

Итоговый комментарий преподавателя истории (Презентация, слайды 23, 24)

Реформы Столыпина имели незавершенный характер. Современные историки так и не пришли к единому мнению об их влиянии на развитие России. Его жизнь, как и жизнь многих российских реформаторов, закончилась трагически. В 1911г. Столыпин был убит в Киеве террористом и агентом охранки Дмитрием Богровым.

VII. Подведение итогов. Комментированная оценка знаний обучающихся по истории.

Итоговая домашняя работа по русскому языку поможет нам оценить ваши знания, полученные на уроке.

VI. Задание на дом.

Написать публицистический очерк о деятельности Столыпина – реформатора, опираясь на знания, полученные на уроке.

(приложение)




Список литературы

  1. Н.В. Загладина, С.И. Козленко и др. История России. XX век-начало XXI века. 11-й класс. -М., Русское слово, 2007

  2. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, - М., Проспект, 2010

  3. История. Научно – методический журнал для учителей истории и обществознания. Август, 2011. П.А. Столыпин

  4. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., Просвещение, 2006.

  5. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. Секреты стилистики. М, Айрис-пресс, 2003.



Название документа Портретный очерк.ppt

Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицист...
Особенности типов речи описание повествование рассуждение Перечисляются време...
Функциональные стили русского литературного языка Научный Официально – делово...
Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широку...
Главная функция публицистического стиля - сообщение социально значимых новост...
Жанры публицистики статья очерк репортаж фельетон интервью ораторская речь вы...
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событ...
Основные признаки очерка В очерке изображены достоверные события и факты реал...
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынеш...
Петр Аркадьевич Столыпин Своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нуж...
Основные направления столыпинской политики Политическая сфера Социальная сфер...
Политическая сфера Для перехода России на европейский путь развития требовало...
социальные гарантии рабочим по старости, инвалидности, болезни. предусматрива...
9 ноября 1906 г. вышел указ о проведении аграрной реформы, сутью которой был...
О´труб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохране...
Переселенческая политика Цель: Ослабить земельный голод и сбить накал революц...
МОГЛИ ЛИ ЭТИ МЕРЫ РАЗРЕШИТЬ КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС? ПОЧЕМУ? Положительное значен...
КООПЕРАЦИЯ форма организации труда и производства, основанная на групповой с...
1. Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения. - увеличил...
Экономические итоги
Отношение к реформам Столыпина Либералы приспосабливались, главная цель не эк...
Оценить последствия столыпинских реформ для России сложно, вследствие их нез...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистиче
Описание слайда:

Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистического характера

№ слайда 2 Особенности типов речи описание повествование рассуждение Перечисляются временны
Описание слайда:

Особенности типов речи описание повествование рассуждение Перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет. Сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией Значение сообщения, наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимый компонент – тезис, доказательство, вывод

№ слайда 3 Функциональные стили русского литературного языка Научный Официально – деловой П
Описание слайда:

Функциональные стили русского литературного языка Научный Официально – деловой Публицистический Художественный Разговорный

№ слайда 4 Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широкую о
Описание слайда:

Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.

№ слайда 5 Главная функция публицистического стиля - сообщение социально значимых новостей
Описание слайда:

Главная функция публицистического стиля - сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов. Название стиля образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный”.

№ слайда 6 Жанры публицистики статья очерк репортаж фельетон интервью ораторская речь высту
Описание слайда:

Жанры публицистики статья очерк репортаж фельетон интервью ораторская речь выступление на собрании

№ слайда 7 Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.
Описание слайда:

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.

№ слайда 8 Основные признаки очерка В очерке изображены достоверные события и факты реально
Описание слайда:

Основные признаки очерка В очерке изображены достоверные события и факты реальной жизни. Рассказчик свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение. В очерке используются изобразительные средства. Композиция очерка может быть разнообразна.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней
Описание слайда:

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»

№ слайда 11 Петр Аркадьевич Столыпин Своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нужны
Описание слайда:

Петр Аркадьевич Столыпин Своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»; В.И. Ленин сказал о нем, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»; На жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым; Он завещал похоронить себя в том городе, где застигнет его смерть.

№ слайда 12 Основные направления столыпинской политики Политическая сфера Социальная сфера П
Описание слайда:

Основные направления столыпинской политики Политическая сфера Социальная сфера Проект реформы в образовании  Духовная сфера Аграрная реформа

№ слайда 13 Политическая сфера Для перехода России на европейский путь развития требовалось
Описание слайда:

Политическая сфера Для перехода России на европейский путь развития требовалось признать Думу законодательным органом Россия должна быть поделена на 11 губерний, где укреплялась власть губернаторов. Планировалось создать административный суд.  На уголовный процессе вводилась состязательность суда, условно-досрочное осуждение.

№ слайда 14 социальные гарантии рабочим по старости, инвалидности, болезни. предусматривалос
Описание слайда:

социальные гарантии рабочим по старости, инвалидности, болезни. предусматривалось введение всеобщего начального бесплатного образования для детей 8-12 лет. свобода вероисповедания, веротерпимость, свобода совести. Социальная Образование Духовная

№ слайда 15 9 ноября 1906 г. вышел указ о проведении аграрной реформы, сутью которой было р
Описание слайда:

9 ноября 1906 г. вышел указ о проведении аграрной реформы, сутью которой было разрушение крестьянской общины и появление большого число крестьян-фермеров 1. Право выхода из общины и закрепление надела в личной собственности крестьян 2. Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями 3. Предоставление крестьянину земли (хутор, отруб) 4. Право продажи и залога крестьянских земель 5. Переселение малоземельных крестьян в район Сибири и Урала, Казахстана

№ слайда 16 О´труб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранение
Описание слайда:

О´труб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне. Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.

№ слайда 17 Переселенческая политика Цель: Ослабить земельный голод и сбить накал революцион
Описание слайда:

Переселенческая политика Цель: Ослабить земельный голод и сбить накал революционной борьбы Льготы: Освобождение от налогов 2. Земельная собственность (15 га на главу семейства + 45 га) 3. Освобождение от воинской обязанности 4. Денежное пособие (200 руб. на семью) 5. Создание крестьянского банка

№ слайда 18 МОГЛИ ЛИ ЭТИ МЕРЫ РАЗРЕШИТЬ КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС? ПОЧЕМУ? Положительное значение:
Описание слайда:

МОГЛИ ЛИ ЭТИ МЕРЫ РАЗРЕШИТЬ КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС? ПОЧЕМУ? Положительное значение: 1. Увеличение населения Сибири и освоение пустующих земель 2. Появление новых сел и создание крепких единоличных хозяйств Недостатки: плохая подготовка к переселению людей и возвращение переселенцев (17%)

№ слайда 19 КООПЕРАЦИЯ форма организации труда и производства, основанная на групповой собс
Описание слайда:

КООПЕРАЦИЯ форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива. Цели 1. Повышение рентабельности сельских хозяйств 2. Включение в систему внутреннего и мирового рынка Итоги Снижение цен и выход на мировой рынок.

№ слайда 20 1. Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения. - увеличилось
Описание слайда:

1. Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения. - увеличилось количество посевных площадей; - сбор зерна к 1915 г. вырос в 1,7 раза; - За счет фермеров количество экспорта хлеба к 1912 г. составило 15,5 млн. т в год. Запас хлеба к 1914 г. был 900 млн. пудов. - Появились первые тракторы, комбайны. Итоги аграрной реформы 2. Наблюдался рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян-бедняков из общины

№ слайда 21 Экономические итоги
Описание слайда:

Экономические итоги

№ слайда 22 Отношение к реформам Столыпина Либералы приспосабливались, главная цель не эконо
Описание слайда:

Отношение к реформам Столыпина Либералы приспосабливались, главная цель не экономические реформы, а расширение прав Думы Революционные силы не принимали реформу, считали Столыпина жандармом революции Эсеры не принимали реформу, стремились удержать зажиточных крестьян под своим влиянием; Социал-демократы не принимали, т.к. были за ликвидацию помещичьего землевладения. Консерваторы-монархисты переживали период раскола; одни поддерживали, другие выступали за сохранение общины. Царизм не мог опираться ни на одну из общественных сил. Основным принципом его политики стало лавирование между силами, готовыми идти с ним на компромисс

№ слайда 23 Оценить последствия столыпинских реформ для России сложно, вследствие их незаве
Описание слайда:

Оценить последствия столыпинских реформ для России сложно, вследствие их незавершенного характера. В 1911г. Столыпин был убит в Киеве террористом и агентом охранки Дмитрием Богровым.

№ слайда 24
Описание слайда:

Название документа Приложени1.doc

Приложение № 1

Политическая реформа

Вникните, господа, в создаваемое таким образом положение: в парламентарных странах правительство ответственно перед парламентом, у нас в России, по Основным законам, правительство ответственно перед Монархом. Но если Государственный совет и Государственная дума станут на путь вмешательства в исполнительные действия правительства, то создастся положение полной безответственности; не будет существовать уже власти в государстве, несущей эту ответственность. При таком положении правительство не может уже нести ответственности и перед Монархом, так как не будет иметь материальной возможности приводить в исполнение необходимые мероприятия, несмотря на признание их необходимости всеми подлежащими инстанциями. Точно так же законодательные учреждения, Государственный совет и Государственная дума, не могли бы нести этой ответственности, не имея в своих руках исполнительной власти.

Из речи П.А. Столыпина,
произнесенной в Государственном совете 13 июня 1908 г. //
Государственный совет. Сессия третья. 1907-1908 гг.
Стенографические отчеты. СПб., 1908. С. 1701-1709.

Какую функцию должна выполнять Государственная Дума?









Название документа приложение 2.doc



Приложение № 2

Реформа образования

Правительство, возглавляемое Столыпиным, разработало широкую программу мер реформирования всей образовательной системы в России. В своем первом выступлении в качестве премьер-министра в Государственной думе, которое состоялось 6 марта 1907 г., Столыпин очертил те принципы, которые были положены в основу проводимой реформы: 1) установление "общедоступности, а впоследствии и обязательности, начального образования для всего населения Империи" 2) объединение усилий государства и общества в просвещении населения; 3) создание "разнообразных типов учебных заведений, с широким развитием профессиональных знаний, но с обязательным для всех типов минимумом общего образования, требуемого



Какие изменения были в образовании страны?











Название документа приложение 3.doc



Приложение № 3

Духовная сфера

На правительство, на законодательные учреждения легла <...> обязанность пересмотреть нормы, регулирующие в настоящее время вступление в вероисповедание и выход из него, регулирующие вероисповедную проповедь, регулирующие способ осуществления вероисповедания, наконец, устанавливающие те или другие политические или гражданские ограничения, вытекающие из вероисповедного состояния. Но, вступая в область верования, в область совести, правительство, скажу даже – государство, должно действовать крайне бережно, крайне осторожно. <...>

Из речи П.А. Столыпина 22 мая 1909 г. //
Государственная дума. Третий созыв. Сессия вторая. 1909 г.
Стенографические отчеты. СПб., 1909. Ч. IV. С. 1753-1764.

Как изменения в дховной сфере затрагивали вероисповедание граждан?







Название документа приложение 4.doc

Приложение № 4

Аграрная реформа

Из указа правительствующему сенату  9 ноября 1906 г.

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время тре-бовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означен-ной земли...
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет... за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании...
6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъяв-ляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству подавшего... заявление домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

12. Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

о государством"



II. Переход сельских обществ к отрубному или хуторскому владению

8. Ходатайства сельского общества о содействии переходу на хуторские или отрубные участки излагаются в форме общественного приговора, содержащего:

1) определенно выраженное желание крестьян перейти к хуторскому или отрубному владению

2) указание размера фактического земельного владения каждого из домохозяев общества (ст. 9 и 10) или того их владения, которое полагается в основание разверстки

3) указание на избранных обществом для участия во всех последующих землеустроительных работах уполномоченных. Приговор этот постановляется в обществах с общинным или смешанным землепользованием большинством не менее 2/3 голосов всех крестьян, имеющих право голоса на сходе, причем в составлении сих приговоров участвуют как члены общины, так и крестьяне, владеющие участками на праве личной собственности. В обществах с подворным землевладением приговор этот постановляется простым большинством голосов всех домохозяев общества.

9. Размер землепользования каждого отдельного домохозяина (ст. 8, п. 2 и ст. 10 и 11) показывается принятым в обществах способом (мерою земли, душами, паями и т.д.), причем все участники разверстания означаются в списке соответственно тем правовым основаниям владения, которые определяются, согласно отд. III закона 9 ноября 1906 г. или ст. 47 и 48 Высочайше утвержденного 14 июня 1910 г. закона об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении


Какие изменения произошли в результате аграрной реформы?



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированного урока ИСТОРИЯ + РУССКИЙ ЯЗЫК «Очерк «Реформы Петра Аркадьевича Столыпина». Подготовка к сочинению публицистического характера»
  • Русский язык и литература
Описание:

         Данный урок разработан для обучающихся I курса СПО  по специальности 034702     Документационное  обеспечение управления   и архивоведение, рассчитан на два учебных часа.

  Учебное занятие проводится с использованием ИКТ, схем, иллюстраций, оформленных в виде презентации, раздаточного дидактического материала.

 

       На уроке используются элементы объяснительно – иллюстративного, проблемного, индивидуального методов обучения, применяются коммуникативная, рефлексивная интегрированные технологии, основанные на познавательной активности обучающихся.

Автор Cергеева Инна Витальевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 594
Номер материала 42993
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓