Главная / Иностранные языки / методическая разработка "Информационно-коммуникационные технологии: необходимость и условия их интеграции в процесс преподавания иностранных языков, очевидные проблемы"

методическая разработка "Информационно-коммуникационные технологии: необходимость и условия их интеграции в процесс преподавания иностранных языков, очевидные проблемы"


Информационно-коммуникационные технологии: необходимость и условия

их интеграции в процесс преподавания иностранных языков,

очевидные проблемы



Информационное общество – это объективное условие существования современного человека, что обеспечивается в первую очередь стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии, фактически создавая глобальную инфраструктуру, становятся системой жизнеобеспечения всего человечества.

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

Информатизация образования - это внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков, которые подразумевают:

  • во-первых, использование языка в реальном контексте, формирование функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма);

  • во-вторых, необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями;

  • в-третьих, формирование дидактически целесообразной информационно-обучающей среды.


Информационно-коммуникационные технологии – это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе.

Однако необходимым условием научно обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. При этом какие бы концепции и теории ни создавались, во главе каждой из них должна стоять личность обучаемого, так как введение ИКТ в учебный процесс возможно путем соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое.

Реализация и успешное функционирование обучения с применением средств ИКТ возможно при наличии следующих основополагающих условий:

  • информационной культуры у педагога и учащегося;

  • информационной обучающей среды;

  • устойчивой мотивации учащихся;

  • психологической грамотности и готовности педагога и учащегося к использованию ИКТ;

  • компьютерной безопасности процесса обучения.

Интересно, что школьники не помнят себя без ИКТ, для этого поколения Интернет был всегда, а мы преподаватели всеми силами стараемся разобраться в них и внедрить их в учебный процесс. И мы абсолютно правы. Если мы сравним традиционного ученика с современным, то увидим, что современные ученики не ждут от нас прямого ответа – они уверены, что учитель поможет им найти правильный ответ. Они не ограничиваются учебником и тетрадью, сейчас мы говорим об электронных учебниках и всевозможных справочниках, предоставляемых сетью Интернет. Домашние задания уже выполняются не индивидуально, а через Интернет либо с помощью Интернета.

Интернет – это культура участия, а не только потребления. Приобщение педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, поднимет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Поэтому наши ученики ждут и от нас участия. А для нас это:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, комбинированные программы;

  • программы для создания тестов;

  • примеры шаблонов для лексических и грамматических тестов;

  • руководства по созданию веб-страниц и веб-заданий;

  • коммуникативные службы в преподавании;

  • сайты для размещения объявлений для поиска персонального обмена электронной почтой;

  • форумы, предназначенные для преподавателей и учащихся;

  • чаты, предназначенные для преподавателей и учащихся;

  • сайты, посвященные внедрению видеоконференций в преподавание;

  • телекоммуникационные проекты в преподавании;

  • коллекция методических и учебных сайтов;

  • электронные словари и справочники;

  • электронные библиотеки;

  • интернет-энциклопедии.

Другими словами, мы говорим о 4 категориях информационных технологий, в зависимости от дидактической цели: обучающие (электронные учебные пособия), справочные (справочные приложения), прикладные (текстовые редакторы, базы данных), коммуникационные системы (локальные сети, Интернет).

Исходя из всего сказанного, можно себе представить, каким могучим средством мотивации может выступать использование ИКТ на занятиях и какое широкое поле для деятельности открывается перед учащимися и преподавателями. Внедрение ИКТ в учебный процесс даёт возможность:

  • принимать участие в исследовательских работах;

  • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам,

расширяя таким образом кругозор учащихся и повышая их культурный уровень;

  • формировать в процессе переписки коммуникативные навыки, культуру общения;

  • создавать подлинную языковую среду в условиях совместных телекоммуникационных проектов, видеоконференций, формировать умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и умения выслушать партнёра;

  • формировать умения добывать информацию из разнообразных источников и т.д.

Современные ИКТ обладают поистине уникальными возможностями для обучения иностранным языкам, однако важно уметь сочетать виртуальное и реальное. Когда учитель увлекается возможностями Интернета, неизбежно возникают вполне очевидные проблемы.

  • Первая и, пожалуй, самая главная проблема – это проблема информомании, чрезмерного увлечения информационными ресурсами без соответствующей методической проработки. Какая разница, откуда взят тот или иной текст, если на уроке предлагается читать его и переводить, выполнять все те же традиционные виды деятельности. В этом случае источник информации не столь важен. Работа с интернет-ресурсами требует не только тщательного отбора учителем материалов, но и конечно использования современных технологий, отвечающих направленности всего процесса обучения.

  • Вторая проблема связана с увлечением использования информационных технологий ради них самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике. Важно понимать, куда и зачем мы стремимся и что мы должны получить в результате! Часто такие учителя настаивают на оборудовании их кабинетов компьютерами, с выходом в Интернет, что не запрещается, но урок должен быть посвящен в первую очередь устной практике. Именно этой практики и не хватает. Просмотр ресурсов Интернета, переписка не должны проходить на уроке. Для этого используется внеурочное время. На уроке организуется обсуждение полученной информации, отработка соответствующих навыков и умений.

  • Если есть возможность, хорошо использовать иллюстративный материал Интернета, презентации, что значительно обогатит урок. Но для этого нужен мультимедийный проектор, что создаёт дополнительные трудности в установке. Как вариант можно рассматривать ноут-бук и диапроектор, которые легко устанавливаются в нужном кабинете и значительно расширяют возможности современного учебного процесса. Но и здесь главное не переборщить. Можно найти прекрасную презентацию о стране изучаемого языка и показывать её целый урок, будучи уверенным в том, что делаешь хорошо, а на самом деле не принося никакой пользы учащимся. А можно разумно и органично вписать в урок презентацию, состоящую из 5 слайдов, при этом предоставляя возможности знакомства с культурой, расширяя кругозор и вводя учащихся в межкультурное пространство. Презентация должна содержать максимум 9-12 слайдов!

  • Следует отметить, что соответствие образовательных электронных изданий и ресурсов возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности информатизации учебного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию обучаемыми части информации или к ухудшению их здоровья.

  • Третья проблема связана с культурой коммуникации в сети, будь то контакт со сверстниками либо со школьниками из других стран. Эта серьёзная проблема, предусматривающая необходимость формирования толерантности к чужому мнению, культуре, обычаям, уважение своего партнера, овладение речевым этикетом. И этому надо учить!

Сложно ли это? Совсем просто. Главное, насколько умело пользуется учитель ресурсами Всемирной сети и вводит их в учебный процесс.

Дети живут не в вакууме, они живо интересуются жизнью, прекрасно осознают, какие возможности им предоставлены, используя их как средство общения и как наиболее быстрый способ получить нужные сведения.

Так давайте же «успевать за учениками», чтобы не опоздать совсем!




методическая разработка "Информационно-коммуникационные технологии: необходимость и условия их интеграции в процесс преподавания иностранных языков, очевидные проблемы"
  • Иностранные языки
Описание:

     Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

   Современные ИКТ обладают поистине уникальными возможностями для обучения иностранным языкам, однако важно уметь сочетать виртуальное и реальное. Когда учитель увлекается возможностями Интернета, неизбежно возникают вполне очевидные проблемы.

    Данная методическая разработка акцентирует внимание на возможностях ИКТ и  подводных камнях, встечающихся при чрезмерной увлеченности ИКТ.

 

Автор Ярмончук Наталья Валерьевна
Дата добавления 03.04.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 342
Номер материала 59177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓