Главная / Начальные классы / Методическая разработка и план урока по теме "Растения Красноярского края"

Методическая разработка и план урока по теме "Растения Красноярского края"

Название документа План урока.doc

План урока

Автор: Николаева Елена Анатольевна, учитель начальных классов,

МОУ Устьянская СОШ.


Предмет: Природа и экология Красноярского края


Класс: 2класс(12 учеников)


Учебник: Природа и экология Красноярского края. Г. В. Раицкая, С.А.Шахматова.


Тема: Растения Красноярского края


Цель: Познакомить с видами растений края, их основными особенностями.

Задачи:

Образовательная: формировать знания о растениях края, их особенностях, условиях произрастания, формировать умение работать с гербарием, находить растения, характерные для своего края, отличать их от других растений, дать знания об охраняемых растениях края;

Развивающая: развивать внимание и память, умение работать в группе, развивать умения получать знания из различных источников;

Воспитательная: воспитывать интерес к новым знаниям, умение видеть и ценить красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, гербарные образцы

Дидактический материал: карточки с заданиями.



I. Оргмомент.(слайд№1)-3мин.

Проверить готовность к уроку, настроить на продуктивную работу.


У.-Начинаем урок краеведения.(СЛАЙД№1) Сегодня мы снова будем говорить о природе и экологии Красноярского края, узнаем, чем ещё богата наша Сибирь, что она дарит людям, и что мы должны беречь. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие. Вам понадобятся внимание и наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, смекалка и настойчивость, умение работать в группе, помогая друг другу и поддерживая друг друга. Вы готовы? Покажите мне своё настроение (дети показывают ладони: открытые- всё хорошо, ладони вниз- нет уверенности, нужна поддержка).Я уверена ,что у нас всё получится.


II Актуализация знаний (5мин.)

1.Загадка

У.- Куда мы сегодня отправимся, вы мне скажете, если отгадаете загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.(СЛАЙД№2)

-Как лес нас веселит и питает, холодит и согревает, мы и узнаем в конце нашего путешествия.

2.Повторение и выявление объёма уже имеющихся знаний.

У. -Посмотрите видеофрагмент и скажите, что мы увидим в лесу. (гиперссылка на программу «Природа» СЛАЙД№2).

-На какие три группы вы можете разделить растения?

Д.- Все растения мы можем разделить на деревья, кустарники и травы.

У.- Назовите деревья, кустарники и травы на СЛАЙДЕ№3.По каким признакам вы это определите? А вы знаете, какие деревья, кустарники и травы растут в Красноярском крае? И почему не все растения могут расти в наших лесах?

Продолжим наше путешествие, наметив задачи сегодняшнего урока. (СЛАЙД№4)


III. Новый материал (15мин.)


1.Распределение растений по группам ( СЛАЙД№5)

У. -Для путешествия в лесу нам понадобится проводник: тот, кто знает все лесные тропки, умеет загадывать загадки, поможет раскрыть лесные тайны, подскажет правила поведения в лесу. И этот проводник у нас сегодня есть: Старичок - Лесовичок.

Вот его первое задание: распределите растения на две группы.( СЛАЙД№5)

Работа в парах: дети получают листы с заданием, выполняют и сравнивают с работой соседа.

- Почему пальма и дуб, липа и клён не растут в сибирском лесу?

2. Рассказ учителя. (СЛАЙД №6.)

Большую часть территории Красноярского края(почти 150 миллионов гектаров) занимает бескрайние море лесов. Это шестая часть лесов всей России. По запасам леса наш край занимает одно из первых мест.

3. Работа в группах по определению видов хвойных деревьев. (СЛАЙД №7.) Больше всего в крае хвойных деревьев. Определите на рисунках по характерным признакам (форме кроны, стволу, веткам, шишкам) породы хвойных деревьев.

Рассказы о деревьях подготовленных учеников:

Пихта вынослива, корни глубоко уходят в почву. Хвоя похожа на хвою ёлки, но иголочки плоские и мягкие. Из древесины изготавливают музыкальные инструменты, смола используется в медицине.

Кедр теневынослив, кора серо- серебристая, хвоинки длинные, собраны в пучки по пять иголок. Вкусные орехи содержат жиры, белки, витамины. Из древесины изготавливают мебель, карандашные палочки.

У.-А знаете ли вы, какое дерево считается национальным символом России?

Прочитайте внимательно следующий текст, расскажите, что вы узнали нового и интересного.

Лиственница (СЛАЙД№8)

национальное дерево России, потому что наибольшую площадь в лесах нашей страны занимает именно она. Лиственница- долгожительница, живёт 400-500 лет. У лиственницы небольшие мягкие хвоинки собраны в пучки. Это дерево - единственное из хвойных, у которого осенью хвоя желтеет, а на зиму опадает.

-Почему лиственницу так назвали?

4. Работа в группах с гербарными образцами.

У.- Рассмотрите образцы растений. Найдите ветки хвойных деревьев. Сравните хвою и шишки сосны и ели. Что вы заметили?

5. Рассказ учителя. (СЛАЙД №10)

Какой лес можно назвать березняком?

Берёза - самое распространенное лиственное дерево. Она светолюбива, растёт на влажных почвах. Древесина очень прочная, из неё делают ружейные приклады, ручки к топорам и молоткам. Из берёзовых почек готовят лекарство. Живёт до 150 лет.

(Ученик загадывает загадку) Дерево, листья которого дрожат от малейшего ветерка, говорят, что оно и «в жару мёрзнет».

Что вы ещё знаете об этом дереве? Прочитайте.

Осина- стройное быстрорастущее дерево, с серо- зелёной корой, листья на тонких черенках дрожат от малейшего ветерка. Древесина после высыхания становится прочной, не гниёт от воды. Из осины делают лодки, санные полозья, лыжи, спички. Осиновую кору любят зайцы, лоси и дикие козы. Живёт до 200 лет.

6. Рассказ подготовленного ученика о кустарниках. (СЛАЙД№11)

В лесах нашего края произрастают несколько видов кустарников. Самые известные из них - ягодные кустарники малина и смородина, жимолость и шиповник.

Шиповник. Стоит съесть одну -две ягодки, и вы обеспечили себя на сутки витаминами. В ягодах шиповника витаминов больше, чем в смородине, апельсинах, лимонах.

7. Работа с гербарием.

Очень редко встречается хвойный кустарник- можжевельник.

Найдите его в гербарии. Прочитайте следующий текст и скажите, чем полезен можжевельник?

Можжевельник - красивый вечнозелёный кустарник. Ягоды- шишечки- очень ценное лекарство при простуде и ревматизме. Хвоя- хороший витаминный корм для птиц. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

Дальше мы пешком пойдём.


8. Знакомство с травянистыми растениями. (СЛАЙД№12)

У.- Лесная тропинка привела нас на полянку. Сколько здесь цветов и душистых трав!Попробуйте назвать эти растения.

Вам, наверное, хочется нарвать букет, чтобы унести с собой?- Подумайте, что останется на этой полянке, если каждый из нас сорвёт хотя бы несколько цветов?

Именно поэтому многие из этих растений относятся к редким и исчезающим вида, занесены в Красную книгу природы, требуют нашего внимания и бережного отношения.

IV. Закрепление(15мин.)

  1. Работа с пословицами. (СЛАЙД№13)

Восстановите пропущенные слова:

- Нет милей чудес, чем наш русский…(лес).

- Лес и вода- краса, береги наши…(леса).

- Что в лесу родится, то в доме…(пригодится).

2. Работа с кроссвордом. (СЛАЙД№14).

Дети получают листы с кроссвордом и работают в парах. Время- 2минуты.

Задание от Старичка - Лесовичка. Соедините буквы так, чтобы получилось шесть названий растений нашего края. Из оставшихся букв составьте название растения с красивыми цветами и очень полезными плодами.

Проверка работы- по слайду на экране.

3. Задания по сравнению внешних признаков растений, условий произрастания. (работа по группам - СЛАЙД№15) Время- 3минуты.

КАЖДОЙ ГРУППЕ ДАЁТСЯ КАРТОЧКА ПОМОЩИ с НЕОБХОДИМЫМИ СВЕДЕНИЯМИ,ЕЮ МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ.

1 группа.

Чем похожи и чем отличаются сосна и ель?

2 группа.

Почему в Красноярском крае не растут дубы и пальмы?

3 группа.

Опишите словами 2 растения (не называя их), так чтобы одноклассники могли догадаться.

4. Проверка заданий(правильные ответы на экране ).

5. Задания тестового характера. (СЛАЙД№18)-9мин.

- Учитель проверяет результаты работы.

6. Домашнее задание (по выбору - СЛАЙД№19,20,21)-1мин.

1.Составьте рассказ (мини- сочинение) на тему «Чем пахнет лес?».

2.Нарисуйте растение, встречающееся в наших лесах, которое вам особенно понравилось.

7. Работа с загадкой. (СЛАЙД№20).1мин

Теперь мы можем ответить на вопросы: чем лес нас холодит и веселит, питает и согревает.

8. Беседа о значении леса для человека и необходимости беречь и охранять природу. (СЛАЙД№23,24)4мин.

На карте Красноярского края большая часть территории окрашена в зелёный цвет. Это бескрайнее море лесов, почти 150 миллионов гектаров! На гербе Красноярского края изображены ветки кедра и колосья пшеницы. Лес- главное национальное богатство нашей страны и нашего края. В нашем крае произрастает около 130 видов редких и исчезающих растений: башмачок крупноцветный, купальница азиатская, ветреница, кипрей, прострел, адонис, клевер, рогоз и многие другие.


Природа –это дом ,в котором мы живём,

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым

Хотим мы в этом доме жить навеки!

Сохранить красоту окружающего мира в наших силах.

С каждым годом растут сила и могущество человека, его воздействие на природу. Человек- главный защитник природы, он же самый опасный вредитель.

Всё зависит от ЧЕЛОВЕКА!

А кем станешь ты?

V. Рефлексия. (СЛАЙД№25)2мин.

Расскажите Старичку- Лесовичку, что вы сегодня на уроке узнали, чему научились?(дети получают рисунок с изображением Старичка- Лесовичка).

СПАСИБО ЗА УРОК! (СЛАЙД№26)

Оценка учителем работы детей на уроке (словесная). Покажите настроение, с которым вы заканчиваете урок (ладошки).














Название документа методическая разработка урока.doc

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА КРАЕВЕДЕНИЯ

Предмет:

Природа и экология Красноярского края

Класс:

2класс(12 учеников)

Тема:

Растения Красноярского края

Цель:

Познакомить с видами растений края, их основными особенностями

Задачи:

Образовательные: формировать знания о растениях края, их особенностях, условиях произрастания, формировать умения работать с гербарием, находить растения, характерные для своего края, отличать их от других растений, дать знания об охраняемых растениях края;

Развивающие: развивать внимание и память, умение работать в группе, развивать умения получать знания из различных источников.

Воспитательные: воспитывать интерес к получению новых знаний, умение видеть и ценить красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.

Оборудование:

компьютеры, проектор, экран , карточки с заданиями, гербарные образцы

Ход урока

Время

Содержание деятельности

Цель

Организационные формы

Действия учителя

Действия ученика

3мин

Организационный момент

(слайд1)

Проверить готовность к уроку, настроить на продуктивную работу

фронтальная


Беседует с учениками, сообщает цель урока, настраивает на успешность, создаёт психологический комфорт

Слушают, отвечают.

5мин

Актуализация знаний

1) беседа, загадка (слайд№2-5)

2)просмотр видеофрагмента

(м/м учебник «Природа»)

Выяснить объём имеющихся

знаний,

работа в парах


фронтальная


Загадывает загадку,

задаёт вопросы,

беседует

Отвечают на вопросы,

анализируют,

делают выводы.

15мин

Введение новых знаний

1)Рассказ учителя в сопровождении слайдов на экране (слайды №6-13)

2) работа с образцами гербария


Познакомить с особенностями

растений Красноярского края,

условиями произрастания, фор-

мировать умение различать растения по внешнему виду,

листьям, плодам, находить об-

разцы в гербарии,

фронтальная





работа в парах

Сопровождает рассказ показом

слайдов, беседует (слайд№6-13).



Организует работу учащихся с

гербарными образцами.

Слушают, смотрят, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя


выполняют работу с гербарием

15мин

Закрепление

1)кроссворд (слайд№14)

2)задания для работы в группах

(слайд№15-17) 3)тест на ПК(слайд№18) программа «Естествознание» или программа «Природа. Человек. Общество.»)

Закрепить полученные знания

и умения,



учить выполнять тестовые задания

фронтальная


работа в группах


индивидуально с

тестом(6уч.) и индивидуально по карточкам(6уч.)

Даёт задания к кроссворду


организует работу в группах,

даёт задания;

помогает наводящими вопросами выполнить работу;

организует работу с тестом на

ПК и по карточкам

Разгадывают кроссворд


Выполняют задания в группах



Работают с тестом на ПК

и по карточкам

5мин

Домашнее задание.(слайд19-21)

Обобщение (слайд22-25)

.


Подвести к проблеме охраны

природы


фронтальная


Беседует, задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы,


2мин

Подведение итогов.


Рефлексия:(расскажите лесовичку, что вы узнали, чему научились)



Слушает ответы,

даёт словесную оценку работы

учеников на уроке.

Определяют степень своих

знаний и умений


Методическая разработка и план урока по теме "Растения Красноярского края"
  • Начальные классы
Описание:

    Можно использовать на уроках окружающего мира или классных часах, для бесед об охране природы.

При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся: для детей со слабой концентрацией внимания, быстрой утомляемостью  использован наглядный материал и игровые моменты, способствовующие формированию произвольного внимания,  домашнее задание- разноуровневое, дано по выбору. «Сильным» учащимся предлагалась роль лидера в группе, предварительно подготовленные выступления (небольшие рассказы о растениях), творческое домашнее задание (мини- сочинение «Чем пахнет лес?»).

    Задачи урока:формировать знания о растениях края, их особенностях, условиях произрастания, формировать умение работать с гербарием, находить растения, характерные для своего края, отличать их от других растений, сформировать знания об охраняемых растениях края.

 

 

Автор Николаева Елена Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 777
Номер материала 33589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓