Главная / Другое / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по профессиональному модулю: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по профессиональному модулю: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг»

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по профессиональному модулю:

«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»



Раздел: ПМ3.Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

МДК 07.01.Технология оказания медицинских услуг.



Тема: «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг».





Специальность: 060101 Лечебное дело

(углублённой подготовки)

Специальности 060501 «Сестринское дело»

(базовой подготовки).



Купино

2014 г.

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой комиссии профессиональных модулей

Протокол №___ «__» ________________2014

Председатель

___________________ Скитович Н.В

















Автор составитель: преподаватель первой квалификационной категории Гладкова Л.М.



















Купино

2014г.





Пояснительная записка

к методической разработке по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг»

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг».

«Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» (углубленной подготовки) специальности 060501 «Сестринское дело» (базовой подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен уметь:

  • Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.

  • Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.

  • Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружение и персонала.

  • Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дез.средств.

знать:

  • Технологии выполнения медицинских услуг.

  • Факторы влияющие на безопасность пациента и персонала.

  • Основы профилактики внутрибольничных инфекций.

Методическая разработка состоит из: Пояснительной записки, изложения нового материала, изложение нового материала, самостоятельной работы студентов.









СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ЛИХОРАДКЕ




http://www.intex-press.by/get_img?ImageWidth=628&ImageId=883


Хотеть мало.

Нужно страстно желать,

чтобы добиться цели...


Гораций

Студент должен знать:

  • механизм теплообразования и пути теплоотдачи;

  • понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.


Студент должен уметь:

  • оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;

  • измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений;

  • проводить обработку термометра;

  • обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.


Механизм терморегуляции


Терморегуляция — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

Терморегуляция — функциональная система. Состоит из периферических терморецепторов кожи, кровеносных сосудов и центральных — гипоталамуса, щитовидной железы и надпочечников.

Образование тепла происходит в результате окислительных процессов во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью. Ткани и органы, производящие активную работу, выделяют большее количество тепла, чем соединительные ткани, кости, хрящи. Усиление теплообразования возможно при снижении температуры окружающей среды, а в условиях высоких температур — повышение теплоотдачи.

Кожа, скелетные мышцы отдают больше тепла и охлаждение происходит сильнее, чем но внутренних органах.


Теплоизлучение-расширение кровеносных сосудов — при потоотделении и испарении влаги





Конвекция — движение потоков воздуха — применение вентилятора, проветривание помещения



Пути

тепло

отдачи


Теплопроведение — физические методы охлаждения — применение пузыря со льдом, примочки, обтирания, обертывания влажной простыней







Теплопродукция — результат биохимических процессов.



Почки, кишечник-2% выделение мочи и экскрементов

Окислительные процессы

Терморегуляция

Желужок-5% выделение пищеварительных соков

Легкие-30% дыхание

Кожа-80% потоотделение

Другие органы

Почки, легкие, желудок – 10%

Печень-30%

Мышцы-60%

Теплопроведение, теплоизлучение, испарение

Теплоотдача

Теплопродукция

Теплоотдача — результат физических процессов.


Чрезмерные отклонения температуры тела от нормы — гипотермия или гипертермия (пирексия) — могут привести к нарушению жизненно важных функций организма и вызвать судороги, а в критических ситуациях — летальный исход. Внутренняя температура тела ниже 35 °С вызывает снижение активности процессов метаболизма. К гипотермии приводят: воздействие холодом, переливание крови, хирургическое вмешательство или гемодиализ у тяжелых пациентов.



http://megamedportal.ru/files/dermat/Izmerenie_temperatury_790_2.jpg



http://www.med74.ru/uploads/temperatura.jpg
















Измерение температуры тела в подмышечной впадине


Приготовить: медицинский термометр, салфетки/полотенце, температурный лист, контейнер с дезинфектантом.

Положение пациента: сидя, лежа.

Последовательность действий:

  1. Вымыть и осушить руки.

  2. Встряхнуть термометр до отметки столбика ртути ниже 35 °С.

  3. Осмотреть подмышечную область пациента и осушить салфетками/полотенцем.

  4. Поместить резервуар термометра в подмышечную область на 10 минут.

  5. Извлечь термометр и определить его показания.

  6. Оценить результат.

  7. Сообщить пациенту показания термометра.

  8. Погрузить термометр в дезинфектант.

  9. Результат термометрии зафиксировать в температурном листе.


Лихорадка


Лихорадка -повышение температуры тела человека выше 37 °С, защитно-приспособительная реакция организма в ответ на воздействие чужеродных агентов (пирогенных веществ).

Пирогенные вещества микробы и их токсины, вакцины, сыворотки, продукты распада собственных тканей организма при травмах, некрозах, ожоговых состояниях.

Температура отражает степень реактивности заболевшего человека, и поэтому этот показатель необходим для оценки его физического состояния.

Пирогены вызывают изменение процесса терморегуляции: резкое снижение теплоотдачи ведет к сужению кровеносных сосудов, теплопродукция растет и приводит к накоплению тепла и соответственно повышению температура тела — лихорадке.















Классификация лихорадочных реакций

По высоте


По длительности


Лихорадка

ͦ C

Лихорадка

Время

Субфебрильная

37.1-38.0

мимолётная

Несколько часов

Фебрильная

(умеренная)

38.1-39.0

Острая

До 15 дней

Пиретическая (высокая)

38.1-39.0

Подострая

До 45 дней

Гиперпиретическая

(сверхвысокая, чрезмерная)

Выше 41.0

Хроническая

Более 45 дней





Постоянная -

длительное повышение температуры с суточными колебаниями в пределах 1 °С

40°

39°

38°

37°






















































































Послабляющая (ремитирующая) - суточные колебания в пределах 1-1,5 °С без снижения до нормального уровня

40°

39°

38°

37°


















/












































































Симптомы гипертермии:


  • гиперемия кожных покровов;

  • умеренное повышение потоотделения; . к повышение температуры тела;

  • разница между подмышечной и ректальной температурой — не более 0,5 “С;

  • умеренно выраженная тахикардия;

  • умеренно выраженное повышение частоты дыхания.

Симптомы гипертермического синдрома:


  • возбуждение, неадекватность поведения;

  • мраморность кожных покровов;

  • акроцианоз;

  • холодные конечности;

  • озноб;

  • разница между подмышечной и ректальной температурой — более 0,7 °С;

  • судорожная готовность, судороги (чаще у детей младшего возраста).



Гипертермический синдром требует немедленной неотложной терапии!

Впервые термометр был предложен великим итальянским естествоиспытателем Галилео Галилеем (1564-1642 гг.). Впоследствии прибор усовершенствовали немецкий физик Г. Фаренгейт и шведский ученый А. Цельсий.

В России медицинский термометр введен в лечебное дело в 1860 году.

Зависимые сестринские вмешательства:

  1. Ввести жаропонижающие препараты в различных лекарственных формах: таблетках, сиропах, растворах, суппозиториях.

  2. Проводить оксигенотерапию централизованно посредством носового катетера/носовой канюли, децентрализованно — с помощью кислородной подушки.

Независимые сестринские вмешательства:

  1. Использовать физические методы охлаждения: пузырь со льдом на голову и область печени, обтереть тело холодной водой, этиловым спиртом, раствором уксуса, обдувать воздухом при помощи вентилятора.

  2. Поставить очистительную клизму.

Продолжать терапию основного заболевания.

Показатель адекватности проводимой терапии - снижение

температуры тела на 0,5—1 °С за 30-40 минут и тенденция к дальнейшему снижению температуры.




Сестринские вмешательства зависят от периода лихорадки.

Гипертермическая реакция у пациентов протекает ступенчато в три периода с индивидуальной выраженностью и продолжительностью каждого этапа.


  1. й период — подъем температуры тела (период озноба) —

теплопродукция преобладает над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счет сужения кожных кровеносных сосудов.


Клинические проявления: слабость, недомогание, головная, мышечная боли, «ломота» во всем теле (симптомы общей интоксикации). Повышение температуры тела и спазм периферических сосудом вызывают у пациента озноб и дрожь, он может согреться. Пациент бледен кожа холодная на ощупь.


Сестринские вмешательства.

  • уложить в постель, создать покой;

  • согреть пациента: грелками, теплым одеялом, горячим питьем (чай или молоко с медом, травяные сборы);

  • наблюдать за внешним состоянием пациента, проводить термометрию,

контролировать физиологические показатели — пульс, АД, ЧДД.


2-й период — относительное постоянство температуры тела (период жара, стабилизация лихорадочного состояния)


Продолжительность — от нескольких часов до нескольких днем. Сосуды кожи расширены. Теплоотдача возрастает и уравновешивает повышенную теплопродукцию. Прекращение дальнейшего повышения температуры тела, её стабилизация.


Симптомы общей интоксикации организма: жар, головная боль, слабость, снижение аппетита, сухость во рту, жажда. Внешний вид — гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах. При высокой температуре возможно нарушение сознания, галлюцинации, бред.

Сестринские вмешательства:

  • следить за соблюдением пациентом строгого постелы 10- га режима;

  • для усиления теплоотдачи:

  • накрыть пациента лёгкой-простыней;

  • использовать приемы воздействия холодом — протирание кожи раствором уксуса или спирта, подачу пузыря со льдом, постановку холодного компресса;

  • смягчить губы косметическими средствами;

  • обеспечить витаминизированным питьем — не менее 1,5—2,0 литров (морсы, соки, чай с лимоном, минеральные воды, настой шиповника);

  • кормить жидкой, полужидкой и легкоусвояемой пищей небольшими порциями 5—6 раз в день.

Тяжелое состояние пациента требует от медсестры динамического наблюдения за пациентом (индивидуального сестринского поста):

  • контроль температуры тела, физических показателей (пульса, АД, ЧДД);

  • контроль физиологических отправлений (особенно за диурезом);

  • оценка поведенческой реакции.

При температуре тела выше 40 °С — прохладные обтирания кожи. Жаропонижающие мероприятия -дезинтоксикационные действия — по назначению врача (лекарственные препараты, постановка очистительной, затем лекарственной клизм).


Помните! Лихорадка — защитная реакция организма; многие бактерии и вирусы погибают при повышении температуры. Снижение повышенной температуры-до субфебрилитета или нормального уровня ведет к дефициту выработки интерферона организмом. Интерферон — внутренний фактор защиты макроорганизма от патогенов.


Сестринские вмешательства при гипертермии


Снижать температуру тела постепенно, в зависимости от ее высоты:

при субфебрильной температуре:

  • постельный, полупостельный режим двигательной активности (в зависимости от физического состояния пациента);

  • обильное питье, не менее 1,5—2,0 литров; при температуре тела 38,1 -39,00С:

  • физические методы охлаждения;

  • постановка очистительной клизмы;

  • в удовлетворительном состоянии жаропонижающие препараты не показаны;

при температуре тела 39,1—40°С

  • антипиретики (парацетамол) — перорально или ректально;

  • физические методы охлаждения;

  • постановка очистительной и лекарственной клизм

Помните! Курсовой прием жаропонижающих исключен — это затрудняет диагностику бактериальной инфекции (необходима своевременная антибактериальная терапия).


при температуре тела выше 40, 0С (по состоянию пациента):

  • антипиретики — инъекционно.

Длительное снижение аппетита в этом периоде может привести к дефициту веса, слабости, сонливости — потенциальные проблемы пациента.


3-й периодснижение температуры тела (период слабости, потливости). Теплопродукция уменьшена по сравнению е теплоотдачей.

Период протекает по-разному: благоприятно и неблагоприятно.


Благоприятный вариант — постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней. Такое падение температурной реакции называют литическим — лизис.


Неблагоприятный вариант, отягощающий процесс выздоровления, — быстрое снижение температуры тела (например, с 41 °Сдо36,5°С) в течение нескольких часов. Такое падение температуры называют критическим — кризис.

Сестринские вмешательства при лизисе: состояние пациента неопасно, не требует специальных мероприятий. Следует обеспечить: комфортное нательное и постельное белье, адекватное питье, покой для восстановления физических сил организма и спокойного сна. По мере улучшения состоянии пациента - расширение режима двигательной активности, учет индивидуальных паттернов питания.

Кризис — резкое падение сосудистого тонуса со снижением АД, нитевидным пульсом. Другие симптомы: слабость, сонливость, холодные руки и ноги. Внешний вид пациента: обильный липкий пот, бледность кожных покровов, возможен цианоз дистальных частей тела — акроцианоз. Кризис опасен развитием коллапса.

Коллапс — развитие острой сосудистой недостаточности. Характерно снижение сосудистого тонуса и уменьшение массы циркулирующей крови. Клинические проявления коллапса: резкое падение артериального давления, сердцебиение, головокружение, слабость, заторможенность, бледность кожных покровов.

Объем сестринских вмешательств зависит от гемодинамических показателе.


Сестринские вмешательства при кризисе:


1-создать пациенту вынужденное положение в постели: приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

  1. укрыть пациента одеялом, не перегревать;

  2. осушить кожу;

  3. согреть грелками, дать горячий кофе, крепкий чай;

  4. контролировать гемодинамические показатели (пульса, АД);

  5. приготовить по назначению врача препараты для повышения АД;

  6. сменить нательное, постельное белье;

  7. обеспечить комфортное состояние пациенту




Потребность пациента в поддержании нормальной температуры



Проблемы

Цели

Вмешательства

1. Пациент не может обеспечить само-ухода в период озноба (1-й период лихорадки

Пациент согрет, получит помощь сестры

  1. Проводить динамическое наблюдение за лихорадочной реакцией.

  2. Согреть пациента: грелками, горячим питьем.

  3. Обеспечить комфорт в постели, укрыть теплым одеялом.

  4. Рекомендовать родственникам приносить витаминизированное питье в термосе

2. Пациент испытывает дискомфорт в следствие интоксикации (2-й период лихорадки)

Пациент чувствует себя более комфортно (уменьшение головной, мышечной, суставной боли, слабости)

  1. Следить за соблюдением строгого постельного режима.

  2. Рекомендовать родственникам обеспечить пациента х/б постельным бельём и одеждой, гигиенический уход.

  3. Использовать физические методы охлаждения.

  4. Проводить оценку показателей физического состояния (температуры тела, пульса, АД, ЧДД), документировать данные в температурном листе.

  • Контролировать диурез пациента.

Рекомендовать адекватный прием питья и пищи






Самостоятельная работа студентов

Ответьте на контрольные вопросы.

  1. Понятие лихорадки.

  2. Механизм развития лихорадки.

  3. Классификация лихорадочных реакций по высоте и длительности.

  4. Периоды лихорадки.

  5. Симптоматика первого периода лихорадки.

  6. Сестринская помощь пациенту в первом периоде лихорадки.

  7. Симптоматика гипертермии.

  8. Сестринская помощь пациенту во втором периоде лихорадки.

  9. Третий период лихорадки.

  10. Сестринская помощь пациенту при критическом снижении температуры тела.



Клинические ситуации

Ситуация №1

Вы – медсестра терапевтического отделения.

Пациент К, 40 лет, с острым воспаление легких, болен четвертый день. Температура тела – 40,4°С. Объективно: возбужден, лицо гиперемировано, губы сухие, пульс – 100 уд./мин, ритмичный, хорошего наполнения и напряжения, АД – 130/80 мм рт. ст., ЧДД – 23 в мин.

Определите приоритетную проблему пациента и объем сестринских вмешательств.

Ситуация №2

Вы – медсестра терапевтического отделения.

Пациент с заболеванием легких жалуется на ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную боль. Болеет вторые сутки.

Объективно: температура тела – 38,0°С, бледность кожных покровов, ЧДД – 18 в мин., пульс – 80 уд./мин., ритмичный, хорошего наполнения и напряжения, АД – 110/70 мм рт. ст.

Определите период лихорадочного состояния, приоритетную проблему пациента и объем сестринских вмешательств.

Ситуация №3

Вы – медсестра урологического отделения.

У пациента А., 30 лет, с заболеванием почек, на третий день болезни снизилась в течении 3 часов с 40,3°С до 37,1°С. Жалуется на слабость, сонливость, головную боль.

Объективно: с трудом отвечает на вопросы, кожные покровы бледные, покрыты холодным и липким потом, пульс – 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения и напряжения, АД – 80/40 мм рт. ст.

Определите период лихорадочного состояния, приоритетную проблему пациента и объем сестринских вмешательств.



Расшифруйте

Расшифруйте термин или обозначьте понятия термина.

  1. Терморегуляция – _____________________________________________.

  2. Термометрия –________________________________________________.

  3. Повышение температуры тела выше нормы – _______________________________.

  4. Понижение температуры тела ниже нормы – _______________________________.

  5. Результат окислительных процессов во всех органах и тканях человека –____________________________________________________________.

  6. Теплоотдача – _______________, ___________________ и _____________________.

  7. Постепенное снижение температуры тела – _________________________________.

  8. Пирексия – __________________________________________________.

  9. Коллапс – ____________________________________________________.

  10. Кризис – _____________________________________________________.



Вставьте недостающий показатель

  1. В развитии лихорадки различают ________ периода.

  2. Озноб, головная боль, слабость, цианоз – симптомы _________ периода лихорадки.

  3. Преобладание теплопродукции над теплопродукцией характерно для _______ периода лихорадки.

  4. Равновесие между теплоотдачей и теплопродукцией характерно для ________ периода лихорадки.

  5. Лихорадка – повышение температуры тела выше ______°С.

  6. Температура тела при умеренной лихорадке – ________ °С.

  7. Температура тела при субфебрильной лихорадке – ________ °С.

  8. Пиретическая лихорадка – температура тела ________ °С.

  9. Температура тела при гипертонической лихорадке свыше – ____ °С.

  10. Длительность подострой лихорадки –до _______ дней.

  11. Лихорадку свыше _____ дней называют хронической.

  12. При гектической лихорадке суточные колебания температуры в пределах – ________ °С.

  13. При постоянной лихорадке суточные колебания температуры в пределах – ____ °С.

  14. Ремитирующая лихорадка – суточные колебания температуры в пределах – ________ °С без снижения до нормального уровня.

  15. При повышении температуры тела на 1 градус пульс учащается на – ________ ударов в минуту.

























Решите кроссворд.

Тема: «Оказание помощи медицинской сестре в подготовке пациента к измерению температуры тела»

По горизонтали:

2. Повышение температуры тела сверх нормальных цифр?

4. Стадия падения температуры в течении нескольких дней?

5. Наука о лечебном питании?

7. Основными источниками энергии в организме являются?

8. Чем определяют температуру тела в полостях тела человека (Пищеводе, желудке, кишечнике)?

9. Температура тела выше нормальной?

По вертикали:

1. Пищевой рацион, составляется для пациента на период заболевания или его профилактики?

3. Стадия падения температуры в течении нескольких часов?

6. Максимальная температура тела человека колеблется в пределах 15-23 градуса называется?



























Тема: « Оказание помощи медицинской сестре в подготовке пациента к измерению температуры тела»


















6




















7


























8









4






















2







3













































1































9















5


















 



































Тема: « Оказание помощи медицинской сестре в подготовке пациента к измерению температуры тела»

Ответы:

По горизонтали:

2. Лихорадка.

4. Лизис.

5.Диетология.

7.Углеводы.

8.Термощуп.

9.Жар.

По вертикали:

1.Диета.

3.Кризис.

6.Летальная.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по профессиональному модулю: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг»
  • Другое
Описание:

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме:  «Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг».

 

 «Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом  занятии  в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» (углубленной подготовки)  специальности 060501 «Сестринское дело» (базовой подготовки).

Автор Гладкова Людмила Михайловна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1094
Номер материала 7853
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓