Областное
государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Белгородский
машиностроительный техникум»
Изучение конфликтов в обществе с помощью
исследования функции
(методическая разработка бинарного урока)
Подготовили:
преподаватель
математики
Ключникова
Н.В.,
преподаватель
обществознания
Одинцова
И.В.
2014
Бинарный урок на 1 курсе «Изучение конфликтов в обществе с помощью
исследования графиков функции»
(обществознание - математика)
Разделы: Преподавание
обществознания. Преподавание математики.
Тип урока: урок закрепления и
комплексного применения математических знаний при изучении нового материала по
обществознанию.
Форма урока: урок - дидактическая
задача.
Цели:
·
образовательные: создать условия для обобщения и систематизации
знаний по теме “Исследование функции”, повторить и закрепить навыки исследования
графиков функций, изучить причины появления конфликтов и способы их разрешения.
·
развивающие: способствовать развитию математической речи и
творческих способностей при решении графических задач, создать условия для
поиска конструктивных решений для выхода из конфликтных ситуаций.
·
воспитательные: установление межпредметных связей, повышение
интереса к предметам, создание творческой эмоциональной обстановки
Формы организации учебной деятельности:
·
фронтальная;
·
индивидуальная;
·
работа в парах;
·
работа в группах.
Методы и технологии урока:
·
проблемный метод;
·
диалоговая методика;
·
метод перехода из одной знаковой системы в другую.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, авторская презентация, индивидуальные карточки.
Методы работы: словесный,
практический, наглядный.
Если мы будем учить так,
как учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи, американский педагог и психолог.
Ход урока
Орг. момент
Начинается урок. В классе с обучающимися преподаватель
обществознания, который приветствует обучающихся и сажает их на места.
В класс входит преподаватель математики.
Преподаватель математики: Здравствуйте!
Преподаватель обществознания: Здравствуйте!
Вы что-то хотели?
Преподаватель математики: Да,
у меня сейчас урок в этой группе по расписанию.
Преподаватель обществознания: Как?
Это у меня урок в этой группе. У нас сегодня тема серьёзная «Изучение
конфликтов в обществе». Я не могу уступить Вам урок.
Преподаватель математики: А
у нас сегодня повторение темы “Исследование функций”. Как же нам быть?
(обращается к группе). Может быть, мы проведем урок вместе? Ребята будут
заниматься математикой и обществознанием одновременно.
Преподаватель обществознания: Я
не против. А вы? Давайте попробуем.
Начать наш интегрированный урок хотелось бы словами
американского педагога и психолога Джона Дьюи «Если мы будем учить
так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Ребята, как же нам сформулировать тему урока?
Обучающиеся: Возможно, мы будем
изучать конфликты в обществе с помощью исследования функции!
Преподаватель математики:
Да, тема урока “Изучение конфликтов в обществе с помощью исследования функции ”
(Слайд 2).
Я предлагаю поставить цели для работы на уроке.
·
изучить структуру конфликтов и найти лучшие способы их
разрешения.
·
повторить свойства функции; (слайд 2)
Преподаватель обществознания: Давайте
подумаем, какие науки занимаются изучением конфликтов?
Обучающиеся: социология, политология,
философия, обществознание, юриспруденция.
Преподаватель обществознания: а
есть целая наука, которая занимается изучением конфликтов - конфликтология,
посмотрите на слайд и запишите определение в тетрадь (слайд 3)
Конфликты бывают: внутриличностный, межличностный, межгрупповой.
Теперь, глядя на изображения на доске, попробуйте определить тип
конфликта (слайд 4)
Итак, давайте сформулируем определение конфликта.
Преподаватель математики: А
я вам в этом помогу. Под каждой картинкой конфликта изображены графики
некоторых функций, объединяющим их является одно из свойств функции, определив
которое, вы сможете наиболее правильно сформулировать понятие конфликта (слайд
4)
Все функции, изображенные на графиках, являются возрастающими
функциями. А как же связать возрастающие функции с конфликтом?
(и если возрастание соотнести с конфликтом, то можно сказать,
что конфликт с точки зрения математики – это возрастание, всплеск, резкое
увеличение…)
Преподаватель обществознания:
Итак, мы можем сказать, что конфликт (слайд 5) –это наиболее
острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих
в процессе социального взаимодействия и сопровождающийся негативными эмоциями,
выходящий за рамки правил и норм. (запись в тетрадь)
Преподаватель математики: посмотрите
(слайд 6), конфликт и его решение похож на график функции y=-x2
– промежуток возрастания функции – возникновение конфликта, максимум функции –
пик конфликта, промежуток убывания функции – разрешение конфликта.
Преподаватель обществознания: А
что же относится к разрешению конфликта?
Давайте определим основные стратегии его разрешения.
Преподаватель математики: разрешите
и здесь вам помочь.
На столах у вас вы видите задания, правильно его выполнив, вы
получите основные шаги при решении конфликтной ситуации, свои ответы вы
запишите в табличку ниже, третью колонку пока не заполняем.
Фронтальная работа преподавателя математики с группой, работа в
парах, взаимопроверка (слайды 8-11)
Проверка выполненной работы по слайдам презентации. За каждый
правильный ответ – 1 балл. Сдайте листики.
Преподаватель обществознания:
Итак, с помощью математики мы выявили пути разрешения конфликта
(слайд 12), а теперь по каждому из них давайте дадим определение (слайд 13) и
запишем в тетрадь.
Игнорирование - это реакция на конфликт,
выражающаяся в игнорировании или
фактическом отрицании конфликта
Соперничество - стремление к доминированию и в конечном счете устранение
одной из сторон в конфликте
Приспособление - уступка противоположной стороне в достижении ее
интересов вплоть до полного удовлетворения и отказа от своих интересов
Сотрудничество - стремление к интеграции интересов всех участников
конфликта
Компромисс - взаимные уступки, согласие или частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение
частных интересов другой группы
Закройте глаза, представьте себе конфликтную ситуацию и то, как
вы себя в ней поведете… Ваше поведение в конфликтной ситуации это и будет
способом разрешения конфликта.
Слайд 14 + звучит музыка и снова слайд 13
Обучающиеся приводят примеры своих конфликтов. Совместно с
преподавателями идет обсуждение.
Преподаватель математики: а
я хочу вам предложить задание: изобразить способ разрешения конфликта в виде
схематического графика какой-либо функции (соперничество- 1 ряд, приспособление
– 2 ряд, компромисс -3 ряд), каждая группа представляет свой график.
А теперь давайте подумаем, с точки зрения исследования функций,
глядя на графики, какой же способ разрешения конфликта лучше.
Слайд 15 графики - с точки зрения математики, наилучший способ
разрешения конфликта- это компромисс, сотрудничество.
Преподаватель обществознания: делает
вывод, что наилучший способ разрешения конфликтов – сотрудничество и
компромисс.
Информация о домашнем задании:
·
Математика:
Стр. 29 №46, стр.54 №94
·
Обществознание:
выучить определения по тетради, показать конфликт в виде рисунка или схемы
Подведение итогов. Рефлексия.
В конце урока ребятам выдается небольшая анкета, которая
позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку
уроку.
Спасибо всем за активную и интересную работу на уроке
Приложение 1
Фамилия
Имя_________________
Фамилия Имя
________________ группа № 11
1. На рисунке изображен график функции, определенной
на интервале [-9;8].
Найдите промежутки возрастания функции. В
ответе укажите длину наибольшего из них.
1. [-7;1] - соперничество
2. [-7;-5] - сотрудничество
3. [1;3] - компромисс
4. [-4;1] - игнорирование
5.
[1;6] - приспособление
2. На рисунке
изображен график функции, определенной на интервале [-6;8]. Укажите сумму всех экстремумов
функции
1. [8,5 ]- соперничество
2. [7,5] - сотрудничество
3. [-6 ]- компромисс
4. [ -1] - игнорирование
5. [8 ]- приспособление
3.
На рисунке изображен
график функции, определенной на интервале [-2;12].
1. [-3;3] -
соперничество
2. [-2;-0] -
сотрудничество
3. [5;12] -
компромисс
4. [-2;1] -
игнорирование
5. [4;7] -
приспособление
|
|
Найдите
промежутки убывания функции. В ответе укажите длину наибольшего из них.
4.
На рисунке изображен
график функции, определенной на интервале [-9;8].
Определите
область значения функции
1. [-3;3] -
соперничество
2. [-9;8] - сотрудничество
3. [-4;4] - компромисс
4. [-4;1] - игнорирование
5. [4;7] - приспособление
5.
На рисунке изображен
график функции, определенной на интервале [-6;8]. Найдите все значения
аргумента, при которых функция равна нулю. В ответе укажите наибольшее из них.
1. [2 ]- соперничество
2. [6 ] - сотрудничество
3. [-3]- компромисс
4. [ -6] - игнорирование
5. [ 8 ]- приспособление
Ответы:
№
задания
|
Способ
разрешения конфликта
|
Баллы
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
Итого
|
|
Оценка
|
|
Критерии оценивания:
за каждое правильно
выполненное задание 1 балл
Всего 5 баллов.
Приложение
2
Изобразить способ разрешения конфликта в
виде схематического графика какой-либо функции (соперничество – 1ряд,
приспособление – 2ряд, компромисс – 3ряд) и дать описание.
у
о х
Приложение
3
Допиши
предложения из первой колонки словами из второй колонки
На уроке я работа_________________
Своей работой на уроке я__________
Урок для меня показался___________
Материал урока мне был___________
Мое настроение__________________
|
доволен
/ не доволен
коротким
/ длинным
полезен /
бесполезен
активно /
пассивно
интересен /
скучен
стало лучше /
стало хуже
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.