Главная / Химия / Методическая разработка бинарного урока химии и основ здоровья на тему "Кислород. Оксиды. Горение. Основы пожарнойбезопасности" (8 класс)

Методическая разработка бинарного урока химии и основ здоровья на тему "Кислород. Оксиды. Горение. Основы пожарнойбезопасности" (8 класс)

Брейн - ринг по теме

"Кислород. Оксиды. Горение. Основы пожарной безопасности".

Урок химии и ОБЖ в 7 классе. Рекомендуется проводить в рамках недели естественных дисциплин и Дня гражданской защиты.


Басюк Т.Г.

учитель химии

ЛИТ СИТ ОШ №61

г. Донецка
категория высшая,

педагогическое звание

«учитель-методист»

Цель:

  • Расширить представление учащихся о кислороде, об оксидах как продуктах горения, процессе горения, мгновенном окислении.

  • Развивать умения составлять уравнения химических реакций получения и свойств кислорода, анализировать процессы, делать обобщающие выводы.

  • Углубить знания о составе сложных веществ на примере оксидов, совершенствовать навыки составления формул бинарных соединений.

  • Пояснить условия возникновения и прекращения горения, механизм действия средств пожаротушения, мероприятий по противопожарной безопасности в быту и на производстве.

  • Выявить уровень умений, знаний и действий в условиях чрезвычайных ситуаций.


Оборудование:

  • Презентация "Пожарная безопасность", "Пожароопасные объекты"

  • видеоролики "Электролиз воды", "Получение кислорода из перманганата калия", "Горение железа в кислороде", Горение серы в кислороде", "Горение красного фосфора в кислороде", "Пожар в лесу",

"Пожары, изображенные в литературных произведениях и

произведениях искусства".

  • Плакаты по противопожарной безопасности, памятки для учащихся.


В игре участвуют четыре команды учащихся 7 а, б классов.

Заранее готовятся игровые столы и таблички - знаки для каждой команды. Таблички - знаки предлагаю такие:

1 - “Запрещается курить”:

2 - “Запрещается пользоваться открытым огнём”;

3 - “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”;

4 - “Запрещается тушить водой!” (См. ответы)


Состав жюри: учащиеся 10-11-х классов, победители предметных олимпиад, защиты работ МАН, научно - практических конференций


После знакомства с командами и капитанами команд (заранее подготовленные названия и девизы у каждой команды), начинаем игру.


Ребята, на уроках химии вы изучили тему: “Кислород. Оксиды. Горение”, познакомились с явлением горения более подробно. Предлагаю вам вспомнить материал темы и ответить на вопросы:


1 конкурс «Разминка - блиц»

(по 3 вопроса каждой команде. Вопросы задаются поочередно, если команда не ответила, слово передается следующей команде)

Вопросы:

1. Дать определения понятий:

1) кислород;

2) оксиды;

3) горение;

4) окисление;

5) катализатор;

6) ингибитор;

7) катализ;

8) каталитическая реакция;

9) некаталитическая реакция;

10. реакции соединения;

11) реакции разложения;

12) реакция окисления.


2 конкурс «Исторический»

Вам необходимо прослушать информацию. Узнать, о ком или о чем идет речь, продолжить рассказ.

История 1:

У этого элемента интересная история открытия. Он, можно сказать, был открыт трижды. Задержке его открытия способствовали его свойства: такие как газообразность, бесцветность, отсутствие вкуса и запаха.

Ученые предполагали о существовании данного вещества.

Интересным фактом является то, что впервые его выделили не химики. Это сделал изобретатель подводной лодки в начале XVII в. Этот газ он использовал для дыхания в лодке, при погружении в воду. Но работы изобретателя были засекречены. Поэтому они не сыграли большой роли для развития химии.

Внимание, вопрос:

О каком веществе идет речь? Кто этот таинственный ученый, который впервые открыл это газообразное вещество?

История 2:

Открыт же был кислород практически одновременно, независимо друг от друга, великими химиками XVIII века.

Шведский ученый мистер «Икс» выделил кислород немного ранее, однако его трактат «О воздухе и огне», где имелись данные о кислороде, был опубликован позже, чем сообщение об открытии англичанина мистера «Игрек». Они открыли новый газ. Только и всего. И до конца жизни остались преданными теории, которая в конце XVIII века стала тормозом для развития науки.

Внимание, вопрос:

О каких ученых XVIII века идет речь?
Приверженцами какой теории, тормозящей развитие науки, они были? В чем состоит сущность и в чем несостоятельность этой теории?

История 3:

Главной же фигурой в открытии кислорода является другой ученый господин…

Он узнал о кислороде от самого Пристли. И еще за два месяца до встречи с Пристли ученый не знал, что в процессах горения принимает участие не весь воздух, а только его часть. В течение двух лет занимался изучением процессов горения, проводил скурпулёзные количественные измерения.

Оhello_html_m6e0a1d9.jpgн поместил в реторту металл, запаял её и нагрел. В ходе эксперимента ученый наблюдал…







Внимание, вопрос:

Кто этот выдающийся ученый? Какое важное открытие ему принадлежит? С каким веществом он проводил эксперименты и что при этом наблюдал?

История 4:

Он всемогущий…

По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только Бог.

В действительности же все эти три эпитета вполне можно отнести к химическому элементу, о котором пойдет речь.

Он — вездесущ: из него в значительной степени состоят многие вещества.

А еще его можно считать всемогущим потому что…

Что касается третьего эпитета — «невидимый», то здесь, вероятно, нет нужды в доказательствах….

Внимание, вопрос:

О каком химическом элементе идет речь? Почему его считают:

- вездесущим;

- всемогущим;

- невидимым?
Докажите эту гипотезу на конкретных примерах.


3 конкурс «Экспериментальный» (видеовопрос)
Вам необходимо: просмотреть видеофрагменты и распознать, о каком опыте идет речь, пояснить его, записать уравнения соответствующих реакций, назвать условия протекания реакции, исходные вещества и продукты реакции.

На экране в беззвучном режиме демонстрируют видеоролики из серии «Получение кислорода», «Химические свойства кислорода»

Видеофрагмент 1:

Демонстрация видеоролика «Электролиз воды»


Видеофрагмент 2:

Демонстрация видеоролика «Получение кислорода из перманганата калия»


Видеофрагмент 3:

Демонстрация видеоролика «Горение железа в кислороде»


Видеофрагмент 4:

Демонстрация видеоролика «Горение серы в кислороде»


4 конкурс «Практический»

Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым

М. В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.

Учитель выполняет (рассказывает и показывает одновременно) небольшой опыт (для опыта всё заранее подготовлено): наливает в фарфоровую чашку немного спирта, поджигает его, а затем плотно прикрывает чашку листом картона.

Вопрос 1:

Почему пламя гаснет, а бумага не загорается? Перечислите, таким образом, условия горения вещества.


Гораздо больше усилий надо приложить, чтобы погасить пламя. Посмотрите видеоролик о пожарах, описанных в художественной литературе и произведениях искусства:

(демонстрация видеоролика «Пожары в литературных произведениях и в произведениях искусства http://teachpro.ru/Tutorial?CourseID=4695f3ef-a47a-4f82-ab4c-bb3851eb6995&Name=der08030 )

Вопрос 2:

Каковы условия прекращения горения?

Знание условий горения веществ необходимо человеку для тушения пожара. Наше народное хозяйство всё ещё несёт немалый урон от пожаров и возгораний. А сколько гибнет людей! Причиной пожаров являются многие факторы и, прежде всего - это химическая неграмотность многих людей, недопустимая небрежность в выполнении учебных, бытовых и производственных операций, нарушение условий обращения с веществами и источниками энергии.

Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны…

Вопрос 3:

Что же такое пожар?


Горючие вещества обычно находятся в соприкосновении с воздухом. Поэтому достаточно наличия источника зажигания, чтобы возник пожар. Источником зажигания или пожара могут быть печь или плита, оставленные без надзора, неотключенные электроприборы, брошенная горящая спичка, непотушенный окурок и другие. Но пожар может быть вызван и самовозгоранием некоторых материалов, которые медленно окисляются, выделяя при этом теплоту, и так постепенно разогреваются. Например, сложенные в кучу после обтирания машин промасленные тряпки или сложенный в кучу навоз – это потенциальные источники самовоспламенения и возникновения пожара. Большой вред наносят пожары лесам. Они возникают в результате непотушенных костров, грозовых разрядов. Пожары приводят к гибели птиц, млекопитающих, ценных пород древесины и всего живого. А ведь лес играет решающую роль в поддержании кислорода в атмосфере. Доказано, что кислород атмосферы Земли возник в результате деятельности живых растительных организмов. Леса всего мира ежегодно высвобождают 55, 5 млн. тонн кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать. Поэтому, отправляясь в лес, помните, что это – бесценное сокровище, а главный враг его - огонь. Итак, ребята, выходя в лес, вы, наверняка, соблюдаете определённые правила поведения на природе, чтобы не возник пожар.

Вопрос 4:

Каковы правила безопасного поведения с целью недопущения пожара?


Однако если уж пожар возник, то необходимо принять меры, чтобы как можно быстрее потушить его или хотя бы ограничить. При этом надо действовать чётко, организованно и, самое главное без паники. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

Вопрос 5:

От непотушенного костра в лесу началось возгорание хвои деревьев. Ваши действия?

Вопрос 6:

Как выходить из зоны лесного пожара?


Мы с вами уже говорили, что пожар можно погасить:

  • охлаждением горящего предмета,

  • прекращения доступа воздуха к очагу горения.

  • удаления горючих веществ и предметов с возможных путей распространения огня.

Ответьте на вопросы:

Вопрос 7:

Перечислите все возможные средства тушения пожара.

Вопрос 8:

Перечислите виды огнетушителей. Какие огнетушители лежат у вас на столе (заранее подготовлены разного вида огнетушители)?
Как пользоваться данными огнетушителями? Покажите на одном из огнетушителей.

Вопрос 9:

Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого - то другого электроприбора пошёл дым?

Вопрос 10:

Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?

Вопрос 11:

Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин?

Особое внимание необходимо обратить на то, как вести себя при пожаре, который может возникнуть в помещении, где вы живёте или учитесь.

Вопрос 12:

Как правильно вызвать пожарную команду?

Вопрос 13:

Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом?

Вопрос 14:

Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире?


Ну, а сейчас пришла очередь немного поработать капитанам команд.

Прошу остаться за столами только капитанов команд. На листочках написаны вопросы, которые капитаны выберут сами. Им даётся 3 минуты на подготовку ответа на свой вопрос.

Вопросы для капитанов:

  1. Знаешь ли ты пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся:

1) в актовом зале; 2) в кабинете химии на четвертом этаже.

  1. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны.

  2. Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог.

  3. Возникло возгорание спирта на твоём рабочем столе при выполнении практической работы по химии. Твои действия, как потушить пролитый горящий спирт. А как вообще правильно пользоваться спиртовкой?


В то время, пока капитаны готовятся отвечать на свои вопросы, ведущий задаёт вопрос болельщикам.


Вопрос:

Скажите, что означают знаки, которые держит капитан каждой команды в руках? Где эти знаки изображают?

Пока жюри подводит итоги, учащиеся смотрят и слушают презентацию по теме «Правила пожарной безопасности


Жюри подводит итоги.

Оглашаются результаты игры.



Домашнее задание:

Составить тест - опросник по теме «Кислород. Оксиды. Горение»

(12 вопросов, по 3 варианта ответов, один из которых – правильный).

Методическая разработка бинарного урока химии и основ здоровья на тему "Кислород. Оксиды. Горение. Основы пожарнойбезопасности" (8 класс)
  • Химия
Описание:

Вашему вниманию предлагается методическая разработка интерактивного бинарного урока химии и основ здоровья в 8 классе по теме "Кислород. Оксиды. Горение. Основы пожарной безопасности".
Данный урок может быть использован с целью обмена инновационными педагогическими идеями учителями химии и основ здоровья, рекомендован для проведения открытых уроков в рамках недель и декад по предметам естественно-математического цикла, а также при проведении дней гражданской защиты. 
Интерес представляет удачно подобранные интерактивные формы работы с учащимися - групповые в сочетании с индивидуальными, игровые методы, используются элементы театрализации, упражнения на развитие памяти, внимания, коллективные формы работы. Благодаря разнообразию применяемых форм и методов поддерживается высокий темп урока, живой интерес учащихся к изученной теме, активизация мышления. Все это помогает достижению главной цели - получению прочных знаний и качественному усвоению учебного материала.

Автор Басюк Татьяна Григорьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 738
Номер материала 3140
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓