Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа № 43
Октябрьского
района
г.
Ростова-на-Дону
Методическая
разработка
воспитательного
мероприятия
«Толерантность
– мой выбор».
Автор
разработки учитель МБОУ СОШ № 43
Нечепуренко
Т.Г.
Ростов-на-Дону
2014
Разработка
классного часа «Толерантность – мой выбор».
Пояснительная
записка.
МБОУ
СОШ № 43 г. Ростова-на-Дону является школой инклюзивного образования, позиционируя
себя как школу равных прав и равных возможностей.
Образовательный
процесс и вся школьная жизнь строится на следующих принципах инклюзивного
образования:
-
ценность человека не зависит от его
способностей и достижений;
-
каждый человек способен чувствовать и
думать;
-
каждый человек имеет право на обучение и
на то, чтобы быть услышанным;
-
подлинное образование может осуществляться
только в контексте реальных возможностей;
-
все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников;
-
разнообразие усиливает все стороны жизни
человека.
Среди
основополагающих ценностей инклюзивной школы особое значение имеет принцип
толерантности. Формирование философии толерантности и развитие умений
толерантного поведения обучающихся является приоритетным направлением моей
деятельности как учителя-предметника и классного руководителя.
Цель:
формирование толерантного сознания обучающихся.
Задачи:
-
актуализировать содержание понятия
«толерантность»;
-
развивать коммуникативные компетенции
обучающихся;
-
выработать принципы толерантного
поведения;
-
стимулировать мотивацию обучающихся
следовать принципам толерантного поведения.
Оформление:
листок ватмана, фломастеры.
Ход
проведения: цветные стикеры, раздаточный материал с правилами синквейна,
смайлики.
Подготовительный
этап: готовится помещение: стулья ставятся полукругом, чтобы все участники
видели друг друга, столы соединены – для организации групповой работы
обучающихся.
План проведения классного часа.
I
этап. Энергизатор. Притча «Чаша терпения».
II
этап. Упражнение-ассоциация «Толерантность».
III
этап. Мини-лекция «Толерантность: история и современность».
IV
этап. Групповая работа обучающихся.
V
этап. Презентация работы групп.
VI
этап. Рефлексия деятельности обучающихся.
Ход проведения классного часа.
Учитель
объявляет тему классного часа, цели и задачи мероприятия.
Предлагает
обучающимся прослушать притчу «Чаша терпения» и объяснить ее связь с заявленной
темой классного часа.
Приложение 1.
«Однажды
ученик попросил своего учителя объяснить ему природу человеческого творения.
Выслушав
ученика, учитель взял пустую чашу и поставил ее ему на колени, дав в руки
кувшин, наполненный водой.
Попросив
ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, учитель сказал:
–
Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая,
тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты знаешь, когда она переполнится
и рискуешь облить самого себя.
Продолжая
медленно наполнять чашу, ученик спросил:
–
Значит добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?
–
Не только, – ответил учитель, – в том, что оберегаешь свои же колени особой
добродетели и заслуги нет.
–
Так что же он должен делать? – спросил недоуменно ученик, не открывая глаз.
–
Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих
коленях никогда не переполнялась – сказал учитель.
Обобщая
ответы обучающихся, учитель делает вывод, что толерантность как ценность
современного общества предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств
как взаимопонимание, взаимоуважение, сдержанность, терпимость.
Переходя
ко второму этапу мероприятия, учитель раздает обучающимся по 3 разноцветных стикера
и предлагает написать ассоциацию со словом «толерантность». Стикеры с
ассоциациями размещаются на доске и обучающимся предлагается выбрать одну
ассоциацию, которая наиболее сильно поразила, понравилась и, сев на место,
объяснить свой выбор.
На
третьем этапе классного часа учитель предлагает обучающимся послушать
мини-лекцию «Толерантность: история и современность».
–
«Понятие толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII
– XIX
во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при
всех правителях (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII)
оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во
многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения
окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом,
наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять верность
собственным принципам. Современный мир является многоликим и разнообразным.
Разнообразие проявляет себя и в экономических моделях, и в различных формах
государственного устройства, в различных религиях, идеологиях, различных
нациях. Чтобы мир оставался целостным, необходимо строить межгосударственные и
межнациональные отношения на основе признания этих религий и уважения к ним.
Каждый
из нас входит в разнообразные социальные общности, но тем не менее, мы все
принадлежим к единому общечеловеческому сообществу.
Переходя
к четвертому этапу мероприятия, учитель производит деление обучающихся на
группы, имеющие названия синонимичные понятию толерантность: 1 группа имеет
название «уступчивость»; 2 – я «коммуникабельность»; 3 – я «сдержанность»; 4 –
я «терпимость». Группы получают инструкцию по организации работы. (Приложение
1).
Через
15 минут, после окончания работы представители групп презентуют результаты
своей работы.
На
доске вывешиваются ватманы с правилами толерантного поведения обучающихся в
классе.
1.
Уважай мнение других.
2.
Умей владеть собой.
3.
Будь терпим и снисходителен к окружающим.
4.
Проявляй понимание и принятие
одноклассников.
5.
Каждый имеет право на то, чтобы быть
услышанным.
6.
Все люди нуждаются друг в друге.
7.
Проявляй чуткость к окружающим тебя людям.
Затем
следует представление эскизов значков «Мой выбор – толерантность».
И
в завершении выступления представители групп предлагают прослушать синквейны на
тему «Толерантность».
Толерантность.
Необходимая,
актуальная.
Развивает,
очеловечивает, связывает.
Толерантность
– признак духовного развития.
Терпимость.
На
завершающем этапе классного часа проводится рефлексия деятельности обучающихся.
Обучающимся предложено продолжить предложения.
«Я
понял ………………………….
«Я
узнал ………………………….
«Я
научился………………………
С
помощью смайликов
обучающиеся
обозначают свое эмоциональное состояние и отношение к мероприятию.
Приложение
№ 1.
1.
Распределите роли в группе.
-
-
-
-
-
2.
Правила работы в группе.
-
-
-
-
-
3.
Выработайте правила толерантного
поведения, обучающихся в классе.
4.
Составьте синквейн на тему
«Толерантность». (Приложение № 2).
5.
Создайте эскиз значка «Мой выбор –
толерантность».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.