Главная / История / методическая разработка : "Трагедия Беслана"

методическая разработка : "Трагедия Беслана"

hello_html_m7ac419c8.gifhello_html_m7ac419c8.gifhello_html_m5770faf.gifhello_html_m5770faf.gifhello_html_m630eb450.gifhello_html_2fe60e3e.gifМетодическая разработка по патриотическому воспитанию детей

( музыкально – поэтическая композиция)



Трагедия Беслана





Фото жизнь - Алексей - Крымские зарисовки - Патриоты

C:\Users\1\Pictures\8592[1].gif



Каргаполова Татьяна Михайловна

МБОУ СОШ № 80

Пояснительная записка

Не только Россия, но и весь мир знает это место – «Беслан». Борьба с терроризмом охватила нашу планету на всех её континентах. Сегодня мы с Вами живём в нашей любимой стране и именно здесь: 1 сентября 2004 года произошли кровавые события, коснувшиеся в первую очередь детей в Северной Осетии школы№1города Беслана. Прошло уже 10 лет с тех трагических событий, но память не знает ни границ, ни времени, тем более что риску подверглись детские души, многие из которых ушли в небеса «Города ангелов».

В своей методической разработке мне хотелось рассказать учащимся о страшных событиях Беслана, о том, какие ужасные дни провели взрослые и дети, являясь заложниками террористов. Об этом учащимся расскажут представленные презентации и видеосюжеты. Учащиеся должны понять, что терроризм – это страшное явление человечества.

Слово « террор», которое знают сегодня все, существует во многих странах мира и обозначает страх и ужас. Террористы совершают взрывы, устраивают пожары и поджоги, угоняют самолёты, захватывают заложников, убивают, применяют вещества для массового отравления людей. Жертвами террористов становятся невинные граждане. Актуальность разработки обуславливается существующей и довольно острой проблемой 21 -го века – проблемой терроризма. Опасность терроризма чрезвычайно высока, ибо он не просто отражает насилие, но и способствует его развитию, формирует и усиливает чувство страха и обесценивает человеческую жизнь.

3 сентября объявлен днём солидарности в борьбе с терроризмом, а 1– е сентября сегодня является не только днём знаний, но и днём скорби по погибшим людям, в том числе и детям в Беслане.

Моя разработка посвящена событиям в Беслане и острой проблеме терроризма.

Цель:

формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения; объяснение сущности терроризма, изучение правил поведения при теракте;

Задачи:

воспитательная: способствовать проявлению у школьников чувства сострадания к жертвам теракта; воспитывать чувство патриотизма, уважение к отечеству;

развивающая: вызвать у учащихся чувство отрицания терроризма как явления;

образовательная: рассказать о событиях в Беслане, объяснить учащимся сущность терроризма как самого опасного явления человечества;

Предварительная работа:

разработка сценария, подбор музыкальных произведений и мелодий, подбор стихов по данной теме, репетиция выступления детей (чтение стихов), изготовление белых бумажных лебедей, сбор плакатов о терроризме, школьные газеты, посвящённые террористическим актам, интервью с учащимися: « Твоё отношение к событиям в Беслане».

Возраст детей: разработка предназначена для учащихся 13 – 14 лет;

Оборудование: мультимедийный проектор, освещение, полумрак, свечи, цветы на сцене, школьные газеты о терроризме, цветы на сцене; плакаты о Беслане.

Место проведения мероприятия: большой актовый зал, где есть большая сцена;

Действующие лица: ведущий (1) – (2), чтецы (1)- (6);

Музыкально – литературная композиция:

Трагедия Беслана



Ведущий (1) Как прекрасна наша планета! Она похожа на прозрачный хрустальный шар, сквозь который просвечиваются бездонные глубины океанов, рыжие барханы песчаных пустынь, изумрудные массивы лесов и белоснежные купола горных вершин. И как хорошо, когда на земле есть мир, спокойствие, не взрываются бомбы и снаряды, смеются взрослые и дети. Миру для жизни и процветания необходимы покой и умиротворённость, тогда он будет ярким, радостным и светлым домом для всех растений и животных. А найдётся ли в нём место для человеческой расы – уже сегодня зависит только от нас. Надо горячо любить землю и свою Родину, защищать её и беречь.

Чтец (1) « Если скажут слово «РОДИНА»,

Сразу в памяти встаёт: старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница и ромашковый бугор…

А другим наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или тень от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Ведущий (2) Да, мир прекрасен и удивителен, о нём пишут стихи и слагают песни.

Чтец (2) Мир детства – самый лучший мир

Наивный, добрый и счастливый,

Ребёнок хочет быть большим

Стремиться жить во взрослом мире.

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым!

( Звучит песня: «Аист на крыше». Музыка Давида Тухманова).

Ведущий (1) Но, к сожалению, мирная спокойная жизнь, может прерваться, даже в наше время. То, что весь мир увидел по телевидению, с 1 по 3 сентября, не поддаётся никакому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на каждом метре. Первое сентября в школе №1 города Беслана называют чёрным днём. В один момент праздник превратился в трагедию.

Утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу нового учебного года, террористы захватили школу№1 города Беслана. Они ворвались во двор с улицы Коминтерна, были вооружены, среди которых две женщины с поясами шахидов. Маленькие дети стояли под дулами автоматов, испытывая ужас и страх. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях. Все ни ели и не пили, не было ни пищи, ни воды. Мучили голод, жажда и духота в зале.

C:\Users\1\Pictures\74512_original[1].jpg



Чтец (3) Сияло солнце над Бесланом,

Срывался первый жёлтый лист,

Когда негаданно, нежданно

Ворвался в город террорист.

А во дворе у первой школы

(Где приходилось быть не раз)

Звучал из старой радиолы

Неповторимый «Школьный вальс».

Неслись волнующие звуки,

Кружились в такт ученики.

Открылись двери в храм науки,

Настали школьные деньки.

На лицах радость и волненье

От добрых слов и телеграмм.

Сверкали слёзы умиленья,

Пришедших в школу пап и мам.

Директор тёплыми словами

Поздравить школьников хотел

И лишь сказал: «Друзья, мы с вами…»

Но речь закончить не успел.

Бандиты в масках, словно черти,

Перемахнув через вокзал,

Согнали всех под страхом смерти

В тот небольшой спортивный зал.

Там трое суток без воды,

В невыносимой духоте.

Сидели дети без еды,

Сидели, молча в темноте.

Угроз, не повторяя дважды,

Смеялись нагло палачи,

Когда боролись дети с жаждой

Глотками собственной мочи.

Взорвав подвешенную мину,

Бандиты стали у дверей

И хладнокровно детям в спину

Стреляли будто бы в зверей.

Промчатся годы и века,

Исчезнет напрочь тень угроз,

Но Терек – быстрая река,

Не смоет в Каспий наших слёз.

Что со страной, скажи, Беслан?

Кто за подобное ответит?

За что погиб мой друг Аслан?

За что погибли наши дети?

И где найти теперь слова,

Чтоб всех погибших воскресили.

С тобою плачет вся Москва,

С тобою плачет вся Россия.

( Презентация:«Горе Беслана»)

Ведущий (2) Вы видели на слайдах презентации страдальческие лица ребят, горе матерей, потерявших своих детей, ужасы трагических трёх дней, проведённых в духоте зала, где не было ни воды, ни еды. Вы, наверное, запомнили злобное и весёлое лицо террориста и плачущего мальчика, потерявшего близких.

В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вёл – кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно. Детям велели залезать на подоконник и сказали: тех, кто будет шуметь, по 15 человек будем расстреливать. Они стояли на подоконниках как щит, а из–за спин стреляли куда попало. В случае штурма боевики угрожали взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали.



. Доктор Рошаль предложил поставить памятник российскому сироте Диме Яковлеву

Доктор Рошаль

Чтец (4) Люди всей планеты, встаньте!

И почтим Беслана память,

Гибли взрослые и дети там,

И на сердце близких были раны.

Ворвались террористы в школу,

Оборвался праздник, школьный звон,

С ужасом сидели молча в зале,

Двигаться нельзя и это был закон.

Не было воды, томила жажда,

Было страшно, смерть была близка,

Террористы злые озверели,

И в глазах был ужас и тоска.

За другой чертой родные плакали

Живы ли все в зале, с ними что?

«Групками» на волю выпускали,

И смеялись, глядя всем в лицо.

Наглые, развязанные, злые,

Их жестокость всем была страшна,

Все боялись: взрослые и дети,

В этой осетинской школе шла война.

Чтим мы память всех детей погибших,

Будем помнить их всегда,

Цветы памяти на обелисках,

И проходят в трауре года.

Люди, помните всегда,

Что жестокость грозна и порочна,

Она губит души и сердца,

И я знаю, знаю это точно.

Т. М. Каргаполова.

(Слушание песни: «Мама, очень хочется пить!»)

Би-би-си Фоторепортаж Фоторепортаж: внутри захваченной школы…hello_html_2f8556d0.png







C:\Users\1\Pictures\1283665371_49[1].jpg



Беслан 1-4 сентября. Фотоотчет + хроника происходящего.

(Фильм:«Беслан»)

Ведущий (1) День второй. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек - женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы. В перекличках люди проводили время с утра до вечера. Заложников получалось больше, чем по данным штаба, но родным, видимо, хотелось верить, что в школе 300, а не 1100 человек, и что их ребёнок, может быть, где – то заблудился. Иногда чудо случалось. Одной из женщин ребёнок позвонил на мобильный телефон и сообщил, что он в безопасности.

Ведущий (2) Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Всё произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что – то взорвалось. Когда дети убегали через дыру, в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывая на руки.

Почти все школьники были в майках и трусиках – в школе была страшная жара. Несмотря на шок, первое, что просили дети – пить. Потом на ходу ели бутерброды и печенье: голод оказывался сильнее шока. Но в основном детей просто спасали. У одних – пулевые ранения, у других – просто слезла кожа от ожогов после взрыва. Что это был за взрыв, стало ясно позднее. Террористы растянули бомбы по спортивному залу и прикрепили с стене на скотче. Когда скотч оторвался, раздались несколько взрывов, десятки заложников выбежали во внутренний двор школы, и бандиты открыли по ним шквальный огонь.

Ведущий (1) С этого взрыва и начался вынужденный штурм. Все были явно в замешательстве, в эпицентре боя рядом со спецназом неизвестно почему – оказались гражданские вооружённые люди и даже женщины. Бойцы спецназа, которые после взрывов пошли в бой, попытались закрыть за собой заложников, оттесняя в безопасную зону. Тем временем боевики, прикрываясь заложниками, вели прицельный огонь.

Часть террористов отстреливалась, другая добивала из автоматов оставшихся лежать в спортивном зале заложников. Позывные «Рубин», « Агат» и ещё десятки других в эфире теперь кричали об одном: « Скорую помощь сюда, срочно!» Местные жители руками расчищали коридоры из автомашин и автобусов для машин медиков. А потом даже устроили что – то подобное эстафете, чтобы быстрее носить раненых. Среди раненых на носилках – бойцы спецназа – потери в бою за школу. Позже, когда преследовали террористов на улицах Беслана, потерь почти не было. Видимо, этот сценарий как раз просматривался.

А в другой части города в это время стоял плач и причитания. Плакали женщины, когда узнавали своих родных среди убитых, плакал офицер, у которого на руках умерла девочка. На следующий день он сказал: « Всё это можно было бы назвать победой, если не знать, какой ценой»

Ведущий (2) Слёзы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. В результате террористической акции погибло 322 человека, 155 из которых – дети. Но сведения о погибших до сих пор уточняются. Многие дети не могут оправиться от тяжёлых ран. Некоторые дети до сих пор считаются без вести пропавшими, о них нет сведений ни среди живых, ни среди погибших.

( Видео. « Беслан -1.09.2004 года»)

Чтец (5) Содрогнулся весь мир, вся планета Земля,

Горе чёрною птицей взлетело,

В день, когда осетин выносил из огня

Обгоревшее детское тело.

C:\Users\1\Pictures\1290527220_beslan-foto-22[1].jpgC:\Users\1\Pictures\1290527208_beslan-foto-18[1].jpgC:\Users\1\Pictures\1290527286_beslan-foto-19[1].jpg

В день, когда неизвестный всем город Беслан

Приковал к себе наше вниманье,

Когда дети Беслана стонали от ран,

Когда взрослых душили рыданья.

Запах крови и пота и страха предел,

Звук оружия, сдержанный шёпот,

Безысходность и ужас – несчастный удел,

Каблуков оглушающий топот.

Чтец (6) В тишине так пугали глухие шаги

Террористов, идущих вдоль зала,

Тенью, в воздухе тихо рисуя круги,

Смерть детей нежно в лоб целовала.

Время, голодом чувства слегка притупив,

Изнуряло на жаркой погоде…

Прозвучал, как призыв, неожиданный взрыв

Дети смело рванулись к свободе.

Пули в спину бегущих от смерти детей,

Нереальность и шок потрясенья,

Удалось избежать стольких детских смертей,

Богом дан был им шанс на спасенье.

Снова взрывы и выстрелы, грохот и дым,

Крики слышались, будто им вторя…

Чей – то муж и отец в этот миг стал седым,

Зарыдав от бессилья и горя.

Чья – то мать и жена, в этот миг постарев,

Осознав сына, дочки потерю,

К небу руки простёрла, воскликнуть успев:

« Я не верю, не верю, не верю!!!»

Содрогнулся весь мир, вся планета Земля,

Горе чёрною птицей взлетело,

На исходе сентябрьского трудного дня

Солнце будто от слёз заблестело.

Сердце плакало, ныло, страдала душа,

Опускались усталые плечи,

Зажигались в тот день на Земле не спеша,

Поминальные, яркие свечи.

( Ирина Яненсон. Памяти трагедии Беслана )

( Презентация:«Чтим Беслана память»)

Ведущий (1) Элита Российских войск потеряла 10 профессионалов своего дела. В Беслане, как и в других стычках с террористами в авангарде наших войск всегда стоит спецназ. Именно он первый идёт под пули, закрывая собой других. Именно он первый теряет своих бойцов. Первый он видит и лицо врага и нацеленные дула автоматов. Вот имена погибших спецназовцев:

Майор Велько Андрей Витальевич

герой России подполковник Ильин Олег Геннадьевич

майор Катасонов Роман Юрьевич

прапорщик Лоськов Олег Вячеславович

майор Моляров Вячеслав Владимирович

герой России майор Перов Александр Валентинович

прапорщик Пудовкин Денис Евгеньевич

герой России Разумовский Дмитрий Александрович

герой России лейтенант Туркин Андрей Алексеевич

боец группы « Альфа» - Вячеслав Маляров

Подвиги спецназовцев, защищавших Беслан



Ведущий (2) Погиб Денис Пудовкин, когда вошёл в здание школы и не заметил спрятавшегося бандита. Денис сразу получил смертельное ранение.

«ГУСАР» ИЗ БЕСЛАНА

Денис Пудовкин всегда знал, что будет военным.

Роман Катасонов в одном из классов увидел детей, забившихся в угол, попытался их вывести из школы, но попал под обстрел. Вел неравный бой, всё – таки спас детей.

http://www.warchechnya.ru/_ld/4/26926020.jpg

Роман Катасонов

Группа подполковника Дмитрия Разумовского обеспечивала проход спецназовцев внутрь школы. В тот момент, когда они хотели обезвредить снайпера - тот попал пулей Дмирию чуть выше пластины бронежилета.



Разумовский

Дмитрий Разумовский



Вячеслав Маляров, защищая детей, пытался выйти из оцепления, закрывал своим телом детей, ранил двух боевиков, но сам получил смертельное ранение.

hello_html_m2031f639.png

Боец группы «Альфа». Освобождал здание от террористов. Нарвался на четырёх боевиков, которые прикрываясь детьми, пытались выйти из оцепления Первым их увидел майор Вячеслав Маляров. Он, не растерявшись, сразу открыл огонь по противнику – закрывая в тот момент своим телом детей, которые были за его спиной. Вячеслав ранил двух боевиков, но при этом сам получил смертельное ранение.



http://www.specnaz.ru/img/articles/super/2090.jpg

Олег Лоськов

Рядом с Вячеславом Маляровым в тот момент был его сослуживец – Олег Лоськов. Он ранил ещё одного террориста, но погиб сам.



Перов Александр Валентинович

Перов Александр

Майор Александр Перов накрыл своим телом трёх маленьких детей, недалеко от места, где разорвалась граната. Он был смертельно ранен, но продолжал руководить действиями своей группы, пока не потерял сознание.

Андрей Туркин

Лейтенант Андрей Туркин был уже ранен, когда группа спецназа « Вымпел», в которой он был, ворвалась в спортзал школы – где на тот момент было большинство заложников. Навстречу им подбежал боевик с гранатой. Чтобы избежать ( разные источники информации).

После того как на третий день в спортзале, где содержались большинство заложников, произошли взрывы, вызвавшие частичное обрушение крыши и стен спортзала, выжившие люди стали разбегаться. Штурмовая группа Андрея получила приказ на штурм здания, так как боевики открыли ожесточённый огонь по заложникам. Еще в начале штурма Туркин получил ранение, когда он в составе своего подразделения под мощным огнём боевиков ворвался в здание школы, но не вышел из боя. Прикрывая огнём спасение заложников, лейтенант Туркин лично уничтожил одного террориста в столовой, куда боевики перегнали многих выживших после взрывов в спортзале заложников. Когда другой бандит бросил в скопление людей гранату, Андрей Туркин закрыл их своим телом, ценой собственной жизни сохранив заложников:





C:\Users\1\Pictures\Туркин[1].jpg

Андрей Туркин





http://voin-net.ru/wp-content/uploads/2012/09/Велько.jpg

Андрей Велько

При отступлении несколько боевиков укрылись в небольшой пристройке к школе. Оттуда они начали вести прицельный огонь по бойцам спецназа. Прикрывая своих товарищей, майор Андрей Велько получил множественные смертельные ранения, от которых скончался.

http://voin-net.ru/wp-content/uploads/2012/09/Замаев.jpg

Валерий Замараев

Он был заместителем начальника поисково – спасательной службы. Он попал под шквальный огонь террористов, после того, как спасатели подошли к школе, чтобы забрать тела убитых.



http://voin-net.ru/wp-content/uploads/2012/09/Кузнецов.jpg

Кузнецов Михаил

Он был минёром экстра – класса. Во время зачистки помещения школы от террористов – Михаил должен был находиться в резерве, но вместо того он пошёл к стенам школы, чтобы помогать заложникам вылезать из окон. Чтобы тем было легче (окна были высокие) Михаил где – то нашёл парту, которая служила ступенью. Он был ранен, пуля перебила ему артерию. От потери крови он скончался в госпитале.

Ведущий (2) Запомните имена героев – спецназовцев, которые мужественно защищали заложников во время теракта в Беслане.

(Презентация:«Погибшие спецназовцы Беслана», песня о спецназе Беслана))

Ведущий (1)Каждый школьник должен знать и выполнять следующие правила предупреждения и поведения в случае угрозы или возникновения террористического акта. Взятие людей в заложники и похищение людей с целью получения за них выкупа – это один из распространённых видов терроризма. Любой человек может попасть в заложники. В последнее время во всём мире участились случаи захвата заложников и похищения людей. Эти уголовные преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести достоинства захваченных граждан, притеснением им моральных и физических страданий, телесных повреждений.

Правила поведения в случаях захвата в заложники:

  • не подвергайте себя излишнему риску, старайтесь ограничить контакты с преступниками, не вызывайте у них агрессии своими действиями или словами;

  • старайтесь по мере возможности смягчить враждебность преступников, оставаясь покладистым, спокойным и миролюбивым;

  • не прибегайте к крайним мерам для того, чтобы освободиться самостоятельно, если непосредственно при захвате вам удалось вырваться или спастись бегством;

  • используйте любую возможность для передачи информации о своём местонахождении, приметах преступников, об особенностях их поведения своим родственникам или правоохранительным органам;

  • не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза: это может вызвать по отношению к вам дополнительную агрессию, выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешения на любые ваши действия;

  • в захваченном террористом транспортном средстве оставайтесь на своём месте, не перемещайтесь по салону, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников;

  • в случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытайтесь укрыться за предметами (кресло, стул и любые другие предметы мебели), прикрыть своё тело от пуль подручными средствами, всем тем, что способно ослабить пробивное действие пуль;

  • попытайтесь отойти от входных дверей, окон, иллюминаторов, люков и занять горизонтальное положение, выполняйте все команды беспрекословно;

  • в момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандитов и открыть огонь на поражение;

Ведущий (2) Самое ужасное – это осознание того, что перед лицом бессмысленного, бесчеловечного террора обыватель, лишённый возможности защитить себя при помощи оружия, совершенно беззащитен. Государство со своими гуманными установками - с отменой смертной казни, с различными амнистиями и запретом на свободное ношение оружия для целей самозащиты фактически потворствует терроризму. Если каждого террориста публично казнить, дом его и имущество уничтожать, а его семью брать в заложники, проблема терроризма давно была бы решена.

Чтец (1) Не знаю, будет ли когда – то

Тот переломный в жизни миг,

Когда, вонзаясь в мозг набатом,

Момент расплаты прокричит.

Когда все те, кто виноваты

Заплачут кровью, захрипят,

Когда сосущие кровь гады,

В пожаре истины сгорят.

Когда посадят вора в клетку,

Убийцу – задницей на кол,

А тем, кто тронул малолетку –

Блуд отсекут тупым серпом.

Мне по душе такие меры –

Шакалу – смерть! Вот мой вердикт,

Пусть не хватает в Бога веры –

Я не прощаю! Бог простит!

( Яндекс. Видео. «Мама, очень хочется жить!»)

Ведущий (1) Сегодня мы рассказали вам о событиях в Беслане, мы не думаем, что вы останетесь равнодушными после просмотра материалов и наших рассказов. Вечная память всем людям, погибшим в Беслане: детям, взрослым и героям спецназовцам, освобождавших заложников!

Чтец (2) Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби горестной минуту помолчим!

Минута молчания

Ведущий(2) Дети не хотят никакой войны, об этом они поют!

(Выступление детского ансамбля: «Серебряная нотка». «Мы хотим, чтобы не было больше войны»)





23


методическая разработка : "Трагедия Беслана"
  • История
Описание:

Меня всегда трогала память о Беслане. Это трагедия. Я - сама учитель ия понимаю , как это всё страшно. МАленькие дети стоят под дулами автоматов, чудовищно. В своей разработке я описывала события тех дней, были представлены видео материалы, сделаны презентации с чедесной подходящей по теме музыкой. Взяты были фотографии, описывающие те дни. Я пишу стихи, поэтому в разработке есть и мои стихи. хотелось с помощью этой разработки донести до учащихся ту боль и отчаяние, которую испытали все, находящиеся в зале этой школы. Пусть никогда это не повторится!!

Автор Каргаполова Татьяна Михайловна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1084
Номер материала 3993
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓