Главная / Другое / Методическая разработка «Супер – продавец»

Методическая разработка «Супер – продавец»

Министерство образования Иркутской области


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Братский торгово-технологический техникум»














Организация и проведение конкурса

профессионального мастерства

«СУПЕР ПРОДАВЕЦ»

среди обучающихся по профессии

Продавец, контролёр-кассир»


Методическая разработка



















Братск, 2013




Авторы:


«Организация и проведение конкурса профессионального мастерства «Супер продавец» среди обучающихся по профессии Продавец, контролёр-кассир»: методическая разработка, Авт.-сост. Маркелова Н.И.,



Методическая разработка предназначена для педагогов учреждений среднего профессионального образования, работающих в группах обучающихся по профессии ОСТ 9 ПО 2.38.9 Продавец, контролёр-кассир

В ней представлен опыт организации и проведения на уровне образовательного учреждения конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся. В методической разработке учтены вопросы организации конкурса, интегрированного в образовательный процесс.




Рассмотрено на заседании

МО по профессиям торговли

Протокол № 2 от 23.10.2013






Рецензенты:















СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.Организация подготовки конкурса

6

2.Проведение конкурса

8

3.Подведение итогов конкурса

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13

Приложение 1

14

Приложение 2

18

Приложение 3

28

Приложение 4

29

Приложение 5

30

Приложение 6

33

Приложение 7

34

Приложение 8

37

Приложение 9

39

Приложение 10

40

Приложение 11

41

Приложение 12

43

Приложение 13

44

Приложение 14

46

Приложение 15

47

Приложение 16

50

Приложение 17

57



















ВВЕДЕНИЕ


Среди тысяч примет и замет,

Есть одна, и она не случайна:

Без торговли и общества нет,

Покупатели мы изначально.

Если ладно торговля идет,

Это значит - страна процветает,

И особых печалей не знает.

Пусть торговому люду всегда

Ярко светит удачи звезда.

А. Андрейченко


В последние годы большое значение придается развитию конкурсных технологий в системе профессионального образования.

Система конкурса выполняет несколько важных задач: выявляет одаренных обучающихся и творческих работников, создает условия для обмена опытом, стимулирует личностный и профессиональный рост. Современная практика приема на работу или занятие вакантных мест на конкурсной основе предполагает подготовку обучающихся к самопрезентации. Таким образом, конкурс профессионального мастерства является одним из условий подготовки к успешному трудоустройству выпускника.

Участие в конкурсах демонстрирует не только навыки и творческие способности педагогов и обучающихся, но и желание самосовершенствоваться, реализовывать инновационные педагогические проекты, достигать высоких профессиональных результатов, создавать положительный образ современного рабочего и специалиста, стимулирует познавательные интересы, дает возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации. Решимость к участию в конкурсе профессионального мастерства и победе в нем способствует развитию волевых качеств личности, отношение к ошибкам как к полезному опыту, позволяет из них формировать задачи самосовершенствования.

Конкурс профессионального мастерства «Супер – продавец» имеет образовательное и воспитательное значение: это трудовое соревнование, наиболее эффективная форма демонстрации навыков и профессиональных компетенций, внедрение передовых приемов и методов труда, инновационных технологий, повышения уровня профессиональной подготовки, мотивации и интереса к выбранной профессии.

Выявление лучших по профессии среди обучающихся имеет основную цель – определение качества подготовки специалистов в образовательном учреждении. Вместе с тем решается ряд задач: помощь обучающимся в раскрытии творческого потенциала, в повышении их конкурентоспособности на рынке труда, в профессиональной самооценке полученного опыта. А также привлечение к профессии и образовательному учреждению внимания тех, кто только определяется с выбором профессии. Этот ряд можно дополнить накоплением опыта творческой деятельности, психологической мобилизации, профессиональной и социальной адаптации. Все перечисленные задачи согласуются с требованиями времени, новых образовательных стандартов, компетентностным подходом к обучению. Являясь формой внеурочной деятельности, конкурс требует согласования с программой производственного и теоретического обучения, требованиями работодателей – социальных заказчиков, и должен учитывать состояние физических сил конкурсантов и организаторов. Трудоёмкость конкурса увеличивается в связи с выявлением лучших не по одной профессии, а по трем.

Описание опыта в данной методической разработке проведения профессионального конкурса сразу по трем профессиям может способствовать экономии времени организаторам новых подобных конкурсов и, как следствие, снижение психологических нагрузок на конкурсантов и организаторов при подготовке и проведении конкурсов.

В нашем образовательном Учреждении такой конкурс проводился впервые.





























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. Организационная подготовка конкурса


В соответствии с планом мероприятий методического объединения по профессиям торговли было разработано Положение1 о проведении конкурса «Супер продавец», в котором определяется порядок и сроки проведения конкурса, этапов, участники и состав жюри.

Организацию и подготовку конкурса осуществлял оргкомитет, в состав которого входили: мастера производственного обучения и преподаватели , а также работники, обеспечивающие техническую и информационную поддержку.

  • На основании Положения о конкурсе члены оргкомитета предусмотрели и обеспечили выполнение комплекса мероприятий, связанных с организацией и подготовкой конкурса, а также с подведением его итогов:

  • разработали план и условия проведения конкурса с учетом особенностей по профессиям;

  • определили место и время проведения конкурса;

  • установили обязанности каждого члена организационного комитета;

  • установили сроки проведения конкурса;

  • разработали содержание теоретических и практических заданий;

  • выбрали ответственного за подготовку УПМ №3

  • для проведения практического этапа конкурса;

  • разработали характеристики этапов конкурса и критерии оценок за выполнение конкурсных работ;

  • разработали порядок определения победителей и их поощрения.

Отбор участников конкурса производился по итогам предметных олимпиад2: по предметам: оборудование торговых предприятий, товароведение непродовольственных товаров, товароведение продовольственных товаров.

Хорошие результаты показали 6 обучающихся 1-3курсов, которые и стали участниками конкурса «Супер продавец».

Участники конкурса предварительно были ознакомлены с Положением конкурса, планом и местом проведения, содержанием практических работ, основными критериями оценивания выполнения заданий.

В процессе подготовки к конкурсу участники стремились проявить свои лучшие профессиональные качества. Мастера производственного обучения способствовали позитивному настрою обучающихся на участие в конкурсе, оказывая профессиональную помощь при подготовке и его проведении, на примере работы мастеров производственного обучения участники конкурса обрели опыт сотрудничества и взаимопомощи. Подготовка к конкурсу «Супер продавец» 2012-2013 учебного года, по словам участников, стала для них своего рода экзаменом по профессиям.

Этапы конкурса проходили в учебных кабинетах, учебно-производственной мастерской № 3, компьютерном классе, холле Учреждения и на сцене актового зала, на стенде третьего этажа учебного корпуса был оформлен информационной стенд конкурса, на котором освещались итоги этапов конкурса.

Особого внимания требовала подготовка к конкурсу в учебно - производственной мастерской. Заведующей учебно-производственной мастерской были подготовлены участникам рабочие места, необходимый инвентарь и комплект нормативных документов; каждого участника обеспечили ассортиментом товара, проверила исправность и надежность работы контрольно-кассовых машин (ККМ) «Орион-100», предусмотрели оформление мастерской плакатами в поддержку участников, девизом конкурса и пословицами о трудолюбии и ответственности. При планировании времени проведения этапов конкурса учитывалось организационно - подготовительное время на инструктажи по охране труда для выполнения работ, на переходы из компьютерного класса в УПМ, в холл и на перерывы в работе на обед.

Холл первого этажа Учреждения был оформлен плакатами с названием конкурса, его девизом и воздушными шарами и разноцветными звездами. Вдоль правой и левой стены холла расставлены столы – рабочие места участников практического этапа конкурса.

На сцене актового зала было выставлена оргтехника для демонстрации презентаций и фотографий. Задний план сцены оформлен вывеской «Супер продавец» под девизом «Звездный час» и празднично украшен. Для номинации «Мой помощник - глазомер»3 подготовлен и установлен стол с электронными весами, натуральные образцы продовольственных и непродовольственных товаров. Для номинации «Виртуоз на клавиатуре»4 были установлены для каждого участника контрольно- кассовые машины «Орион- 100», разложены задания со списком товаров для регистрации чеков, подсчета стоимости и выдачи сдачи покупателю. Для номинации «Азбука знаков»5 составлены задания с маркировочными знаками, встречающимися на различных упаковках товара для расшифровки.

Для каждого участника конкурса были созданы группы поддержки, состоящие из обучающихся и гостей конкурса.







2. Проведение конкурса


Конкурс «Супер продавец» проводился по трем профессиям: продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, контролер – кассир. Конкурсная программа состояла из теоретических и практических этапов, среди них: презентация: «Представь себя в своей профессии», проверка знаний и умений, опыта по определению качества товара, его характеристик, демонстрация искусства рекламы, инновационных технологий, умение пользоваться интернет- ресурсами и различных профессиональных заданий повышенной сложности. Для проявления творческих способностей было предложено домашнее задание по созданию личного резюме6, оформлению подарочного набора7, а также оформлению тематических ценников8 в соответствии с предоставленными нормативными документами в учебном кабинете ИКТ.

Без профессиональной компетентной помощи педагогов и мастеров производственного обучения конкурс не мог пройти на должном уровне.

Весь конкурс «Супер продавец» состоял из трех частей, каждая из которых делилась на туры. Первая теоретическая часть конкурса «Ларец знаний» состояла из предметных олимпиад и проводилась в два тура для выбора победителей в номинациях: «Лучший продавец непродовольственных товаров» и «Лучший продавец продовольственных товаров».

В первом туре участникам были предложены разноуровневые задания по предметам: оборудование торговых предприятий, товароведение непродовольственных товаров, товароведение продовольственных товаров.

Во втором туре участвовали победители первого тура, и им были предложены задания повышенной сложности по тем же предметам. Участники второго тура демонстрировали свои устойчивые профессиональные и теоретические знания. По итогам этого тура были выбраны лучшие представители групп для дальнейшего участия в следующей практической части конкурса.

Вторая часть конкурса «Все умею» состояла из двух туров – творческого «Я бы в продавцы пошел», практического «Все умею» и номинации «Копейка рубль бережет»9. Оба тура проходили во время учебного процесса.

Теоретический тур «Я бы в продавцы пошел» предшествовал практическому туру. Победителям первой части «Ларец знаний» было выдано домашнее задание: составить с помощью Интернет - ресурсов личное резюме объемом не более полутора страниц печатного текста.

Это новый вид задания в профессиональном конкурсе, который ранее нами никогда не использовался, и с которым конкурсанты справились хорошо. Все участники показали высокий уровень пользования Интернет - ресурсами, к составлению резюме подошли творчески. Информация, используемая в резюме, была достоверна и лаконична. Данному туру конкурса жюри дало хорошую оценку.

Второй тур - практическая часть «Все умею» - началась торжественным открытием в магазине «Мечта» (учебно – производственная мастерская № 3) и сопровождалась мультимедийной презентацией. Содержание ее регламентировало порядок проведения практической части конкурса и работы жюри.

Участников ознакомили с порядком и местом проведения конкурса, представили членов жюри. Провели жеребьевку, по результатам которой участники получили стартовые номера, маршрутные листы10 с указанием места проведения, время начала и окончания конкурсных заданий для выполнения последующих работ с соблюдением техники безопасности на рабочих местах.

Практический тур «Все умею» начался с предоставления всем участникам конкурса равноценных рабочих мест с необходимым набором товара, торгового инвентаря и приспособлений.

Участники провели приемку товара по фактуре11, оценили его по качеству, получили разменную монету. В холле первого этажа административного корпуса организовали рабочие места12 и оформили тематические витрины. Каждый участник конкурса осуществлял тематическую подготовку к продаже с использованием декоративных элементов согласно заданию. Оформление каждой витрины имело определенную тематику: «8Марта», «23 Февраля», «День влюбленных», «День открытых дверей», «Масленица», «Пасха».

После организации рабочего места участники конкурса перешли в учебный кабинет ИКТ, где приступили к оформлению тематических ценников. При оформлении тематических ценников участники продемонстрировали свои творческие и профессиональные компетенции с использованием компьютеров, при этом участникам необходимо было показать свои умения работы в графическом редакторе, находить материал с помощью поисковых систем через Интернет.

Во время перемены между учебными занятиями для всех обучающихся была проведена радиогазета обучающимися 3 курса, где были использованы рекламные сюжеты, созданные участниками конкурса: «О законе «Защита прав потребителей», «Мимика для продавца»13.

Из кабинета ИКТ участники перешли на свои рабочие места для обслуживания и консультаций покупателей. В ходе работы демонстрировали профессиональные умения и навыки по продаже товаров.

Жюри оценивало в этом туре общие и профессиональные компетенции: коммуникативность участников конкурса при обслуживании покупателей, точность и грамотность консультаций о товаре, технику работы, правила расчета с покупателем, регистрацию чека на покупку, оформление упаковки и вручение покупки.

Номинация «Копейка рубль бережет» – проходила в учебно-производственной мастерской (УПМ № 3), где участники вывели остаток товара на конец рабочего дня, произвели подсчет торговой выручки и сдали ее заведующей УПМ, после чего им была выдана квитанция приходного кассового ордера.

Заключительная часть конкурса «Супер продавец» - « Все могу» проходила на сцене актового зала и состояла из шести номинаций.

Выступление на сцене открыла первая номинация «Здравствуйте»14, в которой участники представляли себя и свою профессию. С помощью театрализованных миниатюр, электронных презентаций раскрывали свой интерес к выбранной профессии.

Следующая номинация «Мой помощник – глазомер». Эту номинацию провели преподаватели предметов «Товароведение продовольственных товаров» и «Товароведение непродовольственных товаров». Ими были подготовлены задания с учетом особенностей данных профессий. Будущим продавцам продовольственных товаров преподаватель подготовил ролевую торговую ситуацию по определению точного веса без весоизмерительного оборудования; для продавцов непродовольственных товаров - подбор нужного размера сорочек и головных уборов.

Третья номинация «Виртуоз на клавиатуре» включала в себя работу на кассовом аппарате. Каждому участнику было выдано индивидуальное задание.

Четвертая номинация «Азбука знаков» - расшифровка маркировки товара. Участникам предлагалось расшифровать по два знака, которые могут встретиться на упаковках продовольственных и непродовольственных товара. Все участники показали знания элементов маркировки и были по достоинству оценены жюри.

Пятая номинация - «Подарочный бриз». Эта номинация была домашним заданием, в котором участники выбирали товар соответственно заданной теме и оформляли подарочный набор.

Итогом номинации стало представление участниками на сцене своих подарочных наборов. При оценке жюри учитывало соответствие выбранных товаров заданной теме, оригинальность, эстетичность оформления, убедительность консультации, рекомендации и защиты.

Заключительной частью конкурса «Супер продавец» была шестая номинация «Мои увлечения», где каждый участник подготовил и показал свое хобби. Хобби участников были разнообразны, здесь жюри и гости конкурса увидели вокальные, музыкальные, танцевальные номера, чтение стихов и творческие работы, сделанные своими руками.


3. Подведение итогов конкурса


Конкурс был проведен в соответствии с Положением, он получился продолжительным по времени и насыщенным по содержанию. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Задания участниками конкурса выполнялись самостоятельно с разной степенью точности.

Членами жюри подводились итоги по каждой номинации, в зависимости от сложности конкурса присуждалось от 5 до 20 звездочек. Особое внимание члены жюри обращали на правильность выполнения трудовых приемов и операций, соблюдения правил охраны труда, техники безопасности, нормы времени выполнения заданий. Все это отразилось в количестве звездочек, набранных каждой участницей.

Для компетентной оценки профессионального мастерства участников конкурса каждый член жюри вносил свои баллы в оценочный лист15. На основании индивидуальных баллов выводилась средняя арифметическая оценка по каждому критерию на каждого участника конкурса. Критерии оценок были ранжированы. Судейство было гласным. Ведомость подписывалась членами жюри.

Победители и призеры16 конкурса определялись по лучшим показателям.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведение конкурса профессионального мастерства способствовало повышению мотивации профессионального самосовершенствования обучающихся.

При четкой организации, подготовке и проведения возможно совмещение конкурсов по трем профессиям: продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и контролер – кассир.

Проведенный конкурс показал, что каждый участник обладает профессиональными умениями и навыками. Участниками были продемонстрированы знания ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, порядок приема товара, сдачи государственных денежных знаков, получение товара и оформление витрины, рекламы товара и услуг, умение участвовать в рекламных компаниях, обслуживать покупателей, оказывать помощь в выборе товаров, составлять подарочные наборы, пользоваться торговым оборудованием и контрольно – кассовыми машинами.

Слова благодарности заслуживают мастера производственного обучения:

чьи обучающиеся приняли участие в конкурсе, результаты их труда и профессиональные качества стали очевидны по результатам выступлений участников.

Можно с уверенностью сказать, что конкурсы профессионального мастерства доказали свою высокую эффективность как завершающий этап изучения каждой темы учебной программы теоретического и производственного обучения.

Победителем конкурса профессионального мастерства «Супер продавец» стала обучающаяся группы 1К1 Панова Александра. Александра награждена дипломом, почетной лентой «Супер – продавец 2013 года» и ценным подарком, участница конкурса Ильина Надежда, занявшая 2 место и, Калинина Кристина, занявшая 3 место, награждены почетными грамотами.

За победу в отдельных номинациях Петровой Ксении, Ревягиной Яне, Головченко Марии вручили сертификаты.

За ходом проведения конкурса и результатами участники и обучающиеся наблюдали на информационном стенде в коридоре 3 этажа учебного корпуса. В ходе проведения конкурса велась фотосъемка, которая была представлена в виде презентации17 и продемонстрирована на закрытии декады.

Конкурс профессионального мастерства доставил удовольствие всем участникам и присутствующим.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гайнеев Э.Р. Набатова Л.Б. «От мини – конкурсов к вершинам мастерства» Профессиональное Образование. Столица №11 – 2009г. стр. 20-21.

  2. Наумкин Н.И. «Всероссийские конкурсы как форма подготовки специалистов к инновационной деятельности» Профессиональное Образование. Столица 11 – 2009 г. стр. 18-19.

  3. Туликова Е.И. Методическая разработка «Опыт организации конкурса профессионального мастерства среди обучающихся профессии «Повар, кондитер» Братск 2010 г.


































1 Положение о проведении конкурса « Супер-продавец» Приложение № 1

2 Предметные олимпиады (вопросы) Приложение № 2

3 Задание для номинации «Мой помощник - глазомер» Приложение 6

4 Задание для номинации «Виртуоз на клавиатуре Приложение 7

5 Задания для номинации «Азбука знаков» Приложение 8

6 Личное резюме Приложение 3

7 Подарочные наборы номинация « Подарочный бриз» Приложение 4

8 Тематические ценники Приложение 5

9 Номинация «Копейка – рубль бережет» Приложение 9

10 Маршрутные листы Приложение 10

11 Фактуры приемки товара Приложение 11

12 Фотографии организации рабочих мест Приложение 12

13 Электронная презентация Мимика лица Приложение 15

14 Электронная презентация номинации «Здравствуйте» Приложение 16

15 Оценочный лист конкурса для жюри Приложение 13

16 Фотографии победителей и призеров конкурса Приложение 14

17 Электронная презентация Приложение 17

Методическая разработка «Супер – продавец»
  • Другое
Описание:

Методическая  разработка профессионального конкурса

"Супер - продавец"  предназначена для педагогов учреждений  среднего профессионального образования, работающих в группах обучающихся по профессии ОСТ 9  ПО 2.38.9 Продавец, контролёр-кассир. В ней представлен опыт организации и проведения на уровне образовательного учреждения конкурсов профессионального мастерства среди  обучающихся.  В методической разработке  учтены вопросы организации конкурса, интегрированного в образовательный процесс. 

Участие в конкурсах демонстрирует не только навыки и творческие способности педагогов и обучающихся, но и желание самосовершенствоваться, реализовывать инновационные педагогические проекты, достигать высоких профессиональных результатов, создавать положительный образ современного рабочего и специалиста, стимулирует познавательные интересы, дает возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации.

Автор Маркелова Наталья Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1839
Номер материала 51375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓